Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое экологическое воспитание граждан через средства массовой информации




Русановский В.В., Железнов И.А., Удодова И.Н., Русановский Г.В.
Северо-Западный государственный заочный технический университет,
Россия, г. Санкт-Петербург

В нашей стране нередко нарушаются экологические права и законные интересы большинства жителей. Чуть ли не ежедневно СМИ сообщают о многочисленных экологических нарушениях, попирающих конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду.

В Российском Законе "О безопасности" (05 марта 1992 года) отражено, что к основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Согласовано закона, личность и ее жизненно важные интересы поставлены на первое место.

Закон этот был принят ранее действующей Конституции РФ, которая провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и что государство обязано их соблюдать и защищать. Многие граждане слабо знают свои экологические права и, в частности, право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 42): каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Нормы о праве на получение экологической информации содержатся во многих действующих российских законах. Так, в Конституции России (ст. 24 ч. 2) говорится об обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредст-венно затрагивающими его права и свободы.

Ст. 41 ч.3 Конституции РФ устанавливает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет ответственность в соответствии с феде-ральным законом. Ответственность – административная, уголовная, предусмотрена в этих случаях КОАП и Уголовным Кодексом РФ, а также рядом федеральных законов.
В Федеральном Законе "Об информатизации, информации и защите информации" (20 февраля 1995 г.) среди основных направлений государственной политики в сфере информатизации названо создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан на основе государственных информационных ресурсов.

В ст. 10 Закона, прямо запрещено ограничивать доступ к законодательным и другим нормативным актам, устанавливающим права, свободы и обязанности граждан, к документам, содержащим экологическую, санитарно - эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, безопасности граждан и населения в целом.

Ст. 12 гарантирует равные права на доступ к информационным ресурсам государства, причем граждане не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Такой доступ, утверждается в данной статье, является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, а также за состоянием экологии и других сфер общественной жизни.

В ст. 13 содержится предписание этим органам осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод, обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Наконец, ст. 24 гарантирует защиту прав на доступ к информации. Отказ в нем либо предоставление заведомо недостоверных данных могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе, имеют право на возмещение понесенного им ущерба. А руководители и другие служащие, виновные в незаконном ограничении доступа, несут ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством.

Развитие рыночных отношений в Российской Федерации оказывает существенное влияние на развитие современного экологического права, экологических правоотношений и правового воспитания, что необходимо для развития гражданского общества в России.

В 2002 году был принят Закон «Об охране окружающей среды», который определяет задачи всего природоохранного законодательства РФ.

Таким образом, политическая, нравственная и правовая культура в настоящее время невозможна без правовой экологической культуры личности и общества в целом.

Осознание личной ответственности за любые вредные воздействия на окружающую среду есть мера ответственности каждого человека перед ныне живущими и будущими поколениями.

Из всего вышеперечисленного определяются основные направления деятельности на развитие правового экологического воспитания граждан:

- проведение просветительской деятельности в области правовых знаний об окружающей среде, экологии, формировании здорового образа жизни у широких слоев населения.

- пропаганда нравственности и правовой экологической культуры у детей и юношества.

- использование периодической печати (газет, журналов) и других средств массовой информации (телевидения, радио, кино); художественно-публицистической деятельности в формировании правового экологического воспитания.

- прогнозирование развития научно-технического прогресса, определение приоритетных направлений в развитии правового экологического образования.

- совершенствование междисциплинарных подходов в правовом экологическом образовании и воспитании.

- систематическое проведение мониторинга по правовому экологическому воспитанию в школах, средне-специальных и высших учебных заведениях и отражение результатов в СМИ.

- совершенствование научной и педагогической работы в области правового экологического воспитания (написание учебников, учебных пособий и т.д.).

- разработка предложений по совершенствованию законодательства и нормативных документов по экологии и экологическому воспитанию; оздоровлению окружающей среды.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Рассматривая пути решения проблем экологического воспитания, целесообразно проанализировать соответствующий опыт зарубежных стран, достигших успехов в этой области.

Особый интерес вызывает методика экологического воспитания в Японии, поскольку японцам удалось взять под контроль экологическую ситуацию, более того, в целом стабилизировать ее, невзирая на то обстоятельство, что в этой стране была чрезвычайно высока степень отрицательного воздействия на окружающую среду в результате быстрого научно-технического прогресса. За последние 25 лет произошло изменение психического настроя людей в Японии. Экологическое мышление стало частью этических воззрений нации. По данным опросов, три четверти японцев готовы поступиться своими интересами, если это улучшит экологическую обстановку в стране (1993).

Вниманию и уважению к окружающей среде в Японии учат малышей, школьников, студентов, бизнесменов, домохозяек, президентов

компаний, мэров городов и губернаторов - словом, воспитывают и учат всех.

Цели экологического образования формулируют здесь следующим образом:

· помочь понять прикладной характер проблем загрязнения окружающей среды в современном обществе, уяснить их связь с модернизацией Японии;

· донести до широких слоев, что поддержание, охрана и воспроизводство качественной окружающей среды - это задачи и обязанности местных органов власти, которые должны исполнять их на основе принципа широкой демократии, т.е. максимального вовлечения населения в обсуждение и реализацию планов развития (в том числе промышленного и др.) районов (городов, поселков и т.д.) своего проживания. Таким образом, экологическое воспитание и образование должно быть прежде всего гражданским воспитанием и образованием, т.е. должно способствовать формированию у граждан активной, экологически нравственной жизненной позиции. Это является залогом сохранения и защиты достойной человека окружающей среды.

В японской литературе обычно выделяют четыре основных этапа сквозного экологического образования:

· первый - элементарное изучение организации природы. Это самый простой вид обучения, предназначенный для экологического образования в дошкольных учреждениях, а также в начальной и средней школе;

· второй - изучение взаимодействия в природе, его роли в сохранении экосистем. Развиваются идеи сохранения природы, защиты исчезающих видов, сохранения памятников природы. Этот этап характерен для всех классов школы;

· третий - изучение связи природной среды с человеческим обществом, воздействие сохранности экосистем на его благополучие. Развиваются идеи управления экосистемами, воспроизводства природных ресурсов. Этот вид обучения предназначен для старших классов школ, колледжей и университетов;

· четвертый - собственно изучение дисциплины по окружающей среде. Этот вид обучения предназначен для студентов специализированных факультетов университетов, преподавателей, взрослой части населения.

По мнению японских специалистов, элементы экологического образования должны включаться в учебные программы не только естественно-научных и социальных предметов, но и таких, как география, анатомия, здоровье, физическое воспитание, домоводство и даже этика, родной и иностранный языки, музыка. Экологическое воспитание начинается в очень раннем возрасте, когда ребенок только начинает осознавать себя и тот мир, который его окружает. Цель экологического воспитания - защита, сбережение природы,

которая начинается сразу же за порогом нашего дома. Японские родители уделяют экологическому воспитанию детей большое внимание из-за естественной тревоги за их будущее здоровье и в надежде, что детям в будущем удастся если не улучшить, то хотя бы сохранить на существующем уровне качество окружающей среды.

"Работая в Японии и выезжая по выходным дням за город, - пишет один из исследователей, - мне не раз доводилось видеть небольшие группы японских ребят в возрасте от старшей группы детского сада до первых классов начальной школы, которые под руководством своих преподавателей проходили, как выяснилось, не столько урок непосредственного знакомства с природой, сколько урок ее практической охраны, урок бережливого отношения к окружающей среде. Надолго запомнится, как малыши неутомимо сновали по территории горного парка, по обочинам тропинок, собирая в большие полиэтиленовые мешки различные признаки цивилизации, пустые алюминиевые банки из-под прохладительных напитков, использованные батарейки от различной бытовой радиоаппаратуры и др. Эффект таких действий, очевидно, не мал. Ребята на практике узнают, как не следует себя вести по отношению к природе и что нужно делать для ее сохранения. Что касается взрослых, то, наверное, увидев работу малышей, они хотя бы на несколько часов воздержатся от того, чтобы мусорить, где попало"1.

Практикуется также проведение муниципалитетами и общественными организациями дней массового сбора отходов, которые в отдельных населенных пунктах или районах крупных городов могут устраиваться как ежегодно, так и ежеквартально, но чаще 1 - 2 раза в год. Эти дни проводятся в одни и те же сроки, о которых жители извещаются заранее.

Во многих случаях такие дни становятся своеобразными праздниками, поскольку организаторы стремятся широко использовать разнообразные средства для привлечения людей: это и яркие плакаты, призывающие принять участие в сборе отходов и объясняющие важность утилизации вторичного сырья, и украшение мест сбора цветами, гирляндами, и музыка и т.д. Иногда между участниками устраиваются соревнования, победители которых награждаются. На примере острова Хоккайдо можно показать, как развивалось общественное движение по сбору мусора.

В 1975 г. места отдыха и обочины дорог острова были завалены пустыми банками. В 1976 г. 14 ассоциаций предложили организовать кампанию по сбору мусора. 25 октября 1981 г. было объявлено днем без единой пустой банки. 130 тыс. участников движения в этот день собрали 2,15 млн банок. С 1982 по 1985 г. включительно

кампания по сбору банок проводилась 8 раз с участием 1,8 млн человек. Общий сбор составил 25,4 млн банок.

В Японии, где урбанизация доведена до предела, особенно заметна та настойчивость, соответствующая национальным традициям, с которой жители городов используют любую возможность контактов с природой. Она проявляется:

· в маленьких зеленых двориках, где на нескольких квадратных метрах ее создатели пытаются отобразить все многообразие японской природы;

· в бережно сохраняемых праздниках любования цветущей сакурой;

· в постоянно развиваемом искусстве бонсай (в тех миниатюрных деревьях, которые в течение многих лет терпеливо выращиваются в цветочных горшках);

· в отмене занятий школьников в то время, когда идет снег, цветет сакура и пр. (японская вишня сакура не дает плодов, но люди ценят ее за красоту, а не за пользу).

В США экологическое просвещение населения началось в 1962 г., после издания книги Рейгел Карсон "Безмолвная весна", в которой с болью рассказано, как американцы отравляют землю пестицидами и другими химикатами, что вызывает гибель птиц. Резонанс, вызванный книгой, достиг апогея в 1970 г., когда в США был проведен День Земли, выразивший всенародную поддержку законам по защите окружающей среды.

Действия по охране окружающей среды сказались на замедлении роста эффективности производства в США. Однако опрос общественного мнения показал, что почти три четверти американцев согласны на замедление экономического роста страны и соответствующее замедление роста своего жизненного уровня, если это поможет улучшить состояние окружающей среды.

В Законе Российской Федерации "Об охране окружающей среды", принятом 10 января 2002 г., раздел XIII посвящен экологическому воспитанию, образованию и формированию экологической культуры. В этом разделе отмечается, что в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышение их квалификации с использованием при этом средств массовой информации.

Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ таких знаний. В соответствии с профилем в специальных средних и высших

учебных заведениях предусматривается преподавание отдельных курсов по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию.

Руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека на территории Российской Федерации, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников.

Важно разработать систему практического участия и молодежи, и взрослых в деле охраны природы. В частности, организовать "зеленые" молодежные отряды для очистки от мусора лесов и берегов рек вокруг городов и для помощи в контроле за состоянием окружающей среды (анализ воздуха и воды, продуктов питания и уровня радиации). Целесообразно наладить выпуск простейшей аппаратуры экологического контроля для использования ее населением в повседневной жизни, так как речь идет о здоровье людей и будущих поколений.

Целью этой деятельности должны быть воспитание уважения к природе, экологически обоснованное участие каждого человека в развитии производительных сил человечества для обеспечения высокого жизненного уровня в разных регионах земного шара и сохранения в то же время экологического равновесия для ныне живущих и будущих поколений. Необходимо четкое понимание важной роли развития энергосберегающих и материалосберегаю-щих технологий в производстве, экономии ресурсов, энергии в повседневной жизни.

Экологическое образование предполагает:

· 1) формирование системы знаний о взаимоотношениях человека и природы, понимание, что человек не господин природы, а ее часть (когнитивный уровень);

· 2) формирование системы экологических ценностей, эмоционального, ответственного, бережного, любовного отношения к природе и человеку как части природы (аффективный уровень);

· 3) формирование деятельностного подхода к защите, охране и восстановлению природы и физического и душевного здоровья человека в соответствии с принципом "мыслить глобально, действовать локально" (конативный уровень).

Современное общество, вооружённое техникой, развивающее технологии, производство, науку, использующее огромное количество энергии, несёт в себе мощную силу, воздействующую на Землю в целом и её ресурсы в частности. Это влияние зачастую не учитывает законов природы, а потому результаты взаимодействия человека и планеты могут быть плачевными. Люди не раз сталкивались с природными катастрофами, спровоцированными их деятельностью, а потому экологические вопросы сегодня более чем актуальны.

Экология как наука способна подсказать пути выхода из нарастающего кризиса. Именно она раскрывает законы связей, являющихся базой для устойчивости жизни. Но понимание людьми значимости отношений с природой, принципов их правильной организации невозможно без формирования и развития в обществе высокой экологической культуры.

Понятие экокультуры

Экологическая культура – личная ответственность каждого отдельного человека за состояние окружающей среды, это его собственная деятельность и поведение, целенаправленное сознательное ограничение своих материальных потребностей. Причём устойчивое развитие общества обеспечивается именно этими факторами.

Экологическая культура – это ещё и возможность использовать свои знания в повседневной деятельности. Недостаточно уметь оперировать тематической информацией, важно найти ей практическое применение. Соответственно, экологическая культура имеет две важные составляющие:

· Экологическое сознание – совокупность мировоззренческих представлений, экологических позиций, отношения к окружающей среде, развитие подобных стратегий в работе и прочей деятельности, оказывающей воздействие на природные объекты.

· Экологическое поведение – совокупность непосредственных поступков людей, имеющих какое-либо отношение к использованию ресурсов и влияющих на природное окружение.

Признаком высокой экологической культуры общества сегодня принято считать умение достичь максимально возможного единства всего социального и природного, понимание того, что охрана окружающего мира – это средство сохранения человека как вида, а само формирование экологической культуры невозможно без личного участия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...