Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повышение правовой культуры




Поделиться…

 

Государство придаёт большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.

Для повышения правовой культуры необходимо учитывать ряд задач. Во-первых, «обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства». Эти принципы, исходные руководящие идеи правовой системы, подразделяются на отраслевые (например, единобрачие, добровольность вступления в брак - это принципы семейного права), межотраслевыми (гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону - принципы гражданского процессуального и уголовного процессуального права), основными конституционными. Знание основных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественную сущность права, его разумность и необходимость, способствует переходу правовых знаний в убеждения.

Во-вторых, «создать базу для значительного расширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права». Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку. Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливости и полезности правовых установок, их ответственности перед обществом и государством за свои поступки. Другими словами «правовое поведение основано на социальной зрелости и юридической грамотности граждан». Всё это представляет собой общественно полезное явление, которое считается предпосылкой нормального функционирования гражданского общества с развитой правовой культурой.

В-третьих, «обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы» преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры - чувство законности и справедливости - должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности. Однако противодействие несправедливости не должно превышать пределов необходимой защиты. Например, нельзя «распускать руки» в ответ на словесное оскорбление в общественном месте. Для этого есть другие, законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровня сформированности правовой культуры.

В-четвёртых, осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности» и вести борьбу на преодоление правового нигилизма, которое овладело за последнее время массовым сознанием. Такой нигилизм коренится в правовом невежестве граждан и должностных лиц, их слабой информированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанном желании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды при минимальном риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить правовой нигилизм следует обратить внимание на качество самих законов, которые являются причиной подрыва доверия народа к законодателю.

В-пятых, «активизировать правовое поведение». От активности, действенности позиции каждого в борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе, поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.

Повышение правовой культуры населения, прежде всего видится в повышении общеправовой подготовки населения, распространении среди него правовых взглядов, идей и пропаганде принципов законности и правопорядка. Такими путями могут стать:

I. Право и правовые законы. Закон как инструмент организации общественных отношений является пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов, на мой взгляд, является важнейшим завоеванием цивилизации. Рано или поздно зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания.

В качестве примера завоеваний культуры в средствах и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего порядка.

Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Поэтому об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие процессы: парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным и гражданским делам, и т.д.

Относительная самостоятельность закона в том и проявляется, что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будут отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона создаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство законов, и основанных на них подзаконных актов, утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или формируются те учреждения (органы), которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любое состояние правовой культуры: 1) психологическое (отражающее психические процессы), 2) нормативное (фиксирующее совокупность норм права), 3) поведенческое (указывающее характер действий), 4) объективированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.

Правовая культура подвержена оценкам, что позволяет нам говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоления уровня низкого. Разумеется, оценки будут относительные.

Разные люди, разные обязанности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере, как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Но, изучая историю, мы находим, что в ней выработаны уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры, в том числе и с помощью закона. К их числу следует отнести:

• формирование чувства права и законности;

• освоение достижений логико-правового мышления;

• совершенствование законодательства;

• повышение уровня законопроектных работ;

• увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;

• совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности;

• разделение властей законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

• изучение памятников права и правоприменительной практики, как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

Было бы утопичным сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм - это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекают следующие задачи:

1. Обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни.

2. Создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права.

3. Обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей прав и обязанностей за свои законные интересы.

4. Профилактировать правонарушения в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности».

5. Активизировать правомерное поведение.

Определяя роль закона в повышении правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо должности в государстве, так как они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, пренебрежение правами гражданина пагубно сказывается на уровне культуры в целом.

Как мы видим, роль законодательства велика, она позитивно воздействует на умы, волю и поступки людей, также не в меньшей степени закон путем установления мер юридической ответственности способствует повышению уровня культуры, профилактируя совершение правонарушений.

II. Правовое информирование в процессе воздействия юридической и иной общественной практики. Влияние на правовую культуру граждан юридической и иной социальной практики имеет место в рамках правотворческого процесса и толкования законодательства, в ходе осуществления юридических функций такими органами, как суд, прокуратура, органы МВД, арбитраж, нотариат, юридическая служба в народном хозяйстве и адвокатура. По некоторым данным, от 9,5 до 11% опрошенных граждан одним из источников своих правовых знаний называют соприкосновение с деятельностью представителей различных юридических профессий: судей, прокуроров, следователей, адвокатов, юрисконсультов и нотариусов.

Правовое информирование в процессе воздействия юридической практики имеет место, во-первых, во время участия граждан в разрешении правовых вопросов в качестве заявителей, свидетелей, истцов и ответчиков и т.д., когда они приобретают личный правовой опыт. Во-вторых, при осуществлении политики гласности работы Думы, судебного процесса, когда правовая культура населения повышается независимо от его личного участия в разрешении юридических дел. В-третьих, в ходе участия граждан и их организаций, трудовых коллективов в управлении и укреплении законности, предупреждении правонарушений.

Необходимость усиления воздействия юридической практики на правовую культуру граждан связана с улучшением деятельности государственных органов, повышением правовой культуры их должностных лиц для того, чтобы они прежде всего сами могли правильно уяснить содержание законодательства и затем довести его до сведения граждан. Закон, как пишет С.В. Боботов, - требует, чтобы судья не ограничивался только разрешением конкретного дела, его обязанность - разъяснить сущность правовых норм и довести до осознания граждан смысл правовых требований [1]. Подобные цели должны становиться и перед другими должностными работниками правоохранительных органов, юридических служб учреждений и организаций.

Необходимо шире информировать граждан о функциях и задачах тех или иных учреждений, чтобы они смелее обращались в них, не были отчужденны от юристов и законодательства. В юридической печати, например, отмечается, что помощь, оказываемая юридическими консультациями, могла бы быть значительно эффективнее, если бы население больше знало о возможностях и назначении адвокатуры.

В России юридическая помощь в определенной степени доступна для граждан. Вместе с тем в печати были опубликованы данные о том, что в бывшем СССР один адвокат приходился на 13 тыс. человек примерно такое же соотношение было характерно для России в 1913 г. При этом трудно не согласиться с утверждением, что если численность - не единственный «больной вопрос» в деятельности адвокатуры, то в значительной мере вопрос, являющийся базовым для решения всех других.

Развитие адвокатуры должно идти не только в сторону увеличения численности адвокатов, т.е. экстенсивным путем. Целесообразно наладить правовую помощь гражданам по месту жительства или работы, ввести в практику юридические консультации по телефону или с приглашением на дом. Особенно это было бы полезным для жителей сельской местности, инвалидов и некоторых других категорий граждан.

Следовало бы решить на государственном уровне вопрос об оказании правовой помощи неимущим гражданам. В этом отношении положительный опыт имеется в Великобритании, где государством создана национальная система обеспечения юридической помощи и консультаций лиц с ограниченными средствами. Соответствующие расходы выплачиваются из публичного фонда, известного под названием «фонд правовой помощи», который финансируется государством.

Наряду с юридическими консультациями адвокатуры могли бы активнее действовать и рекламировать свои услуги юридические консультации при областных, краевых, республиканских, городских Советах профсоюзов. Их задача - оказывать бесплатную помощь трудящимся, пенсионерам, профсоюзным комитетам по трудовым и пенсионным вопросам. К сожалению, в настоящее время большинство граждан просто не знает об их существовании.

Однако часто граждане не обращаются за консультацией к юристу или обращаются с опозданием, а ведь разъяснительная работа адвоката может устранить возникновение судебного спора, уберечь людей от неоправданных моральных и материальных издержек, освободить суды от рассмотрения дел по явно необоснованным искам. Такое положение должно быть исправлено в условиях правового государства, где юридическая помощь должна сопровождать граждан во всех областях жизни.

Нельзя не отметить в качестве позитивного сдвига появление большого количества государственных и коммерческих организаций, оказывающих ряд услуг по правовому консультированию и обслуживанию клиентов (малых предприятий, отдельных граждан и т.д.), организацию платных консультаций по разнообразным юридическим вопросам у ведущих специалистов республики и т.д. Увеличение предложения на рынке правовой информации не может не способствовать его совершенствованию.

Вместе с тем доступность законодательства для хозяйственных руководителей, членов трудовых коллективов зависит, в первую очередь, от качества работы штатных юрисконсультов предприятий различного типа. В условиях рыночной экономики такое положение может привести к значительным потерям общества с точки зрения неорганизованности, нарушений законности, отсутствия инициативы и т.д.

Члены трудовых коллективов, их должностные лица при решении правовых вопросов должны шире опираться в своей повседневной деятельности на консультации юристов. Необходимы расширение юридической службы в народном хозяйстве, охват ею субъектов хозяйственной жизни, не имеющих такого обслуживания. С помощью приказов и распоряжений руководства, администрации юрисконсульты должны информировать рабочих и служащих о новых законодательных актах, разъяснять их конкретное содержание.

 

Важным каналом правовой информации, главным образом для должностных лиц, является официальное толкование норм права, необходимость осуществления которого объясняется рядом субъективных и объективных факторов. Акты официального толкования представляют собой имеющую внутреннее единство иерархическую систему вспомогательных правовых актов, которые служат важным средством правильной и эффективной реализации права путем установления организационно-вспомогательных правил понимания и применения действующего законодательства [2]. Именно разъяснение смысла и содержания государственной воли, выраженной в законодательстве, преодоление ошибок и недостатков правоприменения, встречающихся трудностей, неясностей для должностных лиц, а также всех граждан являются главной целью официального толкования норм права. При этом особенно важно то, что такие разъяснения принимаются с учетом потребностей практики, которая изучается и обобщается.

Указанная система включает в себя акты толкования органов государственной власти, управления, судебных органов, органов прокуратуры, количество которых постоянно растет.

Наконец, большое значение для обеспечения доступности законодательства имеет вовлечение граждан в процесс выработки и принятия государственных решений на всех уровнях, выражающееся в процессах демократизации правотворческого процесса. Участие граждан в правотворчестве, в широком обсуждении законопроектов позволяет пропагандировать содержание и цели принимаемых законодательных актов, формировать и стимулировать интерес к положениям будущих законов, демонстрировать гражданам демократический характер нового законодательства, помогать им ориентироваться в системе законодательства и совершенствовать его с точки зрения доступности.

III. Наглядная агитация. Наглядная правовая агитация используется для обеспечения доступности законодательства в виде стенной печати, плакатов, стендов, листовок. Ее распространение возможно различными способами: вывешивание в местах скопления людей, разбрасывание на улицах, раздача гражданам. Целью может быть информирование о тексте целого нормативно-правового акта или его части, сопровождение такого информирования различными иллюстрациями.

В последнее время этот вид правового информирования недооценивается компетентными органами. Практически не выпускаются одноразовые информационные листки, плакаты и листовки. Наиболее активно он применялся службами МВД, в частности, пожарной и госавтоинспекцией, хотя наглядная правовая агитация была бы эффективна и в школе, и в поликлинике, и в других учреждениях массового посещения.

IV. Устное правовое информирование граждан. Уступая средствам массовой информации в масштабах правового просветительства, устные формы правового информирования формируют, как общее правило, более устойчивые знания. Например, успех лекций всегда заключается не столько в количестве распространенной информации, сколько в том, что поняли и запомнили слушатели.

Основным преимуществом устных форм правового информирования с точки зрения обеспечения доступности законодательства является личное общение источника правовой информации с ее потребителями, что позволяет оперативно реагировать на запросы аудитории, появляющиеся в ходе изложения. Граждане удовлетворяют свои потребности в разъяснении непонятных положений сразу же в процессе общения, что достигается с помощью такой формы работы, которая подразумевает вопрос и сразу ответ на него. Это является лучшей гарантией ценности и полезности сообщаемой правовой информации.

Устная правовая пропаганда осуществляется, прежде всего, в форме лекций. Однако могут организовываться и вечера вопросов и ответов, встречи с юридическими работниками, научно-практические конференции по вопросам права и т.д. Правда, использование их на практике в последнее время не характеризуется массовостью и скорее носит одноразовый характер. Единственная активно применяемая форма устного правового информирования - организация платных семинаров, лекций, школ и т.д. по вопросам нового законодательства и его применения на практике (финансового, таможенного, хозяйственного и т.д.).

Для того, чтобы устное правовое информирование оказывало более эффективное воздействие на обеспечение доступности законодательства, нуждается в корректировке его тематика. Она должна быть посвящена не только правовой практике или пропаганде определенных отраслей законодательства, конкретных нормативных актов и их групп, но и включать другие темы. Несомненно, необходимо расширение тематики правовых лекций.

Темы лекций не должны быть широкими, потому что информация может быть усвоена продуктивно лишь до определенного объема. Если же лектор берется за большую тему, например, «Хозяйственное законодательство», выходом может быть проведение циклов лекций. Лекции должны содержать конкретную информацию, например, изложение и объяснение правовых норм, указание на их источники, даже в том случае, если лектор имеет целью в первую очередь рассмотреть проблемы практического применения законодательства.

Среди форм устного правового информирования можно выделить правовую агитацию, т.е. индивидуальную работу с гражданами. Агитация как метод правоинформационной работы используется органами полиции, прокуратуры, суда и общественных организаций.

Работа по агитации может осуществляться как в форме повседневного общения, так и специальных бесед и консультаций. В роли агитатора может выступать как работник компетентных органов, так и старший, более опытный товарищ по работе, наставник молодежи. Что повышает ее эффективность и действенность. То, что она ведется в свободной обстановке, позволяет информируемому чувствовать себя независимо, эффективно усваивать излагаемую информацию. Успех личной агитации зависит от агитатора, его подготовленности, умения донести свои знания до агитируемого. По мнению автора, существуют группы населения, для которых устная агитация является практически единственным объективным источником информации о законодательстве, например, осужденные.

V. Повышение правовой культуры с помощью компьютерной техники. Работы по автоматизации процесса учета нормативно-правовых актов ведутся с 1970-х годов. В первую очередь они были вызваны потребностями в нормативно-правовой информации крупных государственных структур - министерств, ведомств, Госкомитетов и их подразделений - и были направлены на удовлетворение их запросов. Однако, в перспективе не исключалась возможность обеспечения доступа к автоматизированным информационно-поисковым системам по законодательству и для граждан.

Новые информационные технологии, основывающиеся на использовании персональных компьютеров в информационных процессах, позволяют относительно быстро, надежно и недорого удовлетворить потребности в нормативно-правовой информации самых различных ее потребителей. Это принципиальным образом меняет ситуацию, поскольку формируется реальная возможность использовать компьютеров для обеспечения доступности законодательства значительному количеству индивидуальных пользователей.

В настоящее время информационный рынок в нормативно-правовой сфере заполнен и позволяет реально использовать преимущества электронно-вычислительной техники в целях обеспечения доступности законодательства для значительного числа потребителей.

VI. Повышение правовой культуры с помощью произведений литературы и искусства на правовую тематику. Кино, театр, литература, соединяя силу эмоционального воздействия с информативной насыщенностью, могут добиваться таких результатов, которые подчас не под силу для других форм правового просвещения. Эффективность этих средств особенно возрастает при использовании их вместе с другими формами правового информирования. Если после просмотра фильма, сюжет которого связан с уголовным преступлением, квалифицированный лектор осветит юридическую сторону дела, несомненно, усвоение юридической информации будет очень действенным. Тут важно постараться правильно использовать для сюжета правовую основу, расставить акценты, для того, чтобы вызвать интерес к законодательным нормам, зафиксировать присутствующий в произведении комплекс знаний о правовых установках.

Правильно поступают театры, которые в период подготовки спектаклей нравственно-правовой тематики прибегают к помощи и консультациям юристов - работников прокуратуры, суда, органов внутренних дел. Такая практика должна развиваться в других жанрах искусства.

VII. Правовая культура в процессе неформального, межличностного общения. Неформальное межличностное общение является наименее изученным учеными-юристами каналом правовой информации. До настоящего времени нет обстоятельных работ по этой теме. Но социологические исследования показали, что данный канал правовой информации пользуется у населения большой популярностью. «Практически соприкасаясь с правовыми актами в своей жизни, человек первоначально узнает о существовании и действии правовых предписаний через общение с другими людьми... - отмечает Д.А. Керимов - Лишь затем по мере становления личности все более привлекаются другие источники» [3].

Значительная часть населения не умеет и не пользуется официальными источниками юридической информации. Сведения о праве часто передаются понаслышке, из третьих уст товарищами по работе, учебе или вообще случайными людьми.

По данным некоторых исследований, морально-правовая информация в 30 случаях из 100 черпается из каналов неформального общения. Трудно определить в ней процент информации о законодательстве, но можно с уверенностью предположить, что немалый. Объяснить такую ситуацию можно большой потребностью в информации о законодательстве, интересом к ней. Потребность получать информацию по вопросам соблюдения морали, законности, правопорядка воспитывают большинство граждан.

В целом активность межличностных коммуникаций постоянно возрастает, что связывается им прежде всего с ростом потока информации, культурного уровня людей, роли нерегламентированного досуга в отличие от досуга регламентированного. Естественно, что это не позволяет игнорировать неформальное межличностное общение как канал правовой информации.

Особенно активно в процессе такого общения выступает ближайшее окружение индивида. «Микросреда» - ретранслятор общественной информации, и если она не создает информационных шумов, барьеров по кибернетической терминологии, то личность познает требования общества, выполняет их. В противном случае формируются черты личности, не отвечающие идеалам. Иными словами, личность не усваивает правовую информацию.

Действие данного канала правовой информации связано с социальной сущностью человека. Он всегда существовал и будет существовать. Нельзя заставить человека пользоваться только формальной правовой информацией, к тому же в жизни бывают такие ситуации, когда она отсутствует. Следовательно, задача заключается не в уменьшении роли этого источника правовой информации, а в обеспечении оптимальности функционирования, в избавлении от информационных шумов. Естественно, при условии рационального сочетания неформального общения на темы права с другими каналами правовой информации. Сложность этого состоит в том, что правовая информация должна отличаться максимальной формализованностью и определенностью. Одно слово, искаженное источником правовой информации, может изменить смысл всего сообщения, а ведь при межличностном общении степень искажения информации высока. При этом, как отмечается в литературе, стихийные процессы передачи информации в значительной мере никем не контролируются, закономерностями их распространения соответствующие органы практически не владеют.

В процессе передачи правовой информации искажения могут возникнуть по двум причинам. Во-первых, информация может искажаться непроизвольно, без какой-либо определенной цели (например, из-за невнимательности). Во-вторых, это может происходить злонамеренно, с умыслом передать ложную информацию. В отношении первой причины напрашивается гипотеза о необходимости максимального сокращения информационной цепи, числа передаточных звеньев при неформальном общении. Идеальным должен быть случай, когда лицо, почерпнувшее правовую информацию из официального или иного формального источника, передает ее нуждающемуся в этой информации.

Умышленное искажение правовой информации может влиять на правовую культуру двояким образом. Либо в искаженном виде доводится сама норма, либо создается психологическая установка на отсутствие необходимости ознакомления с правовыми нормами, пренебрежение ими (например, когда одно лицо информирует другое о том, что данные действия не наказуемы).

Таким образом, межличностное неформальное общение в определенных случаях может выступать полезным передаточным звеном при доведении формальной правовой информации либо негативным ее интерпретатором. При этом степень активности неформального общения связана с доступностью законодательства и состоянием правовой культуры.

Ссылаясь на данные социальной психологии, указывает, что если средства массовой информации и пропаганды не дают достаточно разнообразного отражения действительности, то возрастает роль межличностного общения, перекрывающего дефицит информации. При этом масса и быстрота движения слухов обратно пропорциональны степени информированности населения. Причиной же дефицита информации является ее доступность. Чем менее развиты формальные источники информирования о законодательстве, тем слабее они удовлетворяют потребности граждан и, следовательно, тем активнее межличностные связи и контакты.

Когда люди сталкиваются с чем-либо непонятным, что на по их представлению является важным, они всегда стараются найти любую информацию, в которой содержалось бы необходимое разъяснение. Простота и доступность удовлетворения возникающей потребности с помощью слухов служит причиной их быстрого распространения. Слух воспроизводится, и ему верят не потому, что это кажущаяся правда, а потому, что он удовлетворяет психологическую потребность рассказчика и слушателя, не удовлетворенную иным способом.

В свою очередь обилие достоверных (официальных) источников информации, в частности правовой, позволяет человеку избежать необходимости обращения к тем из них, которые могут быть охарактеризованы как ненадежные.

Таким образом, для того, чтобы препятствовать распространению слухов, формированию искаженного правосознания, формальные каналы правовой информации по степени своей доступности должны быть приближены к неформальным, удовлетворять запросы граждан как по содержанию, так и по форме. Законодательство как главный источник правовой информации должно быть доступным в первую очередь.

VIII. Законопроектная деятельность как средство повышения правовой культуры.

Непосредственной целью законопроектной деятельности выступает подготовка проектов законодательных актов с целью их последующего рассмотрения и принятия представительными органами государства. Однако в ходе этой деятельности возникают и упомянутые нами вторичные результаты, одним из которых является получение лицами, причастными к законопроектной деятельности, новых знаний как юридического, так и общекультурного характера. Покажем, как это может происходить.

Прежде чем заниматься подготовкой законопроекта, необходимо получить достаточно подробное представление о предмете регулирования будущего закона. Для этого используются самые различные источники, в том числе научные и статистические исследования, заключения экспертов и т.п. Изучив эти данные, разработчик закона, как правило, уже способен ориентироваться в проблеме, что характеризует законопроектную деятельность как специфическое средство общесоциального познания. Следует отметить, что данный вид познания представляет собой не процесс открытия новых социальных знаний, а «овладение наличным теоретическим знанием», «перевод научного теоретического знания в сферу практики» [4].

Дальнейшее изучение проблемы предполагает установление степени урегулированности соответствующих общественных отношений. Чтобы определить это, требуется тщательный анализ действующего законодательства, сопоставление ряда нормативных актов, применение различных способов толкования права. В результате разработчик не только получает дополнительную практику работы с законодательным материалом, но и овладевает новыми правовыми знаниями.

После того, как выявлена суть проблемы и (исходя из полученного представления) сформулирована концепция законопроекта, его разработчик должен определить, какими правовыми средствами ему следует воспользоваться, чтобы создать наиболее эффективную модель правового регулирования. Для этого он производит отбор знакомых ему средств (юридических конструкций, дозволений, запретов и др.), а в случае необходимости пополняет свой инструментарий ранее неизвестными средствами. Нужную информацию разработчик может черпать как из практики государственной деятельности, так и из научных разработок в области права. Он может использовать и такие средства, которые ранее на практике не применялись, но были смоделированы в юридической литературе.

Первоначальная редакция законопроекта практически всегда претерпевает определенные (и порой существенные) изменения в ходе его рассмотрения и обсуждения. Если проект проходит обсуждение в законодательном органе, депутаты имеют возможность ознакомиться не только с его текстом, но и с теми данными, которые были получены и систематизированы разработчиками в ходе подготовки проекта, а также получить дополнительную информацию по этим же вопросам, воспользовавшись помощью специалистов.

Если же законотворческая процедура включает обсуждение проекта с привлечением представителей общественности, появляется возможность распространить просветительский эффект правотворческой деятельности и на простых граждан. Для этой цели могут быть использованы такие средства, как публикация законопроектов в периодических изданиях и справочных правовых системах («Консультант-Плюс», «Гарант-Максимум» и др.), размещение их в сети Интернет, организация публичных слушаний или дебатов и т.п. Население, таким образом, может получить знания и о содержании законопроекта, и о распространенных в правотворческой практике средствах юридической техники, и о самом процессе правотворчества. Систематическое проведение такой работы, на наш взгляд, является необходимой частью правового просвещения населения.

Значительную роль в процессе повышения правовой культуры в связи с законопроектной деятельностью способны сыграть общественные объединения. Политические партии и движения, имеющие представительство в законодательных органах, а также профсоюзные организации могут использовать свои организационные и политические возможности для того, чтобы привлечь внимание представляемых ими социальных групп к обсуждаемым законопроектам. При помощи своей технической базы общественные организации могут распространять информацию о принимаемых в конкретный период законах, об их основном содержании, о сложностях, возникающих в процессе правотворчества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...