Понятие и сущность правовой культуры России
Понятие «правовая культура» широко употребляется в различных государственных документах, в научной и учебной литературе. Однако степень его разработанности на теоретическом уровне оставляет желать лучшего, несмотря на то, что ценность и необходимость использования данного понятия признаётся большинством теоретиков права. Уже в самом термине «правовая культура» содержится указание на наличие двух сторон: права и культуры. Поэтому в юридической науке имеются многочисленные, иногда противоречивые определения данного понятия. Например, А. П. Семитко определяет правовую культуру как «качественное состояние жизни общества». Однако З. Ч. Чикеева полагает, что, рассматривая правовую культуру только в этом аспекте, мы характеризуем лишь внешнюю форму данного явления; внутреннее же содержание заключается в развитии самого человека. Левина С.В. Воспитательная функция права и правовая культура // Российский юридический журнал. 2010. № 6. С. 39. Помимо приведённых трактовок, изучение сущности правовой культуры позволяет выделить ещё несколько основных подходов к её пониманию, сложившихся в юридической учебной и научной литературе. Понимание сущности правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей органически связывает её с определённым уровнем развития правового сознания и поведения, оно тесно связано с состоянием правовой жизни общества, составляющих его социальных групп и индивидов. Такое понимание сущности правовой культуры определяется социально-экономическим и общественно-политическим уровнем развития общества, наличием или же отсутствием в нём реальной демократии. Особенно важным показателем этого состояния является степень гарантированной государством свободы поведения личности, связанной с реализацией её прав в единстве с ответственностью перед обществом. Чекмачёв Д.В. Правовая культура и демократические ценности в современном российском обществе // Закон и право. 2009. № 7. С. 57. Не вдаваясь в подробности дискуссий об определении понятия, ограничимся её пониманием как разновидности общественной культуры, отражающей определённый уровень правового сознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.
Нередко в правовую культуру общества в юридической литературе включают право, правосознание, правоотношения, законность, правопорядок, правовое поведение. Правовую культуру трактуется нередко через понятие уровня развития её компонентов, при этом в числе показателей уровня правовой культуры называются развитость правовых взглядов, широта и гарантированность прав, уровень правоохранительной деятельности, уровень юридического образования и воспитания. Выделяют правовую культуру общества, групповую и индивидуальную правовую культуру, а также правовую культуру должностных лиц. Правовая культура общества охватывает его духовную сферу, ценности, накопленные правовой историей (памятники права и юридические мысли, нормативные правовые акты, акты применения права); групповая правовая культура - это культура группы, коллектива; индивидуальная правовая культура означает правовую образованность человека, включая высокое правосознание, умение пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм. Правовая культура как составная часть общей культуры призвана разрешать противоречия, являться основой диалога через нормы права для разных сил, общественных движений, наций. На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы:
1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей; 2) качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания; 3) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации; 4) доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики; 5) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп; 6) систематический и качественный контроль за состоянием законодательства Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а также контроль за правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона; 7) эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона; 8) обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению; 9) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;
10) деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. При формировании правовой культуры необходимо решить ряд задач. Во-первых, обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства. Во-вторых, создать базу для значительного расширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права. Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но и организованность общественных отношений, их подчинённость общественному порядку. В-третьих, необходимо обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы, преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры - чувство законности и справедливости - должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности, и вести борьбу против правового нигилизма, который овладел за последнее время массовым сознанием. В-четвёртых, осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание законе не освобождает от ответственности». В-пятых, необходимо активизировать правовое поведение граждан. От активности, действенности позиции каждого в борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе. Поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности. Левина С.В. Воспитательная функция права и правовая культура // Российский юридический журнал. 2010. № 6. С. 40. Чрезвычайно важными характеристиками правовой культуры являются ее национально-исторические особенности, традиции, корни. Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10. С. 24. Они представляют собой «правовую преемственность». Старые правовые ценности не должны отбрасываться, отвергаться только потому, что они служили прежнему, отвергнутому строю. Каждая историческая эпоха передаёт другой свой опыт как основу, из которой должны развиваться новые формы, новое право. Преемственность выражает связь старого с новым в процессе развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|