Теория когнитивного диссонанса и развитие bite-модели
В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел основной принцип теории когнитивного диссонанса: "Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму". Как описывал Фестингер, «диссонанс» — это психологическая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его убеждениями и верованиями. Сродни голоду, эта напряженность заставляет человека ощущать дискомфорт и принимать меры к его устранению. Люди предпочитают, чтобы их поведение, мысли и эмоции взаимно согласовывались, и допускают лишь незначительное несоответствие между этими тремя компонентами своей личности. Психологическое исследование показало, что, если один из трех компонентов изменится, остальные также изменятся в целях уменьшения когнитивного диссонанса. Эта тенденция может проявляться несколькими различными способами. Например: — Когда люди ведут себя, по их мнению, глупо или безнравственно, они изменяют свои аттитюды, дабы убедить себя в том, что их поведение разумно и оправданно. — Люди, придерживающиеся противоположных взглядов, склонны интерпретировать одни и те же новости или фактический материал спорного характера совершенно по-разному: каждый видит и помнит то, что соответствует его взглядам, приукрашивая или изгоняя из памяти то, что могло бы породить диссонанс. — Когда люди, считающие себя достаточно гуманными, незаслуженно причиняют кому-либо боль, они снижают возникающий при этом диссонанс, относя свою жертву к числу маргиналов или «принижая» ее. — У людей существует склонность снижать когнитивный диссонанс путем рационализации. В 1956 году Фестингер написал книгу "Когда пророчество не сбывается" о культе "летающих тарелок", действовавшем в то время в штате Висконсин. Лидер группы, миссис Кич, якобы получала сообщения, посланные высшим «Хранителем» с планеты «Кларион». Она сообщила прессе, что 21 декабря того же года случится огромное наводнение и все, кроме немногих избранных, погибнут. Ее последователи продали дома, отдали деньги и ждали прибытия космических кораблей.
Когда утро наступило, без «тарелочек» и без наводнения, можно было ожидать, что последователи разочаруются. Но когда миссис Кич объявила, что инопланетяне были свидетелями их правоверного бдения и решили пощадить Землю, большинство членов стали испытывать к ней еще большую преданность, несмотря на публичное унижение. Согласно Фестингеру, причина этой возрожденной преданности сводилась к тому, что чувства и мысли членов культа изменились, чтобы уменьшить диссонанс, созданный их поведением. Теория когнитивного диссонанса дала мне более формальный, структурированный способ мышления о контроле сознания. Конечно, она представляет собой грубое упрощение крайне сложного явления. Уверен, что в будущем возникнут более совершенные теории, объясняющие это явление.
РАЗВИТИЕ BITE-МОДЕЛИ
В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций. Каждый компонент испытывает воздействие двух других. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами культов я выделил четвертый, не менее важный компонент — контроль информации, который существенно ограничивает способность человека к независимому мышлению. Эти четыре фактора, которые можно для простоты обозначить как BITE[18](Behavior — поведение, Information — информация, Thoughts — мысли, мышление и Emotions — эмоции), (Моя благодарность преподобному Бадди Мартину за предложение акронима BITE.) будут служить основой вашего понимания контроля сознания.
BITE — модель
I. Контроль поведения. 1. Регулирование физической реальности индивидуума: а) Где, как, с кем живет и общается член группы. б) Какую одежду, какую прическу носит человек, какие выбирает цвета. в) Какую пищу человек ест, что пьет, что именно предпочитает и отвергает в своем питании. г) Сколько времени дается человеку на сон. д) Финансовая зависимость. е) Минимум или полное отсутствие времени на досуг, развлечения, отпуска и каникулы.
2. Основное время обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам. 3. Для принятия важных решений нужно спрашивать позволения. 4. Необходимо сообщать старшим о мыслях, чувствах и действиях. 5. Поощрения и наказания (техники изменения поведения — позитивные и негативные подкрепления). 6. Индивидуализм не одобряется, преобладает "групповое мышление". 7. Жесткие правила и предписания.
II. Информационный контроль. 1. Использование обмана: а) Преднамеренное утаивание информации. б) Искажение информации в «нужном» направлении. в) Чистая ложь.
2. Доступ к некультовым источникам информации сведен к минимуму или запрещен: а) Книги, статьи, газеты, журналы, телевидение, радио. б) Критическая информация. в) Бывшие участники. г) Поддерживается такая загруженность адептов, чтобы у них не оставалось времени на обдумывание и проверку чего бы то ни было.
3. Разделение информации на части и создание барьеров между ними; оппозиция аутсайдеров и посвященных:[19] а) Нет свободного доступа к информации. б) Информация варьируется на разных уровнях и в различных под разделениях внутри пирамиды.
4. Поощряется слежка за другими членами группы: а) Составление пар «друзей» по специальной системе в целях наблюдения и контроля. б) Доносительство лидеру о «неправильных» мыслях, чувствах и действиях. в) Поведение личности контролируется всей группой. г) Лидер решает, кому, что и когда "нужно знать".
5. Широкое использование информации и пропаганды, созданной в рамках культа: а) Информационные бюллетени, журналы, газеты и дневники, аудио — и видеозаписи, другие средства информации.
б) Искаженные цитаты, выхваченные из контекста формулировки из некультовых источников.
6. Неэтичное использование исповеди: а) Информация о «грехах» используется, чтобы стереть границы личности. б) Прошлые «грехи» служат средством манипуляции и контроля; нет прощения или отпущения грехов.
7. Необходимость в повиновении и зависимости.
III. Контроль мышления 1. Необходимо усвоить доктрину группы как Истину: а) Принятие групповой схемы реальности как непосредственной Реальности (Схема = Реальность). б) Черно-белое мышление. в) Добро против Зла. г) Мы против Них (внутреннее против внешнего).
2. Использование «передернутого» языка (например, "мыслетормозящих клише"). Слова — это инструменты, которыми мы пользуемся для выражения своих мыслей. «Специальные» же слова скорее ограничивают, чем расширяют понимание и могут даже вовсе блокировать мышление. Их функция — урезать сложные переживания до тривиального "птичьего языка".[20] 3. Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли. 4. Применение гипнотических техник, вызывающих измененные психические состояния. 5. Манипулирование воспоминаниями и культивация ложных воспоминаний.
6. Применение «мыслетормозящих» техник, которые препятствуют "проверке реальности", блокируя «отрицательные» мысли и допуская только "положительные": а) Отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительное. б) Монотонное говорение (скандирование). в) Медитация. г) Моление. д) Говорение "на языках" (глоссолалия). е) Пение или гудение.
7. Отказ от разумного аналитического мышления и конструктивной критики. Никаких критических вопросов о лидере группы, ее доктрине и политике, которые признаются единственно правильными. 8. Никакие альтернативные системы верований не признаются законными, хорошими или полезными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|