Создание культовой личности
Культы последовательно манипулируют элементами, формирующими личность человека, включая важнейшие верования и убеждения, ценности и отношения. Культовый контроль сознания отделяет человека от его подлинной личности и создает новую личность, зависящую от группы. С точки зрения психического здоровья, культовый контроль сознания расщепляет элементы психики, которые впоследствии собираются в иную, отличную от изначальной, конфигурацию. Последователь культа фактически начинает демонстрировать признаки "диссоциативного расстройства" в том виде, как оно определено в диагностическом справочнике Американской психиатрической ассоциации DSM-IV (300.15). Его поведение может также походить на поведение патологически зависимой личности. Одно из широкораспространенных беспокойств семей и друзей заключается именно в радикальном изменении личности близкого человека. Дабы он был хорошим членом культа, его учат манипулировать своим прежним «я» и подавлять его. Переделка часто предполагает смену имени, одежды, прически, манеры речи и поведения, а также «семьи», «друзей», мыслей, эмоций, религиозных чувств. Вовлеченность в культ очевидным образом ослабляет взаимопонимание между адептом и членами его семьи, друзьями и близкими. С человеком, находящимся под воздействием культового контроля сознания, особенно трудно говорить на рациональном уровне. Он действует в соответствии с совсем иным набором критериев, чем тот, который имеет смысл в вашей модели реальности. Использование деструктивных методов контроля сознания ставит под вопрос саму природу реальности. Когда я был во власти мунистов, мои близкие решительно не понимали, как культу удалось разрушить или «разморозить» мою личность. Для них было совершенно очевидно, что нечто превращало меня в человека, которого они не могли узнать. К моменту обретения мной культовой личности они уже не могли общаться со мной так, как прежде.
Наиболее типичный метод формирования культовой личности состоит в прикреплении нового участника к старшему члену группы. "Духовное дитя" обучается копировать "духовного родителя" всеми способами — вплоть до подражания голосовой тональности лидера группы. Культовая личность является, по существу, двойником лидера культа. В любой момент бодрствования — и особенно в состоянии транса — меня учили быть "маленьким Сан Мьюнг Муном". Я хотел думать, действовать, чувствовать, говорить, двигаться, как он. Библейский культ, Международная Церковь Христа, поощряет интенсивное подражание лидерам в своей практике "ученичества один над другим". Эта техника моделирования преследует несколько целей. Она удерживает "духовного наставника" в наиболее выгодных поведенческих рамках. Она также возбуждает у нового члена группы стремление самому превратиться в уважаемый образец, чтобы затем обучать младших адептов. После ухода от мунистов я нашел книгу Эдгара Шайна "Принудительное убеждение", чрезвычайно полезную для понимания того, как культ перекраивает личность. Шайн описал процесс контроля сознания, используя модель трансформации мышления, предложенную Куртом Левином: — размораживание: процесс разрушения личности; — изменение: процесс идеологической обработки; — замораживание: процесс укрепления новой личности. Я переделал и расширил трехступенчатую модель Курта Левина по сравнению с тем, как она изложена в книге Э. Шайна.
Три стадии завоевания контроля над сознанием
I. Размораживание. а) Дезориентация / замешательство.
б) Сенсорная депривация и/или сенсорная перегрузка. в) Физиологическая манипуляция: — депривация сна; — депривация приватности; — изменение диеты. г) Гипноз: — возрастная регрессия; — визуализации; — притчи и метафоры; — лингвистические двойные связи,[24]использование внушения. — медитации, скандирование, моление, пение. д) Человека заставляют поставить под вопрос собственную идентичность. е) Переоценка прошлого человека (внушение фальшивых и забвение положительных воспоминаний).
II Изменение а) Пошаговое создание и навязывание новой "идентичности": — формально — в ходе индоктринальных занятий; — неформально — другими членами группы, аудио- и видеозаписями, книгами и т. п. б) Использование техник изменения поведения: — поощрения и наказания; — блокировка мышления; — контроль среды. в) Мистическая манипуляция. г) Использование гипноза и других техник изменения сознания: — повторение, монотония, ритм: — однообразное скандирование или пение, моление, хуление, визуализации; д) Использование данных исповеди, личных признаний, результатов индивидуальных занятий и групповой деятельности.
III. Замораживание. а) Новая идентичность укрепляется; от старой идентичности избавляются: — отделение от прошлого; сокращение или полное прекращение контактов с друзьями и семьей; — отказ от жизненно важной собственности и передача в дар денежных средств; — переход к деятельности собственно культа: вербовке, сбору пожертвований (фандрайзингу), сближению с другими адептами. б) Новое имя, новая одежда, новая прическа, новый язык, новая "семья". в) Образование пар с новыми ролевыми моделями, система "приятельства". г) Индоктринация продолжается: практикумы, семинары в уединении от общества.
Когда я попытался проанализировать мое мунистское прошлое, упомянутые три стадии Левина — размораживание, изменение, замораживание — задели во мне какую-то струну. Будучи только что завербованным, я пережил распад собственной индивидуальности. В ходе индоктринации я подвергся радикальному изменению личности, в результате которого я стал двойником нашего лидера, Сан Мьюнг Муна.
Этот аспект культовой индоктринации был продемонстрирован с научной точки зрения доктором Флэвилом Йикли, весьма уважаемым психологом и членом магистральной Церкви Христа. С помощью теста-опросника типов личности Майерс-Бриггс (Myers — Briggs Personality Type Inventory Test) было опрошено 800 членов Бостонской Церкви Христа, культовой группы во главе с Кипом Мак-Кином. В то время этот культ пытался вербовать членов общепризнанной Церкви Христа. Я предполагаю, что лидеры Бостонской Церкви Христа согласились участвовать потому, что надеялись добиться доверия двух миллионов адептов магистральной Церкви Христа. Опросник Майерса — Бриггса описывает шестнадцать основных типов индивидуальности. Каким бы ни был ваш тип, он должен оставаться одним и тем же на протяжении всей жизни. Главные категории — экстраверт/интроверт, интуитивный/ощущающий (сенсорный), думающий/чувствующий и рассудочный/воспринимающий. Заполненный опросник предоставляет сведения о предпочтениях человека и особенностях его характера. Например, экстраверты общительны, комфортно чувствуют себя с другими. Интроверты предпочитают пребывать с книгами, компьютерами или наедине с собой. Преимущественные сенсорики более практичны (реалистичны), в то время как интуитивистов можно описать как более творческих (действующих по наитию). К другим категориям относятся размышляющие (выносящие объективные, безличные оценки) и чувствующие (чьи оценки эмоциональны, личностны). Те, кого считают воспринимающими, тяготеют к неполному завершению действий, поступков, событий, что всегда позволяет внести изменения. Они ждут до последней минуты, прежде чем принять решение, в то время как считающиеся рассудочными предпочитают быстро завершить начатое, сделать выбор как можно скорее.
Йикли подошел к проблеме творчески. Он заставил участников заполнить тест-опросник типов личности три раза. Им было предложено: 1. Ответить на каждый вопрос так, как они сделали бы это до присоединения к группе. 2. Заполнить анкету в качестве нынешних членов группы.
3. Заполнить ее, прогнозируя на пять лет вперед. Когда Йикли скоррелировал данные первого теста, он обнаружил, что до присоединения к группе типы индивидуальности значительно варьировались.[25]Во втором тесте все члены группы смещались к одному и тому же типу индивидуальности. Они начинали соответствовать типу личности, который был присущ лидеру Бостонской Церкви Христа.[26]Третий тест показал почти всеобщий переход к этому типу. В качестве контрольной группы Йикли дал этот тест католикам, баптистам, лютеранам, методистам, пресвитерианам и членам магистральной Церкви Христа. Здесь ни до, ни в течение, ни после того, как они присоединились к своим церквям, никакого изменения не было. Йикли издал результаты своего исследования в книге "Дилемма ученичества", которой можно воспользоваться бесплатно через Интернет. У каждого есть свое подлинное «я». Тип индивидуальности у здорового индивидуума не меняется, несмотря на возрастные изменения. Смена типа личности часто указывает на нездоровое социальное давление, вынуждающее человека действовать так, будто он является кем-то другим. Результаты исследования Йикли показали, что культы создают именно такой вид давления. Это исследование также подтвердило существование культовой личности, связывающей и затыкающей рот подлинному «я» подобно смирительной рубашке. Мне представляется, что Йикли удалось статистически продемонстрировать последствия деструктивных методов контроля сознания. При взаимодействии с близким необходимо признавать различия между личностью до вербовки, культовой личностью (период членства в культе) и подлинным «я» человека, которое остается с ним навсегда. Даже люди, рожденные в культе, имеют подлинное «я», подавленное при рождении. Именно сила подлинного «я» делает возможным спасение людей от культов спустя годы и даже десятилетия после присоединения к группе. Когда информированная семья и друзья начинают работать как команда, чтобы преподать близкому знания о контроле сознания, стены, возведенные культом, рушатся.
Глава 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|