II. Совесть как орган, отвечающий за равновесие в отношениях 19 глава
Б.Х.: Как он покончил с собой? Сара: Он лег в ванну и вскрыл себе вены. Б.Х.: Сколько лет было тебе? Сара: Двадцать шесть. Б.Х.: Кто мог бы сыграть здесь твоего отца? Сара: Пока я не знала этого про Экхарда, я думала о нем. Теперь я бы поискала кого-нибудь другого. .278 Б.Х..'Нет, нет, он тут подойдет. Экхард, хочешь по-хорошему совершить искупление? (Тот кивает.) Проделаю-ка я с тобой другое упражнение. (Велит Экхарду лечь на пол, тот ложится на спину.} Б.Х. (Саре.): Ляг на спину рядом с ним. (Сара ложится рядомО Совсем близко! (Сара начинает плакать.) Представь, что ты смотришь на мертвого отца в ванне. Сара (громко плача): Нет. Б.Х.: Нет, не так, это делается с любовью. И открой глаза! Ближе, ближе и скажи ему: «Дорогой папа, я ложусь рядом с тобой». (Сара повторяет это.) Дыши спокойно! (Сара плачет.) Нет* это ничего не даст, повтори абсолютно спокойно! Сара: Дорогой папочка, я ложусь рядом с тобой. Б.Х.: Точно. Это всё. Теперь оставайся спокойно с этим чувством и дыши. Это ликвидация идентификации. (Группе): Если она лежит рядом с ним, она не может быть больше с ним идентифицирована. Связь заменяет идентификацию и снимает ее. Это всё. Экхард, спасибо! (Оба снова садятся на свои места.) Фридеманн: Тут была очень большая разница в ситуации с чувствами. Б.Х.: Да, нужно уходить прочь от драмы. Сосредоточенное чувство без эмоций. Если это говорится очень тихо, тогда это верно. Поэтому нужно уходить от громкого, а в конце это должно быть совсем просто. Тогда это станет решением. Позже Сара: Мне намного лучше, я все еще чувствую внизу легкую ломоту. Но это скорее как гроза, гром, который уходит. Б.Х.: Это напоминает тебе о том, что гроза позади. Сара: С другой стороны, я удивлена, потому что я бы подумала обо всех возможных связях между мной и моим отцом, Только не об идентификации. Мой внутренний интерес смещается сейчас на профессиональные вопросы и к партнерству.
Б.Х: Хброшо! На пятый день Сара: С сегодняшнего утра у меня учащенное сердцебиение. Мне все время приходит на ум имя моего первого брата. У меня есть сводный брат и брат, который умер. Он вспоминался мне очень часто и перед тем, как у меня случился выкидыш. Поэтому у меня снова появилось настойчивое желание сделать расстановку семьи. Б.Х.: Да, сделаем и это. :". Генограмма родной семьи Сары?": Исходная расстановка родной семьи Сары: (2) * Сокращения: О-отец М-мать 1 - первый ребенок, сын 2 - второй ребенок, дочь 3 - третий ребенок, Сара ОМ - отец матери ММ - мать матери 1МжМ - первый муж матери СвБ - сводный брат Сары ДМ - друг матери На пятый день пополудни Б.Х.: Сара, ты выглядишь уже почти счастливой. Сара: Да, и прекрасно тут то, что боли в области крестца, которые были раньше, исчезли. Мне очень легко в области таза, так что впору прыгать. Во мне поднимается такая прыгающая радость, и мое сердце бьется словно в предвкушении чего-то хорошего-, и страха у меня стало Меньше. Я благодарю тебя за тот толчок, он был очень важен. Б.Х.: Для Того я и здесь. (Он приглашает ее расставить ее родительскую систему.) Важные сведения, которые выясняются во время расстановки: первый муж матери погиб на войне. Сын от этого брака родился спустя два месяца после смерти отца. Мать позже стала алкоголичкой. Отец покончил с собой, по мнению Сары, из-за алкоголизма матери. Первый ребенок от этого брака умер в возрасте семи недель. После того как Сара расставила свою родную семью: Б,Х. (матери): Как ты себя чувствуешь? Мать: Я чувствую себя под угрозой. С двух сторон: слева мой муж и с другой стороны, здесь (показывает направо на сына от первого брака), он настолько неудержим, будто я не могла его схватить.
(Б.Х. ставит сначала ее отца позади нее, движение 1; затем ее перового мужа справа рядом с сыном, движение 2.) Мать: В самый первый момент это было прекрасно, а потом снова появилась угроза. Б.Х.: А что было с ее отцом? [ Сара: Я только могу сказать, что ее мать была в браке более важной фигурой. Б.Х.: Так всегда бывает у алкоголиков. Сара: Он давал ей карманные деньги, но власть была у нее. Я еще кое-что забыла. Когда моя мать уже была замужем за моим отцом и мой отец был еще на войне, она, вероятно, очень любила другого мужчину, и в конце войны тот попросил ее, так как она была врачом, достать для него и для всей его семьи цианистый калий. И она это сделала (ужас в группе). Этот мужчина покончил с собой, а его жена и дети этого не сделали. Б.Х.: Это то, что угрожает (ставит сводного брата и первого мужа матери несколько назад). Вас мы должны сначала доставить в безопасное место, а ты (отец матери) можешь сесть. Тут другая динамика. (Вводит в расстановку друга матери, который лишил себя жизни с помощью цианистого калия; длительное молчание.) Б.Х.: Кто должен был покончить с собой? iИзмененная расстановка: Мирьям: Мать. Б.Х.: А кто это сделал? Отец. Иногда так бывает. Друг матери: Я нахожу, что здесь очень странно, особенно когда она так близко ко мне (мать Сары). (Б.Х. просит обоих поменяться местами, движение 3. Когда и это не меняет неприятного ощущения, он велит обоим развернуться лицом наружу и в заключение велит матери, а потом и другу покинуть помещение; движения 4 и 5.) Исполняющая роль Сары: Теперь я снова могу поднять глаза. Брат: И моя злоба становится немного меньше. Сестра; А я впервые могу посмотреть на отца. Отец: Для меня это как медленное просыпание из оцепенения смерти. Это было ужасно. (Затем дети пробуют много разных позиций по отношению к отцу, пока не находят свое место.) Расстановка-решение родной семьи Сары: Б.Х. ('просит войти тех, кто был за дверью): Как вам было там снаружи? Мать: Хорошо. Мы нашли общий язык. Б.Х. (велит Саре занять свое место): Ты можешь тоже еще немного попробовать, если хочешь. (Сара несколько раз глубоко вдыхает и начинает плакать, снова открывает глаза и хочет подойти к отцу.) Б.Х.: Нет, остановись, стой здесь, открой глаза. Очень спокойно. (Сара дышит спокойнее, ясно смотрит на отца.)
Б.Х.: И спокойно, очень спокойно. Оставайся при сосредоточенной силе. (Сара продолжает спокойно смотреть на отца.) Четверо мертвых мужчин в этой системе. Однажды тут в группе была супружеская пара, и на сессии муж совершенно сорвался и впал в эйфорию. Примечательно было то, что он всегда носил одежду черного Цвета. На следующий день его осенило, что в его системе семеро мужчин покончили с собой из-за жен; семеро мужчин! (После паузы) Сара, хорошо. (Все садятся.) Я хотел бы сказать еще кое-что по поводу замещений судьбы в системах. В Линдау у меня была группа, и один человек из этой группы сказал, что он видит, как люди вокруг него иногда теряют сознание. И тут в голове у него всегда выстреливало: это же головокружение. Тогда мы сделали расстановку его системы. У его матери был друг-еврей, и в расстановке мать стояла вместе с тем другом и тремя детьми, а отец троих детей стоял на большом расстоянии в стороне. Родной отец записался тогда в военную авиацию. В этой системе отец перенял судьбу еврея, а еврей занял место отца. Такое бывает. Трудно требовать от кого-то исполнения своей судьбы, но никто не может принять ее на себя за кого-то другого. В твоем случае, Сара, может быть, что тйой отец, покончив с собой, взял на себя судьбу матери. Однажды у меня был похожий случай. Тут была участница, у матери которой, до того как она вышла замуж, был друг. Этот друг был раньше помолвлен и в конце войны он дал своей невесте и ее матери цианистый калий, и они отравились. Этот мужчина часто бывал в этой семье и был интимным другом матери, так, между прочим. У этой участницы была угроза самоубийства. Несколько позже на супервизион-ную группу пришла ее мать, и тогда я рассказал ей об этом и еще сказал ей, что тот, кто на самом деле должен бы покончить с собой, — так это ее друг. Дочь идентифицирована с его прежней невестой. Тогда мать сказала: «У него всегда при себе цианистый калий». Сара: Мой отец всегда хотел, чтобы моя мать покончила с собой вместе с ним. (Молчание.)Б.Х.: Так функционируют системы. На примере таких судеб можно узнать, что значит исправление или очищение. В духовной традиции существует представление о пути очищения и глубоком внутреннем очищении. Такое вообще невозможно сделать лич«ог стремясцк примеру, очиститься от своих грехов или страстей. Настоящее очищение — это выпутывание из системных переплетений. Без такого очищения нет движения дальше, и путем сосредоточения этого тоже не достичь. Есть еще какие-нибудь вопросы на эту тему?
t (Анджрдо: Я не знаю, может быть, я прослушала: спрашивал ли ты о семье ее отца? , Б.Х: Нет, когда здесь есть нечто такое массивное, это закрывает все остальное. Если в настоящий момент есть что-то настолько актуальное, то не нужно заглядывать далеко назад. Для тебя, Сара, важно, чтобы ты оставила мертвым их покой, всем, и чтобы ты оставила матери ее вину и соединила себя с хорошими силами в системе, а это твой отец. Сара: Это хорошо с моим отцом. Я прощаюсь. Б.Х.: Нет, я бы не^тал. (Сар* пытается возразить.) Нет, нет, нет. Сара: Итак, мне грустно, и это так. Б.Х.: Да, потому что ты даешь ему быть мертвым. Ты можешь ска-зат*: «Дорогой папа, во мне ты еще живешь, и тебе должно быть хорошо». (Группе) Она этого вообще не слышала. > Capo: Нет, слышала! / . sfiJf..-Нто я'сказал? 1 < * > Сара: Во мне ты еще Живешь, и тебе должно быть хорошо. И я подумала, что, собственно говоря, это верно. Б.Х.: Согласие приходит слишком рано. Если ты это пережила, то тебе нет необходимости с этим соглашаться. Согласие — это иногда подмена переживания. Итак, что ты ему скажешь? Сара: Во мне ты еще живешь. Б.Х.:...и я дам тебе участвовать в том, что я делаю. Сара: И я дам тебе возможность участвовать в том, что я делаю. Б.Х:.■ Это примирение. Ее отец — жертва переплетения. Хорошо, гкотда из жертвы Исходит сила, которая оказывает положительное влияние на других. Тогда "это примирение. Тогда это было не напрасно. Сара:Цй, я бы так хотела, чтобы это было не напрасно. Наша семья вымирает, а фамилия исчезает... Б.Х.: Нет, нет, тет, ты отвлекаешься. Ты безнадежный случай, и тут я это оставлю. Но, может быть, твой отец явится тебе еще раз во «не и йкажеТ тебе, что важно. Возможно, его ты послушаешь лучше, чем меня. Что-то еще, Сара?/ Сара: Нет, я и от тебя с удовольствием услышу, что важно., EJC.: Оставлю-ка я это так. Самое главное я сказал, и теперь я додже» поверить, что из этого возникнет что-то хорошее. ' Человек, кОУорый забыгг о своих симптомах ' Недавно мой коллега делал доклад о больных раком. Он привёл следующий пример: в СЙ1А в клинику был доставлен мужчина,' и когда врачи его оперировали, то увидели, что у него полно метастаз. Его зашили и отправили домой. Мужчина этот был уже довольнб пожилым, но прожил еще десять лет й умер потом совершенно мирно и спокойно. После этого его жена направила в клинику письмо 6 благодарностью, что клиника тогда очень хорошо помогла: он поправился, и они потом долго и счастливо жили. ВрйЧй удивились и справились в истории болезни, а там было написано, что у Herd в то время было полно метастаз. Но они сказали Тогда жене: ему нужен лишь уход, у него нет ниЧего страшного. Й'он забыл о своих симптомах болезни. Поэтому был здоров.
д) Страдать легче, чем действовать Если ничего другого не получится Алексис: Я считаю, что моя нынешняя система очень запутана; Б.Х.: Но ты же счастлив. Что ж в ней запутано?.', Алексис: Есть хорошее. Я вчера звонил в Грецию, к телефону подошла моя жена, она говорила обо мне и сказала: «Возвращайся, я так хочу оказаться с тобой в постели». И тогда я подумал: «Бог ты мой, вот же оно! И что тогда значит все остальное?» Б.Х: Точно. Так и есть. Алексис: Все идет правильно. Мы вместе, значит, все хорошо. Тогда вчера я еще подумал: «Я скажу это, если ничего другого не получится» (громкий смех). Б.Х. Говорят ведь, что греки хорошие бизнесмены. Алексис: Ну и хорошо, тогда я сделаю это сам. Алексис: Я сделал упражнение «оставаться сильным или уйти в слабость». И после, когда у меня появились плохие чувства или мысли, справляться с этим мне удавалось лучше. Наверное, раньше я часто уходил в слабость, а теперь я знаю, как из этого выйти. Но у меня еще есть нерешенный вопрос: я не уверен, должен ли я признать себя ответственным за мою любовь или нет., • Б.Х,: Удивительно, но некоторые люди бывают счастливы дадсе после неправильных решений. 2S5 Алексис: Значит, лучше счастье, чем правильное решение (все яме Б.Х: Точно! , Школа конькобежцев , Людвиг: Я как раз размышлял, а не осел ли я (смех). Мне еще по-прежнему немного стыдно за то, что я сказал вчера в конце. Б.Х: Все в порядке. Был тут однажды один мужчина, у него была дочь, которую он очень любил, и дочь очень хотела научиться бегать на коньках. Он купил ей коньки и записал ее в школу, где учили бегать на коньках. После занятий дочь вернулась сияющая и сказала: «Это было чудесно, я ни разу не упала». В следующий раз она снова пришла домой'сияя и сказала: «Это снова было чудесно, я ни разу не упада». Тогда отец сказал: «Я заберу тебя из этой школы, она не хорошая». (Людвиг смеется все громче.) Еще что-то, Людвиг? Людвиг: Пока нет. Второй водопроводный кран Илзе рассказывает, что она не могла заснуть, потому что все время думала о том, как бы она могла расставить членов своей семьи. BJC.: Это, конечно, бессмысленное занятие, потому что, когда потом ты фактически будешь делать это, все будет совсем по-другому. Илзе: Но я не могла отогнать эти мысли. Они никак не уходили. Б.Х: Знаешь, как останавливают навязчивые мысли? Илзе: Н^адо считать овец или что-нибудь в этом роде? Б.Х.: Нет, это делается более осознанно. Если кто-то не может, к примеру, уснуть, потому что из водопроводного крана капает вода, ему нужно всего лишь представить себе Два крана (всеобщее веселье) или три. Это называется диффузией. Мои «отношения» Макс: У меня много впечатлений. Я не знаю, что мне сказать. Б.Х: Просьба? Макс: Да, я Хотел бы при случае сделать расстановку моих отношений. Б.Х.: Знаешь, что означают отношения на этом месте? Макс: Нет. Б.Х.: Это не держит. Член группы: А что?,, Б.Х.; Да, если бы это было что-то другое, ты бы назвал это по-другому, Еще что-то, Макс? Макс: Нет, этого достаточно.Слишком много слов Клаус: Во мне постоянно всплывают образы моих дедушек. Их обоих негативно оценивали. Отец моего отца считался строгим деспотом. Внешне у нас с ним очень много общего, и у него была окладистая борода. Другой считался ветреником и соблазнителем, человеком, который увиливал от ответственности. Я вижу, что если я хочу снова пробудить их" к жизни, то должен правильно использовать силу. Вообще, когда я хочу дать мужскому принципу «расправить плечи», то просто не нахожу для этого места. Б.Х. (провоцирующе): Это поможет, если ты так и будешь делать дальше! Клаус: Эти парни мне нравятся уже как образ, но тут есть что-то такое, чего я никак не могу ухватить. ' '! Б.Х.: Ты должен посмотреть на этих мужчин перед лицом их жен, и тогда ты узнаешь, что такое мужество. Клаус: Я вижу тут некую взаимосвязь, когда Ты говоришь, перед лицом женщин. Отчасти я хорошо могу понять мужа.... Б.Х: Слишком много слов сейчас. Ты мог бы уже за это время все сделать., Следить за источником Алексис: Моя жена позвонила из Греции и упрекала меня, что я ей не позвонил. Я сказал: «Оставь свои упреки. Я Люблю тебя и думай о вас». И все стало хорошо. А когда я отошел от телефона, то снова ощутил такую любовь, как и вчера, и тогда на глаза опять навернулись слезы. При нормальных обстоятельствах я не могу плакать, и я переживаю это как очень большой недостаток. Я могу плакать только в этом терапевтическом окружении. ' Б.Х.: Тут то же, как с работой и с отпуском. У человека меньше выходных, чем рабочих дней. Такие проявления аффекта действенны, когда они экономны и редки. Алексис: Значит, это мой отпуск. Б.Х.: Именно. Алексис: Тогда это тоже имеет для меня значение. Я чувствую себя снова оживленным и... Б.Х:.• Бывают и такие люди, которые, обнаружив источник в своем саду, садятся перед ним и следят, чтобы он не иссяк. Защищаться — это лишнее Лидия: Мне кажется, что я с моим партнером недбстаточно отдаем должное семьям друг друга. Я часто занимаю оборонительную позицию, отхожу назад, не говорю, что думаю и чувствую, а иногда станЪв287 люсь агрессивной. Возможно, мне надо больше позитивно смотреть на1 мою родную семью и ценить ее по достоинству. Тогда мне не нужщ будет защищаться? Б.Х.:Да, тогда ты обретешь внутренний покой. Это ведь как: если кто-то неправ, ему не нужно защищаться, и если прав, тоже не нужно. Еще ты можешь ему сказать: если бы у нас в семье не было так хорошо, я бы не смогла тебя так любить. Воля судьбы Йозеф: Мое появление на свет было очень драматичным: у меня было обвитие пуповиной, и моя мать чуть не истекла кровью. £Х.;Ичтоже? Йозеф: Моя мать смотрела потом на меня как на своего спасителя, так как я своим криком подозвал врача. Меня это смущает. Б.Х.: В связи с этим я вспомнил одну историю. Надежда на Бога Во время большого наводнения некий раввин молился, чтобы Господь ему помог. А вода тем не менее поднималась все выше, и в •конце концов он забрался на крышу своего дома. Когда мимо проплывала лодка и его хотели подобрать, он сказал: <хЯ жду, что мне поможет Господь», и продолжал молиться. Затем над ним пролетел вертолет и хотел его забрать, но он ответил: «Нет, нет, я дождусь помощи от Бога». В конце концов он утонул и, явившись пред Богом, стал жаловаться: «Я так молился, а ты мне не помог». «Да как же, — сказал Бог, — я ведь послал тебе и лодку, и вертолет». (После длительного молчания) Я все еще думаю о твоей ситуации, Йозеф. Что могло бы, наконец, дать тебе внутреннее успокоение? * Йозеф: Чувство благодарности к матери? Б.Х.: Это так. Но никто ведь не виноват, что у нее были тяжелые роды: так уж сложилось. А почему так складываются обстоятельства, кто знает? Читал как-то некий монах проповедь. И вот к нему подошла одна женщина и сказала: «Ты обратил меня в веру, так тронула меня твоя проповедь». Монах поинтересовался: «Что же так тронуло тебя в моей проповеди?» На что она ответила: «Да то, как ты один раз отвернулся, чтобы высморкаться. А я подумала: если и Бог от меня отвернется, то горе мне». Надо уметь отличать собственные действия от божественной воли.
VII. ДВИЖЕНИЕ К ЦЕЛОМУ Те порядки любви, которые сопровождали нас в описанных ранее типах отношений, имеют силу только в этих узких областях. Они свои для отношения ребенка к родителям, свои для отношения родителей к детям, свои для свободных союзов и свои между парами. Если применять их шире, например, nq отношению к Богу, Судьбе или Целому, они превратятся в непорядок и абсурд. Некоторые люди относятся к Богу как дети к родителям и ищут тогда некоего Бога-отца и Великую Мать, верят, как дети, надеются, как дети, доверяют, как дети, любят, как дети, боятся их, как дети, и, как дети, они, наверное, еще и боятся знать. Или мы относимся к таинственному Целому как к предкам или к родне, знаем себя как его кровных родственников в сообществе святых, но и как в роду чувствуем себя отверженными или избранными по какому-то неумолимому закону, хоть и не понимаем его приговора или не можем оказывать на него влияние. Или мы относимся к Целому как к равноправному в некоей группе, становимся его сотрудниками и представителями, пускаемся на торговлю и сделки с ним, заключаем с ним союз и путем договора регулируем права и обязанности, «давать» и «брать», доходы и убытки. Или мы относимся к таинственному Целому так, будто у нас с ним партнерские отношения, где есть любимый и любимая или жених и невеста. Или мы относимся к таинственному Целому как родители к ребенку, говорим, что он сделал не так и что ему нужно было сделать лучше, ставим под сомнение его работу и хотим, если этот мир, такой, как он есть, нас не устраивает, освободить из него и себя, и других. Но, если мы относимся к нему как к тайне этого мира, мы оставляем позади и забываем те порядки любви, которые знаем, как будто мы уже на море, а реки и все пути — у цели.
Вера в Творение и вера в Откровение Отец одного из участников семинара вышел из некоего ордена, со* здал семью, и у него с женой родилось много детей. В расстановке он стоял между орденом и своей семьей. ( Б.Х.: Когда видишь такую расстановку, то кажется, что в монастыре его отцу было бы легче. Так бывает очень часто, поэтому я об этом говорю. Если кто-то принадлежал Богу или Церкви и должен был принадлежать Богу, а он покидает орден или Церковь, тогда он часто себя ограничивает и живет затем в более жестких рамках, Чем если бы оставался членом ордена или Церкви. Для католиков это имеет еще больше последствий, чем для протестантов, так как ограничений там (например, обет безбрачия) еще больше. Если человек уходит, то удастся это может только в том случае, если он пройдет весь путь; это значит, он должен отпасть от веры — по направлению к вере большей. Ибо это плохая вера, которая представляет себе, что человек может, имеет право или должен особенно принадлежать Богу и что Бог сердится, когда человек делает то, что соответствует Творению. Вера и неверие неразрывно связаны в душе как вина и невиновность, и какой бы ни была комбинация между виной и невиновностью, такая же есть и между верой и неверием. Вера в Бога Откровения требует отпада от Бога Творения и вместе с тем от Творения, как мы его воспринимаем. Вера в Откровение во многом говорит нам о том, что мир плох. Если я в это верю, я должен отрицать то, что воспринимаю, я должен отпасть от Творения и обратиться к Бргу Откровения, о котс-ром человек ничего не знает, кроме того, что кто-то сказал, что он сказал. Это все, что мы о нем знаем. О нем не существует никакого опыта, есть только сообщения об опыте, который, как некоторые говорят, якобы у них есть. Вера в Бога Откровения, таким образом, всегда является верой в свидетельство, которое кто-то оставляет, и его свидетельство является для меня тогда обязывающим. Таким образом, это всегда вера в какого-то человека. Этот род религии в культуре передается через семейные традиции. Вера в Откровение тогда необходима, если ты хочешь принадлежать к определенной семье, которая эту веру разделяет. У всех, кто отпадает от религии, есть одно и то же чувство, точно такое же, протестанты ли они, мусульмане или католики. И вывод в том, что это никак не может быть связано с содержаниями. В первую очередь это системная динамика, которая тут разворачивается. Вера в Откровение служит тому, что держит вместе определенные группы. Вера в Творение, напротив, содержит в себе согласив иа мир» каков, он фп>, и единяет людей. Религии устанавливают границы. При вере в Творение границ нет. Когда человек испытывает уважение перед Творением, таким, каково оно есть, он не может оставаться в одной-един-ственной группе. Кто обращается к тому, что является Творением, тот должен выйти за пределы своей семьи или своей группы. Это обладает совершенно иным качеством. Пару дней назад я прочитал письмо, которое было написано от имени индейского вождя Сиэтла. В этом письме чудесно описана вера в Творение. Я прочту одну совсем небольшую выдержку из него: «Президент в Вашингтоне дает нам знать, что желает купить нашу страну, но как может кто-то купить или продать небо? Эта мысль нам чужда. Если мы не обладаем свежестью воздуха и блеском воды, как можете вы ее купить? Каждый уголок этой земли для моего народа свят. Каждая поблескивающая иголка сосны, каждый песчаный берег, каждое облако тумана в темном лесу, каждая лужайка, каждое жужжащее насекомое. Всё священно в памяти и чувствах моего народа. Мы ощущаем соки, текущие в деревьях, как ощущаем кровь, текущую по нашим сосудам. Мы — часть земли, а она — наша часть. Душистые цветы — наши сестры. Медведь, журавль, большой орел — наши братья. Скалистый гребень хребта, сочные поляны, тепло тела пони, человек — все принадлежат одной семье... Если мы продадим вам нашу страну, подумайте о том, что воздух для нас драгоценен, что воздух сообщает свой дух всей жизни, которая вас сохраняет. Ветер, который подарил когда-то нашему деду его первый вздох, принимает и его последний. Ветер дает и нашим детям дух жизни. Так что если мы продадим вам нашу страну, вы должны сохранить ее нетронутой и святой, как то место, которое человек может разыскать, чтобы попробовать на вкус ветер, сладость которому придают луговые цветы...»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|