Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ее современные особенности




Северо-Кавказская академия государственной службы

Игнатова Т.В.

Келарев В.В.

Клейман Ю.А.

Государственное регулирование

Предпринимательства

Учебное пособие

Издательство Северо-Кавказской академии

Государственной службы

Ростов-на-Дону - 2008

ББК

УДК

И-

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор Германова О.Е. (Южный федеральный университет);

доктор экономических наук, профессор Тяглов С.Г. (Ростовский государственный экономический университет).

 

 

Авторский коллектив:

Игнатова Т.В., д.э.н., проф. (темы 7; 10);

Келарев В.В, д.э.н.. доц.. (темы 1-6; 8-9);

Клейман Ю.А.. (темы 11-12).

 

 

Игнатова Т.В., Келарев В.В., Клейман Ю.А. Государственное регулирование предпринимательства: Учебное пособие. – Ростов н/Д. Изд-во СКАГС, 2008. 347 с.

 

ISBN

Настоящее издание дает целостное представление о содержании и функциях предпринимательской деятельности, стратегии, формах и методах ее государственного регулирования, специфики малого и инновационного предпринимательства, реализации программ поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.

Учебное пособие рекомендуется студентам и слушателям, обучающимся в различных формах по направлению «Экономика и управление» и смежным с ними.

 

 

© Коллектив авторов, 2008.


Предисловие

 

Динамика российской экономики за последние годы свидетельствует о том, что помимо крупных транснациональных российских корпораций свой вклад в ее развитие вносят малые и средние предприятия. Так за последние два года произошло их количественное увеличение, расширилась их доля в структуре отраслей, в том числе и наукоемких. Заметно повысилась культура предпринимательства и их ориентация на международные стандарты качества управления бизнесом. Многие из них делают акцент на повышение своей конкурентоспособности, ориентируясь на лидеров мировой экономики.

Вместе с тем, в деятельности малых и средних предприятий есть еще много проблем. Так, одним из главных является противоречие между имеющимися инфраструктурными возможностями развития бизнеса, и реальными формами их использования. Требует своего совершенствования и система государственной поддержки и развития данных форм предпринимательства, которая проявляется в наборе определенных мероприятий, но пока поддержка не доходит до большинства конкретно действующих предпринимателей. В регионах не созданы массовые, качественные школы подготовки будущих кадров бизнеса. Зачастую и сами предприниматели не уделяют серьезного внимания социальной ориентированности бизнеса, делая ставку только на извлечение прибыли любой ценой. Подобные проблемы можно перечислять и дальше.

Представленное учебное пособие ставит своей целью раскрыть основные теоретические и методологические представления, практический опыт для более глубокого усвоения курса специализации для студентов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации» и др., в разрезе дисциплины специализации «Государственное регулирование предпринимательской деятельности».

Объектом курса являются социально – экономические отношения, возникающие между государством (его органами) и предпринимательством, самими предпринимателями, а также отношения, которые складываются в результате конкурентной и инновационной деятельности представителей бизнеса. К основным субъектам исследования относятся малые и средние предприятия экономики.

Основными задачами изучения данной учебной дисциплины являются:

· рассмотрение роли и места предпринимательства в современной экономике России;

· раскрытие сущности и особенностей современного предпринимательства;

· выделение концептуальных основ формирования предпринимательской деятельности;

· анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности;

· обоснование роли малого предпринимательства в рыночной экономике;

· формирование представления о государственном регулировании предпринимательской деятельности;

· изучение места современной конкуренции в системе предпринимательских отношений;

· уяснение значимости конкурентоспособности в современных рыночных отношениях;

· уяснение сущности организационно – экономического механизма взаимодействия государства и частного бизнеса;

· раскрытие доминирующего воздействия инновационного предпринимательства на конкурентоспособность российского бизнеса;

· анализ опыта региональных систем поддержки малого и среднего предпринимательства в российской практике;

· обобщение опыта управления развитием малого и среднего бизнеса в экономике Дона.

Структура учебного пособия представлена таким образом, чтобы студенты и все желающие ознакомиться с данной проблематикой смогли выделить для себя ключевые понятия и вопросы. При освоении проблем государственного регулирования предпринимательства рекомендуется также использовать учебное пособие: Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. Часть 1. Под ред. Т.В.Игнатовой. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2006. Гл.10. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности. Гл. 13. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

В учебном пособие содержатся рисунки, схемы, таблицы, которые нацелены на лучшее усвоение представленного материала. В списке литературы представлены дополнительные источники, позволяющие глубже понять проблемы современного предпринимательства и его роль в развитии российской экономики.

 

Тема 1. Роль предпринимательства

В экономике современной России

Эволюция российской экономики и

ее современные особенности

 

Для более глубокого понимания современных проблем предпринимательства, перспектив его развития необходимо рассмотреть основные этапы, через которые прошла экономика нашей страны за последние годы. На наш взгляд следует выделить четыре периода, которые характеризуются своими принципиальными различиями:

1 – этап советской экономики, отличающийся накоплением проблем административно – командного управления и осмысливанием необходимых преобразований в экономике. К основным характеристикам экономики следует относить ее результаты до 1985 года;

2 – этап, с 1985 – 1992 гг., можно назвать периодом начала глубокого системного кризиса, осознанием необходимости изменений и началом первых преобразований в социально – экономических отношениях;

3 – этап, (1993 – 2000 гг.) – период углубления кризиса, поиска вымеренных экономических стратегий развития экономики, внедрение в экономику рыночных отношений.

И четвертый этап, с 2000 года и по настоящее время, характеризуется началом стабилизации экономики, выходом из системного кризиса, активным распространение рыночных отношений, усилением роли государственного управления экономикой и развитием предпринимательства.

Остановимся подробно на каждом из них и постараемся дать краткую характеристику наиболее важных аспектов экономики исследуемых периодов.

Как известно, советский период в экономике характеризуется ее тотальным централизованным управлением посредством формирования директивных планов развития страны на определенные периоды. В принципе, такое планирование не является недостатком советской экономики. Основной недостаток в том, что пятилетние планы не учитывали потребностей всех советской экономики, потребностей большинства ее граждан и не могли быстро учитывать изменяющиеся условия, в которых действовала советская экономика. Отметим наиболее негативные черты управления того периода:

· жесткая тоталитарная власть, замещающая рынок в координации хозяйственной деятельности;

· отсутствие механизмов стимулирования труда;

· низкая востребованность достижений НТП;

· неэффективность использования природных и экономических ресурсов;

· низкий ассортимент выпускаемой продукции и его низкое качество;

· неконкурентоспособность продукции обрабатывающих отраслей па мировом рынке;

· зависимость от импорта продовольствия и техники, и многие другие.

К выше названным недостаткам можно добавить отсутствие структурной гибкости экономики, в основном развитие ее отраслей нацелено на отрасли первого подразделения (производство средств производства), а также отраслей военно–промышленного комплекса. Что же касается предприятий второго подразделения (производящие товары и услуги для населения), то их количества не хватало для удовлетворения самых простых потребностей населения. Именно поэтому экономика советского периода характеризуется дефицитностью большинства наиболее важных товаров народного потребления.

Приведем некоторые фактические данные раскрывающие итоги социалистической экономики к концу 1985 года. Так, например в таблице 1.1. представлена динамика экспорта продукции, характеризующаяся снижением экспорта машин и оборудования, и увеличивающуюся тенденцию экспорта продукции топливно – энергетического комплекса СССР. Данные показывают возрастающую зависимость советской экономики от конъюнктуры на мировом рынке нефтепродуктов, а доход от продажи нефтепродуктов становился одним из важнейшей бюджетной составляющей.

 

Табл.1.1. Структура внешней торговли СССР (доли в объеме экспорта, %)[1]

Год        
Машины и оборудование 21,5 18,7 15,8 13,9
Топливо и энергетика 15,6 31,4 46,9 53,7

 

В тоже время советская экономика не могла обеспечить продовольствием потребности населения и сельского хозяйства, о чем свидетельствует таблица 1.2., раскрывающая все большую зависимость экономики СССР от импорта зерна и мяса. Данная тенденция приводила к подрыву продовольственной безопасности страны.

 

Табл.1.2. Импорт зерна и мяса в СССР[2]

Импорт зерна (в млн.т.) в СССР
Годы        
Объем импорта 2,2 15,9 29,4 45,6
Импорт мяса (тыс.т.) в СССР
Годы        
Объем импорта        

 

В целом, сальдо внешней торговли сельскохозяйственной продукции стало носить отрицательную величину и нарастающую тенденцию в сторону увеличения. Данная характеристика экономики свидетельствовало о серьезном глубоком кризисе сельскохозяйственного производства, неспособностью страны самой обеспечивать свои потребности в продовольствии, что не могло не вызывать озабоченность руководства и недовольства ее граждан. В таблице 1.3. приводится такая динамика.

 

Табл.1.3. Сальдо внешней торговли сельскохозяйственной продукции СССР[3]

Годы        
Дефицит внешнеторгового баланса сельскохозяйственной продукции, млрд.долл.   - 1,0   - 7,2   - 16,3   - 17,5

 

Низкая конкурентоспособность на мировом рынке советской отечественной продукции, вследствие ее автаркии, не давало возможности пополнения бюджета страны, что в свою очередь требовало компенсации за счет экспорта ее энергоносителей (нефти и газа). Так, по данным Госкомстата,[4] с 1970 по 1985 гг. доля экспорта машин, оборудования и транспортных средств в объеме экспорта из СССР в развитые капиталистические страны изменилась всего с 3,4 до 3,5 %. И вся структура экспорта базировалась только на нефти и газе. Следует добавить, что мировая конъюнктура цен на эти энергоносители была благосклонна к советскому руководству и за счет этого были взяты многие кредиты под нужды советской экономики. Детальная характеристика объемов экспорта нефти и газа в этот период представлена в таблице 1.4. Несложные сопоставления экспорта этих сырьевых ресурсов в натуральном выражении позволяют сделать выводы, что советская экономика становилась сырьевым придатком развитых капиталистических стран, и обеспечивало потребности большинства стран, так называемого «социалистического лагеря». Для последних, низкие цены (по сравнению с мировыми) не создавали стимулов в формировании собственной энергетической базы.

Таблица 1.4. Экспорт нефти и газа из СССР в натуральном выражении[5]

Год        
Экспорт нефти, млн.т. В том числе: 66,8 93,1 119,1 129,5
в социалистические страны 40,5 69,1 84,8 85,3
в развитые страны 24,2 21,8 30,7 37,6
в развивающие страны 2,1 2,2 3,6 6,6
Экспорт газа, млрд.куб.м. В том числе: 3,3 19,3 54,2 79,2
в социалистические страны 2,3 11,3 30,4 41,3
в развитые страны 1,0 8,0 23,8 37,9

 

Данная стратегия руководства того времени привела и к негативным финансово – экономическим результатам. Так, впервые к 1985 году бюджет стал дефицитным, (- 1,7% от ВВП), или 13, 9 млрд.рублей. Увеличился внешний долг СССР к 1985 году до 28,5 млрд.долларов.[6]

Эти и другие факты позволяют сделать некоторые выводы:

1. Экономика СССР не развивалась и все больше ориентировалась на экспорт энергоносителей, что в свою очередь делало ее зависимой от мировых цен на эти продукты.

2. В стране нарастал финансовый кризис, который приводил к дефициту бюджета и росту внешней финансовой зависимости от мировых финансовых институтов.

3. В руководстве страной, среди профессиональных экономистов, в отдельных слоях общества нарастало понимание неизбежности перемен, как в экономической системе, так и ее политическом устройстве.

Вместе с тем, чтобы быть объективным до конца, следует отметить, что в действующей на тот момент социально – экономической системе были и определенные достижения. В первую очередь к ним необходимо отнести гарантированное право на труд и пенсионное обеспечение, высокий уровень системы образования, в том числе и ее бесплатный характер. Наличие социальной инфраструктуры, обеспечивающей бесплатное медицинское обслуживание, условия для развития детства и др. Значительны достижения советской экономики и ее лидерство в космической отрасли, в военно–промышленном производстве, высоки достижения в фундаментальных науках и т.д.

В период с 1985 года в стране произошла смена политического руководства. К власти пришел Горбачев М.С. с пониманием необходимости изменений социально – экономического характера, как в самой экономике, так и в политической организации общества. Следует отметить, что это понимание концентрировалось в необходимости преобразовании экономических отношений в рамках действующей политической системы. Не подвергая ревизии, плановость социалистической экономики, ее административное управление, ставка делалась на эволюционные преобразования. Такие лозунги как «Ускорение», «Перестройка», «Плюрализм», «Гласность», «Демократия» и др., были нацелены на совершенствование системы, а не на ее слом и коренные преобразования. Справедливости стоит отметить некоторые изменения, связанные с расширением прав социалистических предприятий, повышением их экономической самостоятельности. В первую очередь принятие законов в мае 1987 года «О кооперации» и в 1988 году «О аренде». Внедрение в практику хозрасчета в деятельности предприятий, позволяющих самостоятельно определять и нацеливаться на конечные результаты деятельности. Но в целом, эти меры не дали необходимых результатов в экономике. В стране начался кризис и затронул все сферы экономики.

В первую очередь это коснулось бюджета страны. В таблице 1.5. показано усиление его дефицита.

Табл.1.5. Основные показатели государственного бюджета СССР, млрд.руб.[7]

         
Доходы 372,6 371,6 378,4 378,9
Расходы 386,5 417,1 430,9 459,5
Дефицит - 13,9 - 45,5 - 52,5 - 80,6

 

В 1990 году дефицит бюджета составил 10,3 % от ВВП экономики. Это был наибольший результат дефицита к этому времени.

Другим характерным критерием развития экономики является увеличивающийся объем внешнего долга СССР. В таблице 1.6. прослеживается характерная тенденция его увеличения.

 

Табл.1.6. Объем внешнего долга СССР в 1985-1991гг., млрд.долл.[8]

(без учета задолженности странам Восточной Европы)

               
Объем внешнего долга 28,5 31,4 39,2     61,1  

 

Таким образом, страна все больше становилась финансово зависимой и не имела достаточных финансовых ресурсов для проведения экономических преобразований.

К предложенным фактам следует добавить и то, что за период «постепенного, эволюционного перехода к рынку, к тому же социалистического….» за счет «поэтапного снижения госзаказа и наращивания свободно реализуемой продукции» по мнению Ясина Е.Г, «такой подход неизбежно порождал конфликт между планом и рынком».[9] В целом в 1990 – 1991 гг. кризис в экономике привел к прямому сокращению объемов производства и экономическая политика государства не смогла предложить радикальных мер в системе действующих координат. Возникли серьезные противоречия между союзными республиками и центром в части распределения бюджетных средств и выражением их конкретных экономических интересов, посредством контроля над доходами над предприятиями, находящимися на территории этих республик. Все это привело к системному кризису советской экономики и как следствие разрушение целостной системы советской экономической системы, что в свою очередь привело к политическому разрушению СССР. Начало этому положили декларации о суверенитете прибалтийские республики, а окончательно в 1991 году было подписано в Беловежской Пуще Президентами Российской Федерации, Украины и Белоруссии соглашение о экономической независимости данных государств. Таким образом, в экономике России сложилась новая экономическая ситуация: с одной стороны разрушенная экономика, кризис финансовой системы, низкий уровень жизни населения, а с другой – свобода экономического выбора, возможность проведения необходимых рыночных реформ.

Следующий этап, как и было отмечено с 1992 года, можно смело назвать периодом зарождения рыночных отношений в российской экономике. Правительство российских реформаторов (Гайдар Е.Т., Чубайс А.Б., и др.) в первую очередь сделали ставку на решение первоочередных задач рыночных преобразований:

· либерализации хозяйственной деятельности в экономике;

· финансовой стабилизации;

· приватизацию;

· проведение налоговой реформы;

· изменение банковской системы РФ и переход на двухуровневую систему;

· отмену государственной системы регулирования оплаты труда и переход рыночным принципам оплаты;

· структурную перестройку экономики.

С точки зрения зарождения и становления предпринимательства в России, то именно в этот период и ведет свой отсчет история современного предпринимательства. Появление необходимых правовых актов для становления предпринимательской деятельности граждан (Конституция Российской Федерации, от 12 декабря 1993 года; Гражданский кодекс РФ, Часть первая - 30 ноября 1994года, Часть вторая – 26 января 1996 года; Налоговый кодекс РФ; Федеральный законом № 88-ФЗ от 14 июня 1995г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», специальные федеральные законы по различным аспектам предпринимательской деятельности) дали толчок для возрождения самостоятельной хозяйственной деятельности граждан в сфере экономики в различных организационно – правовых формах.

Социально – экономические итоги анализируемого периода показывают, что переходный период от централизованной государственной системы управления экономикой к рыночным принципам и методам сопровождался значительными проблемами и трудностями. Вот некоторые характеристики того периода российской экономики.

 

Табл.1.7. Основные экономические показатели реформ в России с 1991 по 1999 годы (% прироста к предыдущему году)[10]

 

                   
ВВП - 5 - 14,5 - 8,7 - 12,7 - 4,1 - 3,4 0,9 - 4,9 5,4
Продукция промышленности   - 8   - 18   - 14   - 21   - 3,3   - 4,5   2,0   - 5,2  
Занятость в промышленности, млн.чел.     22,41     21,3     20,8     18,6     17,2     16,37     14,89     14,13     14,3
Реально располагаемые доходы населения         -50,7     19,8     15,4     - 14,5     0,9     6,2     -15,5     -14,5
Инвестиции в основной капитал   - 15   - 40   - 12   - 24   - 10   - 18   - 5   -12   5,3
Розничный товарооборот   - 4,7   - 0,9   1,6   - 0.2   - 6,4   - 0,5   3,8   - 4,3   - 7,7
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума     35,5   31,5   24,4   24,7     21,2   24,6   33,2

 

Как видно из табл.1.7., по некоторым ее характеристикам можно сделать вывод, что рыночные преобразование не обеспечили выход российской экономики из кризиса. Снижение темпов роста ВВП, уменьшение занятости в промышленности, увеличение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, отсутствий инвестиций в развитие экономики – это все свидетельства усиление системного кризиса российской экономики.

К основным трудностям этого периода, по мнению Ясина Е.Г[11]., следует отнести следующие:

1. Из–за большой укорененности планово– аспределительной бюрократии в России, переход от административной иерархии к независимости сопряжен с социальными трудностями.

2. Слабое развитие рыночной инфраструктуры при быстром вхождении в рынок не дает возможности предприятиям приспособиться к условиям рыночной экономики.

3. Диспропорция цен не эффективно воздействует на формирование равновесия на товарных рынках и рынках сырья для предприятий.

4. Монополизация советской экономики не оставляет места для конкуренции на рынке.

5. На макроэкономическое равновесие влияет инфляционный навес, дефицит бюджета.

6. Для эффективной работы рыночной экономики необходимо согласованное функционирование основных видов рынка – товарного, фондового и рабочей силы.

7. В развитии предпринимательства важную проблему играет ментальность россиян, что приводит к резкому увеличению социальной дифференциации.

В целом, если подводит итоги периода зарождения рыночных отношений в экономике страны, то можно отметить некоторые ее положительные моменты. Так, к 2000 году удалось в целом создать рыночную инфраструктуру и предпосылки для макроэкономической стабилизации экономики. Замедлилось падение промышленного производства, заработали механизмы рыночных взаимоотношений между предприятиями, сформировался класс предпринимателей собственников, созданы основные предпосылки для дальнейшего роста ВВП. В то же время наиболее остро стояли следующие проблемы:

1. Не соответствие рыночной структуре экономики в соответствии с мировыми закономерностями.

2. Сырьевая направленность экспорта и формирование экономики, как сырьевого придатка мировой системы.

3. Низкая конкурентоспособность товаров, особенно среднего и тяжелого машиностроения, товаров длительного пользования.

4. Низкий приток иностранных инвестиций в отрасли, не связанные с использованием сырьевых ресурсов экономики.

5. Инерционность системы управления экономики (преобладание монополии над конкуренцией, доминирующая позиция финансово-олигархических групп, тесное сращивание олигархии с государством, высокая доля теневого сектора, поглощаемого коррупцией и организованной преступностью)

6. Высокая степень дифференциации доходов населения и как следствие высокий уровень населения, живущий за чертой бедности, при наличии невысокого прожиточного минимума.

7. Безработица в части востребованности высококвалифицированных кадров для решения узкоспециальных задач и др.

Все эти проблемы были переданы «по наследству» новому руководству страны, Президентом которой был избран В.В.Путин.

Период экономики России с 2000 году характеризуется тенденциями макроэкономической стабилизации, устойчивыми темпами роста ВВП, развитием социальных сторон экономической политики, ведущей к повышению качества жизни россиян. Основная ставка в экономической политике делалась на следующие ключевые направления:

· Повышение роли государства не только в косвенных, но и прямых методах управления экономикой, как собственника, как реформатора, делающего ставку на изменение структуры экономики. Примером этому служит создание государственных российских транснациональных корпораций, занимающих на мировых рынках свой особый сегмент. («Лукойл», «Газпром», «Северсталь», «РусАл» и др.)

· Распространение системы многообразия форм собственности, в том числе и государственных для активного привлечения в хозяйственную среду большего числа трудоспособного населения россиян. И, как следствие, создания макро и микроусловий для развития предпринимательства в стране.

· Проведение социальных реформ, направленных на повышение значимости человеческого капитала, повышения уровня жизни граждан. Федеральные приоритетные программы «Жилье», «Образование», «Сельское хозяйство», «Здоровье» - это только часть примеров в этой сфере.

· За счет развития новых технологий, использование достижений российской науки, научно – технического прогресса создание в экономике альтернативного сектора экономики (имеется в виду топливно–энергетическому), способного успешно конкурировать на мировых рынках за счет высоконкурентной наукоемкой продукции.

За этот период проводилась активная работа правительства по вступлению России во Всемирную торговую организацию, дающие новые возможности по дальнейшему росту российской экономики, повышению конкурентоспособности ее предприятий и продукции на мировом рынке. Создание стабилизационного фонда экономики (его величина на 1 января 2007 года составляет около 90 млрд.долларов), рост золотовалютных резервов страны и наконец активное привлечение иностранных инвестиций в нашу экономику – это лишь некоторые примеры положительных тенденций социально – экономического положения страны. Следует добавить, что за период с 2000 годы внешний долг снизился с 180 млрд. долл. до 61 млрд.долл. в 2006 году.

В таблице 1.8. приводятся некоторые данные, позволяющие судить о этих положительных моментах.

Естественно, не все проблемы решены за этот период. Так, по мнению Бузгалина А.В.[12], экономика страны по – прежнему определяется: «мозаичностью и неупорядочностью экономической структуры, неразвитостью и деформированностью рынка», «проявлением сильной социальной дифференциацией и высоким уровнем бедности», «слабой ролью народнохозяйственного прогнозирования и стратегического планирования», и т.д.

Табл.1.8. Некоторые характеристики российской экономики с 2000 г.[13]

 

  Год              
  Темпы роста ВВП, в %   7,7   5,2   4,3   7,3   7,2   6,4   6,7
  Объем золотовалютных резервов, в млрд.долл.         76,9   124,5       260-270
Объем внешнего долга, в млрд.долл.                         72,9     61,3
Уровень инфляции, в %   20,2   18,6   15,1     14,5   10,9   8,5
Объем иностранных инвестиций, в млрд.долл.   Нет данных       14-15   30-35

 

С точки зрения развития малого и среднего предпринимательства, то его характеристики значительно отстают от показателей ведущих экономических держав.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...