Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные учреждения.

Согласно ст. 12 Закона РФ "Об образовании" образовательными являются учреждения, в которых осуществляется образовательный процесс, т.е.

· – реализуется одна или несколько образовательных программ;

· – обеспечивается содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом и по своему статусу может быть государственным (федеральным или находящим в ведении субъекта РФ), муниципальным, негосударственным. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория) устанавливается при его государственной аккредитации.

Одним из основных документов, определяющих порядок функционирования образовательного учреждения, является его устав, в котором, в частности, должны содержаться такие позиции, как наименование, местонахождение, статус образовательного учреждения; учредители; организационно-правовая форма; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса и др.

К образовательным относят учреждения следующих типов:

· – дошкольные;

· – общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

· – учреждения профессионального (начального, среднего, высшего и послевузовского) образования;

· – учреждения дополнительного образования детей и взрослых;

· – специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

· – учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

· – другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Дошкольные учреждения. В них предусматриваются сенсорное развитие ребенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориентировки и коммуникативных качеств личности, обучение навыкам культурного поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотивационной готовности детей к школе.

Общее образование можно получить в различных типах государственных и муниципальных учебных заведений, таких как общеобразовательная школа, лицей, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов и др. Они отличаются концепциями обучения и развития, своеобразием построения учебных планов и программ, спецификой организации воспитательного процесса и т.д. Кроме того, созданы первые государственные школы, которые финансируются общественными организациями, частными лицами. Они существуют как одна из возможностей получения образования и гаранта свободы личности в реализации нрава на образование.

Первая ступень общего образования – начальная школа – призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, нормами поведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде.

Вторая ступень общего образования – основная общеобразовательная школа – призвана закладывать прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования или включения в трудовую деятельность на благо общества. Для более глубокого усвоения основ наук, помимо обязательных предметов, охватывающих 75–80% учебного времени, вводятся дополнительные предметы но выбору, факультативные курсы, разноуровневые программы.

Третья, завершающая ступень общего образования – среднее (полное) общее образование, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирование навыков самостоятельного обучения. Среднее общее образование является необходимым этапом для получения среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Выпускники основной школы могут продолжить обучение как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведениях различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеобразовательных школах. Для стимулирования самообразовательной работы обучающихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.

Для более глубокой дифференциации в школе вводятся один или несколько профилей обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, сельскохозяйственный, экономический и др.).

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования может быть реализован в пределах образовательных программ начального или среднего профессионального образования в соответствующих учебных заведениях. В целях обеспечения взаимосвязи разных ступеней образовательного процесса, создания прочных основ профессиональной ориентации и осмысленного выбора будущей профессии общеобразовательное учреждение может быть преобразовано в школу нового типа (гимназию, лицей, многопрофильную школу и др.).

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени.

Профессиональные образовательные учреждения осуществляют подготовку работников квалифицированного труда, а также подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляя гражданам возможность повышения уровня образования. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся и может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, а также в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах).

Среднее профессиональное образование ставит своей задачей подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть получено в ОУ среднего профессионального образования (техникумах, колледжах) или на первой ступени вуза.

Высшее профессиональнее образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Оно предусматривает два уровня: бакалавриат и магистратуру либо специалитет (подготовка специалистов). Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации (степени) "специалист" осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) "магистр" – на базе бакалавриата. Срок обучения в бакалавриате – от трех до четырех лет в зависимости от направления, в магистратуре па базе бакалавриата – два года, а по программам подготовки специалистов – не менее пяти лет. На первом уровне (бакалавриат) студента подготовят к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.). В магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научно- исследовательскую деятельность. Подготовка специалистов предусматривает самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере. При этом в ряде областей сохранена пяти- и шестилетняя система обучения.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование – это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой. Напомним, что аспирант – это человек, имеющий высшее профессиональное образование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, а докторант – человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Дополнительное образование – это процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего профессионального) образования. Являясь вариативной частью общей системы образования, оно представляет собой совокупность дополнительных образовательных программ; государственных образовательных стандартов по отдельным дополнительным образовательным программам (для учреждений профессионального дополнительного образования); образовательных учреждений и организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, в том числе общественных организаций, ведущих образовательную деятельность в области дополнительного образования; объединений (ассоциаций, союзов) образовательных учреждений дополнительного образования, общественных и государственно-общественных объединений (профессиональных ассоциаций, различных обществ, научных и методических советов); органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений и организаций; организаций, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение образовательного процесса в образовательных учреждениях дополнительного образования. Дополнительное образование обеспечивает необходимую "связность" единого образовательного пространства, помогает реализовать основную цель образования – развитие личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...