Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы воспитательной работы

       Формы воспитания -это способы организации воспитательного процесса, способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
Говоря о форме воспитания, чаще всего имеют в виду выражение ее содержания через определенную организацию отношений педагогов и учащихся. В качестве форм воспитания будем рассматривать конкретные акты деятельности, ситуации, процедуры, мероприятия, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитательного процесса, направленное на решение определенных педагогических задач.

Функции:
организаторская, поскольку любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора могут выступать как педагог, так и учащиеся. Организация любого дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Многие педагоги используют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.

регулирующая, поскольку использование той или иной формы позволяет регулировать отношения как между педагогами и учащимися, так и только между детьми. Различные формы воспитательной работы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам воспитания, в которых заранее закладывается необходимость взаимодействия, формируются нормы социальных отношений.

информативная. Ее реализация предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы, которые классифицируются по различным основаниям:

1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников: индивидуальные (для одного воспитанника), групповые (для нескольких воспитанников), коллективные (для всего класса), массовые (общешкольные, городские).

2) в зависимости от преимущественно используемого средства: игровые (имитации, соревнования и др.), формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.), формы общения (прямое, опосредованное и др.);

3) в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные (информации, собрания, митинги и т. п.); наглядные (выставки, стенды и др.); практические (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т. п.).

4) в зависимости от времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

5) в зависимости от времени подготовки: экспромтные (проводимые без участия детей в предварительной подготовке); предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку учащихся;

6) в зависимости от способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

7) в зависимости от субъекта организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

8) в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.

 

Все формы воспитательной работы можно объединить общим термином – мероприятия, понимая под ними конкретные воспитательные действия, выступающие как отрезки воспитательного процесса, характеризующиеся целевым, содержательным и организационным единством и оказывающие непосредственное воспитательное воздействие на коллектив и личность.

Методика организации и проведения воспитательных мероприятий может осуществляться двумя путями:
1) традиционно, когда основная часть работ по подготовке и проведению мероприятия выполняется педагогом, а ученики либо не участвуют в его подготовке вообще, либо эпизодически привлекаются на разных этапах;
2) на основе методики коллективного творческого дела, когда все этапы разработки, подготовки и проведения мероприятия реализуются на основе совместного творческого поиска педагогов и воспитанников.

Внутришкольное управление

Напомним, что внутришкольного управления является деятельностью управляющей подсистемы, которая направлена на реализацию цели школы путем создания условий, необходимых для эффективного развития педагогического процесса.

Управление учебным заведением осуществляет директор и его заместители. их функциональные обязанности, порядок назначения или избрания определяются Положением об общеобразовательном учебном заведении, Уставом общеобразовательной школы или другого учебного заведения.

Функциональные обязанности должностных лиц общеобразовательных учебных заведений. Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:

обеспечивает реализацию государственной образовательной политики;

представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;

организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы педагогического коллектива;

создает необходимые условия для организации внеклассной и внешкольной работы;

создает условия для творческого роста педагогических работников, поиска и применения ими эффективных форм и методов обучения и воспитания;

по согласованию с советом учебного заведения назначает и увольняет своих заместителей, педагогических работников;

организует в установленном порядке рациональное использование выделенных учебному заведению бюджетных ассигнований;

несет ответственность за свою деятельность перед учениками, родителями, педагогическими работниками, и общим собранием (конференцией), учредителем, местными органами государственной исполнительной власти.

Определены функциональные обязанности директора учебного заведения существенно дополняются в уставе учреждения в зависимости от типа учреждения, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, системы работы с родителями и общественностью, которая уже сложилась, и тому подобное.

Руководство отдельными направлениями работы в школ и осуществляют заместители директора. Количество заместителей может быть разной и в основном зависит от числа учащихся в школе. Для эффективной организации учебной и воспитательной работы необходимы три заместителя: по учебно-воспитательной, воспитательной и научной работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...