Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С отклонениями в интеллектуальном развитии.




Наиболее адекватной формой преодоления и компенсаций нарушений в развитии у детей с нарушением интеллекта является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.

Успешность игровой деятельности умственно отсталых детей зависит от того, как они поняли правила и содержание игры. Здесь главная роль принадлежит наглядности объяснения. Краткое, образное объяснение сюжета делается тогда, когда играющие разделены на команды и заняли свои места. Объяснение сопровождается показом всех перемещений с проб­ным проигрыванием, так как непонимание правил может отри­цательно сказаться на восприятии игры.

Выбор коррекционно-развивающих игр для детей с от­клонениями интеллекта требует особого внимания. И здоро­вые дети, и дети аномального развития играют в одни и те же игры, но умственно отсталый ребенок никак не может быть приравнен к нормально развивающемуся, даже более младшего возраста. Он - иной по своим проявлениям

Подвижные игры должны быть не только доступными по сложности, но и эмоционально разнообразными. Должны учи­тывать личные интересы детей, нести целительную радость каждому ребенку.

По уровню сложности наиболее доступными для детей с умственной отсталостью являются сюжетные подвижные игры.

При подборе подвижных игр необходимо учитывать сле­дующие моменты:

- содержание игр (сюжет, правила) должно соответ­ствовать уровню интеллектуального и двигательного раз­вития, эмоционального состояния и личностных интересов детей;

- подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщенной моторными действиями должен осу­ществляться постепенно по мере овладения простыми форма­ми движений;

- содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия: коррекцию телосложения, развитие координационных возможностей, коррекцию двигательных нарушений, развитие физических качеств, укрепление и оз­доровление всего организма в целом;

- в процессе игры необходимо стимулировать познаватель­ную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.

«Через ручеек»

Цель: развитие координации движений.

На игровой площадке проводят две линии (можно изви­листые) на расстоянии 1,5-3 м друг от друга. Это «ручеек». Через «ручеек» положены камешки на расстоянии 30 см друг от друга (кусочки картона, пенопласт или просто нарисован­ные кружки). Они расположены с таким расчетом, чтобы ре­бенок мог без особого труда перебраться с одного камешка на другой, а затем и с одного бережка на другой.

Педагог подводит играющих детей к черте и объясняет, что нужно по камешкам перебраться на другой берег, не за­мочив ноги. Дети по очереди, перепрыгивая с камешка на ка­мешек, перебираются на другой берег ручейка. Тот ребенок, который оступился и стал мимо камешка, а значит, замочил ноги, отправляется сушить их на скамейку и временно выбы­вает из игры.

Игра продолжается несколько раз. Затем учитель хвалит всех детей, отмечая в то же время самых быстрых и ловких.

«С кучки на кучку»

Цель: развитие координации движений.

На игровой площадке чертится две ровные или извилис­тые линии на расстоянии 3-5 м. Это берега, между которыми располагается болото. Каждый играющий получает по две до­щечки. Дети становятся на одной стороне болота и при помо­щи дощечек передвигаются на другую сторону. Кто из ребят оступится и попадет ногой в болото, тот выбывает из игры. В конце обязательно подвести итоги и отметить самых акку­ратных.

«Грибная охота»

Цель: развитие равновесия, точности броска и быстроты движений. Количество игроков может быть любым. Инвен­тарь: доски — мостики, веревочные перила, мешки, шишки.

Инструкция: через канаву шириной 1,5-2 м переброше­ны параллельно два узких мостика. По два человека с каж­дой команды держат рядом с мостиком для страховки вере­вочные перила. На одной стороне канавы растут «грибы* (разбросанные шишки), на другой - находятся две команды играющих. По сигналу первые игроки переходят через мос­тик, срывают по одному грибу, приносят их своей команде и кладут в корзину (полиэтиленовые мешки), затем отправля­ют следующего игрока и так далее. Играют 5-7 мин. По сиг­налу свистка игра заканчивается. Выигрывает команда, у ко­торой в корзине больше всего грибов.

Методические указания. Игру можно проводить 2-3 раза.

 

Особенности методики проведения подвижных игр

с на­рушениями опорно-двигательного аппарата.

 

При проведении подвижных игр с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует помнить, что они име­ют особое значение для занятий, проводимых в гетерогенных группах, так как они позволяют сильным и слабым (в двигатель­ном отношении) детям соперничать на равных условиях; дают возможность учащимся с тяжелыми нарушениями в развитии выбирать игры и, несмотря на тяжелые нарушения двигатель­ных функций, принимать участие в спортивных занятиях.

При организации подвижных игр с детьми, у которых на­блюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата, в ге­терогенных группах необходимо:

1. Вводить специальные правила, которые облегчают за­дания для учащихся с тяжелыми нарушениями в развитии или усложняют их для более подвижных детей.

2. Вводить специальные функции — дети с тяжелыми дви­гательными нарушениями получают задание, не предъявля­ющее высоких требований к моторике, но имеющее для детей особое значение.

3. Ставить альтернативные задачи - для детей с тяжелы­ми нарушениями даются специальные задания (попасть в спе­циальную мишень), это сравнивается с попаданием в нормаль­ную мишень.

4. Учитывать конфронтацию - совместная игра бегающих игроков и игроков на колясках, они получают различные за­дания, связанные с движением, но в игре становятся равно­правными соперниками.

В игровой деятельности детей сочетаются два важных фак­тора: с одной стороны, дети развиваются физически, с другой -получают моральное, эмоциональное и эстетическое удоволь­ствие от этой деятельности.

Практические рекомендации

При организации и проведении игр различного характе­ра с детьми с нарушениями в развитии необходимо:

-проверить наличие специального оборудования и инвен­таря, их соответствие гигиеническим требованиям, которые обеспечивают безопасность здоровья детей;

- проверить состояние спортивной одежды, обуви;

- освободить от игр детей с выраженным утомлением или перенапряжением;

- тщательно изучить медицинские карты обследования детей;

- определить состояние физического развития;

- выявить функциональное состояние сердечно-сосудис­той и дыхательной систем детей;

- выявить уровень развития двигательных функций;

- предъявить повышенные требования к мерам предосто­рожности с учетом специфики детей.

Для всех нозологических групп важным является ис­пользование различных систем тренинга зрения. Несомнен­но, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз; активизируют кровообращение в данной области и, следовательно, хорошо снимают умственное утомление.

«Челнок»

Цель: развитие быстроты и точности движений, умение ориентироваться в пространстве, передвигаться разными спо­собами.

В игре принимают участие 6-8 человек, если в группе есть здоровые дети или волонтеры, количество играющих может быть увеличено до 12-16 человек. Инвентарь: кегли, стойки.

Инструкция. Игра проводиться в виде эстафеты между равными по силе командами, которые выстраиваются колонна­ми на стартовой линии. На расстоянии 7-8 м располагаются стой­ки, а по пути следования игроков расставлены четверо кеглей. По команде направляющий бежит к стойке. По пути он должен собрать кегли, обежать стойку и на обратном пути снова расста­вить кегли, после чего игрок возвращается к своей команде, ка­сается рукой направляющего и становится в конец колонны. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Методические указания. Бег можно заменить прыжка­ми, передвижением ползком, сидя, спиной вперед и т. п.

 

«Услышь свое имя»

Цель: развитие быстроты реакции. Количество игроков -5-15 человек. Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие стоят спиной друг к другу, у од­ного из игроков мяч, он бросает мяч назад-вверх и называет чье-либо имя. Тот, кого назвали, должен развернуться лицом в круг и поймать мяч большее количество раз.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

Игры, направленные на развитие быстроты реакции и движений, точности и дифференцировки усилий, внимания и умения ориентироваться в пространстве:

«Быстрый и ловкий»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений. Играют от трех пар, состоящих из взрослого и ре­бенка. Инвентарь: 6-8 стульев.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, плотно один к дру­гому, сиденьями внутрь, на них садятся участники игры.

Половина детей - половина взрослых. Водящий встает в середину круга. Его стул свободный. По сигналу водящий ста­рается сесть на этот стул, но сидящие перемещаются вправо или влево и мешают ему найти свободное место. Игрок, не ус­певший передвинуться на соседний стул, сменяет водящего, и игра продолжается.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.

«Бездомный щенок».

Цель: та же, что и в предыдущей игре. Количество игро­ков - 7-9 человек. Инвентарь: 6-8 стульев, на один меньше количества играющих.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево). По свистку каждый старается занять место, но, поскольку стульев меньше, один игрок ос­тается без места. Он выбывает, а из круга убирают еще один стул. Выигрывает тот, кто останется последним.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...