Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подвижные игры для детей со зрительной патологией.




Различают врожденные и приобретенные нарушения зре­ния. Слепые - люди с полным отсутствием зрительных ощу­щений или светоощущений. В свою очередь, различают две степени потери зрения у инвалидов: первая - тотальная поте­ря зрения; вторая - практическая слепота, когда имеется светоощущение, способность определить контур предмета. Сла­бовидящие - это люди, острота зрения которых позволяет раз­личать предметы, очертания которых они видят нечетко.

Подвижные игры являются сильнейшим средством все­стороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребенок любит играть так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно спер­ва научить играть, помочь ему овладеть игрой.

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка. При организации игровой де­ятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуаль­ные возможности ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих, а иногда и их настроение. Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют. Выбирая инвентарь для игры, педагог должен для слепых использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.); для детей с остаточным зре­нием и слабовидящих - подобрать яркий и красочный ин­вентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используется красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета). Весь используемый инвентарь должен быть безопасным! Большое внимание уделяется выбору и подготовки места, где будет проводиться игра. Ведущий тем или иным сигналом должен ориентировать играющих, задавать нужное направ­ление и предупреждать об опасности. Звук используется как условный сигнал, заменяющий зрительное восприятие. Звук лучше всего улавливается ребенком, если его источник ус­тановлен на уровне лица.

В связи с тем что слепой ребенок воспринимает всю игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому большое внимание уделяется дозировке физической нагрузки при играх.

Возможно проведение подвижных игр слепых и слабови­дящих, детей с другой нозологией и детей без патологии. Они нестандартны. Например, если игра ведется парами, то их можно составить так: зрячий — незрячий; незрячий — слабо­видящий; мама — незрячий ребенок и т. д. Вместо простого можно использовать озвученный мяч, научить незрячих пользоваться осязательными и звуковыми ориентирами. В ряде игр нужно ограничивать поле деятельности зрячих иг­роков и игроков с остатками зрения. В играх-догонялках сла­бовидящие ловят только слабовидящих, слепые же ловят всех, а в играх «Жмурки», «Ночной часовой» следует завязывать глаза только зрячим детям. Нельзя допускать, чтобы дети с остатком зрения или зрячие применяли в игре обманные дей­ствия, это обижает незрячих детей, и у них может появиться чувство недоверия к окружающим.

При организации и проведении занятий со слепыми и сла­бовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопря­женные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясением тела и наклонным положением го­ловы.

«Паровозик»

Цель: развитие внимания, координации движений, уме­ния обращаться с предметами, освоение симметричных и асимметричных движений.

Игра проводится с группой детей из 5-6 человек. Инвен­тарь: две гимнастические палки и гладкие рейки.

Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руку. Впереди или сзади встает ведущий. По команде начинаются синхрон­ные движения руками вверх-вниз, вперед-назад, обеими ру­ками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза.

Методические указания:

—игра может проводиться в положении сидя на гимнас­тической скамейке;

—если игра проводится в положении стоя, то продвигать­ся следует вперед или назад;

—смена движений происходит по команде ведущего.

 

«Догони меня»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

Инвентарь: площадка без препятствий размером 5x5 мет­ров, колокольчик.

Инструкция. Взрослый берет на себя роль ведущего. С по­мощью колокольчика, озвученного мяча или бубна он издает постоянный звук и убегает от ребенка, а тот, в свою очередь, догоняет ведущего, ориентируясь на звук.

Методические указания:

- темп игры медленный, ведущий скорее уходит, чем убегает;

можно помогать ребенку указаниями: например, «не­много правее, левее» и т. д.

 

«Догоняй мяч»

Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.

Количество игроков — 10-12 человек.

Инвентарь: два озвученных мяча.

Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдаются мячи. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

Методические указания:

- мячи можно только передавать, но не брать;

- количество мячей можно увеличить;

- передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...