Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая сущность потребительского выбора




Введение

экономический потребительский выбор кардиналистский

Изучение потребительского выбора в целом, а также на национальном рынке, по моему мнению, является важной задачей для любого экономиста-исследователя. Объясняется это тем, что мы живем в мире рыночных отношений, где всё ориентировано на потребителя и на удовлетворение его услуг. Соответственно, данный вопрос будет всегда актуален. В курсовой работе осуществлена попытка рассмотреть основные факторы, влияющие на потребительский выбор и охарактеризовать особенности потребительского рынка России.

Степень разработанности проблемы.

Над проблемой анализа потребительского выбора и его особенностей работали многие известные ученые-экономисты. Так, например, Леон Вальрас был одним из тех, кто предложил количественную теорию поведения потребителей, основанную на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности. В разработку противоположной теории - порядкового подхода, согласно которому внимание нужно уделять не полезности, а предпочтению потребителя - внесли огромный вклад такие выдающиеся экономисты, как Е. Слуцкий, Дж. Хиккс, В. Парето. В степень разработанности данной проблемы также обширный вклад внесли следующие ученые-экономисты: У. Джер, К. Менгер, А. Маршалл, К. Маркс, Т. Веблен, М. Вебер.

Тем не менее есть необходимость дальнейшего анализа обозначенной проблемы. В связи с этим цель курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических основ анализа потребительского выбора для рассмотрения особенностей потребительского выбора в России.

Достижение поставленной цели предполагает решение таких задач:

рассмотреть теорию потребительского поведения, изучить кривые и карту безразличия, функцию полезности, бюджетное ограничение;

исследовать особенности потребительского спроса и факторы, которые определяют поведение потребителя;

изучить рыночный спрос и зависимость спроса от рыночной цены и рассмотреть рыночный спрос в России.

Предмет и объект исследования.

Работа посвящена изучению свободы и субъективности потребительского выбора. Объектом работы является потребительский выбор, а предметом - факторы, на него влияющие.

Методологической основой исследования выступает неоклассическая теория, в частности школа ординалистской теории потребительского поведения. Поставленные в работе задачи достигаются с помощью методов системного анализа, синтеза, сравнения и классификации. Инструментами исследования выступили кривые безразличия и бюджетные линии.

Данная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, состоящие из шести пунктов, заключение, список литературы и приложения.

 


Теоретические основы анализа потребительского выбора

Экономическая сущность потребительского выбора

 

Для того, чтобы освоить принципы функционирования рынка, необходимо прежде всего понимать, на чем основано поведение его участников. Основным субъектом рыночной экономики является потребитель - физическое или юридическое лицо, потребляющее продукт производства или свой собственный. В микроэкономике под термином «потребитель» понимается хозяйствующий субъект, обособленно принимающий решение о распределении своего бюджета на покупку потребительских благ.

Исходя из этого, поведение потребителя можно определить как процесс, в ходе которого происходит формирование рыночного спроса покупателя. Данный процесс осуществляется посредством потребления благ, учитывая при этом их цены. Следует так же отметить, что выбор потребителя является рациональным. Рациональный потребитель старается организовать свои покупки так, чтобы максимизировать совокупное удовлетворение.

Однако потребитель не всегда может действовать рационально. На это могут повлиять несколько факторов:

неверная информация о товаре или услуге;

дорогостоящий, затратный для потребителя поиск необходимой информации;

импульсивные покупки, сделанные по мимолетному желанию;

покупки, совершаемые потребителями по привычке.

Анализ поведения потребителя, а именно формирования спроса потребителя на товары и услуги, основан на концепции полезности, согласно которой потребление благ приносит потребителю определенную пользу, выраженную в полученном удовольствии. Исходя из этого, цель потребителя - извлечение наибольшей пользы, а для этого необходимо осуществление рационального потребительского выбора, то есть выбора такой комбинации товаров, которая обеспечит максимальную полезность и при этом не позволит превысить предел своего бюджета. Немного отличается понятие потребительского выбора в работе Таранухи Юрия Васильевича, преподавателя МГУ: «Потребительский выбор - принятие потребителем решения о распределении своего бюджета таким образом, чтобы структура и количество купленных благ обеспечили бы ему максимальную полезность». Данное понятие основывается на положении о суверенитете потребителя, которое является одним из допущений при анализе поведения потребителя.

Суверенитет потребителя - это независимость его от производителя, понимается как невозможность диктата производителя по отношению к потребителю. Обращаясь к мнению Таранухи, суверенитет - это власть потребителя над производством, которая состоит в подчинении производства целям потребителя. Допустим, что товары на рынке распроданы. Это является показателем того, что потребитель дает возможность производителю получать прибыль и расширять производство, то есть поощряет производство таких товаров.

Необходимым условием суверенитета потребителя является свобода его потребительского выбора. Она заключается в том, что, во-первых, выбор потребителя формируется без влияния извне(самостоятельно), а во-вторых, он не зависит от выбора других потребителей. Однако, и в этом случае потребитель не может считаться абсолютно свободным в своем выборе. Существуют так называемые «ограничители», которыми вынужден руководствоваться потребитель в своем «свободном» выборе. К основным ограничителям относят доход, имеющийся в распоряжении потребителя, рыночные цены на товары и услуги, а также и другие факторы рыночной конъюнктуры.

Свобода потребительского выбора не дает гарантий на суверенитет потребителя. Он может быть ограничен и другими способами: потоварный налог, НДС, акцизы, налог на потребление и многие другие способы. Примером таких ограничений могут выступать специальные надбавки - акцизы. Их вводят, чтобы сделать малодоступными товары, которые могут нанести вред организму. К таким товарам можно отнести, например, табак и алкоголь.

Для того, чтобы понять как покупатели распределяют свой доход на покупку тех или иных товаров, каким образом цены товаров и предпочтения потребителей влияют на их выбор, а также понять, как покупатели стараются увеличить свои «чистые» выигрыши от приобретения товаров и услуг, и существует теория потребительского поведения. Она имеет широкое распространение как в рыночной сфере деятельности, так и в социальной. Как решение завести ребенка или вступить в брак зависит от экономических факторов? На этот вопрос и старается ответить теория поведения потребителя.

Поведение потребителя первоначально довольно сложно описать в силу влияния человеческого фактора. Именно для этого и существуют специальные методы, которые позволяют предугадать возможное поведение потребителя:

. Системный анализ. Общие принципы и методы данного исследования объясняют спрос и поведение потребителя, опираясь на экономическую теорию. В рамках этого метода изучение поведения потребителя начинается с исследования причин, по которым он предпочитает один товар другому;

. Маркетинговое изучение. Поведение потребителя в данном методе рассматривается, опираясь как и на экономическую теорию, так и на научную психологию и социологию. Главное внимание здесь уделяется запросам и требованиям отдельного покупателя.

Принимая во внимание всё вышеуказанное, можно заключить, что рынок как экономическая система ориентирован на потребителя, так как для рыночной экономики в первую очередь представляют интерес те субъекты, которые имеют возможность предъявить платежеспособный спрос. Таким образом, потребитель во взаимоотношениях с другими субъектами рынка занимает центральную роль, потому что его потребности влияют на производителя, который в свою очередь стремится получить прибыль, удовлетворив потребности потребителя быстрее и качественнее.

В зависимости от теорий классификации потребительского выбора выделяют две теории, речь о которых пойдет в следующих пунктах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...