Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Региональные особенности потребительского выбора в России




 

В нашей стране более ста различных народов, значит, сколько бы мы не были патриотами своего народа, своей нации, важно понимать все мы живем и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует особой толерантности, тем более, что усилившейся тенденции интеграции стран, их общность постоянно нарастает. Этот аспект важен для нас в рассмотрении вопроса потребительского выбора в России и ее регионах, так как национальные особенности являются фактором, влияющим на вкусы и предпочтения потребителя.

Для нас, жителей Дона, естественно, особый интерес представляет наш регион и его социально-экономические особенности.

Потребительский рынок - одно из наиболее развивающихся направлений экономики Ростовской области, включающее в себя три сферы обслуживания населения - розничную торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание. Их вклад в развитие общего социально-экономического потенциала региона составляет около 1/5 части валового регионального продукта.

Сфера обслуживания является в наши дни самой востребованной, поэтому ее доля в пополнении бюджетов всех уровней составляет 13,2%.

В среднем на потребительском рынке Ростовской области трудоустроена четверть населения Ростовской области по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля 22,6%. Данная деятельность обладает высоким потенциалом развития, а также обусловлена следующими преимуществами региона:

выгодное географическое положение области, позволяющее налаживать сотрудничество и товарообмен со странами ближнего и дальнего зарубежья;

регион специализирован на аграрном секторе, так как мы имеем достаточно благоприятные природно-климатические условия и значительные площади плодородных сельскохозяйственных угодий, позволяющие обеспечить максимальное удовлетворение потребителей на рынке местных сельхозпроизводителей;

достаточный уровень развития промышленности - почти треть промышленного производства Южного федерального округа составляет оборот организаций различных видов экономической деятельности Ростовской области, среди которых ведущие позиции в ЮФО занимают обрабатывающие производства (производство пищевых продуктов и табака - 25%);

По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации на потребительском рынке Ростовской области присутствуют федеральные и международные розничные операторы, что позволяет причислить область к числу субъектов Российской Федерации, в которых сложились наиболее благоприятные условия для потребителей.

В 2012 году в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года разработана Концепция развития потребительского рынка Ростовской области до 2020 года. В этой концепции определены стратегические цели и приоритетные направления региональной политики в сфере развития потребительского рынка Ростовской области на долгосрочную перспективу. К ним относят:

стабилизация развития потребительского рынка Ростовской области с целью удовлетворения возрастающих потребностей населения в товарах и услугах как можно быстрее и качественнее;

доступность потребительского рынка в целях создания комфортных условий проживания и повышения качества жизни населения в Ростовской области;

улучшение системы защиты прав потребителей.

В 2013 году в целях повышения мотивации областных товаропроизводителей, особенно предприятий АПК (Агропромышленный комплекс), к повышению качества и конкурентоспособности производимых товаров, в Ростовской области внедрена Система добровольной сертификации «Сделано на Дону», зарегистрированная Росстандартом России и внесенная в Единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации Российской Федерации.

Также в 2013 году сотрудниками Южно-Российского филиала Института РАН был проведен опрос с целью определить факторы, влияющие на потребительский выбор.

В анкете, которая предлагалась респондентам, было необходимо проставить каждому фактору оценки от одного до девяти. Данное анкетирование было предложено как обычным покупателям, так и сотрудникам торговых фирм. Полученные данные были с ведены в единый рейтинг (см. рисунок 3.1. Приложение 4). В итоге получились два ряда данных, отражающих мнение простых покупателей о том, чем они руководствуются, совершая покупки, и мнение «экспертов».

Для потребителей на первом месте находится их собственный опыт, затем - мнение близких, а на третьем месте - стоимость товара. Эксперты же придерживаются мнения, что стоимость товаров все-таки стоит для большинства людей на первом месте, а на третьем уже собственный опыт. Отсюда очевидно, что и потребители и производители сошлись в выборе трех основополагающих факторов.

Рассмотрим остальные факторы. Здесь можно выделить наряду с группой лидеров (первая степень значимости), группу второй степени значимости: 1) наличие скидок, проведение акций и распродаж, 2) известность и престижность торговой марки.

Третья группа факторов - это 1) наличие информации о товаре на этикетках, 2) рекомендации продавца, 3) внешний вид товара.

Наконец, наименее значимым оказался такой фактор, как доверие самому продавцу, магазину. Вероятно, в современную эпоху, когда магазины торгуют в основном товарами чужого производства, фактор продавца теряет свою значимость.

Также были проведены исследования, позволяющие конкретизировать понимание потребительской мотивации.

В отношении того, что является главенствующим для покупателей - качество или цена, получен однозначный и прогнозируемый ответ: абсолютное большинство покупателей ищут именно соотношение качества и цены. Доля же тех, кто отдает предпочтение исключительно дешевой продукции, составляет лишь 11%.

Довольно любопытным является то, что по статистике 75 процентов потребителей занимают активную позицию в выборе товаров и лишь 14% опрошенных указали, что при покупке товаров они не проявляют активности, а покупают то, что предлагает магазин.

Учитывая полученные данные о мотивации потребителей, уровень правовых знаний покупателей следует считать также важным фактором их потребительской удовлетворенности. Данные, проанализированные выше, продемонстрировали, что большинство опрошенных жителей области активно подходят к поиску товара, а следовательно ищут наиболее полного удовлетворения своих потребностей. При этом первостепенным для покупателей является поиск оптимального соотношения цены и качества товара. Но на что опираются покупатели при выборе товара непосредственно? Данные говорят о том, что это, прежде всего, собственный опыт - самый надежный критерий. Но надежным он может стать только тогда, когда, вполне вероятно, уже было совершено несколько ошибок.

И здесь свою роль начинает играть уровень правовой грамотности потребителей, поскольку отстоять свои права в споре с продавцом можно только четко зная свои возможности и обязанности торговых компаний. Данные опроса показывают, что даже в такой простой вещи, как получение чека с продажи, продавцы не всегда ведут себя в соответствии с требованиями закона. Лишь 65% опрошенных указали, что им всегда выдают чек, при этом 14% отметили, что чек им выдают только по требованию.

Оптимистичен тот факт, что большинство опрошенных (78%) указали, что всегда стараются отстаивать свои права в споре с продавцом. Тех, кто игнорирует такую возможность, соответственно насчитывается 22%.

А вот способы информирования потребителей об их правах в настоящее время в магазинах и на предприятиях сферы услуг не вполне эффективны. Лишь 34% опрошенных заявили, что пользуются информационными стендами, размещенными на предприятиях розничного рынка. При этом 30% опрошенных отметили, что вообще никогда о таких стендах не слышали.

Как показывает все тот же опрос, около 15% покупателей все же приходилось обращаться для защиты своих прав к специалистам. На мой взгляд, это показатель достаточно высокий, поскольку обращение к специалистам говорит о том, что все иные варианты разрешения конфликтной ситуации были исчерпаны.

Таким образом, на основе данных Министерства экономического развития Российской Федерации, а также Южно-Российского филиала Института РАН, можно сделать выводы:

. Потребительский рынок, включающий в себя три сферы обслуживания населения: розничную торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание - является одним из самых актуальных направлений развития экономики Донского края.

. Ростовская область входит в число самых благоприятных для потребителей субъектов Российской Федерации. Причина этого в том, что на нашем потребительском рынке присутствует достаточное количество федеральных и международных розничных операторов.

. Потребители и производители Ростовской области определили три основных фактора, влияющих на потребительский выбор: стоимость товара, собственный опыт и мнение близких.

 


Заключение

 

Теория потребительского выбора анализирует процесс принятия решений индивидами. Каждый из нас прекрасно осведомлен о том, что наш выбор ограничен нашими финансовыми ресурсами. Имея в виду это ограничение, мы стремимся достичь максимального удовлетворения наших потребностей. Теория потребительского выбора описывает эти психологические процессы таким образом, чтобы мы получили возможность провести их экономический анализ.

Изучение потребительского поведения - сложная наука. В своей курсовой работе я изложила основные концепции проблем потребительского поведения. Поэтому, подводя черту, хотелось бы остановиться на основных выводах, сделанных мной в ходе выполнения данной работы:

выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;

поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом;

потребитель стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую полезность;

линия бюджетного ограничения потребителя показывает возможные комбинации товаров, которые он может купить при данном уровне своих доходов и существующих ценах.

наклон бюджетной линии равен относительной цене товаров, а кривые безразличия отражают предпочтения потребителя.

Таким образом, можно смело заключить, что по данной теме курсовой работы извлечены ключевые моменты, которые дают нам наиболее четкую картину, о проблемах с которыми сталкивается потребитель, как меняется поведение потребителя под влиянием определенных факторов и чем мотивируется его выбор.


Список литературы

1) Тарануха Ю.В. Микроэкономика. Учебник МГУ им. М.В. Ломоносова, М.;

) Барков Ф.А., Сериков А.В. - «Потребительское поведение жителей Ростовской области: предпочтения, факторы выбора, правовая культура в сфере защиты прав потребителей.»;

) Н.И. Безродная «Экономическая теория. Часть 1»;

) Энджел Дж., Миниард П., Блэкуэлл Р. Поведение потребителей. 10-е изд. - СПб.: Питер, 2007;

) Березин И. ВВП, Потребительский рынок, распределение доходов и социальная стратификация в России // Практический Маркетинг. 2006. №108.;

) Басаргина О.А. Экономика для инженера. Часть 1. СПб, Питер, 2006;

) Лифшиц А.Я. «Введение в рыночную экономику», M., 1991;

) Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов, «Норма», 2005;

) Официальный портал Правительства Ростовской области http://www.donland.ru;

) Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru;

) Экономическая теория: Учебник/ Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Глава 1. - 17 с., БГЭУ, 1997;

) Алехина Г.А., Барышева Г.А., Вазим А.А. Экономическая теория. Часть 1. Микроэкономика: Учебное пособие/ Том. политехн. ун-т. - Томск, 2004;

) Экономическая теория. Микроэкономика. Кардиналистская теория полезности //http://www. Grandars.ru;

) Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. М: изд. «Экономическая школа». 2002;

) Герман Генрих Госсен. 1854 Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности. Издание 1927 г.;

) Ильин В.И. Поведение потребителей: Учебное пособие, Серия «Краткий курс», Издательство Питер, 2000 г.;

) Микроэкономика: В 2 т./ В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов; общ. Ред. В.М. Гальперина - СПб., 1998;

) Хикс Дж.Р., Стоимость и капитал, М., 1988;

) «Психологические проблемы изучения потребительского поведения», «Журнал практического психолога». Н.1, М., 1999;

) Айвор Пирс, «Теория спроса, рента и суверенитет потребителя», Современная экономическая мысль. Серия: «Экономическая мысль Запада». / Ред.: Афанасьева В.С. и Энтова Р.М./ - М., «Прогресс», 1981;

) «Игра ценами», журнал «Деловая неделя»,

http://www.extra-n.ru/main/? id=1747;

22) А. Демидов «Особенности потребительского поведения россиян: факторы выбора, мотивации, лояльность», Альманах Лаборатория, 2009;

) Россинская Г.М. Дифференциация потребительского поведения и развитие экономики: проблемы взаимосвязи. Журнал: Финансы и кредит, #45, 2007 г.;

) Разумовская Е.А. Теоретические аспекты и стратификационные принципы распределения располагаемого дохода населения в процессе персонального финансового планирования. Журнал: Финансы и кредит, #35, 2013 г.;

) Кузнецов Н.Г. Социально-экономические и маркетинговые составляющие потребительского поведения. Журнал: Национальные интересы: приоритеты и безопасность, #36, 2011 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...