Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ординалистская теория потребительского выбора




 

Данная теория является более поздней разработкой двух экономистов - В. Парето и Дж. Хикса. Также огромный вклад внесли Эджуорт и Слуцкий. Основные положения данного направления теории предельной полезности:

Предельная полезность неизмерима;

Измеряется полезность набора благ, а не отдельных его частей;

Все наборы благ можно распределить на основе предельной полезности благ, входящих в эти наборы;

Если изобразить на графике наборы товаров, которые обладают равной предельной полезностью, то перед нами предстанет набор кривых безразличия.

Ординализм концентрирует внимание на приоритетах потребителя. Акцент здесь делается не на абсолютной величине полезности, а на сравнительных предпочтениях, в порядке которых в голове человека товары выстраиваются от самых желанных до наименее желанных.

В данной концепции оперирует понятие не полезности товара, а предпочтительности товарного набора. В соответствии с этим, ординалисты анализируют шкалу потребительских предпочтений и устанавливают ряд аксиом, типичных для поведения потребителя:

. Аксиома полной упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы с помощью отношений предпочтения или безразличия.

. Аксиома рефлективности - ее суть в том, что товарный набор не может быть лучше сам себя.

. Аксиома транзитивности. Предположим, что товарный набор А лучше набора В, а товарный набор В лучше С, тогда получается, что товарный набор А лучше, чем С.

. Аксиома ненасыщения. Если есть два товарных набора одинакового блага по одной и той же, но разного объема, то предпочтительней тот, объем которого больше.

. Аксиома непрерывности. Согласно принципу ненасыщения, близкие товарные наборы будут более предпочтительны третьему. То есть, товарный набор А предпочтителен набору В, а набор С близок к А, значит товарный набор С предпочтителен набору В.

. Аксиома выпуклости предпочтения означает, что кривая безразличия выпукла относительно начала координат, и, если набор благ обладает большим количеством товара, чем предыдущий товарный набор, значит данная кривая находится дальше от начала координат.

Именно порядковый подход к теории предельной полезности и ложится в фундамент потребительского поведения. Основным инструментом анализа порядковой теории является кривая безразличия.

Кривая безразличия - геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой набор двух благ, что потребителю все равно, какой из этих наборов выбрать. Кривая показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие потребителя равным уровнем полезности.

 

Карта кривых безразличия


Карта кривых безразличия - набор кривых безразличия для одного потребителя, который однозначно выражает его предпочтение и позволяет предсказать его отношение к сочетанию потребления двух товаров.

В теории ординализма целевая установка потребителя - максимизация полезности от приобретаемых экономических благ - достигается методом выбора наиболее предпочтительного набора благ из всех имеющихся и доступных потребителю вариантов. В такой трактовке понятие полезности благ тождественно понятию порядковой предпочтительности благ. Ординальная, т.е. порядковая, величина полезности должна показать, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребителя.

Отсутствие точных количественных измерителей субъективных потребительских предпочтений не позволяет определить точную меру того, насколько уменьшилась или увеличилась эта степень удовлетворения. Зато можно с определенностью говорить, какой из наборов благ приносит большее удовлетворение. Выбирая набор благ из имеющихся альтернатив, потребитель присваивает первый ранг набору с большей для себя полезностью; второй с меньшей; третий c еще меньшей и т.д. В данном случае суверенитет потребителя - это его право субъективно присваивать порядковые предпочтения и ранжировать их в рамках имеющихся альтернатив.

Для более подробного изучения моделирования поведения потребителя с точки зрения математических расчетов мне понадобится рассмотреть понятие «бюджетное множество».

Бюджетное множество - понятие, используемое в теории потребительского поведения, обозначающее подмножество допустимых альтернатив (потребительских наборов) с учётом бюджетных ограничений, под которыми понимаются ограничения расходов потребителя его доходами и первоначальными запасами экономических благ.

Предположим, что имеется некоторое количество различных товаров. Количество i-того товара обозначим , тогда некоторый упорядоченный набор товаров обозначим X=( ,…, ) и является n-мерным вектором товаров. Такой набор товаров называется корзиной, в которой данные товары находятся в определенном количестве.

Каждый товар соответственно имеет цену. Пусть эта цена единицы i-того товара равна , тогда Р=( n-мерный вектор цен, а R - это доход потребителя. Тогда можно сделать вывод, бюджетное множество определяется как множество альтернатив х Х, для которых выполняется неравенство рх R, то есть:

 

 

Пусть потребитель располагает в единицу времени некоторым доходом М. В течение данного периода он не может расходовать свыше М денежных единиц. Он может приобрести любой набор товаров Х = (Х1, Х2,…, Хn), удовлетворяющий следующему условию:

 

P1Х1+P2Х2+ … +PnXn=M

 

Выражение называется бюджетным ограничением потребителя. Вспомним, что графические методы анализа заставляют нас рассматривать случай, когда потребительский выбор ограничен двумя товарами (назовем их товарами Х и Y). Тогда бюджетное ограничение имеет вид:

 

PхX+PуY=M

 


Бюджетное множество ОАВ и бюджетная линия АВ

 

Линия, описываемая уравнением носит название бюджетной линии. Представим ее графически. Помня, что величины М, Рх и Ру, по нашему предположению, постоянны, уравнение представляет собой уравнение прямой типа линии АВ, изображенной на рисунке 1.3.

Для обозначения дохода потребителя возьмем некоторую сумму Q. Множество наборов товаров стоимости не более Q при данных ценах P называется бюджетным множеством B; множество наборов товаров стоимости, равной Q, называется границей бюджетного множества G, которую можно записать следующим образом:

 

G = {X B: PX = Q}

 

Бюджетная линия имеет отрицательный наклон, и это вполне объяснимо: поскольку наборы товаров, находящиеся на бюджетной линии, имеют одинаковую стоимость, увеличение объема закупок одного товара возможно лишь за счет сокращения потребления другого товара. Вспомним, что наклон прямой линии характеризуется коэффициентом при переменной Х в уравнении этой прямой. Следовательно, наклон бюджетной линии характеризуется величиной:

 

 (1)


Наклон бюджетной линии равен, таким образом, соотношению цен товаров, взятому с противоположным знаком. Наклон этот, как видно, является постоянной величиной, поскольку мы предположили ранее, что отдельный потребитель не способен повлиять на рыночные цены товаров.

Теперь представим графически множество всех наборов товаров, удовлетворяющих бюджетному ограничению (см. на рисунке 1.3). Поскольку объемы потребления не могут быть отрицательными величинами, доступное множество представляет собой заштрихованный треугольник ОАВ, ограниченный бюджетной линией и осями координат. K и L - доступные наборы, D и Е - недоступные.

Отсюда следует вывод, что бюджетное множество - это совокупность таких товаров и услуг, которые потребитель может себе позволить, располагая своим бюджетом. Поведение потребителя в таком случае описывается следующим образом: выбор потребителя некоторого набора товаров во многом зависит от денежной суммы, находящейся в распоряжении потребителя, а также его вкусов и желаний. Соответственно, и структура поведения потребителей основана на этом же принципе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...