Сущность политики. Политика как наука и искусство.
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Вопрос 1 Политология, предмет и связи с другими науками Объект политологии – политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Предмет политологии – В широком смысле - интегративная наука о политике во всех её проявлениях, включающая политсоциологию, политгеографию, политфилософию, политпсихологию (раскрытие сущности политики, как целостного общественного образования, выявление её внутренних и внешних связей и отношений, определение основных закономерностей политического развития). Другой подход – политология – одна из наук о политике – закономерности становления и развития политической власти. Связь политологии – сфера политики также изучается: философией, социологией, правоведением, психологией, историей и др. На стыке наук возникли - политическая философия, политическая социология, теория государства и права, политическая история. Вопрос 2 Методы и функции политологии Функции: методологическая, познавательная, инструментальная, прогностическая, идейно-воспитательная Методы: исторический, ситуативный, институциональный (наблюдение, описание, анализ политических структур, свойств и взаимосвязей), деятельностный (политика в динамике), социологические, экономические (пересечение закономерностей политического функционирования на политическую жизнь), психологические. Вопрос 3. Развитие политической науки в Древней Греции. Вклад в развитие политической науки Платона и Аристотеля. В истории возникновения и развития древнегреческой политической мысли выделяются три периода. Ранний период (IX— VIвв. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. Второй период (V— первая половина IVв. до н.э.) — это время расцвета древнегреческой философской и политической мысли. Третий период (вторая половина IV—IIв. до н.э.) — период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности.
Сократ (469—399 гг. до н.э.) — принципиальный сторонник законности, он использовал этот принцип в качестве одного из важнейших критериев классификации и характеристики различных форм государственного устройства и правления. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он именовал царством, а власть против воли народа, основывающуюся не на законах, а на произволе правителя, — тиранией. Сократовский идеал о разумно справедливых началах государства означал правление знающих, т.е. обоснование принципа компетентного правления. В качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ считал аристократическую Спарту и Крит, которым и должны были подражать его родные Афины. Платон (427—347 гг. до н.э.). Политические воззрения Платона изложены в основном в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». В диалоге «Государство» он одним из первых обращается к характеристике политических форм. Описываются несовершенные, отрицательные типы государства: тимократия,олигархия, демократия, тирания. Им противопоставляется идеальное государство — справедливое правление избранных философов-мудрецов, ибо истинное знание доступно только этим «редким людям». Он вводит жесткую иерархию сословий: философы-правители, стражи (воины), и ремесленники, крестьяне (низший класс или разряд); строго контролируемую систему образования и воспитания. Никто не должен обладать частной собственностью. Решающее значение для идеального государственного устройства имеет, по Платону, введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семья в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство. Идеальное государство Платона — справедливое правление лучших. В диалоге «Политик» политика — это, согласно Платону, царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй. Здесь он различает два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой, где и правителям предписаны законы.
Аристотель (384—322 гг. до н.э.) трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо. В работе «Политика писал: «Желанно, разумеется, и [благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государства». Использовал огромный фактический материал — результаты конкретных исследований 158 городов-государств — полисов. Его нередко называют родоначальником, отцом политической науки. Ошибочные суждения, например утверждение Аристотеля о неполитичности рабов по своей природе. Впоследствии политическая мысль постепенно освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Так, произведения Цицерона «О республике» и «О законах» уже не содержат каких-либо общефилософских или религиозных рассуждений. Вопрос 4 Одним из самых ярких политических мыслителей эпохи Возрождения был итальянец Макиавелли (1469—1527). «Государь» (1513). Автор «Государя» мало озабочен решением этических вопросов. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра». Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова. Государственная власть должна быть твердой и решительной. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой — доминирующий интерес государственности. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках;он обязан концентрировать ее всю только в своих. В «Государе» ни слова нет о правах народа на управление государством, даже на минимальное его подключение к самостоятельному отправлению государственных дел. По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. Макиавелли прекрасно сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Есть два способа достижения повиновения. Первый — любовь к государю. Второй — страх перед ним. С точки зрения Макиавелли, лучше всего, разумеется, «когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом», поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь». Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами. Как известно, именем Макиавелли названа политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали («макиавеллизм»). Макиавелли отделяет власть от морали, религии и философии, устанавливая государство как автономную систему ценностей, независимую от других источников. Он считал сильное, централизованное государство, способное создавать законы и сохранять порядок, высшей ценностью человеческогообщества. Во имя государства можно нарушить и религию, и мораль.
Боден (1529—1596) в своем главном произведении «Шесть книг о государстве» первым в истории политической мысли дал толкование суверенитета как важнейшего признака государства. Английский мыслитель, современник английской революции XVII в., Гоббс (1588—1679) начинает рассуждения о государстве с изложения своих представлений о человеке. Он считает, что изначально все люди созданы равными по своим физическим и умственным способностям икаждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку — волк». Отсюда фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех». Хаос естественного догосударственного общества Гоббс описывает в своей известной книге «Левиафан». В природе людей заложены, по Т. Гоббсу, не только силы, ввергающие людей в пучину «войны всех против всех». Главный, самый фундаментальный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Кроме него, есть еще 18 естественных (неизменных и вечных) законов. Все они резюмируются в одном общем правиле: не делай другому того, чего бы ты себе не желал и чтобы не было сделано по отношению к тебе. Превратить их в безусловный императив поведения может только сила. Абсолютная власть государства — вот, по мнению Т. Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов.Сильное государство, по Гоббсу, — средство избавления от человеческих недостатков. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех». Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица — суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Согласно Гоббсу, может быть лишь три формы государства: монархия, демократия и аристократия. Его симпатии на стороне монархии. Вслед за Н. Макиавелли Т. Гоббс стал рассматривать государство не через призму теологии, а выводить его законы из разума и опыта.
Локк (1632—1704) свое политическое учение изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690). По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. Таковым считается «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью»; «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными»; право на собственность. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех».В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Создавая государственное устройство, следует разделить власть законодательную и исполнительную. Судебная власть растворялась в исполнительной. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Личные его симпатии склонялись к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 г. Дж. Локк считается теоретиком демократического политического режима, правового государства, концепции прав и свобод гражданина. Локк впервые личность ставит выше общества и государства; он указывает, что государство не должно быть могущественнее личности, ибо личности создают общество, а общество — государство..
Кант (1724-1804). У Канта политика отождествляется с гражданско-правовым состоянием. В своей работе «К вечному миру» Кант высказал идею о том, что желание отказаться от взаимного уничтожения должно заставить людей перейти во всемирно-гражданское состояние путем заключения мирного союза народов. Гегель (1770-1831), попытался преодолеть разрыв между политикой и моралью за счет отождествления государства с добродетелью нравственной идеи. Учение Гегеля базировалось на его представлениях об абсолютной идее — субстанции, составляющей первооснову всех вещей. Ступенями воплощения объективного духа являются семья, заключающая в себе сферу частной жизни людей, гражданское общество, где господствует стихия частных и корпоративных интересов, а также государство, служащее воплощением единства общества. Учение Спинозы сформировалось под влиянием идей Т. Гоббса об эгоистической природе человека. Поэтому в естественном состоянии, — считал Спиноза, — каждый имеет столько прав, сколько у него есть силы. Государство в его теории выступает как продукт самоограничения людей. Свобода человека в государстве состоит в том, чтобы подчиняться общему для всех закону. Французское Просвещение представлено творчеством Вольтера (1694—1778), сторонника просвещенной монархии, в которой просвещен не только монарх, но и его подданные. Руссо (1712-1778) отстаивал идею народной демократии, рассматривавшего закон как выражение народной воли. Получила наибольшую завершенность идея общественного договора. В естественном состоянии существовали свобода и равенство людей. Возникновение общественного неравенства он связывал с появлением частной собственности и государства. Основу всякой законной власти Руссо обнаруживал в соглашении людей, выраженном в общественном договоре, существо которого сводится к тому, что каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником.Законодательной властью, согласно Руссо, обладает только народ. Согласно концепции народного суверенитета Руссо, все члены общества должны участвовать в управлении государством. С чисто просветительских позиций он отстаивал идею равенства и свободы, декларируя при этом необходимость равномерного распределения частной собственности. Важнейшие политические работы Монтескье — «Персидские письма» (1721) и «О духе законов» (1748). В первой работе Монтескье изложил теорию разделения властей в государстве на исполнительную, законодательную и судебную. Монтескье отрицал идею общественного прогресса и считал судьбу каждого общества предопределенной его устройством. В работе «О духе законов» говорит, что на политическом устройстве страны сказываются климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи — все то, из чего формируется «дух народа». Монтескье выделял три формы правления: республику, монархию и деспотию. В республике власть принадлежит всему народу (в демократической республике) или его части (в аристократической республике). В остальных формах правления власть принадлежит одному лицу, причем в монархии его власть ограничена, а в деспотии - нет. Вопрос 5 Марксизм Марксизм возник в 40-х годах XIX столетия. В теории марксизма содержится ряд принципиальных положений, относящихся к политической сфере общества. В социально-политической доктрине марксизма, получившей название «исторический материализм», доказывалось, что на смену капитализму придет новое, справедливое общество. Оно выступает как альтернатива обществу, основанному на частной собственности и разделенному на антагонистические классы. Суть историко-материалистического подхода к государству и политике состоит в понимании этих явлений в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Марксизмом утверждается, что «реальный базис» (экономика) всегда остается первичным и определяющим моментом для политической надстройки. Идея детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки (государства и политики в целом). Классовая общественно-экономическая формация, согласно марксизму, непременно определяет и качество классовости политической надстройки. К последнему марксизм относит такие моменты: обусловленность факта существования политической надстройки наличием социальных классов, определяемость формы государства процессами взаимодействия классов, зависимость направлений и методов деятельности аппарата государства от соотношения классовых сил и т.д. Маркс и Энгельс показали, что публичная власть есть функция управления обществом. В «Манифесте Коммунистической партии» указывается: «Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер». Согласно марксизму у государственности есть и конечный рубеж. Поскольку государство «появляется только на определенной ступени развития общества, оно опять исчезнет, как только общество достигнет до сих пор еще не достигнутой ступени. Такой высокоорганизованной, гармоничной и планомерно развивающейся ступенью они считали будущее коммунистическое общество. Наряду с выдающимися научными открытиями и выводами, создатели «научного социализма» не предусмотрели конституирова-ния в постбуржуазном обществе правового государства, отвергли принцип разделения властей, они ничего не говорили о необходимости сохранения политического и идеологического плюрализма, обещали в будущем преодоление «узкого горизонта буржуазного права», но не обозначили горизонты какого-либо другого права. Вопрос 6 Сущность политики. Политика как наука и искусство. Существует множество определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления. В общем виде, политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение связано с дифференциацией общества. Это коммуникационный подход к определению политики. У истоков стоял Аристотель. Политика – есть сфера властных отношений. Отсюда, власть – первооснова. Вебер: «Политика - стремление к участию во власти либо распределению власти. Кто занимается политикой – тот стремится к власти». Такой подход называется силовым или директивным. Сущностью функционального подхода является то, что политика стремится управлять обществом для сохранения его социально-экономическим строем. В совокупности всех подходов: политика есть сфера деятельности, связанная отношениями с классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами. Различают внутреннюю и внешнюю политику. Задача политики как науки – определение целей и задач развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика может быть источником знаний об одной из жизненно важных сфер бытия людей, классов, партий и государств. И политика сама строится на основе соответствующих научных знаний. Политика как искусство – искусство управления государством, искусство завоевания и удержания власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов. Искусство политики заключается в том, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами и потерями.
Вопрос 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|