Либерализм: как политическая идеология, особенности неолиберализма
Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII— XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Соответственно ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также в более позднее время сформировавшееся убеждение о равноправии соперничающих в политике «профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых» не может иметь «морального превосходства и практического преобладания над другими»[1]. С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека. Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство, или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние людей, нежели отдельного индивида, либо с представлениями, напрочь отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм») и т.д.
В целом же, усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновленной форме — неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства — ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений. В отличие от прежней склонности механически определять демократичность политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. Причем Р. Даль, Ч. Линдблюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответствует принципам либерализма. Правда, представители праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагают, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма. В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опасность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях. С другой стороны, именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политического участия, демократического элитизма и т.д. И видимо, эти грандиозные исторические изменения, вызванные влиянием либерально-демократических ценностей, позволили ряду зарубежных теоретиков (например, Ф. Фукуяме) полагать, что мировое сообщество уверенно движется к «концу истории», т.е. универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан и потому способных решить все фундаментальные проблемы человеческого сообщества.
Вопрос 38 Типология политической культуры. Разнообразие политических культур в мире обусловлено множественностью проявлений политики в историческом, геополитическом, этнонациональном и иных срезах. Одной из наиболее известных является типология, представленная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (1963) вместе с результатами сравнительного исследования политической культуры в пяти странах (США, Великобрита^ нии, Западной Германии, Италии и Мексике). • Патриархальная (провинциалистская или приходская) политическая культура (parochial political culture) характеризуется ориентацией на местные, локальные ценности и может проявляться в форме дружбы, патрон-клиентных отношений, семейственности. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет явно выраженных политических ролей вроде роли избирателя. Такой тип культуры характерен для общины, деревни или региона, для постколониальных стран. В ней не существует специализированных политических ролей, а лидер сообщества выполняет «диффузные политико-экономическо-религиозные роли». Представители подобного сообщества не ожидают никаких действий со стороны политической системы. В более дифференцированных политических системах представитель патриархальной политической культуры может иметь какое-то представление о существовании центрального правительства, но он либо не испытывает по отношению к нему никаких чувств, либо относится к нему негативно, и это отношение не связано ни с какими нормами.
• Подданническая политическая культура (subject political culture) отличается наличием у индивида четких и устойчивых ориентации в отношении институтов политики, но слабым участием в обеспечении их функционирования. Она предполагает пассивное отношение индивида' к политической системе. Он ориентируется на традиции и, подчиняясь власти, ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.), хотя и опасается ее диктата. Представители подданнической политической культуры знают о существовании специализированных политических институтов и испытывают по отношению к ним определенные чувства. Они оценивают действия власти как справедливые или несправедливые, но не пытаются их корректировать. Этому типу политической культуры свойственна ориентация на неукоснительное выполнение требований руководства и демонстрацию лояльности к господствующим официальным ценностям и нормам. Такой тип политической культуры преобладает в обществах, где граждане не ощущают себя субъектами политики в силу таких причин как необразованность или незащищенность. Именно этот тип политической культуры, по мнению Алмонда и Вербы, доминировал в СССР, начиная с 20—30-х гг. Типичным его воплощением являются абсолютистские монархии. • Активистская политическая культура (партиципаторная или политическая культура участия — participant political culture) ориентирует граждан на активное политическое участие, которое является осознанным и добровольным. Участвуя в выборах, в работе политических партий, граждане выражают свои интересы и влияют на процессы принятия политических решений. В то же время они законопослушны, лояльны к политической системе. Такому типу политической культуры свойственна достаточно высокая политическая грамотность граждан и их убежденность в эффективности своих действий.
В действительности национальные политические культуры сочетают в себе признаки различных типов, то есть являются смешанными. Учитывая это, Алмонд и Верба выделили три типа смешанных политических культур: 1. Провинциалистско-подданнический. 2. Подданническо-партиципаторный. 3. Провинциалистско-партиципаторный. В результате смешения этих «чистых» типов возникает также гражданская культура - наилучший тип для стабильной демократии. Гражданская политическая культура - это культура лояльного участника, в которой политические ориентации на участие сочетаются, не заменяя их, с подданническими и провинциалистскими. В гражданской культуре существует уверенность граждан в своей политической компетентности и согласие относительно легитимности власти, направления и содержания политики государства. В обществе распространено взаимоуважение и терпимость к инакомыслию, убежденность в возможности примирения противоречивых интересов. Неоднородность политической культуры выражается через понятие субкультуры. Политическая субкультура - политическая культура группы, ценности которой существенно отличаются от тех, которые доминируют в данном обществе. Возникновению политических субкультур способствует конфликтность и фрагментиро-ванность национальной политической культуры по языковому, этническому, конфессиональному или иным признакам, включая отношение к историческому прошлому страны. Специфика политической культуры. Ее значение в развитии общества и субъектов политики. Влияние состояния умов граждан на политическую жизнь было замечено еще в древности. Термин «политическая культу- ра» был впервые использован в XVIII в. немецким философом-просветителем И.Г. Гердером (1744—1803). В политической науке понятие «политическая культура» закрепилось благодаря американскому ученому Г. Алмонду, который, исследуя взаимосвязь между структурами и процессами в политической системе, выделил два ее уровня: институциональный (характеризующий институты и их функции, нормы, механизмы действия государства) и ориентационный (выражающий особые формы отношения людей к разнообразным политическим объектам). Это позволило ему определить политическую культуру как особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику политической системы и являющийся проявлением в агрегатной форме психологических и субъективных измерений политики. Иными словами, политическая культура, по Алмонду, — это совокупность политических ориентации в отношении компонентов политической системы. В качестве объектов политических ориентации граждан выступают правительство, режим и политическое сообщество.
• Правительство включает должностных лиц, работа которых связана с принятием решений, касающихся всего общества. • Режим представляет собой правила политической игры, которые определяют характер политических ролей, условия легитимности власти, а также ожидания граждан в отношении политики. • Политическое сообщество как объект политических ориентации определяет склонность индивида отождествлять себя с определенной политической системой, которая сродни чувству национальной идентичности. Политическая культура является сложным социально-политическим феноменом. Кроме того, политическая культура любого, даже самого консервативного общества претерпевает со временем неизбежные, порой радикальные, качественные изменения. В каждой конкретной политической культуре есть относительно устойчивое «ядро» и подвижная, изменчивая «периферия». В структуре политической культуры можно выделить три вида политических ориентации: когнитивые (познавательные), аффективные (эмоциональные) и оценочные. • Познавательные (когнитивные) ориентации носят рассудочный характер. Это истинные или ложные сведения о политических лидерах, событиях и явлениях. • Эмоциональные (аффективные) — это чувства, привязанности в отношении политических объектов. • Оценочные ориентации — это суждения, мнения, основанные на определенных ценностных стандартах. Функциями политической культуры являются: 1. Идентификация. Обеспечивает реализацию потребности человека в отождествлении себя с определенной социальной группой, общностью. 2. Ориентация — направление политической активности человека в соответствии с его пониманием своих интересов и возможностей в политике. 3. Адаптация — приспособление к требованиям социально-экономических условий. 4. Социализация — формирование в человеке гражданских качеств. 5. Интеграция — объединение граждан вокруг фундаментальных ценностей общества. 6. Коммуникация — обеспечение эффективного общения субъектов политики. Национальные черты политической культуры обозначаются понятиями «национальный характер», «менталитет» (лат. тепа — ум, образ мыслей, душевный склад) - мышление, образ мыслей, душевный склад. Это специфические черты общественного сознания и комплекс образцов социального действия, регулирующих поведение народа, складывающиеся под действием традиций, внешней природной среды обитания человека, социальных структур и др. факторов. Вопрос 39
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|