Институты государственной власти
Понятие «политический институт» обозначает: 1)определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции; 2)созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3)совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом. Словом, политический институт – это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии – суть политические институты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты. Политические институты, как и политические отношения и интересы, изменяются вместе с изменением общественных организмов, которым они присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в данной исторической ситуации.
Вопрос Понятие субъекта политики. Классификация субъектов политики.
Участники политических отношений в политологии называются субъектами, или акторами (от англ, глагола to act, действовать). Субъект — это носитель предметно-практической деятельности, обладающий сознанием, самосознанием и способностью к осмысленному целенаправленному действию. В социально-политических отношениях в качестве субъектов могут выступать отдельные люди, группы, организации, различного рода общности, классы и т.д. Субъектом политики является социальная единица, которая: а) имеет интерес, б) стремится его реализовать путем использования политической власти и в) способна действовать самостоятельно (для индивида это условие означает наличие соответствующих знаний, умений, мотивации и возможностей, а для групп и общностей — наличие соответствующей программы действий и организационных структур). Субъекты политики делятся на первичные и вторичные. • Первичные субъекты политики (образовавшиеся по объективным причинам) — это, в первую очередь, индивиды, социальные классы, общности (социальные, территориальные, конфессиональные и др.). • Вторичные субъекты политики (образованные целенаправленно, по воле людей) — организации, учреждения, государства и их структуры, политические партии, общественные организации и движения и т.д. Все вторичные субъекты в той или иной мере представляют первичные субъекты политики. Важнейшим субъектом политики является государство. Другие участники политической жизни могут вступать и в неполитические отношения. Государство же, в силу выполняемых им функций, является сугубо политической организацией, воплощающей в себе политическое единство человеческого* сообщества, проживающего на его территории. На основании сферы деятельности, осуществляемой субъектами политики при помощи государства, можно выделить три вида политики: внутреннюю, внешнюю и международную.
Внутренняя политика распространяется на различные стороны жизни человеческого сообщества, находящегося внутри данного государства. Внешняя политика охватывает взаимоотношения данного государства с другими государствами и субъектами политики, на которые не распространяется его суверенная власть. Мировая или международная политика - это более или менее упорядоченные взаимодействия с участием двух и более государств. В соответствии с масштабами можно выделить три уровня политики. 1. Мееаполитика — это международная и мировая политика. 2. Макрополитика осуществляется в масштабах государств, это сфера деятельности высших или центральных органов государственной власти, а также политических и общественных организаций национального масштаба. 3. Мезополитика осуществляется на уровне организаций, учреждений, а также партийных и общественных структур областного, районного или локального масштаба. 4. Микрополитика — это политическое общение людей внутри малых групп, на уровне межличностных отношений.
Вопрос Политическое развитие Социальный процесс, в ходе которого осуществляется изменение политической системы, может носить как прогрессивную (от лат. progressus - движение вперед, успех), так и регрессивную направленность. В случае достижения прогресса имеет место политическое развитие -возрастание способности политической системы эффективно использовать ресурсы и адаптироваться к изменениям условий внешней или внутренней среды. Согласно концепции Л. Пая, существует 3 критерия политического развития. /. Структурная дифференциация. Отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие деятельности людей и появления новых групп интересов. Политическая система должна быстро реагировать на появление новых требований. Осуществить это возможно с помощью структурной дифференциации и высокой специализации функций институтов политической системы.' Каждая политическая структура должна выполнять четко определенную функцию и при этом быть целостной и интегрированной в систему. В традиционных обществах все властные и управленческие функции обычно сосредоточены в руках узкого круга лиц и институтов.
2. Возрастание способности системы к инновациям, мобилизации и выживанию - повышение адаптационных возможностей системы, ее жизнеспособности. Для этого политическая система должна быть способна направлять материальные и человеческие ресурсы для выполнения общезначимых целей. Сложные политические системы обладают значительным потенциалом к выживанию благодаря тому, что они располагают разнообразными каналами коммуникации и социализации (школа, вуз, церковь, армия и т. д.). Через эти каналы политическая система культивирует определенные ценности и образцы политического поведения, внушает гражданам доверие к власти, убежденность в ее законности и справедливости. 3. Тенденция к равноправию. Проявляется в снятии всех ограничений (социальных, политических, национальных) на участие народа в политической деятельности, предоставление всем гражданам доступа к государственным должностям. Средствами изменения социальных систем являются реформы и контрреформы, а также революции и контрреволюции. Реформа означает частичные изменения отдельных сторон жизни общества при сохранении ее основ. Зачастую реформа является результатом компромисса между конфликтующими сторонами. В широком смысле слова реформа означает любое нововведение, независимо от его содержания. В узком смысле слова это определенное усовершенствование в общественной системе. Контрреформа - это частичный или полный отказ от нововведений, осуществленных в ходе реформы. " Революция (лат. revolutio — поворот, переворот) - это быстрое, фундаментальное изменение политических институтов, социальной структуры и ценностей общества, осуществляемое в результате захвата власти политическими силами, имеющими широкую поддержку в обществе. Революции -явление Нового времени, связанное с вовлечением масс в политику и утверждением в общественном сознании идеи народного суверенитета. Революции проходят ряд этапов: вызревание, открытый политический конфликт (взрыв), победу новых сил, консолидацию новых сил и институционализацию новой власти.
Вызревание революции — это процесс накапливания противоречий в обществе, приводящий к революционной ситуации. Открытый политический конфликт как стадия революционного процесса представляет собой открытое столкновение между правящей элитой и контрэлитой, в которое втягиваются народные массы. Победа новых сил является переломным этапом в революционном процессе. Консолидация революционных сил, следующая за победой, ставит перед новым руководством страны задачи, связанные с выполнением своих обещаний и решением тех проблем, с которыми не справилось прежнее руководство. Институционализация новой власти является завершающей стадией революции. Новая власть закрепляется в государственных институтах и приобретает устойчивый авторитет. В противном случае в стране усиливается угроза контрреволюции — политического движения отстраненных от власти социально-политических сил, стремящегося к свержению общественно-политического строя, утвержденного в результате революции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|