Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дата назначения на дополнительное обследование и срок следующего осмотра.




Заключение обсуждается с тренером, составляется план лечебно-профилактической работы, выполнение которой, наряду с врачом, контролируется и тренером.

- методику, средства и методы, используемые во врачебном контроле;
- особенности функционального состояния основных систем организма инвалида при различных формах поражения опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
- показания, ограничения и противопоказания к физическим нагрузкам у различных групп инвалидов, принципы выбора методов и методики выполнения функциональных исследований у инвалидов различных групп;
- методические особенности антропометрических исследований инвалидов различной этиологии, методы оценки физического развития;
- методы тестирования физической работоспособности и тренированности;
- особенности врачебного контроля за инвалидами разного пола, возраста, характера дефекта или патологии, занимающимися АФК;
- медицинский контроль на тренировках, соревнованиях, массовых физкультурных мероприятиях за лицами с отклонениями в состоянии здоровья;
- виды травматизма, признаки перетренированности и перенапряжения организма, их причины и методы профилактики;
- спортивно-медицинскую классификацию инвалидов

 

Физическая реабилитация является важнейшим компонентом всей системы реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех ее видов и форм. Она присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент, основу социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве важнейших средств и методов медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации. Двигательная мобильность человека с ограниченными возможностями представляет собой один из важнейших критериев стадийно-уровневой характеристики процесса реабилитации.
Это объясняется тем, что, например, любая приобретенная болезнь ставит перед человеком проблему адаптации к жизни в своем новом качестве, что в свою очередь, практически всегда связано с необходимостью освоения новых жизненно и профессионально важных знаний, перцептивных, двигательных умений и навыков, развития и совершенствования специальных физических и психических качеств и способностей. А это немыслимо без использования средств и методов адаптивной физической культуры.
Среди многих факторов, ограничивающих поддержание оптимального психофизического состояния инвалидов, осуществления их трудовой, бытовой, культурной деятельности, а главное, способствующих развитию целого «букета» негативных изменений в организме, являются гиподинамия и гипокинезия. Отрицательное влияние последних на все без исключения органы и функциональные системы человека хорошо известны.
Огромна роль физической реабилитации (особенно адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественно-музыкальных и др.) в решении задач социализации инвалидов, реализации соответствующего современным условиям образа жизни как конечной цели реабилитации, повышения уровня качества жизни.

· Цель физической реабилитации как вида физической культуры - максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Цель адаптивной физической культуры позволяет сформулировать основную установку деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста).

Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляют каждому инвалиду шансы реализовать свои творческие возможности и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и даже превышающих их. Достаточно вспомнить такие имена, как: Тамерлан, Франклин Рузвельт, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Святослав Федоров и многие другие, чтобы убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здоровье не могут остановить людей поистине волевых, целеустремленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути (новом для тех, кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должна стать адаптивная физическая культура, позволяющая приобрести умения и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.

· Задачи физической реабилитации

Задачи, решаемые в адаптивной физической культуре, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливается компонентом (видом) адаптивной физической культуры, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в адаптивной физической культуре можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с отклонениями в состоянии здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Вторая группа – образовательные, воспитательные и оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для физической культуры.

В связи с тем, что объектом внимания в адаптивной физической культуре является человек с отклонениями в состоянии здоровья, то вполне логично попытаться, используя огромный потенциал этого вида деятельности, исправить имеющийся недостаток, корректировать, если это возможно, основной его дефект. Причем, чем раньше будет замечен тот или иной дефект, тем больше вероятность его коррекции.

Говоря о коррекционных задачах, авторы имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др.

Так, например, целенаправленная работа по укреплению глазодвигательных мышц может привести к улучшению зрения; этап формирования умственных действий в материальной форме значительно повышает эффективность этого процесса; обучение умениям произвольного расслабления мышц позволяет снимать психологические «зажимы», корректировать эмоциональное состояние и т.п.

Разумеется, коррекционная работа может проводиться как по отношению к основному дефекту, так и сопутствующему заболеванию, а также по отношению к вторичным нарушениям, обусловленным основным дефектом.

В том случае, когда коррекция невозможна, на первый план выступают компенсаторные задачи (формирование пространственно-временной ориентировки у незрячих, «тренировка» сохранных сенсорных систем, обучение ходьбе на протезах и т.п.).

И, наконец, тот или иной дефект, то или иное заболевание требуют обязательной профилактической работы (решения профилактических задач). Так, например, ограничение мобильности человека настоятельно требует целенаправленной деятельности по профилактике заболеваний, обусловленных гиподинамией и гипокинезией.

Разумеется, все перечисленные задачи решаются в контексте обучения тем или иным знаниям, умением, навыкам (образовательные задачи); воспитания тех или иных свойств личности занимающихся (воспитательные задачи); развития их физических качеств и способностей, укрепления мышц стопы, совершенствования осанки и т.п. (оздоровительно-развивающие задачи).

· Место физической реабилитации в системе комплексной реабилитации

Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с лицами, имеющими различные функциональные нарушения, показывает, что физическая культура и спорт среди данного контингента являет собой наиболее действенный метод среди основных видов реабилитации. Физическая активность, которая начинается уже во время пребывания инвалида в стационаре и продолжается после выписки идеальным образом препятствует уходу инвалида в свою болезнь. Физическая культура и спорт противодействуют тому ненормальному психологическому и антисоциальному поведению, которое часто возникает на почве тяжелой инвалидности. Целью физкультуры и спорта является развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т.е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для интеграции или реинтеграции инвалида в обществе. Другими словами, физкультура и спорт в значительной степени «способствует освобождению человека с тяжелой инвалидностью из гетто изоляции, в котором он прозябал многие столетия из-за недостаточного понимания и отрицательной реакции окружающих его людей».

В наши дни реабилитационный спорт вышел за пределы больниц, клиник, реабилитационных центров и приобрел самостоятельное направление – физическая культура и спорт инвалидов.

Необходимость в занятиях физкультурой и спортом безусловна для всех возрастных групп независимо от пола и состояния тренированности. Вместе с тем всегда следует учитывать, что если для здорового человека занятия физическими упражнениями – потребность, то для инвалидов это жизненная необходимость.

· Средства физической культуры и спорта в системе реабилитации

В физическом воспитании лиц с отклонениями в состоянии здоровья должны широко использоваться все средства физической культуры. Вместе с тем они должны быть разработаны в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами с учетом контингента занимающихся.

Так, в работе со здоровыми не выделяют специальные упражнения на включение в движение, на координацию, воздействующие на вестибулярный аппарат. Считается, что любое физическое упражнение в какой-то мере используется в этих целях. Но у лиц с отклонением в состоянии здоровья имеются настолько значительные нарушения при включении в движение, координации движений и сохранении равновесия, что восстановить их общими упражнениями не удается. Необходимы специальные упражнения для коррекции и компенсации этих нарушений.

В физическом воспитании лиц с отклонением в состоянии здоровья выделяют две группы упражнений: общеподготовительные (общеразвивающие упражнения, используемые в малых формах физического воспитания, зарядки, физкультминутки и т.д.) и специальные (ходьба, бег, плавание и т.д.).

Игра как средство коррекции имеет большое значение в физическом воспитании больных людей с учетом специфики их основного дефекта. Кроме общеобразовательного значения, подвижные игры являются особенно ценным подспорьем в работе по коррекции моторных нарушений.

В процессе игры создаются условия для всестороннего развития личности инвалида. Характер игры можно придать любому физическому упражнению.

Физические упражнения, применяемые в процессе физического воспитания лиц с отклонением в состоянии здоровья, по данным литературных источников, классифицируются по разным основаниям.

Целесообразно систематизировать средства физического воспитания по следующим признакам:

По преимущественному проявлению двигательных способностей:

o упражнения силового характера;

o упражнения скоростного характера;

o упражнения для развития общей и специальной выносливости;

o упражнения для развития гибкости;

o упражнения для развития ловкости;

По биомеханическому признаку:

o физические упражнения циклического характера;

o физические упражнения ациклического характера;

o двигательные действия смешанного характера, включающие физические упражнения циклического и ациклического характера;

По историческому признаку:

o гимнастические упражнения;

o плавание;

o спортивные и подвижные игры;

o туризм и экскурсии;элементы тяжелой атлетики и атлетической гимнастики;

o элементы легкой атлетики;

o ориентирование.

Травмы (заболевания) ОДА, нервной системы и т.д.приводят к структурным (морфологическим) изменениям моторной функции, локомоторного аппарата и пр. Занятия спортом не могут восстановить нарушенные (утраченные) двигательные функции, но дают психоэмоциональное и социальное удовлетворение.

· Влияние физических упражнений на организм человека

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека.

Еще С.П.Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке двигательной активности наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют восстановлению нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как один из методов восстановительной терапии.

Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые становятся крепкими, увеличивается объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы организма человека, тем самым, повышая его функциональные возможности, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат и мышцы. При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию.

При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение кровоснабжения и усиление обмена веществ. Если же мышцы бездействуют – их питание ухудшается, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми.

Ограничение в движениях (гипокинезия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека. Так, американские врачи, лишив добровольцев движений путем наложения высокого гипса и сохранив им нормальный режим питания, убедились, что через 40 дней у них началась атрофия мышц и накопился жир. Одновременно повысилась реактивность сердечно-сосудистой системы, и снизился основной обмен. Однако, в течение последующих 4-х недель, когда испытуемые начали активно двигаться (при том же режиме питания), указанные явления были ликвидированы, мышцы укрепились, атрофия уменьшилась.

Таким образом, благодаря физическим нагрузкам произошло восстановление на функциональном и структурном уровнях.

Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Так, например, у физически тренированных лиц, по сравнению с нетренированными, наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания, отмечается высокая работоспособность во время физических напряжений при повышении температуры тела свыше 38 градусов С.

Отмечено, что у рентгенологов, занимающихся физическими упражнениями, проникающая радиация в меньшей степени оказывает воздействие на морфологический состав крови.

В опытах на животных показано, что систематические тренировки замедляют развитие злокачественных опухолей.

В ответной реакции организма человека на физическую нагрузку первое место занимает влияние коры головного мозга на регуляцию функций основных систем: происходят изменения в кардиореспираторной системе, газообмене, метаболизме и др. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев ОДА, ССС, дыхательной и др.систем, улучшают процессы тканевого обмена.

Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина, количество эритроцитов, увеличивается фагоцитарная функция крови. Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику.

Сочетанная деятельность мышц и внутренних органов регулируется нервной системой, функция которой также совершенствуется при систематическом выполнении физических упражнений.

Заболевания, как известно, сопровождаются нарушением функций. При болезнях снижается общий тонус, в коре головного мозга усиливаются реакции торможения. Выполнение физических упражнений способствует ускорению регенеративных процессов, насыщению крови кислородом, пластическими («строительными») материалами, что ускоряет выздоровление.

При многих заболеваниях правильно дозированные физические нагрузки замедляют развитие болезненного процесса и способствуют более быстрому восстановлению нарушенных функций. Физические упражнения стимулируют защитные силы организма, повышают общий тонус.

Поэтому лечебная гимнастика находит широкое применение в практике работы больниц, поликлиник, санаториев и пр. С большим успехом используются физические упражнения при лечении различных хронических заболеваний и в домашних условиях, особенно если пациент не может посещать поликлинику или другое лечебное учреждение.

Однако применять физические упражнения в период обострения заболевания, при высокой температуре и других состояниях – нельзя.

Существует тесная связь между деятельностью мышц и внутренних органов. Установлено, что это обусловлено наличием нервно-висцеральных связей.

Так, при раздражении нервных окончаний мышечно-суставной чувствительности, импульсы поступают в нервные центры, регулирующие работу внутренних органов. Соответственно изменяется деятельность сердца, легких, почек и других органов, приспосабливаясь к запросам работающих мышц и всего организма.

Функции дыхательной системы также взаимосвязаны с мышечной деятельностью. Выполнение различных физических упражнений оказывает воздействие на дыхание и вентиляцию воздуха в легких, на газообмен кислорода и углекислоты в легких, а также на использование кислорода тканями организма.

При выполнении физических упражнений, кроме нормализации реакций ССС, дыхательной и других систем, восстанавливается приспособляемость выздоравливающего человека к климатическим факторам, повышается устойчивость к различным заболеваниям, стрессам. Это происходит быстрее, если используются гимнастические упражнения, спортивные игры, закаливающие процедуры.

Введение

В последнее десятилетие XX века в России актуализировалась проблема социально-педагогической реабилитации[1] подростков с ограниченными возможностями физического здоровья в связи с гуманистическими позициями педагогической науки и практики. Изменение экономического, политического, нравственного, духовного, религиозного уровней общества, прогресс здравоохранения, науки и культуры вызвал повышенное внимание к детям с отклонениями в развитии. Ранее подростки этой категории нередко были исключены из общественной жизни, находились в системе закрытых спецучреждений, не могли в полной мере реализовать свои права на образование, воспитание, проведение досуга, получение услуг в сфере обслуживания и т.п. Современная социальная политика государства, российские законодательные акты в отношении детей с отклонениями в развитии приближаются к международным стандартам, призывающим создать оптимальные условия для их интеграции в общество, предоставить равные возможности для обучения, получения информации, социального обслуживания и дальнейшего трудоустройства.

Реабилитация - это не только лечение и улучшение состояния здоровья, а процесс, направленный на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Целью реабилитации является формирование наибольшей работоспособности, самодеятельности и самостоятельности человека. Реабилитация начинается не с момента установления ребенку статуса «инвалид», а с момента выявления потребности в реабилитации. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности.

Процесс реабилитации - это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств). Реабилитация - это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности.

Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке названной категории детей к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа современных проблем специального образования как в России, так и за рубежом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...