Ф изкультурно-оздоровительная реабилитация детей с отклонениями в развитии
Крайне неблагоприятная экологическая ситуация, низкий уровень культуры здорового образа жизни россиян сочетаются с высокой социальной напряженностью и неопределенностью, порождающими хроническое чувство тревоги, неудовлетворенности, потерю динамики социумом. Эти факторы особенно сказываются на детях-инвалидах. В Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция роста детской инвалидности. Только за последнее десятилетие число детей-инвалидов увеличилось более чем в 2 раза. Разработана Концепция с целью определения основных направлений государственной и общественной деятельности по совершенствованию системы социальной адаптации и всесторонней реабилитации детей с отклонениями в развитии методами и средствами физической культуры. Концепция оздоровительно-физкультурной работы среди детей с умственными и физическими ограничениями создана в рамках реализации федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" - составной части президентской программы "Дети России" и "Основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)". При формировании принципиальных положений Концепции использованы опыт отечественной и зарубежной науки и практики. Определяющую, роль в уровне здоровья нации, физического и психосоматического состояния человека, в развитии его двигательных и интеллектуальных качеств, в формировании социума играют духовная и физическая воспитанность личности и окружающая среда. Анализ детской инвалидности и физиологических особенностей развития организма в раннем онтогенезе показывает непреходящую значимость физической активности ребенка как основы развития его двигательных, координационных и интеллектуальных качеств.
Для детей с умственными и физическими ограничениями независимо от категорий, этиологии и патогенеза (врожденные или приобретенные; наследственные, хромосомные, родовые, инфекционные; по зрению, слуху, интеллекту, опорно-двигательному аппарату, лимфо-флебопатологии, психосоматике, челюстно-лицевым, кардиореспираторным и др.) для сферы физкультурно-оздоровительной деятельности характерны ограничение их двигательной активности, ухудшение физических качеств: силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости, пространственной ориентации, вестибулярной устойчивости, реакции на движущийся объект, скоростно-силовой выносливости, координационных качеств, микро- и макромоторики, зрительно-двигательной реакции и др. Следовательно, в системе комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с выраженной патологией важное место должно быть отведено использованию средств и методов физической культуры, активно-двигательным (мышечные и дыхательные, координационные и развивающие упражнения), гигиеническим и закаливающим мероприятиям. Значение движений для организма столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий признак жизни. Информационную структуру системы движений человека можно определить как последовательность упорядоченных во времени сообщений, как информационную структуру элементарных биовозбуждений. "Будущие" двигательные программы поддаются управлению посредством создания в настоящем определенных биологических и механических регуляторов и механизмов, определенных "узелков на память", которые в какой-то момент "будущего" обеспечат автоматическое управление двигательным процессом. Двигательно-мышечные ощущения лежат в основе познания окружающей действительности, с их помощью в сознании человека отражаются пространственные и количественные особенности предмета.
Совершенствование физической активности ребенка-адаптанта, обучение моторным навыкам и повышение уровня его тренированности не самоцель, а только одно из составляющих искомого результата, включающего надежды, отношение и деятельность, а также получение положительных эмоций в процессе обучения и тренировок. При этом процесс адаптации является центральным и наиболее важным. Гибко подстраиваясь под реальные возможности индивида, он помогает ребенку с умственными и физическими ограничениями адаптироваться к конкретным и постоянно изменяющимся условиям среды. Функциональные возможности детей при мышечной деятельности определяются морфофизиологической зрелостью центральной нервной системы, двигательного анализатора вместе с исполнительным аппаратом, мобильностью вегетативных процессов, обеспечивающих оптимальные условия для мышечной деятельности, и накопленным опытом. Только рациональная организация двигательной деятельности может способствовать укреплению здоровья, физическому и всестороннему развитию растущего организма. В блоке оздоровительных проблем и профилактики заболеваний целесообразно выделить систему физкультурно-оздоровительной реабилитации как самостоятельное научное, педагогическое, сервисно - техническое и социальное направление. Под физкультурно-оздоровительной реабилитацией детей-инвалидов понимается многофакторная система реализации природных способностей ребенка на основе активизации целенаправленной мышечной деятельности; процесс и система мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию ограниченных физических возможностей и интеллектуальных способностей, на повышение психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма реабилитанта средствами физической подготовки и спортивной тренировки. Определяющим началом успешного реабилитационного (абилитационного, коррекционного, адаптационного) процесса является возможно ранняя диагностика отклонений в развитии физических качеств, сенсорных анализаторов или интеллекта ребенка с учетом медицинских показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Теория и практика реабилитации детей с аномалиями в развитии выделяют следующие положения: а) возможно более раннее начало, целенаправленность и непрерывность реабилитации; б) комплексный характер реабилитации (медицинские работники различного профиля, специалисты по оздоровительной физической культуре, социальной и коррекционной педагогике, специалисты по социальной работе, юристы, экономисты, инженеры-конструкторы вспомогательных средств и оборудования); в) индивидуальность и адресность системы реабилитационных мероприятий; г) сочетание двигательного и интеллектуального развития ребенка; д) совместную деятельность, с одной стороны, медиков, специалистов по социальной работе и педагогов, которые обучают, и, с другой - семьи, которая способствует развитию учения и навыков, помогает в лечении и реабилитации; е) мотивационный аспект для детей - внедрение игровых методов; ж) сглаживание противоречий между ребенком-инвалидом и социумом; з) профессионально ориентирующее, общежитейско-бытовое, сексологическое и другие виды и направленности воспитания личности. Определяющим, на наш взгляд, принципом успешной абилитации (реабилитации) является самостоятельность деятельности ребенка-адаптан та. Вся система, все навыки и умения, каждое упражнение и действие должны отрабатываться с ребенком и самим ребенком. Для правильного подбора физических упражнений и других средств физической культуры с целью развития физических качеств, укрепления здоровья и совершенствования детей с умственными и физическими ограничениями необходимы постоянный медицинский контроль и педагогическое наблюдение, квалифицированное определение показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями и спортом. Влияние оздоровительно-физкультурных мероприятий на детей-инвалидов[9] является комплексным и выражается в следующем: а) психическом воздействии посредством повышения тонуса и благоприятного улучшения эмоционального состояния;
б) тонизирующем воздействии посредством улучшения общего жизненного тонуса и достижения оптимального благоприятного состояния органов и систем организма; в) функциональном воздействии, которое характеризуется повышением физической деятельности организма и его приспособляемости к физической нагрузке. В одних случаях функциональное воздействие может быть непосредственным - в отношении опорно-двигательного аппарата, органов кровообращения, дыхания, в других - косвенным: на органы пищеварения, выделительную и другие системы; г) при структурном или морфологическом воздействии, проявляющемся в стимулировании трофических процессов, предупреждении гипертрофии мускулов, улучшении кровообращения в органах и системах; д) поддерживающем воздействии, для которого характерны повышенная приспособляемость организма к постепенной физической нагрузке и поддержание созданных в результате систематических занятий двигательных навыков и стереотипов. Двигательные навыки инвалид может легко потерять, если тренировочные занятия будут прерваны; е) компенсационное воздействие выражается в усовершенствовании отдельных органов и систем, что вызывается необходимостью замены некоторых утраченных функций. Например, при ампутации одной нижней конечности другую необходимо укрепить и усовершенствовать до такой степени, чтобы она могла нести вес тела. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют укреплению здоровья путем улучшения деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, обмена веществ, повышения устойчивости организма к действию простудного фактора. Уровень физической подготовленности ребенка с умственными и физическими ограничениями определяется совокупностью показателей реакции организма на физическую нагрузку. При этом характерные особенности физиологии двигательной активности адаптанта связаны с несколькими группами причин: патологическими процессами, затрагивающими практически все системы организма; дегенерацией мышечной ткани вследствие частичной или полной денервации; нарушением согласованности в работе мышц-синергистов и антагонистов; сложностью в пространственной ориентации и координации, восприятии информации, выдаче и исполнении команд управления и др. Особенно целесообразна в жизнедеятельности детей с умственными и физическими ограничениями профилактика дефицита двигательной активности. Это обусловлено тем, что ребенок-инвалид чаще всего является объектом вынужденного воздействия негативных факторов гиподинамии и гипокинезии (снижение объема и интенсивности двигательной деятельности, низкий уровень затрат на мышечную работу, упрощение и обеднение координационной двигательной деятельности). При этом повседневные функциональные изменения малозаметны, однако отрицательное кумулятивное воздействие приводит к негативным изменениям в организме, которые выражаются в:
а) снижении функциональной активности органов и систем и нарушении их регуляторных механизмов; б) атрофических и дегенеративных изменениях опорно-двигательного аппарата, и в особенности его нервно-мышечного и костного компонентов; в) нарушении обменных и снижении катаболических процессов; г) детренированности мышц живота, что неблагоприятно отражается на функции кровообращения, пищеварения, дыхания; д) снижении сердечной деятельности, что приводит к деструктивным изменениям по типу атрофии и снижения энергетического потенциала; е) изменении функции дыхания, что характеризуется уменьшением жизненной емкости легких и легочной вентиляции как в покое, так и при физической работе; ж) резком ухудшении орто- и антиортостатической устойчивости, что объясняется расстройством рефлекторных механизмов, регулирующих тонус сосудов; и) нарушении терморегуляции и других негативных морфофункциональных изменениях в организме человека. Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что гиподинамия и гипокинезия не только являются причиной снижения функциональных возможностей, но и имеют высокую корреляционную связь с сокращением продолжительности жизни. Основным средством профилактики заболеваний и осложнений в состоянии здоровья, вызванных гиподинамией и гипокинезией детей с умственными и физическими ограничениями, является нормированная активизация их двигательной, нейромышечной деятельности. Элементарное двигательное действие не заменит ни одна таблетка. Эффективны все виды активной двигательной деятельности: физические упражнения, спортивная тренировка, прогулки, туристические походы, участие в спортивных соревнованиях и фестивалях. Учитывая существенную ограниченность детей-инвалидов в возможностях посещения разнообразных спортивных, рекреационных и туристических мероприятий, следует в большей мере использовать физкультурно-оздоровительные методики и рациональные комплексы физических упражнений, позволяющие проводить занятия в автономных условиях независимо от местонахождения и наличия тренажеров и оборудования. Общество должно признать тот факт, что, несмотря на профилактические меры, всегда будет существовать категория людей с дефектами и инвалидностью, и долго еще будет ощущаться потребность выявлять и устранять барьеры, препятствующие инвалидам получать все необходимое для жизни, доступ ко всем видам общественного обслуживания, включая физическую культуру и спорт. Отсутствие научно обоснованных рекомендаций по комплексной (медицинской, социальной, профессиональной, психологической, физической) реабилитации детей-инвалидов усугубляет неоправданные социальные потери и материальные издержки, что оборачивается социальной напряженностью, диспропорциями между затратами на реабилитацию и конечными результатами. Основные положения перспективной программы по обеспечению профилактики инвалидности и всесторонней реабилитации детей-инвалидов средствами и методами физической культуры должны включать следующее: - разработку и создание оптимальной структуры государственного и общественного управления и организационных форм физической культуры и спорта инвалидов; - создание в Российской Федерации сети региональных центров, работающих под единым методическим началом и по согласованым программам. Основой деятельности таких центров должно быть проведение мониторинга физического здоровья, коррекции двигательной активности детей-инвалидов; - создание системы непрерывного физкультурного образования инвалидов и подготовки кадров из инвалидов и неинвалидов; - создание сводного информационного "банка данных" по вопросам физической культуры и спорта инвалидов; - разработка адекватных моделей инвалидности в сфере физической культуры и спорта (биомеханические, физиологические, анатомические, антропометрические, гигиенические, психологические, педагогические и др.); - разработка научно обоснованных методических рекомендаций по формам и режимам занятий детей-инвалидов; - создание индустрии технических средств и снаряжения для инвалидов (сертификация, производство, внедрение, сервисное обслуживание); - создание структуры досугово-оздоровительных центров, типовых схем "зеленых коридоров", водных акваторий, рекреационных и туристических структур с учетом потребностей инвалидов различных категорий. Решение реабилитационных и профилактических физкультурно-оздоровительных и спортивных проблем детей-инвалидов состоит в реальном улучшении образа и качества их жизни, в расширении физ культурных адаптационных возможностей, а не в номинальном увеличении финансовых затрат и числа «культурно-массовых мероприятий». Соответственно, необходимы специально разработанные, обоснованные и проверенные на уровне эксперимента программы интегрирования детей-инвалидов в обычную социокультурную жизнь.
Заключение Подводя итог, можно сказать, что процесс реабилитации - это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств). Реабилитация - это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности. Реабилитация социальная (лат. rehabilitatio - восстановление) - это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками. Важное место в комплексе названных составляющих компонентов подготовки детей-инвалидов к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации. Социально-реабилитационная деятельность - сравнительно новая область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии. Основная ее задача - обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе. В основе ранней реабилитации детей с различными отклонениями в умственном развитии лежит своевременная и адекватная диагностика интеллектуальных нарушений. Выявление этих отклонений связано с определенными трудностями, так как интеллектуальное развитие ребенка представляет собой созревание множества разнообразных функций, находящихся в сложном единстве. Отклонения в интеллектуальном развитии могут являться следствием поражения любой функции, определяющей интеллектуальную деятельность ребенка и ее своеобразие. Крайне неблагоприятная экологическая ситуация, низкий уровень культуры здорового образа жизни россиян сочетаются с высокой социальной напряженностью и неопределенностью, порождающими хроническое чувство тревоги, неудовлетворенности, потерю динамики социумом. Разработана Концепция с целью определения основных направлений государственной и общественной деятельности по совершенствованию системы социальной адаптации и всесторонней реабилитации детей с отклонениями в развитии методами и средствами физической культуры. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что реабилитационная деятельность способствует обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.
Реабилитация (лат. rehabilitation, то re – вновь, опять, снова + habilitas (habilitatis) – пригодность, способность; англ. rehabilitation) – в широком смысле восстановление возможностей, здоровья и т.п. Понятие реабилитации инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Целью реабилитации инвалидов является устранение или максимально полная компенсация ограничений жизнедеятельности. Реабилитация инвалидов проводится в соответствии с реабилитационными программами - базовыми и индивидуальными. Программы определяют содержание, объем, сроки и уровень проводимых реабилитационных мероприятий. Основными видами реабилитационных программ являются медицинские, профессиональные, социальные. Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека. Она включает в себя восстановительную терапию, хирургию, протезирование и ортезирование. Профессиональная реабилитация - система и процесс восстановления конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Она включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессионально-производственную адаптацию, рациональное трудовое устройство. Социальная реабилитация - система и процесс восстановления способностей к самостоятельной и семейно-бытовой деятельности. Она включает в себя социально-средовую ориентацию, социально-бытовое образование, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство. В последнее время здоровье детей-инвалидов и взрослых инвалидов с детства в Российской Федерации представляет серьезную медико-социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением возрастной структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Повышение уровня детской инвалидности за последнее время связывается с недостаточным уровнем ранней диагностики тяжелых инвалидизирующих заболеваний, расширением медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|