Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструмент, который надо беречь




 

Среди бесконечного разнообразия музыкальных инструментов существуют экземпляры, которые отличаются от своих собратьев особо чистой звучностью и необыкновенной мелодичностью. На них играют величайшие музыканты мира. К таким редким экземплярам относятся инструменты авторской работы, где каждая из деталей тщательно и любовно проработана, идеально пригнана к другой. Такие инструменты делаются только из лучших материалов, покрываются лучшими лаками, для них изготавливаются особые струны, трубы, молоточки и т. д. Любой из этих инструментов являет собой шедевр, вершину ремесла мастера-инструментальщика. Однако у этих шедевров непростой характер: идеально сделанные, они требуют идеальной обстановки для работы и хранения. К примеру, скрипка Страдивари не зазвучит, если в помещении будет неподходящая температура и уровень влажности. Музыкант, владеющий подобным инструментом, заботится о нем лучше, чем о самом себе. Он буквально дрожит над своей редкостью, чтобы, не дай Бог, инструмент не отсырел, не пересох, не потрескался.

Ирония заключается в том, что у каждого человека есть такой же идеально сделанный инструмент. И по уровню своей проработки этот инструмент во много раз превосходит скрипку Страдивари. Потому что этот инструмент сделан гениальнейшим мастером – Природой. Как вы уже догадались, речь идет о человеческом голосе.

Увы, но даже специалисты голосовых профессий не слишком-то заботятся о своем голосе. Как правило, они следят лишь за здоровьем дыхательных путей. А ведь на состояние голоса (и мы говорили об этом в начале раздела) влияет множество факторов, каждый из которых может иметь решающее значение. Всегда следуйте приведенным ниже рекомендациям – и ваш голос останется с вами на долгие годы.

Следите за здоровьем всего организма

Итак, какие же факторы влияют на звучание голоса? Во-первых, конечно же, хронические заболевания голосового аппарата (который состоит не из одних лишь органов дыхания). Это – самое серьезное препятствие, поэтому человеку, выбравшему «голосовую» профессию, надо либо серьезно лечиться, либо отказаться от выбранного пути.

Но и другие факторы не менее важны. Человек голосовой профессии должен следить за состоянием зубов: больные зубы вызывают воспаление слизистой оболочки гортани, и часто являются причиной хронических заболеваний миндалин. Гормональные нарушения оказывают пагубное влияние на голосовой аппарат. Надо следить за состоянием щитовидной железы, надпочечников, половыми железами, поджелудочной железы. Несварение желудка, проблемы с кишечником – все это мешает нормально дышать, а значит, ухудшает качество звука.

Владейте собой!

Но наиболее зависим голос от психического состояния человека. Читая стихи в разных эмоциональных состояниях, вы имели возможность убедиться, как меняется звучание голоса под действием настроения.

Для оптимального звучания голоса нужна психологически спокойная атмосфера. Любые нервные срывы и психические травмы исключены. Поэтому артист, педагог, адвокат, лектор должен мастерски владеть не только голосом, но и своими эмоциями. Умение находиться в психологически стабильном состоянии в любой жизненной ситуации – главное условие сохранения голоса. Вспыльчивые, неуживчивые люди редко сохраняют голос до преклонных лет.

Не переутомляйтесь!

Переутомление также отрицательно сказывается на голосе. Занимаясь голосовым тренингом, нельзя злоупотреблять этими занятиями. Недопустимо начинать тренинг в состоянии усталости. Если вы можете заниматься только после работы, начинайте всегда с упражнений на расслабление: они восстанавливают силы. Нельзя начинать голосовые упражнения с неудобной тесситуры: если вы возьмете «чужую» ноту на неразогретый аппарат, для голоса это может оказаться фатальным. Не стоит заниматься одним видом упражнений длительное время: голосовые, интеллектуальные, физические практики нужно чередовать. Тогда тренинг не только не будет утомлять, но и придаст вам новые силы.

Занятия должны быть систематичными и постоянными. Система в занятиях вырабатывает физическую выносливость и дает ощутимый эффект. Кроме этого, систематические занятия имеют один огромный плюс: со временем вы начинаете различать свои ощущения, понимать, как должен чувствовать себя голосовой аппарат при правильной подаче звука. Это понимание очень важно: в любой затруднительной ситуации память ощущений поможет вам мгновенно найти правильную речевую или певческую позицию.

Болеете? – молчите!

Заниматься в больном состоянии недопустимо. Всякого рода речевые и вокальные упражнения запрещены. Тем не менее, практика расслабления возможна и при болезни. Разрешается и интеллектуальный тренинг – например, выстраивание линии видений, или работа над подтекстом.

Многие признанные специалисты в области вокала советуют отказаться от прослушивания других вокалистов и речевиков во время болезни. Доказано, что при прослушивании чужого голоса голосовой аппарат слушающего находится в рабочем состоянии. Этот эффект называется «пассивной репетицией». Впрочем, вред от такой пассивной репетиции не доказан (если, конечно, вы не слушаете сдавленную, зажатую, глухую речь с дефектами дикции и фальшивой интонацией). Слушание здорового, красивого, гибкого и артистичного голоса полезно в любом состоянии.

Не кричите!

Никогда не «включайте» голос на полную мощь. Не форсируйте звук. Интонируйте не за счет громкости, а за счет игры эмоций, видений, настроений. Известный педагог Прянишников говорил: «Не стремитесь удивлять слушателей его мощью. Стремитесь достигать эффектов при помощи воздушного pianissimo и mezza voce». [7] Используйте оттенки между тихим и средне громким звуком: так вы и голос сбережете, и не утомите слушателя. Нет ничего более раздражающего, чем постоянный, напряженный ор.

Всегда готовьтесь к выступлению

Обязательно разогревайте и раскачивайте голос перед концертом, спектаклем, уроком, лекцией. В любых обстоятельствах, при любой загруженности вы должны выделить себе 15 минут на разогрев голоса. Это правило должно быть железным. Никогда не нарушайте его. Лучше остаться голодным, чем неразогретым. Для разогрева используйте упражнения на «мычание», дыхательные практики, скороговорки, «прощупайте» звуком резонаторы. Разминка перед выступлением – отличный способ не только подготовить голосовой аппарат к работе, но и собрать внимание, психологически подготовиться к встрече с аудиторией.

Будьте в тонусе!

Постоянно поддерживайте голосовой тонус. Это достигается периодическими занятиями тренингом. Даже отлично поставленный голос нуждается в ежедневном тренинге. Составьте свою индивидуальную программу на каждый день. Возьмите одно-два упражнения из каждого раздела. Выполняйте эту программу каждый день, вне зависимости от того, работаете вы или отдыхаете. При болезни скорректируйте программу – исключите голосовые упражнения. Вырабатывайте привычку к постоянному тренингу, и тогда ваш голос все время будет в тонусе.

Соблюдайте режим!

Нарушения сна, неправильный ритм жизни, стрессы, авралы – все это самым губительным образом сказывается на состоянии голоса. Если вы занимаетесь голосом профессионально, то должны выстроить свою жизнь так, чтобы учеба, работа и отдых были распределены равномерно. Ложиться спать и вставать нужно в определенные часы; при этом просто необходимо хорошо высыпаться. Для каждого человека норма сна индивидуальна, в среднем это 7–8 часов в сутки. Если вы привыкли спать меньше, старайтесь «добирать» до нормы днем. Пятнадцатиминутный сон посреди дня или просто отдых с закрытыми глазами поможет вам восстановить силы и сохранить бодрость до вечера. Чтобы быстро засыпать и хорошо, спокойно спать ночью, используйте одно из упражнений на освобождение мышц и расслабление. Помните: бессонница и хронический недосып могут лишить вас голоса!

Питайтесь правильно!

Правильно питаться для вокалиста – значит, питаться так, чтобы пища не вредила голосовому аппарату. Запрещена слишком горячая или слишком холодная пища, острые приправы, вызывающие жжение в горле, орехи, семечки которые царапают слизистую оболочку. Впрочем, все это запрещено только перед выступлением. Сладкое вызывает обильное слюноотделение, так что, если вам предстоит выступать, не стоит злоупотреблять конфетами, шоколадом, пирожными.

Следите за погодой!

Погода – единственный фактор, который мы никак не можем изменить. В российском сыром и холодном климате простуда – самое распространенное заболевание. Поэтому всегда следите за погодой, и соблюдайте элементарные правила поведения при холодной погоде. В первую очередь, надо быть всегда одетым по погоде. Вокалисту нельзя ни переохлаждаться, ни перегреваться. Берегите не только горло, но и грудь, ноги, голову. Если на улице меньше 13 °ºС, обязательно надевайте головной убор.

Не выходите на улицу сразу после выступления, дайте себе время «остыть». Если обстоятельства складываются так, что вам надо сразу идти, сделайте несколько быстрых дыхательных упражнений, чтобы охладить голосовой аппарат. На улице дышите только носом, старайтесь не разговаривать. Ни на кого не кричите – ни на улице, ни в помещении.

Совет для женщин

Женщинам в дни физиологического недомогания заниматься голосовым тренингом нельзя. А вот физическим, расслабляющим, интеллектуальным – пожалуйста. Нельзя и выступать: в такие дни капилляры гортани становятся хрупкими, и если переутомить голосовой аппарат, можно получить кровоизлияние в связку. К тому же, гормональный скачок и нестабильное психическое состояние делают голос глухим, не звучащим.

Закаляйтесь!

Стойкий иммунитет – почти стопроцентная гарантия того, что ваш голос будет всегда здоровым и полнозвучным. К сожалению, современная жизнь, особенно в городах, не дает возможности иметь от природы крепкий иммунитет. Выход – закаливание организма. Водные, воздушные и солнечные ванны, гимнастика, занятие спортом, ежедневные прогулки – все это повышает иммунитет, а значит, улучшает состояние голоса. Не забывайте, однако, о том, что закаливание требует системы. Выбирайте любой вид закаливания, только будьте осторожны с перепадами температур. Столь популярное «моржевание» имеет один неприятный побочный эффект: сосудистая система, не рассчитанная на периодически повторяющееся резкое охлаждение, может не выдержать. В результате – инфаркт или инсульт.

Отнеситесь к всем нашим рекомендациям как можно более серьезно. Помните: голос – уникальный инструмент, дарованный природой. Инструмент очень тонкий и штучный. Голосовой аппарат существует в единственном экземпляре. Каждая деталь этого аппарата – незаменима. Если какая-то одна часть придет в негодность, голос просто не прозвучит.

«Трудно только неорганичное, все, что органично, – легко». К сожалению, в справедливости этих слов, сказанных К. С. Станиславским много десятилетий назад, можно убедиться лишь пройдя длинный и трудный путь раскрытия того творческого потенциала, который заложен в каждом человеке. Жизнь постоянно держит нас в напряжении, оттого нам и непонятно, как это – органично существовать не только на сцене, но и в жизни. Тренинг по системе Станиславского поможет не только актерам. Всякий, кто стремится прийти к внутренней гармонии, познакомиться с самим собой, почерпнет из этой системы ценные знания о творческой природе человека. Той природе, которая и выделяет человека из бесконечного многообразия живых существ.

Литература

 

1. Берри Cисели. Голос и актер. Московский фонд сохранения культуры. М., 1996.

2.Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. СПб., 2001.

3.Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СПб.: Издательство «Речь», 2005.

4. Демидов Н. В. Искусство жить на сцене. М., 1965.

5. Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М., «Дело», 2002.

6. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1969.

7. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. М., Искусство, 1954.

8. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1968.

9. Куракина. К. Основы техники речи в трудах К. С. Станиславского. Всероссийское театральное общество. М., 1959.

10. Линклэйтер. Кристин освобождение голоса. М., 1994.

11. Сопер? Поль. Основы искусства речи. М. 1992.

12. Станиславский К. С. Из записных книжек: В 2 т. М.: ВТО, 1986. Т. 2.

13. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. Academia, 1933.

14. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Художественная литература. М., 1938.

15. Федонюк В. В. Детский голос. Задачи и метод работы с ним. СПб., Союз художников, 2002.

16. Физический тренинг актера по методике А. Дрознина. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004.

17. Чехов М. Путь актера. АСТ, Москва, 2009.

18. Пыляев М. Ч. Старый Петербург. Эссмо, 2010. Тургенев И. С. Стихотворения в прозе. Детская литература. 2011.

19. Мельников-Печерский П. И. В лесах. М. 2011.

20. Крылов И. А. Басни. АСТ/Астрель 2010.

21. Толстой А. К. Князь Серебряный. Издательский Дом Мещерякова, 2007.

22. Достоевский Ф. М. Бедные люди; Белые ночи; Неточка Незванова ДРОФА/ВЕЧЕ, 2004.

23. Горький М. А. На дне. ОЛМА МЕДИА ГРУПП 2011.

24. Пушкин А. С. Кавказский пленник; Цыганы; Полтава; Медный всадник. АСТ 2004.

25. Шекспир У. Гамлет, принц Датский. АСТ, 2011.

26. Одоевский В. Ф. Русские ночи: Роман. Повести. Рассказы. Сказки.

27. Салтыков-Щедрин М. Е. Пошехонская старина. АСТ, 2010. Эксмо, 2007.

28. Успенский Г. И. Нравы Растеряевой улицы; Будка; «Выпрямила» (с комментариям и, темами и планами сочинений). АСТ/ОЛИМП, 2001.

29. Шолом-Алейхем (Рабинович Ш. Н.) Тевье-молочник; Мальчик Мотл: Повести. ТЕКСТ, 2005.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...