Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста




 

Возраст младших классов школы совпадает с периодом обучения в 1-4 классах, когда организм ребенка интенсивно растет и развивается.[18]

В этот период идет активное развитие скелета. Позвоночник еще достаточно гибок, особенно в грудном отделе, его форма и изгибы продолжают формироваться. Тазовые кости к 7 годам только начинают срастаться и при резких сотрясениях возможно их смещение. Это важно помнить при формировании программы для каждого ребенка. Детям противопоказаны резкие сотрясения тела, прыжки с приличной высоты, в том числе на жесткую поверхность.[31]

К 8-10 годам наблюдается существенная интенсификация развития мускулатуры. При этом рост мышечных волокон в разных частях тела неравномерен. Мышцы ног развиваются быстрее, чем мышцы рук, включая важные в процессе плавания мышцы кистей, что ведет к затрудненному освоению детьми данной возрастной группы техники совершения точных движений руками.[18]

В возрасте от 7 до 10 лет двигательный анализатор в коре головного мозга ребенка развивается ускоренными темпами. Одновременно с этим вегетативные системы организма развиваются гораздо медленнее по сравнению с двигательным аппаратом.[18]

Рационально просчитанные нагрузки, постоянное их чередование с отдыхом, постановка правильного ритмического дыхания являются обязательными требованиями к правильным занятиям физической культурой, способствующим здоровому развитию ребенка. При этом должно происходить сбалансированное наращивание мышечной массы и укрепление скелета наравне с поднятием общего тонуса.[15]

Высшая нервная деятельность и двигательная функция достигают пика развития в этом возрасте. Это предоставляет детям возможность быстрее и легче овладевать технически сложными формами и последовательностями движений, требующими точности, четкой согласованности, быстрой скорости осуществления, гибкости и ловкости.[31]

Способность детей выполнять работу невысокой степени интенсивности в течение достаточно продолжительного времени, и наоборот, существенно повышается. Они хорошо переносят кратковременные упражнения с повышенной скоростно-силовой нагрузкой. В то же время дети крайне чувствительны к направленному воздействию на их двигательные функции в процессе развития и становления организма и формирования мышечной структуры. Физическая нагрузка в форме регулярных занятий плаванием положительно влияет на совершенствование морфологических структур двигательного аппарата ребенка.[4]

Развитие костей скелета в значительной мере зависит от роста мышечной ткани. В процессе грамотного развития мышц и связок, происходит правильное формирование шейного отдела и грудной кривизны позвоночника, что в дальнейшем создает у ребенка правильную и красивую осанку.

В период с 7 до 12 лет дети прекрасно поддаются грамотному влиянию тренера и у них отлично развиваются хватательные рефлексы и ловкость.

Такие особенности развития детей помимо формирования скелета и мышечного каркаса также определяются и достаточной зрелостью коры больших полушарий головного мозга, отвечающих за качественную работу двигательного анализатора. При этом сопряженных друг с другом функциональных взаимозависимостей между двигательными, зрительными и обонятельными анализаторами человеческого организма пока еще нет.

В рассматриваемом возрасте у детей также отмечается недостаточная зрелость тех областей коры головного мозга, которые программируют и контролируют произвольные движения тела и конечностей, что отражается как на освоении, так и на воспроизведении большинства движений с комплексно- двигательной структурой.

Таким образом, функциональные возможности школьников младших классов по многим показателям уступают аналогичным возможностям взрослых, но прогрессирующие рост и развитие отдельных органов и систем позволяет направленно воздействовать и влиять на ускорение их становления, тем самым, повышая, функциональные возможности организма в целом.[30]

Регулярные и тем более профессиональные занятия плаванием рекомендуется начинать с 7-10 летнего возраста. При этом необходимо четко различать два понятия: оптимальный возраст для начала длительных тренировок, предполагаемых при спортивном плавании, и возраст для овладения плаванием, как одним из важнейших жизненных навыков. Нет сомнения, чем раньше ребенок научиться плавать, тем лучше. Тренировки по овладению простыми техниками плавания и удержания тела на воде в горизонтальном положении, можно проводить с 3-х – 5-ти летники малышами. Спортивное плавание даст хорошие результаты у детей, не моложе 9 лет.[20]

У детей, практикующих регулярные занятия плаванием, значительно облегчается работа сердца. Происходит правильное формирование сердечной мышцы и сердечнососудистой системы в целом.[7]

Дети – пловцы не испытывают трудностей, характерных для взрослых, при освоении любых, даже самых сложных техник плавания, в том числе спортивного. Такие преимущества возраста, как эластичный связочный аппарат и высокая подвижность в суставах, позволяют детям технически правильно выполнять любые элементы спортивного плавания, помогают наиболее эффективно реализовывать силовые возможности, такие как быстрота, выносливость, скорость и за короткий промежуток времени овладеть новейшей плавательной техникой.[22]

Спортивные результаты в детском плавании, аналогично с закономерностями взрослого спортивного плавания в существенной мере определяются особенностями телосложения каждого конкретного ребенка и его общей физической подготовленностью. Определяющее значения для успешного освоения плавания имеет рост. Это объясняется тем, что каждые 10 см роста уменьшают величину относительной поверхности тела на 0,13 м, что в свою очередь, снижает встречное сопротивление воды на 5%. Рост человека во взрослом возрасте можно достаточно точно предсказать по росту детей в период от 8 до 12 лет. Это объясняется тем, что рост и пропорции тела малышей этого возраста максимально приближаются к их показателям в старшие годы. Считается, что мальчики к 12 годам достигают 86% от своего будущего взрослого роста. Это правило используется тренерами в общей практике. [15]

В процессе тестирования детей для отбора будущих спортсменов, предпочтение следует отдавать пропорционально сложенным ребятам, отличающимся достаточно высоким ростом, небольшим весом, нечетко обозначенным рельефом мускулатуры, легким костным скелетом с суставами, не явно выступающими на общем фоне и сглаженными в общем костяке. Хорошим подспорьем в будущих плавательных практиках также станут лодыжки и запястья небольшой толщины, большой размер стоп и кистей.[8]

Девочки 7-ми – 9-ти летнего возраста и мальчики 8-ми- - 10-ти летней возрастной группы находятся в возрасте, идеальном для начала регулярных занятий спортивным плаванием.[8]

У детей в возрасте младших школьников преобладают процессы созревания тканей и органов на фоне постепенного снижения интенсивности их роста. Заканчивается морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга и печени, наблюдается усиленное развитие мышц, окружающих скелет, умеренное нарастание сердечной массы, завершается дифференциация структуры миокарда.[31]

Серьезную проблему в этом возрасте представляет наличие неустойчивого детского внимания. В целях его привлечения и сохранения у детей максимальной сосредоточенности и сконцентрированности, тренерам в процессе занятий рекомендуется создавать игровую и веселую атмосферу, повышая эмоциональный уровень детей. Для этого идеально подойдут игровые формы проведения уроков, поощрения особо отличившимся ребятам, хорошие оценки всем, кто старается и развивается.[12]

В этом возрасте детское воображение работает особенно интенсивно, создавая в сознании детей конкретные образы, помогающие им оценивать действительность и осознавать происходящее. Именно по это причине самым подходящим на тренировках является доступный для детского понимания образный показ и наглядный метод объяснения.[10]

У детей этого возраста сравнительно «легкий» костный скелет и слабо развитые мышцы. Это в определенной степени обеспечивает хорошую плавучесть тела, что, в свою очередь, облегчает разучивание движений в процессе формирования плавательной техники.[24]

На качество выполнения движений в воде и длину проплываемых без перерыва отрезков в первый год практики спортивного плавания прежде всего влияют собственно-двигательные способности детей, обусловливающие их выносливость и быстроту овладения навыками плавания и спортивными техниками. На обучаемость детей и усвоение плавательных техник существенно влияет способность к мышечному расслаблению, наличие хорошего чувства ритма, умение быстро и точно дифференцировать пространственные, временные и силовые ощущения. На данную способность и уровень ее развития влияют строение анализаторных систем, ритмы протекающих в организме нервных процессов, в первую очередь их лабильность и динамичность. Высокий уровень протекания этих процессов достигается в раннем возрасте. В последующем люди приобретают только дополнительные способности к анализу и рефлекторному управлению движениями.[9]

Возраст младших школьников – прекрасный период для создания предпосылок дальнейшего спортивного мастерства и закладывания грамотной плавательной техники. В это время закладываются фундамент двигательных умений и навыков, составляющих основу плавательной техники каждого конкретного человека, мышечная память, помогающая быстрому восстановлению после перерыва в тренировках в будущем.[8]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...