Как следует понимать бессмертие души
Что умирает в семеричном человеке и что не умирает? Как сказано в ментаграмме от 09.07.72 г., человек умирает три раза: 1. когда умирает физическое тело; 2. когда умирает эфирный двойник; 3. когда умирает астральный двойник, с которым вместе угасает и Кама Манас. Интервалы между этими тремя смертями могут быть весьма различными в зависимости от степени духовного развития человека. У малоразвитого человека они долгие, у высокодуховного человека они могут быть мгновенными. Взаимоотношения между духом и животной душой, то есть между треугольником Атма-Буддхи-Манас и квадратом Физическое тело-Эфирный двойник-Астральный двойник-Кама Манас. Эти отношения также можно назвать отношениями между Высшим «Я» и низшим «я». Мы живем на Земле, чтобы совершенствоваться. Знания же приобретаются путем жизненного опыта. Поэтому можно сказать, что мы воплощаемся, то есть рождаемся на Земле ради приобретения опыта. Для того, чтобы родиться на Земле, Высшее «Я», постоянно пребывающее в буддхическом плане, выделяет часть своей сущности и посылает ее на воплощение в физическом плане бытия. Выделенная часть сперва строит себе астральное и эфирное тело, а затем, в момент зачатия ребенка, состоявшегося у тех родителей, которые уготованы ему Кармой, спускается и устанавливает связь с начавшим образовываться эмбрионом. На четвертом месяце беременности эта связь усиливается более полным привхождением выделенной частицы духа в эмбрион. Этот процесс доступен земному зрению. Иногда матери видят, как в воздухе появляется как бы пламя свечи, которое спускается на живот матери и исчезает в нем. Я лично беседовал с одною из матерей, наблюдавшей это явление. При рождении младенца совершается еще одно привхождение духа. Полное же его вхождение происходит в семилетнем возрасте. Таким образом, физический человек есть лишь часть своего Высшего «Я». Последнее пребывает в Буддхическом и Атмическом плане, откуда оно осеняет низшие принципы человека, оживотворяет и активизирует их.
В высшем «Я» накоплен весь опыт пройденной человеком эволюции, когда он был минералом, растением, животным, когда он проходил в предыдущих воплощениях различные расы человечества. Поэтому оно могло бы одарить выделенную часть своего низшего «я» огромными знаниями, поделиться опытом. Почему оно этого не делает? Первая причина – Карма. Человек в прошлых жизнях злоупотребил своими познаниями, не применил своих способностей в надлежащем направлении, и поэтому карма отняла эти знания и способности при новом рождении, в котором он должен будет искупить содеянное и развить в себе ту нравственную стойкость, которая исключит злоупотребления в будущем. Вторая причина – вибрационный барьер. Вибрации духа высокочастотны, тонки; астральные же вибрации Кама Манас, то есть низшего «я», грубы. Тот же принцип радиоволн. Для того чтобы услышать голос своего Высшего «Я», низшему «я» остается лишь один путь – самому утончаться до степени совпадения с частотами Высшего «Я», а утончение и есть восхождение. Для того, чтобы знать, как лучше проводить это утончение, дан Завет Майтрейи – Агни-Йога. Опыт, который мы приобретаем в течение одного воплощения, отлагается в «чаше» – огненном (духовном) центре, находящемся чуть правее сердца. Туда же передаются в течение жизни на земле все наши лучшие чувства, устремления, приобретенные знания. Передаются чувства сильной, самоотверженной любви, экстаз красоты, который мы черпаем из произведений искусства и т. д. Туда передается все лучшее, чем жила и к чему стремилась душа человека в течение земной жизни. И там, в Высшем «Я», это лучшее обретет свое бессмертие. Значит, только то, что было достойно в душе, становится бессмертным благодаря своей ассимиляции с Высшим «Я».
* * * Сотни раз мы умирали И рождались сотни раз; Смерть в Космической скрижали – Лишь обманчивый мираж. Каждая жизнь один лишь урок К постижению тайн бытия; Каждая смерть лишь шаг через порог В мир такой же реальный, как этот. Я древнее, чем самые древние горы; Я бессмертен, как То, из чего возникают миры; И, на звезды бросая влюбленные взоры, Умиленно шепчу: «Братья мои милые вы». И опять я в этом мире, вновь я родился, С древней тоскою странный мечтатель – весь Грезой томимый. Роком водимый Очарованный странник Земли и Небес.
* * * 1. Физическое тело соответствует минералу. 2. Эфирное тело – растению. 3. Астральное тело – животному (лошади). 4. Ментальное тело – человеку. 5. Буддхическое – сверхчеловеку (Ангелу). 6. Атмическое тело – Богу или Христу.
«Пусть каждый из водителей нового человечества наметит себе... откроет в себе ту энергию, которая порождается его сознанием, пронзенным новой стрелой Урана. Физическое через свою Венеру (Буддхи), через свой Юпитер (Манас) и противопоставит эту энергию давлению стрел Марса и Сатурна» (Н. Уранов).
* * *
«Разбирая вопрос о бессмертии духа и пребывании развоплощенного человека в различных Локах, следует усвоить и запомнить одно: если человек чист – ему ничего не угрожает и он защищен от темных влияний и притяжений. Если очищение не состоялось, то предстоит борьба не на жизнь, а на смерть между высшим, что есть в человеке, и низшим –природой его. От победы той или другой стороны зависит его дальнейшая судьба. Победила низшая – идет вниз. Победила высшая – вверх. Потому об очищении сознания от всякого сора надо позаботиться заранее, тогда можно не ломать себе голову о том, что ожидает там» (Н. Уранов).
Я – конец и начало всего, Я – все во всем, Я был, Я есть, Я буду. Я! и ты во Мне, от века сущий Со мной всегда, и здесь и Там, И на Земле и за всеми гранями смерти Над всем, что конечно и смертно, Во всем, что живет и бессмертно. Я – жизнь, но не смерть,
Нет во Мне элементов смерти И того, что подлежит времени. Во мне сущий – значит пребывающий в жизни вечной, Победитель мира, принявший Свет.
Абрамов Беспредельность
Беспредельность, Мулапракрити [32] есть отвлеченный, божественный Женский принцип. Женский аспект Парабрамана, Недифференцированная субстанция. Дословный перевод – Корень Природы или Материи. Н. Уранов
«Бога никто не видел» – заявляет в Послании апостол Павел, которого никак нельзя заподозрить в атеизме. Бог как причина причин неотрицаем в своих проявлениях. Если утром, выйдя из дома, мы ощутим холод и увидим на земле изморозь, мы сочтем это неопровержимым доказательством, что ночью был мороз и никто нас разубедить в этом не сможет. Проявленный мир, Вселенная – налицо, откуда они? Они результат Разума, выработавшего план, так как без организующего Разума Вселенная представляла бы собой хаотическую мешанину. В одном из своих Писем Е. И. Рерих пишет: «Ваше определение Бога правильно. Именно, нужно показать, что понятие Бога покрывает все. В нем мы движемся и имеем Бытие. Если существует понятие Беспредельности, то, конечно, Бог есть эта Беспредельность, потому всякие суждения о Нем, неизбежно будут лишь ограничениями Его. Мы можем лишь в глубоком благоговении, в высшей радости сердца преклониться перед этой Несказуемой Мощью и Красотой и ликующим духом устремиться к этой тайне из тайн – Великой Беспредельности. Истинно, путь приближения к Богу есть путь беспредельный. Сердце есть Обитель Бога» (06.06.36 г.). Что такое Вселенная? Арена ли это слепых космических сил в хаотическом кипении вырабатывающая небесные тела и жизни на них; или же это Великая Сущность, сверхмудрая, разумная и всемогущая? Высшие знания, выданные человечеству в наступающей Эре Огня, Эре Нового Мира, нового человечества, гласят, что правильно второе – то есть, что Вселенная представляет собой огромную живую и разумную Сущность. Сказано: «Сверхмудрая Сущность беспредельного распространения, из огромного чрева которой рождаются миры и каждый из нас, – наша истинная Матерь, являющаяся Высшим Принципом каждого из нас – источником нашего Бытия, как и каждого бытия вообще».
Еще сказано: «Психопространственных[33], когда говорится о духе и душе человека – это воспринимается ясно. Но и Макрокосм – пространство, все в себе содержащее, но не содержащееся ни в чем, так же является Сущностью и также имеет свое тело – видимую вселенную, свою душу (Мировая Душа, Анима Мунди, Алайя) и свой Дух. За пределами видимой (оптической) вселенной начинается еще более грандиозная невидимая вселенная – область, откуда приходит физический мир и куда он уходит, совершив свой жизненный круг, невидимая область пространства – пространство высших измерений и названо Учением психопространством. Оно находится между видимой вселенной и Высшим Миром Абсолютного Бытия – миром Духа. Конечно, как и вся Проявленная Вселенная, психопространство материально. Как человек имеет семь душ, так и пространство имеет семь основ, отличающихся друг от друга по степени плотности или уплотнения. Древние называли эти страты элементами, составляющими Единый Элемент или покров Матери Мира (Мулапракрити – того корня, из которого происходят все виды видимой или невидимой пракрити – Материи). Прежде чем начинается космическая эволюция, прежде чем вихри Духа начинают свое сошествие в Материю (когда существует лишь корень миров), Материя прегенетическая (предрожденная) или Материя Матрикс, последняя разворачивается на семь «покровов» – семь планов, на которых впоследствии разворачивается драма эволюции. Эти девственные сферы Огня различных степеней в своем предэволюционном состоянии девственности – божественны и прекрасны: эти сферы или основы разворачиваются... дающий всякую жизнь. Дающий самую сущность для облачения Духа, как самая великая жертва и будучи дифференциациями красоты, они не могут не быть прекрасными...» Сказанное можно резюмировать еще так: «Дух есть огонь; дух порождает из себя корень материи – материю Матрикс. При дальнейшей дифференциации материя Матрикс выделяет из себя Акашу[34] (Материю Люциду[35], которая в свою очередь, выделяет из себя Астральный Свет, и последний, наконец, – физическую материю». Нижеприведенные сведения, поступившие из Высочайшего Источника, более подробно освещают статус Беспредельности. «...Сотрудничество с источником всех видов материи и всех сил является Беспредельность и гармоническое сотрудничество с Беспредельностью приносит человечеству самые великие достижения, в то время как разрушительные чувства и мысли приносят стихийные бедствия.
Своим ограничением от жизни Космоса человечество отграничилось от Космического Сознания, от понимания жизни Космоса. Рассматривая все окружающее только с точки зрения человеческого сознания, человечество ограничило свое восприятие Космоса. Если люди, например, говорят о жизни на дальних мирах, они имеют в виду существование там именно человеческой жизни; когда люди воображают посещение своей планеты представителями инопланетных цивилизаций, они одевают их в свои скафандры и придают их телом свои человеческие формы. Между тем, каждое космическое тело имеет свои формы жизни, и разнообразие этих форм беспредельно, также беспредельно разнообразна плотность этих форм. При таком «затворничестве» ума возникает мнение, что кроме Земли нигде нет сознательной жизни, между тем как сознательная жизнь существует на каждом небесном теле и на многих ближайших мирах. Красота и величие этой жизни несравнимы с существованием на Земле. При таком положении осознание Беспредельности задерживается и это недопустимо тогда, когда бьет час осознания Беспредельности. Стройная Беспредельность рождается не из случайного столкновения хаотических частиц, но как проявление Высшего Сознания». В книге «Беспредельность» сказано: «Идет утверждение Беспредельности!» Новая эпоха, Эпоха Шестой Расы начинается провозглашением Нового Откровения, Нового Учения. Новое Учение начинается провозглашением Беспредельности. До сих пор понятие Беспредельности было пределом человеческого ума. Абсолют есть пространство в его высшем духовном смысле. Беспредельность пространства является его основным качеством. Пространство, все в себе содержащее и несодержащееся ни в чем – вот порог, у которого замирает разум в трепете несказуемого величия! Но Новое Откровение утверждает, что Беспредельность не только может быть осмыслена, но и утверждена в жизни каждого дня, как самое ведущее, самое реальное, самое насущное понятие. Куда мы идем, для чего трудимся? К чему все наши радости и страдания? Все бессмысленно, если нет Беспредельности! «Нет предела устремления в высь!» Нет предела совершенствованию духа, нет предела нашим совершенствованиям, нет предела нашим возможностям. Многие легко воспримут эти восторги, но если сказать, что нет предела труду и битве, что нет окончательной победы, – многие ужаснутся. Однако Учение дает новое представление о труде и о битве и не ужас, но любовь к этим понятиям. Сверхмудрая сущность беспредельного распространения, из огненного чрева которой рождаются миры и каждый из нас, – наша истинная матерь, являющаяся Высшим Принципом каждого из нас – источником нашего бытия, как и каждого бытия вообще. Во всех наших делах мы должны прежде всего исходить из этого начала Начал. Это утверждение Беспредельности в жизни каждого дня позволит нам подняться над узким пониманием нашего бытия, бытия нашего дома – нашей планеты; это утверждение поможет понять жизнь окружающих нас небесных тел, позволит понять, изучить, осмыслить и прочувствовать участие их в нашей жизни и оценить всю красоту и величие нашей пространственной жизни и нашей миссии в веках. Все особенности нашей жизни, нашего тела, нашего характера, нашей судьбы – рождены постепенно изменяющимися углами процессий светил и нашего положения в беспредельном пространстве, на котором в нашем полете вместе с небесными телами мы чертим узоры, взаимодействуя своими излучениями с веществом пространства. Эти узоры слагают наше будущее, порождая и трансмутируя бесконечную цепь причин и следствий нашего бытия. Перед лицом Беспредельности каждый конец, каждое окончание какого-то жизненного круга, какого-то процесса горения означает начало нового круга, более совершенного, более Прекрасного. Поистине, это положение Учения навсегда разрушает ужас смерти, оставляя лишь сожаление преждевременным обрывом жизненного круга. Учение, таким образом, заменяет иллюзорное представление замкнутого круга спиралью. Истинно, нет замкнутого круга жизни, есть лишь оборот спирали бесконечного Огненного пути, когда потухание огня жизни есть возгорание его на высшем плане, когда Дух проникается этим представлением, он и жизнь на данной планете представляет как стадию прекрасных возможностей для своего усовершенствования. Единая космическая энергия на доступных нам планах эволюции действует через фокусы светил, лучи которых несут ее различные выражения, когда Единая космическая энергия становится космическими энергиями. Лучи светил, в свою очередь, составляются из процессов многообразной жизни в этих сферах. Так человечество являет собою, например, высший принцип нашей планеты, и излучения человечества участвуют в пространственном творчестве, воздействуя на бытие соседних миров.
Пространство, по Тайной Доктрине, является синтезом трех величин: Хаоса, Теоса и Космоса. 53-й параграф «Беспредельности» несколько видоизменяет терминологию Тайной Доктрины: Хаос – это стихии (материя, лишенная сознания, не связанная с духом, прегенетическая); Теос – это Иерархия (творящий Огонь, вселенский Разум и Мудрость); Космос – проявленная Вселенная, результат творческого сотрудничества Духа и Материи, это – гигантский беспредельный круг жизни. Этот круг состоит из бесчисленных меньших кругов, из которых, пока, мы узнаем какие-то галактические образования, галактики, солнечные и планетные системы. Эти светочи, горящие в беспредельной тьме, называются в «Беспредельности» космическими огнями. Синтетически они составляют луч Света в черной бездне Пространства. Луч Света или проявленный Свет, где Солнце, как фотон, но каждое пространственное тело представляет собою особый энергетический центр, являющий реальное выражение неуловимых космических сил. На каждую точку нашей планеты, на каждого из нас непрестанно падает свет космического луча, качество которого непрерывно меняется. Однако в этих изменениях можно заметить определенную периодичность. Вращение космических огней строго закономерно и потому естественна закономерность повторения определенных периодов. Эта музыка сфер необычайно красива, величественна и мощна. Она исполнена глубочайшего смысла. Она создает и разрушает; она творит и зовет к творческим проявлениям все существующее, в том числе природу Земли и человека, как ее лучшее выражение.
г. Змеиногорск, 10.11.88 года.
Иерархия
Также признание Иерархии есть редкое качество. «Агни-Йога», § 394. Осознание Иерархии не есть формальная дисциплина, это есть разумное сотрудничество. «Агни-Йога», § 431.
Чему уподобляемо человечество: дико разрастающимся джунглям, тайге, где никакая организующая человеческая рука не направляет естественных процессов и все решают возникающие в них случайные соотношения сил, или же тщательно культивируемому саду, где все направляется заботливой рукой и Разумом, выработавшим План? История в том виде, в каком она изложена в современных учебниках, несмотря на довольно убедительное объяснение социально-экономических факторов, вызвавших то или другое движение народов, не дает нам ответа на этот вопрос, ибо она не в состоянии объяснить: почему у этих народов иногда появлялись гениальные вожди, которые сумели зажечь дух народа и устремить его к новому достижению. Мы не можем ограничиться древней формулой, что всем руководит Бог, что все совершается по Его воле, ибо формула эта, во-первых, прозвучит, как голословное утверждение и вдобавок вызовет у некоторой части человечества поползновение возложить вину за собственное плачевное положение на Господа. Эти люди даже пойдут на обвинение Бога в плохом руководстве, совершенно забывая, что они сами своими поступками привели в действие великий закон Кармы, закон причин и следствий, гласящий, что нет явления без причины, какова причина, таково и следствие и что, следовательно, виноваты они сами, и плачевные их обстоятельства суть плоды, посеянного ими самими. Во-вторых, ни одно понятие не толкуется так различно, как понятие о том, что такое Бог. Для дикаря – это обмазанный кровью и жиром идол, которого он бьет при неудачах на охоте и, наоборот, при удачах приносит ему жертвы; для значительной части человечества – это очень древний старец с белой бородой, восседающий на заоблачном троне, мстительный и требующий славословий... А для иных Он не имеет ни формы, ни образа, Он – дух, везде пребывающий... Если Он вездесущий и всемогущий индивидуум или личность, существующая отдельно от мироздания, спросим мы, то как он может одновременно направлять действия каждого человека, не раздробившись при этом на столько же единиц, сколько и людей? И если мы признаем это раздробление, то уже не можем думать о Боге как об отдельном существе над мирозданием – Он всюду... Если же Он не индивидуум, не человекоподобная личность, а Несказуемый Источник Всего сущего, духовная природа вещей, таинственная однородная субстанция[36] – не разум, а Отец Разума, не сила, а Отец силы, – то Он не принимает непосредственного участия в делах каждого человека, не управляет им, так же как родник, дающий начало великой реке, не управляет ее течением, но в то же время родник-источник незримо присутствует в могучей реке, и без него не было бы реки... Несказуемый Источник, периодически бьющий в Беспредельности[37], дает начало Вселенской Реке, разлившейся Млечными путями, каскадами переливающейся из Вечности в Вечность. ТО – Великое Движение, ТО – бесконечный поток, где Изначальная Несказуемая Однородная Субстанция переходит в столь же несказуемое многообразие, получает плотность и формы, инволюционирует и эволюционирует, и в ней возникают разумы. И за пройденными ступенями минерала, растения, животного и человека крылья Вечности несут человеческую особь через ступени сверхчеловека в ослепительное сияние божественности... Он уже Владыка Планет, пламенеющий Логос солнечных систем, звездных туманностей – Сотрудник Начал... «Нет Бога, который раньше не был бы человеком», – гласит мудрость Востока. И нет конца восхождению, как не может быть конца совершенствованию – перед нами Беспредельность!.. Ныне представители человечества, прошедшие и закончившие свою человеческую эволюцию на теперь давно угасших на Вселенском просторе планетах, занимают божественные ступени во Вселенской Иерархии Света и сами являются Творцами новых небесных светил. Они пришли к этому путями самоотверженности и сострадания, победив в себе свою низшую природу, т. е. победив Дьявола[38]. В великом Служении они раскрыли свой божественный потенциал, заложенный во всем сущем и обрели мощь духа. Таким образом, те, кто когда-то, в своей детской стадии эволюции, возносили молитвы Творцу, сами стали объектами поклонения и молитв – стали Богами. И пройти их путями – удел земного человечества. Мне кажется, кто-то прочитав эти строчки, в ужасе закроет руками лицо: они покажутся ему кощунственными... Пожалеем такого: ведь ему с детства внушили, что он только «раб божий», а не Его сын; только червь, в прахе ползущий, а не потенциальный бог. И не такому Христос сказал: «... Вы есть боги».
… Важно понять закон Иерархии.
«Иерархия», § 66.
Управление человечеством (как и Вселенной) построено по иерархическому (ступенчатому) принципу, аналогично войску, где приказ главнокомандующего доходит до рядового, лишь пройдя ряд все снижающихся ступеней и трансформаций. (Трансформаций потому, что командиры боевых единиц, дивизий, полков, батальонов и т. д. будут приспосабливать и перерабатывать приказ в соответствии с условиями местности и прочими обстоятельствами: в результате этих трансформаций разные рядовые получат весьма отличающиеся один от другого приказы, и кто-то пойдет в атаку, а кто-то останется охранять полковое знамя). Не правы заявляющие: «Мне не нужно посредников между мной и моим Богом...» За исключением иерархического принципа, уподобление человечества войску неприменимо вследствие диаметрально противоположных отношений, существующих между солдатом и его иерархом-начальником, которому солдат обязан беспрекословно подчиняться под страхом наказания вплоть до расстрела. Человечество состоит из свободных людей, обладающих свободной волей, на которую не посягнет ни один Иерарх Света; нет принуждения в следовании Иерарху Света – нет и не может быть насилия на Его пути, а лишь ласковый зов и влечение магнита Красоты, духовности и любви. Сказано: «Иерархия не есть принуждение, она закон Мироздания. Не угроза, но сердечный зов и предупреждение и наставление ко Благу. Так признаем Иерархию Света» (Из книги «Иерархия»). Свобода воли человека, свобода его выбора следования за добром или злом священны – это Космический закон. Всякая попытка кого-то затащить в Рай насильно, путем хотя бы малейшего принуждения, недопустима, ибо противоречит нацеленности Космических законов, устремляющих все сущее к единственному истинному счастью – к счастью Любви в самом высоком ее понимании. Ради любви возникли миры и пришло в движение Великое Колесо Жизни. Великое Единое стало Двумя, чтобы могла возникнуть Любовь. Чтобы возникла любовь, дитя, должно покинуть чрево матери – только так оно найдет свою мать, и мать найдет свое дитя, и между ними вспыхнет любовь, которая не сможет проявиться, пока оба будут одно тело. И не может заводная кукла заменить матери ее дитя, хотя бы кукла и произносила нежнейшие слова... Здесь ответ тем, кто обвиняет Бога, что Он не создал совершенных, ангелоподобных людей. Не играет Творец куклами и не нужны Владыке заводные игрушки. На зов любви ждет Он ответа от свободных своих детей... Великое Единое стало множеством, рассыпалось миллиардами миров, зажглось миллионами Солнц, чтобы Вселенная залилась счастьем любви. И во имя любви и сострадания Великие Иерархи пришли на нашу Землю на заре человечества, чтобы руководить им, слабым и неразумным, только что вышедшим из детских пеленок. Великие Иерархи Света, достигшие ступеней, обеспечивающих Им пребывание в великой красоте и гармонии иных миров, отказываются от заслуженного счастья и снова и снова облекаются в тяжкую плоть, принимая воплощения на Земле, чтобы принести человечеству скрижали Новейшего Завета, учить, звать и показывать путь к Свету и – быть осмеянными, быть гонимыми, быть распятыми... Они пришли и идут Путем Великой Жертвы. Запомним: «... следует помыслить, что слава дел не ваша, но Иерархии Света. Затем можно восхититься беспредельностью Иерархии и укрепиться подвигом, нужным всем мирам» («Мир Огненный», ч. 2, § 22). Поэтому: «Потрудимся для Света и Иерархии».
г. Балхаш, 60-е годы. Радость
Явление радости является результатом труда явленного. Радость – великий помощник. «Мир Огненный», ч. 3, § 424 ... Состояние радости и восторга есть лучшая профилактика. Кто знает восторг духа, тот уже очистился от многих опасностей. «Мир Огненный», ч. 3, 450 Радость есть энергия, двигающая жизнь. Н.Уранов
С удовольствием отвечу на Ваш вопрос о Радости. Упоминаемая в Учении Живой Этики Радость не есть та обычная радость, которую испытывают люди при овладении желанным предметом и исполнении желаний обиходного характера и т. п. Эти радости преходящи, многие из них разрушаются вместе с разрушением предмета, послужившего причиною радости. Учение Живой Этики имеет в виду другую Радость, а именно – Радость Бытия, которая является основным чувством жизни. Когда дух вонзается в материю и сливается с ней – в материи возникает жизнь. Жизнь порождает чувство; там где жизнь, там и чувство. Сказано, что первым чувством, которым материя отреагировала на слияние с духом, была радость бытия. Она как бы лейтмотив жизни. Идущий по пути Агни-Йоги, то есть не только читающий Книги Живой Этики, но и претворяющий ее в жизнь, в действие, нередко ощущает эту радость. Она живет в глубинах нашего сознания и может возникнуть и залить сущность человека даже при самых неблагоприятных обстоятельствах, когда, казалось бы, никакая радость невозможна. Путь к этой радости лежит через приобретение Высших Знаний, которые даются только высоконравственному человеку. Степень нравственности определяет степень приобретения Высших Знаний. Это путь Агни-Йоги, и поэтому этот путь также называют путем радости. Отсюда и бодрый оптимизм идущих этим путем. Путь радости требует от нас, чтобы мы не только отмечали мрачные стороны жизни, ее отрицательные явления, но замечали доброе, хорошее и радовались этому. «Радоваться хоть курочке, снесшей яйцо» – сказано в книге «Зов». «Радость легко достижима, если каждый момент ощущается преданностью Нам» – сказано в одной из Книг. Приказ радости можно рассматривать как указание, что радость нужно замечать. Наши чувства – это тонкие субстанции, которыми мы насыщаем Пространство. Насыщающий Пространство унынием, недовольством отравляет его и понесет на себе последствия этого. Насыщающий Пространство радостью – получит радость. Радостным служением Общему Благу доходим до той великой Радости Бытия, о которой говорит Живая Этика. «Устремите ум на радость творчества». Радость творческого труда – главная основа духовного восхождения. Радость добротворчества. Радость Любви и единения. Радость достижения на пути блага. Радость приближения к Иерархии света, то есть к Космическому Разуму. В дополнение к сказанному приводим разрозненные фрагменты из Писем Е. И. Рерих и Живой Этики, разносторонне освещающие радость. «Представила перед своим мысленным взором много-много молодых лиц, много-много ясных, огнем сверкающих, молодых глаз, и захотелось сказать им всем о Радости. Не о той, бессмысленной телячьей радости, которая заставляет прыгать и скакать, и дрыгать бессознательно ногами, но о радости мудрой, о Радости от сознания Красоты Бытия. Скажут: можно ли говорить о радости сейчас, когда столько горя, ужаса и крови кругом, и такая царит во всем мире напряженность? Да, не только можно, но и должно, ибо по старой китайской поговорке – «Радость есть особая мудрость», и тот, кто знает сущность, знает, что никогда нет никаких причин для печали и уныния, ибо все преходяще, и то, над чем плачем сегодня, мы будем смеяться завтра. Даже дерево каждое одевается в радости цветами, но и сбрасывая листья, оно не грустит, помня о весне. Радость создает вокруг нас особую атмосферу, которая притягивает к нам сердца и, следовательно, дает нам удачу, ибо ведь так естественно, что человек отвечает улыбкой на улыбку и бежит от пасмурного, недовольного и злого лица. Радость гонит от нас всякую тень уныния, благодаря которому человек всегда теряет то малое, чем он перед тем располагал, тогда как радость есть новый путь, дающий новые возможности. Светлая радость, как светильник во мгле, рассеивает всякие сердечные стеснения и затмения. Если бы можно было сфотографировать духовное состояние человека в унынии и человека, преисполненного радости, мы увидели бы около первого серую пелену, тогда как внутренняя радость второго окружила бы его яркими сверкающими тонами. Радость можно сравнить с сильным магнитом, ибо она, именно как магнит, притягивает к себе сердце и дает обладателю ее импульс жизни и сопротивляемость всяким неприятностям и препятствиям, тогда как уныние порождает безволие и повергает человека в бездну... Радость рождает доверие. Радость помогает взаимному укреплению. При радости духа нет места самосожалению, и запомним хорошо, что множества даже близких и прекрасных возможностей разлагаются людскими жалобами, порожденными самосожалением. Радость же духа создает твердость и упорную устремленность вперед, всегда вперед. (Можем ли мы, например, вспомнить хотя бы одного героя с унылым и безвольным лицом?) Нужно, чтобы молодые сердца зажглись радостным подвигом, который может преобразить всю их жизнь даже незаметно для них самих. Но не в унынии, не в сомнении и не в подозрении нужно вступить на этот путь подвига, но в радости о будущем, в радости от сознания возможности что-то и кому-то дать. Радость дает человеку какие-то особые силы, причины которых еще не установлены наукой. Она заполняет человека особым светом, действующим на других. Можно наблюдать, например, что если человек, вся сущность которого преисполнена радости, входит в помещение, где сидит несколько унылых людей, то атмосфера уныния как-то сразу рассеивается, и дотоле унылые позы собеседников делаются бодрыми, тусклые взоры их загораются, а губы складываются в улыбку. Где искать причину такой метаморфозы? Следовало бы обратить больше внимания на действия наших мыслей и наших чувств на окружающее. Не ясно ли даже из такого примера, что причина кроется во внутреннем духовном равновесии вновь пришедшего, то есть, человек, полный радости бытия, обладает огромной жизненной силой и энергией, которая сейчас же передается и другим... Но как же все-таки сохранить в себе постоянную радость, несмотря на всякие печали? Старая восточная поговорка гласит: «Держи в себе радость с утра в течение часа, а она будет держать тебя целый день». Задумаемся об этом поглубже. Ведь, в сущности, все то, что может нас с утра вывести из равновесия – не вовремя поданный завтрак, плохо выглаженная блузка, неправильно завязанный галстук или затерявшаяся запонка, – все это так мелко и незначительно, что не стоит из-за этих мелочей впадать в раздражение, от которого приходится потом страдать целый день. А если вспомним, что раздражение порождает в организме особый яд, который губит организм на всю жизнь, так поймем, что все эти мелочи не стоят такой дорогой цены, как наш дух и здоровье нашего тела. Ведь достаточно небольшого усилия воли, незначительного напряжения мысли, что мы должны быть выше и сильней этих мелких обстоятельств, чтобы мы были приведены к равновесию; потом нам самим будет и смешно и стыдно от мысли, что мы потеряли столько энергии на такие пустяки, энергии, так нужной нам теперь. Ведь по каким-то неуловимым признакам мы уже чувствуем, что все совершающееся сейчас в мире приближает какие-то важные сроки. И мы уже сейчас должны подготовить себя к служению на благо. Сердце наше должно всегда радостно звучать на все окружающее; оно должно наполняться сознанием необходимости даяния – даяния бескорыстного, полного любви, даяния с единой мыслью о несении подвига, о помощи Светлым Силам, стоящим на страже всего человечества. И когда сердце наше наполнится светлым звучанием, тогда и придет к нам Радость, ибо источник радости – сердце. Сейчас все человечество стоит на пороге Нового Мира. Рушатся старые устои. Исчезают отжившие понятия. Идут какие-то нарастания, какие-то новые сдвиги, пока еще многими не осознанные, но уже смутно ощущаемые и волнующие. Сейчас только спокойствие и терпение могут дать необходимое равновесие. Неизбежны трудности для такого времени, неизбежны тяжелые дни, ибо происходит напряженное смещение одних энергий другими, новыми и светлыми. Идет на смену тьме торжество духа. Как же не встретить это время торжественной радостью и радостной устремленностью, помочь этому новому духовному строительству? Итак, будем неустанно поддерживать в себе чувство устремленности в будущее, и пусть в каждом молодом сердце сознательного сторонника Света звучат непрестанно торжественные колокола радости, ожидания Прекрасного Мира, который уже идет неслышным, но властным и твердым шагом. Сейчас рушатся миры, падают троны, исчезают с лица Земли многие видные деятели. Все народы напрягают свои силы, стоит великое грозное время. Все совершающиеся и, на первый взгляд, не связанные между собой события имеют на самом деле глубокую внутреннюю связь. Все это было подготовлено веками самим человечеством, и вот сейчас все нашло свое выявление. Вероятно, вы будете свидетелями еще многого неожиданного и поразительного, ибо Равновесие Космическое еще далеко не установлено. Всякий, кто может, должен помочь в этой Великой борьбе Света и тьмы. Конечно, не в диких песнях, криках и дрязгах будет эта помощь и не в нечистых развлечениях, но в сохранении устремленности к Свету, в чистом мышлении, в торжественной радости грядущего, ибо будем надеяться, что в каждом молодом сердце горит искреннее желание помочь Родине в радости духа. Родина ждет и примет радостный дар сердца...»
г. Змеиногорск, 10.10.88 г.
Подвиг
Очень ценны... размышления на темы Учения. Хорошо бы взять темы «Простота» и «Подвиг». Эти два понятия в Учении особенно подчеркиваются. Письма Е. И. Рерих, 26.04.34 г.
Мы произносим это знаменательное слово – Подвиг [39] и вслед за ним должно в нашем сознании возникнуть другое слово Подвижник, ибо без одного нет и другого. Что такое Подвиг? Каким должен быть Подвижник? В ответ на это в нашем сознании, может быть, молниеносными видениями промелькнут – Александр Матросов, бросивший свое животрепещущее тело, как заслонку, на изрыгающую огонь амбразуру пулеметного гнезда... Пройдет морозным утром по пути к фашистской виселице истерзанная русская девушка Зоя, чтобы превратиться в легенду в в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|