Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция, которую следует пересмотреть




 

 

Где слабое место в коммунистической концепции миропонимания в Советском Союзе (a теперь в России – peд.) и что необходимо предпринять, чтобы сделать эту концепцию более привлекательной и победоносной?

В любой концепции слабым всегда является то место, которое не соответствует Истине. Какая Истина имеется здесь в виду? Ответ: Величайшая – Неистребимость жизни. Истребимы лишь бесчисленные формы, в которой жизнь проявляется, но не сама жизнь.

Ячменное зерно, брошенное в землю, погибает само, но при этом освобождает скрытую в нем жизнь, которая дает новый росток, в конечном счете снова создающий ячменное зерно. В это новое зерно вошла скрытая в старом зерне жизнь и облеклась в новую плоть. Так и человеческое сознание или душа, которая и есть носительница жизни, сбрасывает при смерти грубо-материальную оболочку и уходит в Пространство, чтобы снова возродиться и продолжать свою эволюцию. Отрицание бессмертной, а вернее – перевоплощающейся души у человека, наносит тяжелый удар по советской концепции миропонимания. Дело в том, что понятие о существовании бессмертной души принадлежит к так называемым врожденным идеям. Оно покоится в глубине сознания, как истинная драгоценность, спасающая людей от ужаса смерти. Лишить человека этой драгоценности, внушив ему, что у него нет никакой бессмертной души – значит отдать его во власть ужаса перед смертью, понимаемой как полное его уничтожение навсегда. Как бы ни хорохорился человек, доказывая, что он не боится смерти как окончательного уничтожения и полностью его приемлет, в глубине души он все же протестует против своего окончательного уничтожения.

Чем привлекательны все религии мира? Почему люди держатся за них, даже находя нелепыми некоторые утверждения религии? А именно потому, что в полном согласии с Истиной они обещают ему бессмертие. Пропагандисты невежественны, несмотря на свои профессорские и другие ученые степени – они не знают ЭЗОТЕРИЗМА религий и поэтому трактуют священные писания по их буквальному тексту. Отрицание неумирающей души у человека становится разрушительной силой, подрывающей основы правопорядка, так как насаждает в людях безответственность за свои деяния – оно порождает преступность и растление нравов. Для чего быть честным, трудолюбивым и нравственным человеку, верующему, что он окончательно уничтожается в момент смерти? Прямой расчет говорит ему – хватай от жизни все наслаждения, какие только она может дать, потому что ты живешь один раз. Плюнь на все запреты, которые мешают тебе наслаждаться!

Религии, давая человеку надежду на загробную жизнь, одновременно внушают необходимость быть нравственным, угрожая безнравственным утратой бессмертия, муками ада и т. п. В этом польза религии, и на более ранних ступенях развития человеческого общества они, то есть религии, действительно сослужили полезную службу, создавая этические нормы и удерживая в них массы. Но при нынешнем уровне интеллектуального развития человечества религии теряют и можно сказать – уже утеряли власть над человечеством, так как многие религиозные утверждения не согласуются с наукой. Разве нынешний интеллигент может поверить, что Вселенная была создана в течение семи дней приблизительно семь тысяч лет тому назад, как это сказано в Библии? Миру нужна новая концепция миропонимания, соответствующая запросам нашего поколения, то есть концепция убедительная, логически обоснованная на Истине.

– Откуда же ее взять?

– Ее не надо выдумывать – она уже есть. Это – Теософическое Учение, принесенное миру Еленой Петровной Блаватской, кульминирующее в Учении Агни Йоги, данной Великим Учителем Шамбалы, – ­Учении Живой Этики.

Теософическое Учение, отбрасывая всякую обрядность и вековые наслоения, представляет собою внутреннюю сущность всех великих религий, которая у всех одинакова. А именно, все требуют соблюдения этических норм поведения. Агни Йога же кульминирует Теософическое Учение, дополняет его знаниями и наставлениями, необходимыми человечеству, чтобы встретить надвигающийся грозный переломный момент человеческой эволюции, которую мы сейчас переживаем.

Говоря о Великих Учителях Шамбалы, давшим Агни Йогу, мы вполне отдаем себе отчет, какую бурю негодования наши слова вызовут у представителей различных церквей мира и защитников официально признанных материалистических концепций. Они даже заявят что Шамбала и Великие Учителя, часто называемые Махатмами – миф, ничем не подтверждаемый. В силу таких возражений мы заявляем: ныне Шамбала неотрицаема.

Разве Письмо Махатм советскому правительству, доставленное академиком Н. К. Рерихом вместе с горстью земли на могилу великого Ленина, которого Махатмы называют своим братом – разве это письмо – миф? (Содержание письма и некоторые подробности о нем см. «Международная жизнь», 1965 г., § 1. Авторы С. Зарницкий, Л. Трофимова «Путь к Родине»). Разве миф граф Сен-Жермен, о котором не раз упоминалось в советской литературе[48], явившийся в качестве посла Шамбалы к королю Франции Людовику XV накануне французской революции?

Разве миф большой том «Письма Махатм Синнетту», легший в основу Теософического движения?

Разве миф, великие идеи и откровения, которые даны в трудах Е. П. Блаватской и в серии Книг Агни Йоги? Такие идеи-откровения мог дать только сверхчеловеческий Разум, каким обладают Махатмы, а не обычный человек, да к тому же на современном этапе своего развития.

Агни Йога призывает человечество к духовному возрождению и указывает на труд, как на лучшее средство к такому возрождению.

В тяжкий момент существования советского государства, когда на нас обрушились полчища врагов, когда голод и расстроенная экономика причиняли неописуемые страдания народу, – коммунисты в утешение говорили, что страдаем для блага будущих поколений. Как неубедительно такое утешение, если человек живет один раз! Оно противоречит самому глубже всего внедрившемуся понятию человека, что каждый должен получать плоды своего труда, что человек трудится для того, чтобы самому пользоваться этими трудами. На этом построена вся жизнь человечества на нашей планете. Она указывает на необходимость вложить в каждый труд высшее качество. Агни Йога зовет к труду на Общее Благо и порицает эгоизм, корыстолюбие и погоню за низкотелесными наслаждениями. Она зовет к установлению сотрудничества, как между отдельными людьми, так и между народами всего мира.

Агни Йога осуждает старый капиталистический мир с его человеконенавистническими институтами, где человек человеку – враг. Агни Йога зовет к построению Общины, то есть к построению истинного коммунизма на Земле.

Если до сих пор идеологи коммунистической идеи не оценили по достоинству Учения Махатм Шамбалы, то есть Агни Йоги, то это можно объяснить лишь незнанием идеологами содержания этого Учения. Идеальный Агни Йог может быть только идеальным коммунистом, так как они оба зовут людей к Братству, объединению и труду во имя Мировой Общины.

Что трудами сегодняшнего человека будет пользоваться кто-то другой, палец о палец не ударивший для создания этих трудов – такое утверждение может вызвать только возмущение трудящихся.

Совершенно другое дело, если человек верит в Учение о перевоплощении души. В этом случае он твердо осознает, что в рядах этого будущего поколения непременно будет он сам, перевоплотившийся, и таким образом сам будет пожинать плоды сегодняшнего труда.

Опираясь на все вышесказанное, мы утверждаем, что концепцию допускающую истребимость жизни, то есть концепцию об отсутствии у человека неумирающей при смерти души, надо пересмотреть и сделать все вытекающие отсюда выводы.

 

г. Змеиногорск,

30.09-10.10. 1984 г.

 

 

Бог

 

Единый судья ваш дух – в нем Бог.

 

«Л. С. М.», 65.

 

Понятие Бог – наитруднейшее. Но малоразвитому сознанию оно кажется простым и ясным: в его представлении Бог – человекообразное существо, всемогущее, произвольно совершающее все, что ему угодно, требующее поклонения и славословия и грозно карающее непослушных.

В слове Бог слиты два, резко отличающиеся друг от друга, понятия: одно – Бог как Источник Вселенной; другое – Бог как активный Творец, Созидатель.

В первом понятии, т.е. в понимании Бога как Источника Вселенной, Он есть сама Беспредельность, Абсолют европейской философии: Парабраман индусов, Эйн-Соф еврейской религиозной философии, который одновременно есть абсолютное Бытие и Небытие. Он – вечная тайна, которую надо постигать, но она непостижима. Это не дух и не материя, а полное ЕДИНСТВО, где дух и материя слиты воедино. Об этом хорошо сказал один из светочей христианской церкви – Ориген. По его мысли, Бога следует понимать, как некое вещество, как тонкую ОДНОРОДНУЮ субстанцию, в которой не может быть никакой сложности, ибо сложное не может быть Первоисточником по той причине, что части его должны были бы существовать еще раньше.

«Бог есть ОГОНЬ поядающий» – говорит Библия, что равносильно утверждению, что Бог есть ЕДИНСТВО, ибо через сжигание вещей в огне все материальное теряет свои формы и свойства и приходит в некое единство.

«Бога никто никогда не видал» – свидетельствует апостол Павел в одном из своих посланий, подразумевая Бога – Источника Вселенной, который не может быть личностью в земном понимании, не может иметь формы и заполняет своей незримой субстанцией пространство Вселенной, полностью оправдывая приписываемую Ему ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ, а вернее – Он есть само Пространство, все вмещающее в Себя, а Само ни во что невмещающееся – ­это ТО, откуда все приходит и куда все возвращается.

Обратимся теперь к другому понятию – к Богу Творцу-Созидателю. Для лучшего понимания допустим, что во всем вселенском пространстве когда-то был такой момент, когда не было ни планет, ни солнц, ни галактик – все материальное растворилось на атомы, а атомы – в первоначальную субстанцию, в полное единство – Абсолют, в Абсолютное Бытие, которое одновременно есть и Небытие.

Нижеприведенная схема возникновения Вселенной из состояния Абсолюта, из непроявленного в проявленное есть попытка человеческого интеллекта схематизировать величайшую тайну, схематизировать непостижимое, облечь его в доступное интеллекту понимание. Глубоки и малопонятны термины, употребленные в этой схеме.

Что есть Абсолют? Каким представлять Его нашему умозрению? Сказано в «Тайной Доктрине»: «Абсолютное сознание вмещает познающего, вещь познаваемую и самопознание – все три вещи в Нем, и все три едины».

Эту цитату можно взять как отправную точку для размышлений об Абсолюте. Можно назвать результат деления Абсолюта на мужское и женское начало (на дух и материю) – Первым Логосом (Богом-Творцом). Можно назвать порождение при этом разделении – Притяжение или Любовь – ­Вторым Логосом (не индивидуальность). Порождение Любви, давшее Жизнь, Сознание и Разум, можно назвать Третьим Логосом, ибо Космический Разум есть Строитель Вселенной.

Высочайшие истины не могут быть вложены в сознание людей – их нужно постигать в меру своих сил и возможностей: к ним даются только ключи. Таким первоначальным ключом для дальнейшей самостоятельной работы предназначается данный очерк.

Когда по вечному Закону, находящему свое выражение в вечном Движении, настает час проявления Новой Вселенной, – в Абсолюте происходит разделение на дух и материю или на мужское и женское Начала. Единое делится на два. Не забудем, что до разделения То, что составляло Абсолют, находилось в состоянии высочайшего блаженства, вседовольства, чем и объясняется неподвижность Абсолюта, отсутствие в Нем желаний.

Теперь – что происходит при разделении Абсолюта на мужское и женское Начала?

Блаженство во слиянности нарушается – даже совсем теряется! Поэтому между разделенными частями моментально возникает стремление к воссоединению: чтобы возвратить утраченное блаженство, иными словами, между ними рождается Любовь, которая есть ПРИТЯЖЕНИЕ.

Таким образом, из единицы Абсолюта рождается первая троица: Абсолют – ­Отец, Мужское начало; Женское начало; и их Сын, их порождение – ­Любовь. Так рождается первый треугольник, весьма изобразительный символ, где вершиною треугольника будет Абсолют (он же ­Беспредельность, Парабраман, Эйн-Соф, Бог в его смысле как источника Вселенной). Синонимами последнего являются: Святой Дух христиан, Мулапракрити индусов, Материя Матрикс (а иногда Материя Люцида) Агни Йоги. Разделившийся на два поля или поляризованный Абсолют есть то, что можно назвать Первым Логосом, ибо (греческое – Бог-Творец) Он породил Любовь-Притяжение. Он – Андрогин, т.е. двупол и заставляет разъединенные полюсы снова сливаться, но это слияние может быть лишь очень кратковременным, так как разъединяющая сила, действующая на всю Манвантару (Манвантара – период активного состояния Вселенной), снова их разъединяет.

Но это краткое соединение Мужского и Женского Начала дает рождение Сыну: в данном случае этим сыном является ЖИЗНЬ.

Но что такое жизнь? (Каковы ее параметры? выражаясь современной терминологией). Без ощущений, без чувствований жизнь не жизнь. Но для того, чтобы чувствовать нужно СОЗНАНИЕ. Значит, вместе с Жизнью рождаются Сознание и чувствование. А каким могло быть это первое чувство, пробудившейся к жизни Материи? Этим первым чувством была РАДОСТЬ БЫТИЯ – утверждает Учение Агни Йоги. Это второй треугольник: ЖИЗНЬ, СОЗНАНИЕ, ЧУВСТВО РАДОСТИ БЫТИЯ.

Из Сознания и Радости Бытия рождается Желание продолжения радости, т.е. ЖАЖДА БЫТИЯ – вершина третьего треугольника. Жажда Бытия порождает мышление, в результате которого рождается РАЗУМ. Так рождается третий треугольник: ЖЕЛАНИЕ или ЖАЖДА БЫТИЯ, МЫШЛЕНИЕ и РАЗУМ.

Три треугольника в логической последовательности возникли один из другого. Таков должен быть ход дифференциации Абсолюта в материю различной тонкости, ее уплотнения, путем бесчетных дифференциаций до состояния грубой плотности ныне окружающего нас видимого мира.

Материя есть кристаллизованный дух. Образовавшийся в третьем треугольнике Разум, т. е. КОСМИЧЕСКИЙ РАЗУМ, далее берет дальнейший процесс творения в свои руки и направляет его по своему космическому разумению. Этот разум фокусируется в виде сознания отдельных индивидуумов, которые и являются изначальными творцами Вселенной. По данным Сокровенной философии их шестеро, а седьмой – их синтез.

Трое Логосов-Творцов. Мы уже назвали Первого Логоса, породившего Любовь-Притяжение.

Любовь – это Второй Логос-Творец, но Он – не индивидуум, а ЭНЕРГИЯ, заставляющая пассивные Начала творить и распространять жизнь во Вселенной.

Притяжение – это сила всех сил и начало всякого движения, ибо все двигается по притяжению. Камень падает на землю по притяжению к центру планеты. Реки текут по тому же притяжению. Электричество – от одного полюса к другому. Часть влечется к целому и т.д.

«Все в мире зависит от Любви (Начал) и держится любовью».

Второй Логос, Кама – Бог Любви – единый двигатель всякого, как Космического, так и человеческого творчества. Но это двигатель, которым должен управлять Разум, ибо он также может быть направлен на разрушение. Разум – в данном случае Космический Разум – это Третий Логос, это разумные Строители, Созидатели Вселенной, это ИЕРАРХИЯ СВЕТА, в которой сфокусирован весь опыт прежних существований Вселенной и представители которой правят планетами, солнечными системами и галактиками. Какие человеческие титулы мы можем присваивать этим Правителям? Человеческий язык, несмотря на свое многообразие, оказывается иногда весьма бедным. Присвоим высшее из имеющихся у нас определительных – Они БОГИ. Их много – миллиарды, ибо бессчетны космические образования, и каждое имело своего Творца.

Иногда слово Логос выражает понятие собирательное, т.е. Божественную Индивидуальность вместе с подчиненными ему силами, сонмом помощников. В христианстве эти понятия отражены в сонме Ангелов.

Есть Логосы Планетные, есть Логосы Солнечных Систем, есть Логосы Галактические, есть Логосы Звездных Систем, есть Логос Всекосмический.

И еще есть один Бог, личный Бог, которого каждый человек носит в себе. Это его Высшее Я, которое говорит человеку голосом совести.

Кто или что это, чей мощный голос в угрызениях совести лишает человека сна, заставляет корчиться в нравственных муках, а иногда доводит и до самоубийства? Это голос Беспредельности или невыразимого и непостижимого Бога, Беспредельности, которая есть Источник его жизни, а вернее – Луч Беспредельности, гарантирующей человеческому сознанию (или душе) бессмертие, если это сознание или душа сама не отворачивается от Него действиями, направленными против эволюции, т.е. служением Злу.

Бог в человеке – это индивидуализированный Луч Беспредельности, носящий в себе весь потенциал ее. Задача человека – раскрыть путем эволюции этот потенциал, т. е. становиться все более и более божественным.

Луч Беспредельности в человеке – это его Высший Принцип, т. е. Высшее Начало. Для того, чтобы индивидуализированный Высший Принцип, проснувшийся из Небытия Абсолютного пассивного состояния, наполнившийся жаждой Бытия, мог эволюционировать – ему необходимо противодействие. (Помните формулу: действие равно противодействию). Такое противодействие эволюционным устремлениям оказывают в человеке его низшие принципы, т.е. телесные страсть, лень, жадность, зависть, корыстолюбие и прочие отрицательные свойства, которые и представляют в совокупности то, что есть дьявол в человеке. Таким образом, душа человека, которая есть сознание, одновременно вмещает в себя и Бога и Дьявола в постоянной борьбе.

Бог, т.е. Высшее Я, постоянно зовет нас к творчеству, труду, к созиданию прекрасного, к самоотверженной любви, к постоянному самоусовершенствованию и совершенствованию окружающего нас, ибо таков эволюционный путь, тогда как Дьявол, в лице наших низших принципов, зовет нас к обратному, т.е. к самоуслаждению, себеслужению, бездействию, возвеличиванию себя за счет других и, в конечном счете, – ­к разрушению и безобразию.

Быть Богом-Строителем может лишь такая индивидуальность, которая обладает необходимыми для строительства знаниями и опытом. Как знание, так и опыт могут приобретаться лишь в труде, в данном случае – в труде эволюционного восхождения, в котором нынешний человек проходил стадии и минерала, и растения, и животного, а в дальнейшем восхождении пройдет стадию сверхчеловека и вступит на ступени богочеловека или Бога, восхождению которого в Беспредельность нет конца. Вот почему афоризм мудрости Востока гласит: «Нет Бога, который раньше не был бы человеком».

Откуда ныне существующие Боги? Это духи, прежде нас, землян, закончившие свою человеческую стадию эволюции на других планетах, которые существовали уже тогда, когда наша Земля еще не была сотворена. Они раньше нас начали свою эволюцию и поэтому далеко опередили нас и мощь их велика. Но их опередили другие, еще раньше начавшие свою эволюцию, а тех – еще другие... Таким образом, во Вселенной образовалась ступенчатая Иерархия мощных Строителей Вселенной, она же Иерархия Света.

Аналогией Иерархии Света на земле может послужить армия, во главе которой стоит главнокомандующий. Главнокомандующий не отдает своих приказов непосредственно рядовым бойцам. Он отдает свой приказ командирам корпусов, те в свою очередь передают его командирам дивизий, те – командирам полков, последние – командирам рот, те ­сержантам, и последние – рядовым бойцам. При передаче приказа сверху вниз он видоизменяется, так как каждый командир вносит в него свою инициативу, приноравливает его ко времени, к месту расположения подчиненных ему сил. В результате разные воинские подразделения пойдут по разным направлениям и будут выполнять различные задания, но все они будут преследовать единую цель – выполнение приказа Главнокомандующего.

Великие Индивидуальности, прошедшие свою человеческую стадию миллиарды лет тому назад на планетах неизмеримо старше нашей Земли, а может быть, и на таких, которых теперь уже не существует, – возглавляют отдельные ступени Иерархии Света, и в теософической литературе их часто называют греческим наименованием – ЛОГОСЫ.

Иногда слово «Логос» подразумевает собирательное понятие, т.е. индивидуальности и подчиненные ему силы.

– Где же наш Бог-Правитель? – могут спросить. Ответим – Он Владыка нашей Солнечной Системы и через Солнце Он изливает на нас потоки жизненной энергии, которою мы живем и дышим.

Солнце – наш Отчий Дом, откуда мы когда-то вышли и куда, через необозримое количество веков, мы должны возвратиться, но возвратиться не такими, какие мы теперь, но раскрывшими в себе заложенный в нас божественный творческий потенциал. Мы сами должны стать Богами, Творцами Космоса. Разве не сказал нам Христос: «Вы есть Боги»?

 

Заключение

 

Бог – Источник Вселенной – непостижим и, следовательно, неописуем. Описуемы лишь людские представления о Нем, примитивные, подчас наивнотрогательные.

Чем ниже по своему развитию человек, тем ниже и его представление о Боге – обычно Он антропоморфичен, т.е человекообразен, и человек приписывает Ему свои свойства, даже самые низкие: мстительность, жажду прославления и т.д.

С ростом сознания человека растут и его представления о Боге – Он становится все возвышеннее, привлекательнее.

Представление о Боге – вечно растущее и таким останется навсегда, ибо Бог – Источник Вселенной – есть сама Беспредельность, недоступная человеческому интеллекту. Но интеллект не есть последняя ступень человеческой эволюции – эволюция есть совершенствование и не имеет предела. Поэтому, по мере роста своего сознания, вечнорастущим будет представление человека о Боге Беспредельности. Но так как интеллект не может перешагнуть порога Беспредельности, – ему будет дано новое орудие познания – чувствознание, т.е. интуиция, в масштабах, неизмеримо превосходящих нынешние представления об этой чудесной способности.

Таким образом, человечество продвинется к познанию Бога-Беспредельности не интеллектуально, но психо-духовно.

 

г. Змеиногорск,

10 ноября 1983 г.

 

Мышление. Труд

 

Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

 

Н.К.Рерих

 

Многие, услышав о существовании Шамбалы и Великих Учителях человечества, загорались желанием проникнуть туда и установить контакты с Ее Обитателями.

Одни для этого готовы пуститься в путь в Гималаи и приступить к розыскам священной Обители; другие же, учитывая трудности таких розысков и малые шансы на успех, думают приблизиться к цели путем изучения магии и ее применения. И те, и другие ошибаются. Путь приближения к Великим Учителям Шамбалы лежит в мышлении и труде[49].

Это значит, что можно не покидать места своего нынешнего пребывания и все же приближаться к заветной цели. Но, указав местонахождение Пути, следует сказать и о том, в чем заключается сам Путь, какое именно мышление и какой труд имеются в виду.

Первым требованием будет МЫШЛЕНИЕ, свободное от предрассудков [50], предвзятых мнений, дот и фанатизма, всякого рода сектантства; оно должно быть высоконравственным и устремленным к познанию Истины, что включает в себя познание самого себя, своих скрытых возможностей. Так как такое устремление может быть успешным лишь тогда, когда человеку не мешают страсти, злоба, жадность, ненависть, раздражение[51] и другие человеческие пороки, то выработка нужного мышления включает в себя упорную борьбу с перечисленными недостатками.

Но так как каждому действию предшествует мысль, без которой оно не может совершиться, то эта борьба совершается главным образом в плане мысли. Например, человека, вкусившего разврат, преследуют похотливые картины и будоражат его воображение[52]. Он должен вступить в борьбу и очистить свое мышление от них.

«Итак, чистое мышление тоже не есть лишь нравственное понятие, но реальное умножение силы». Так же он должен поступать с мыслеобразами других пороков. Это значит, что человек должен очистить свое мышление от всего, привязывающего его к низшей, животной стороне натуры и стараться думать о высоких благородных чувствах, о высоких силах и о своем высоком назначении в мироздании. Сказано: «Самоотвержение есть крылья к Братству»; («Надземное», § 210), т. е. к Братству Великих Учителей Шамбалы[53].

Именно не эгоистическое, а полное самоотвержения устремление служить Общему Благу и есть то мышление, которое ведет к прекрасной цели. Путь этот изложен в серии Книг Живой Этики, являющихся руководством и новым откровением для человечества, которое сейчас вступает в эру построения. И еще: «... Утверждайте, сейте благие мысли, пользуйтесь каждою вестью из Высших областей знания и творчества для широкого оповещения, поймите всю великую мастерскую создания Новой ступени мира, эпохи Нового утончения сознания, небывалых открытий и широкого сотрудничества на основе Культуры!» (Е. И. Рерих, Письма, 21.08.31 г).

Теперь обратимся к ТРУДУ, через который возможно приближение к Великим Учителям. Здесь имеется в виду не какой-то особенный, отдельный вид труда, но каждый созидательный труд, при одном непременном условии: в него должно быть внесено высшее качество. Это значит, что каждый труд нужно выполнить по возможности лучше, вкладывая в него все свое умение. Именно это условие мог иметь в виду Н. К. Рерих, когда говорил нам: «И полы могут быть вымыты прекрасно». Только на таком труде развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность, изобретательность и прочие творческие способности человека.

Задача человека заключается в его самоусовершенствовании и совершенствовании, которое является труднейшим подвигом и доступно лишь путем труда. «Труд служит лучшим очистителем от всяких мерзостей» («Мир Огненный», ч. 1, § 290).

Труд как умственный, так и физический является космическим фактором. Он творит эволюцию. Труд – величайшая необходимость и панацея от многих болезней. «Нужно посоветовать человечеству утроить напряжение труда» («Надземное», § 438).

«Простая истина, что труд есть молитва, не всегда доступна людям, потому можно совершать доброе дело, твердя эту истину» («Надземное», § 440). Идеалом такого труда будет непривязанность к его результатам, плодам, он должен быть посвящен Общему Благу. Подчеркнем, – на пути следования Учению Живой Этики, главным условием остается высокая нравственность[54]. И это так понятно: лишь высоконравственному человеку могут быть доверены высокие силы, ибо он их применит только на благо.

«Человеку, идущему Путем Агни-Йоги, не нужны искусственные вызывания и другие приемы магии[55], он идет путем естественного раскрытия сокровенных сил своего космического потенциала. Ведь Утончение – рост сознания познающего Учение приводит к раскрытию центров» (Н. Уранов). Но «изгнание магии не значит пресечение проявлений Тонкого Мира... Изучать и познавать чудесные подходы к Миру Тонкому и Огненному не будет магией» («Мир Огненный», ч. 2, §251).

«Считающий себя обреченным на вечный труд духовно преграждает себе путь к БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ» («Беспредельность», § 61).

Многие люди считают труд проклятием, а возможность не трудиться ­счастьем. Какое пагубное извращение! Труд есть закон Космоса, ибо путь труда есть путь совершенствования. Все достижения приходят через труд. Все духовные и материальные блага созданы трудом. Никто не может существовать без труда. Если человек существует без труда, это значит, что он существует за счет труда других; это значит, что он является паразитом. Заставляя других трудиться на себя, он становится эксплуататором; ему обеспечена карма рабства. Есть труд любимый, труд необходимый и труд ненавистный. Есть труд полезный и бесполезный, бессмысленный «сизифов труд». Всякая деятельность есть труд. Даже война и любовь являются трудом. Есть труд, носящий в себе элементы труда любимого, необходимого, ненавистного, бессмысленного, полезного и вредного; то есть человек может быть производителем разнохарактерных чувств. Труд в одиночестве и труд совместный, сотрудничество. Путь к Братству (высшей форме единения) лежит через совместный труд. Группа людей, объединяющихся для совместного организованного целеустремленного труда, является общиной. В зависимости от характера и целей труда общины могут носить разный характер, но смысл их всех будет един. Космос есть наивеличайшая Община, почему и сказано: «После общин – к дальним мирам». Труд есть жизнь в ее самой естественной форме. Если правильный труд ведет к совершенствованию, то и сам труд постоянно нуждается в совершенствовании. Все чувства и весь разум участвует в труде, и, совершенствуясь в нем, растет Дух.

Все плоды труда обречены. Лучшие здания рассыплются в прах, лучшие песни замолкнут в веках, но опыт, знания, чувства, накопленные трудом и во время труда, остаются навсегда и составляют вечное достояние Космоса.

Путь ученичества Агни-Йоги есть так же, как и все пути, путь труда. Только напряженный труд приносит ощутимые результаты. Труд ученика должен планироваться; план должен быть и непреложен и подвижен. Ученик находится в труде постоянно. Он отдыхает, перенося напряжение с одного уставшего центра на другой. Для него отдых заключается в перемене работы центров. Ученик постоянно заботится о росте качества труда, ибо качественный труд дает наибольшие накопления и наибольшие достижения. Экономия сил и времени становится задачей первейшей важности.

Отношение к труду играет огромную роль. Любой труд, даже самый проклятый, есть возможность, а, следовательно, и благо.

Бессмертие означает вечный труд. Если кто-то считает себя обреченным на такое страшное несчастье, как вечный труд, то такое отношение к труду преграждает ученику путь к Беспредельности, к слиянию со своим и вселенским высшим началом, к приобретению неограниченных творческих сил, к творчеству космическому.

Любимый труд есть величайшее счастье. Но прежде чем обрести такое счастье, необходимо, естественно, полюбить труд, понять все его значение, Но чтобы полюбить что-то, необходимо прежде всего осознать красоту этого. Как заставить кого-то что-то полюбить? Нужно раскрыть ему красоту, и красота зародит любовь или притяжение.

Именно в труде решение всех проблем. Труд побеждает все стихии и приносит все достижения. Хочешь преуспеть – иди путем труда, и нет другого пути. Все преступники – это нежелающие трудиться. Все наркоманы – это люди, отвергшие радость труда. Конечно, труд может быть и малопродуктивным, и бесполезным и даже разрушительным. Понявшие необходимость труда должны устремиться к качеству. От труда некачественного не останется ни труженику, ни людям. Хотя порожденные качественным трудом предметы тоже распылятся в пыль, но способности духа нарастут, превратятся в растущий талант и останутся с духом навсегда. Конечно, вещи высокого качества и живут дольше. Великие народы исчезают, но их произведения труда и искусства кочуют от народа к народу и существуют на протяжении веков.

И еще запомните, что труд – это вся жизнь. Нет ничего, что нельзя было бы оторвать от понятия труд. Писание письма, прочтение книги, поездка по неотложной надобности, построение семьи, чистка одежды, забивание гвоздей – все, решительно все продвигающее и устремляющее жизнь, есть труд, нуждающийся в качестве, иначе говоря – в усовершенствовании; все требует предварительного обдумывания, планирования, все должно быть выполнено наилучшим образом.

Если эту идею провести в жизнь, последует рост за счет умножения накоплений. Ужасны неподвижность и лень – эти непримиримые враги труда и совершенствования.

«Напряженный, созидательный, ритмический (постоянный) труд соответствует принципу космической жизни. Жизнь, проведенная в таком труде, являет пример лучшего понимания жизни. Пример такой жизни и являет монада Шестой Расы.

Но только лишь наша свободная воля может утвердить выбор: или праздник вечного труда, или возвращение в хаос. Был долог путь из хаоса к порогу Беспредельности, и долгим будет путь возвращения туда, путь нарастающего разложения. Разложение есть разрушение: разрушение причиняет страдание. Кто предпочитает путь нарастающего страдания пути вечно нарастающей радости? Где можно найти такого безумца? Но их миллионы! Толпы их стремятся, давя друг друга, в страшные врата смерти, гонимые бичом иллюзии, заключенной в лживой формуле невежества: «Живем однова». И спешат толпы испить блаженство мига и падают в объятия страданий. Только полюбивший вечный труд войдет в соприкосновение с Творческой Энергией Матери Мира, потому что любовь достигается любовью...»

 

г. Синегорье,

28.07.84 г.

 

Карма

 

Закон причин и следствий

 

 

Карма есть порождение действия, и сама она есть действие.

 

«Mиp Огненный», ч. 2, § 395.

 

 

Не убоимся прямо поставить вопрос – в чем причина несчастий человека? И так же смело ответим – в незнании основных законов жизни, тех великих закономерностей, которые царствуют в самой природе и которые, будучи нарушенными, при носят человеку страдания.

Западная наука вся ушла в изучение материальной природы вещей, совершенно пренебрегая наукой жизни, обрекая человечество брести наугад в поисках счастья, к которому влечется его существо.

Может быть, это произошло оттого, что в этой области испокон веков подвязались представители религий, учившие, как надо жить... Но, судя по моральному облику народов в настоящее время, поздравить их с успехом нельзя, и причиной тому является затемнение основных законов жизни со стороны представителей религий обрядностью, различными надстройками и добавлениями от себя, а подчас и искажениями основных истин.

Что же является этой основной истиной? Что управляет человеческим счастьем или несчастьем? Правит ли всем этим какое-либо Существо, которое можно умилостивить и расположить к себе приношениями, славословиями и слезами раскаяния?

Ответим: основной истиной и законом, управляющим человеческим счастьем и несчастьем, является Закон причин и следствий, гласящий: «Нет явления без причины, и – какова причина, таково и следствие».

 

Все народы с незапамятных времен наблюдали действие этого великого Закона в Природе и сложили о нем свои пословицы. «Что посеешь, то и пожнешь», «Как аукнется, так и откликнется» – говорит мудрость русского народа. Все религии возвещали этот Закон, и Христос сказал: «Какою мерою вы мерите, такою и вам отмерится».

Мне кажется, при прочтении этих строк кто-то уже скорчил разочарованную гримасу и, если не сказал, то подумал: «Только-то! Закон причин и следствий – мы его давно знаем!»

«Нет, – скажем мы такому, – вам только кажется, что вы его знаете, ибо его гениальная простота обманула вас, а за нею скрыты великие познания, которые откроются лишь пытливому и смелому, без предрассудков ищущему истину».

Причинами обычно являются человеческие действия, а следствиями ­реакции на эти действия, возникающие в окружающей среде. Так как реакция немыслима без инициативного действия, то причина и следствие могут рассматриваться как действие в своем развитии, ибо следствие есть преобразовавшееся начальное действие, и поэтому закон причин и следствий принято называть законом кармы, т. е. законом действия (в переводе с санскритского языка «карма» означает «действие»).

Закон причин и следствий, или Закон Кармы, как мы теперь будем его называть, настолько очевиден, что не найдется, пожалуй, мыслящего человека, который стал бы отрицать его, но вся беда лишь в поверхностном понимании его. Обычно люди усматривают действие этого закона лишь в самых грубых его проявлениях, а более тонкие или удаленные по времени отрицают.

Возьмем два случая.

Вор украл некую сумму денег, причем попал в руки полиции и понес сур<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...