Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пару раз, при физио – психологической возможности, вновь




Истина в труде...

размышления о совершенствовании техники игры на

классической гитаре

Гванета

Бетанели


Начать писать об «Enormousclassical guitаr» с того, как, когда и зачем явилась на свет божий «возмутительница спокойствия» целых народов, народностей, этногруп… где – то неудобно, может некрасиво, ибо этих историй: правдивых, неправдивых, выдуманных, напридуманных наслоилось столько, что делается жутко - худо с дилеммой: «откуда столько отсебятины?», «откуда столько фантазии?», «откуда столько «нострадамусского» вокруг Красавицы?» и «насколько много осталось действительной действительности около нее?»

Потому, не стану у заинтересованного, но занятого молодого человека отнимать драгоценное время разными байками, лишь оговорюсь, что в предлежащем труде, в свойственной мне манере рассказываю о том, что и как фанату избранного дела виделось, видится в ночных сновидениях о великом инструменте, проносилось, проносятся в мечтаниях, расчетах «третьего глаза», засим, навсегда осталось в нем.*

Кто станет спорить, что первоначальное гитарообразное звукоизвлечение не затеряно в потемках веков, в трущебах и зигзагах древнейшей истории? Здесь, мое лишь в том, что несмотря на наши частые эпохально - эврикаобразные вопли о разных автоматизациях, атомизациях, компьютеризациях, других «ациях - мациях», все не можем докопаться до того истинного, кто первым сказал «ай» и первым стал царапать на пещерной скале картинку о неандертальце, который, слопав свою долю обжаренного и неподсоленного вепря, взял давно валявшуюся у костра огнем искрывленную палку и от ничегонеделания приладил в оба конца кишку ночью съеденного кабана. Наутро, проснувшись у ног давеча отвоеванной у Мишки Булгакова «…Маргаритки», дикарь удивленно обнаружил прислоненную к стене пещеры палку, на которой уже туго натянулась заночь обсохшая жила. «Мастеровой» до ужасного удивился, схватил сотворенное «чудо», шмыгнул за порог и заорав во всю силу «пошехонских» легких перефразированный стишок Александра Пушкина: …Объята страна и мраком и сном… С сотворенной гитарой я здесь, под окном... стал теребить жилу, - тогдашний прототип струн знаменитой фирмы «Аugustine»!

Такова моя версия появления на свет божий гениального инструмента, величаемого «Малым оркестром». А ваша?

Как повествуют скальные царапки, сообщают папирусы, более поздние летописцы, в бесчисленных и тяжелейших тренировках «непреклонных» Македонского, «дьяволов» Чингиз – хана, «бессмертных» шаха-Абасса, «несгибаемых» Александра Суворова, других великих войнов и не менее великих полководцев, солдатская тактико-физическая подготовка стояла на высочайшем уровне. Приемы защиты и поражения противника были доведены до автоматизма. А для поддержания бодрости духа раненых, еще живых, проведения ритуалов упокоения уже умерших или готовящихся к таковым, на основе щипковых и некоторых других \ударных, например\ инструментов, сами – собой компоновались обязательно - необходимые мелодии, которые обслуживали людей с умнофилософской надпечаткой, позаимствованной у непокорных спартанцев: «Со щитом, или на щите…» с уникальной надбавкой: «всегда с тобой!»

Еще с тех далеких времен зарождение музыки \особенно для щипковых\ шло по магической формуле: «от земли к солнцу, от солнца к земле», посем, под бравурные аккомпанименты бравурной музыки выигрывались великие битвы, покорялись целые народы, кроились государства, оставлялись кровавые следы в истории мироздания, другое. Вобщем, проделывалось все, чтобы побыстрому изничтожить те блага, что были сотворены и усовершенствованы Всевышним за долгие лета мучительных экспериментов, и все под гомерический хохот его же помощников, очерченных в «Илиаде» господином Гомером…

Однако вернемся в наш молоденький век новенького тысячилетия. Зная о летучем изречении Оскара Уайльда, что «В прежнее время книги писали писатели, а читали читатели, теперь книги пишут читатели, но не читает никто», десятки раз взвешивала на разнородных весах своего еще не шибко отшаганного жизненного пути «шекспировскую» дилемму: «Быть или не быть» труду? Даже сыгнорировала толковый наказ дедушки Крылова, мол, плох тот индивид, кто садится «тачать сапоги…» т. е. делать ему несподручное дело и приняла твердое решение: оперевшись на личное хотение, имеющееся за спиной огромное количество наигранных часов, трехзначное число концертов, много разных записей, выступлений, того, другого, третьего, можно наплевать на Тех, а для Этих - славных, рискнуть с публикацией под эпиграммой: «Коллега, а вдруг, чем помогу? не будешь мучится с меня и с меньшей кровью достигнешь желаемых высот», бывали же чудеса?

Серьезность принятого решения - обнародовать некоторые наиболее значимые мои наблюдения над развитием техники гитарного музицирования, рассказать о разработанных методах, поделиться личными переживаниями, порой тяжелыми, порой стрессовыми через которые продралась, плюс семь потов пролитых над инструментом \кажется, незря\, обо всем, что помогло встать на обе ноги, думаю, имеет полное личное право на личную жизнь!

Тем более, что наше с вами устройство отечественного классического искусства стало определенно несуразным, одновременно и ущемленным. В нем, какой-то «пятой водой на киселе» стала классическая, именно классическая гитара. Да еще нашлись такие, которые стали критикавать инструмент, перенесший на себе более чертополохов нежели другие, стали охаивать его, что сказать на это? Конечно, разновидность музыкальных жанров, как и многоцветие инструментов, имеют и свои прелести, и свои кляксевые минусы. Однако, они, как и народы, никоим образом полностью не исчезают, выживают тем, что постоянно вступают в комбинации друг с другом. Только, вот с классической гитарой, что – то не то, что – то не так, всегда проблемы с ее житие – бытием. Может, мешает кому, а?!

Хочу обратить внимание и до раскрытия конструктивного строения труда, предложить несколько дельных советов из моих перифраз: …начиная работать, основывайтесь на незыблемой как мироздание аксиоме, что «любимое дело надо делать если не на «хорошо», то, хотя бы на «отлично»; никак не переживайте, если сверстники\цы\ уже давно развлекаются в бильярдных, стучат теннисными мячами, метрономно вышагивают к танцплощадкам, а вы все сидите, сидите, все корпите, корпите над инструментом, которого никак не можете допонять, Он – вас. Ничего, придет и ваш черед, и на вашей улочке-переулочке развесят праздничные флаги, будут цветы, будут поздравления. Только следует терпеть и работать, работать и терпеть!

Многие великие, даже весьма далекие от музыки Титаны, в древнеримском понимании «духа», - как покровителя Человека, потомкам оставили мудренное: …нельзя стать чем-то, не отделив от себя что – то; нельзя достичь чего-то, не пожертвовав чем-то! Ведь в мире, по множеству смежному, обязательному, в конечном счете, все идет от «аб Ова»? И еще, к «началу общей трапезы», при неуемном желании хорошо играть, надо сильно постараться вначале же и на самом деле научиться хорошо работать с инструментом.

Разные «выдумки – закорючки» в сторону методов наращивания технического мастерства гитариста \с обязательным учетом указаний великих мастеров\, создания методики и методов специальных упражнений для достижения истинной свободы игры, все основанное на бесконечных экспериментах, наработанных на «открытых» и «сокрытых» от родителей ночных часах музицирования, постоянных умственных разборках, связанных, с проигрыванием в уме сложнейших упражнений, технических частей, селекции дум в снах, в которых проводим если не огромную, то хотя бы треть не очень длинного человеческого пути… уверена, принесут определенный игровой эффект, ощутимые эстетические наслаждения страждущим и ищущим молодым господам! Мне принесли!

Прошу учесть и то, что сложнейшее дело за которое беретесь -сотворить из себя истинного профессионала, кроме несравнимых прелестей обладания инструментом \хотя, многим и так понятно чувство безграничности\, заполучения сил воздействия на эмоции людей, создает и уйму непочатых трудностей, о чем стоит заранее подумать, подразобраться, ибо здесь и прелестей вдоволь, и трудностей – поуши!

Истинная свобода игры при игре \об этом будет много сказанно\, достигается только через спокойные, продуманные, осознанные занятия с ясной, свежей головой, правильной, выверенной постановкой при вдействительности освобожденных руках. Обязателен и соответствующий подбор нужных средств для занятий без помех, необходима и соответствующая техническая оснащенность инструмента, всего, что нужно для творческих занятий, важны и теоретические знания самого музыканта, доброе знакомство с существующей литературой о методиках и методах разных направленностей музицирования на избранном инструменте, многое другое.

Скажу и о том, что понемногу, дай - то Бог, станут возникать проблемы организации выступлений с бесконечными переездами, разными гостиниц-кемпингами, запоздалыми или вообще куда-то пропадающими гонорарами, встречами со многими интересными и неинтересными людьми, нескончаемыми «Мастер-классами», и даже с семейными перебранками, в которых, часто верховодят родители, более всех желающие своим «лепесточкам» безоблачного счастья, удачного замужества \женитьбы\, богатого семейного очага, много детишек, хорошей «свекрухи» или «тещи» и др. Однако, «amigo», это и много подобного не должны «избавлять» тебя от заветного желания-здорово лабать на шестиструнке!

Не от лукавого, но, отмечу, с превеликими трудами найденная узенькая тропиночка, как без излишних напряжений, естественнее, качественнее музицировать, продолжить начатое великое гитарное дело в стиле общеизвестных виртуозов классической музыки всех времен и народов, которых искренне уважаю, наверняка, многими воспринималось с черной завистью. И сегодня «иногдашние» спотыкания, даже незначительные огрехи в игре, жизни, доставляют им минуты кайфа, заставляя радостно повторять слова мудреца: «Как здорово, что гений не бессмертен!» Мой вам совет, чаще вспоминайте слова великого трибуна футуристов начала прошлого века Владимира Маяковского: …хочешь быть счастливым? будь им! Засим, улыбнитесь, пошлите всех к Черту, плюньте через левое плечо, и… шагайте по отведенной! Так как, если хоть единожды попробуете \или уже пробовали\ «на зуб» большую сцену, кучу аплодисментов, сладостное «браво!» только тогда начинаете всерьез ощущать, что для этого стоило родиться, стоило мучиться и, черт возьми, стоит жить!

Вернусь к начатому. Великие коллеги - исполнители разных поколений, не взирая на инструмент \и прямо, и вмежстрочии\ чуть ли не в один голос подавали весточки потомкам, что при желании «хорошо» играть на чем-то, следует сначала по-настоящему научиться работать с ним «хорошо!» Это - один из краеугольных камней успеха, который не устаю повторять.

Конечно, с одного взгляда, в несколько странных приемах занятий \предлагаемых по ходу труда\ не всегда все понятно, порой, предельно расплывчато, иногда даже невероятно. Тем более, что мощь и диапазон современного инструмента среди сосновокленовосамшитовых собратьев до бесконечности велик и импозантен: три октавы плюс квинта, включающие в себе все хроматические интервалы. А если «довесить» ко всему естественные и искусственные фляжолеты, которые увеличивают диапазон до четырех октав, а также перестраивание 6-й струны увеличивающее диапазон еще на один тон, трудности владения инструментом в истинном совершенстве еще более консолидируются. Однако, вдумавшись, строго проанализировав предлагаемое, дополнив их личными наблюдениями \без таковых не бывает\, вы, с получением хотя бы мизерного эффекта свободной игры, эффекта, мол «у меня все получается, на инструменте могу делать все что хочу и как хочу…» испытаете огромное и несравнимое счастье. Правда, эта свобода «держится» недолго. Возрадовав, начинает постепенно угасать, возвращая рукам старое: напряжение, застревающие пассажи, «пустой» звук, все другое неприятнознакомое. Именно здесь не следует теряться, опускать руки \не в прямом смысле, конечно\, отчаиваться. Эту «свободу» следует постоянно «оберегать», «подпитывать», «закреплять» долгими занятиями, взяв за стимул тираду: «…ведь показалась Шельма, ведь дала Плутовка почувствовать доселе неведомые ощущения, значит существует, значит есть свет в конце тоннеля».

Испытав подобные чувства, только тогда явится неуемное и страстное желание реально достичь еще недавно казавшееся недостижимым, т. е. свободы игры на избранном инструменте. Повторюсь, выполняя предлагаемое, плюс \в обязательном порядке\ и ваши выкладки, многое поставят на свои места. Колебания исчезнут, наступит уверенность, а значит и дерзание, иначе, куда девать вещий сон Джузеппе Тартини, там узревшего свою знаменитую «Дьявольскую трель»? куда скинуть дрему Дмитрия Менделеева, там словившего всю сложность гаммы молекулярного расклада химических веществ природы? Таких примеров много...

Помнится, в одном из немногих для нас переведенных материалов о великом генуезце Никколо Паганини, вычитала, что на крутом споре с товарищами о всевозможности лично им изобретенных и напридуманных методов занятий, маэстро обещался за короткий срок обучить любую посредственность виртуозной игре. Ударили по рукам. Скрипач взял в ученики самого «средненького» струнника \виолончелиста\. Когда назначенное время вышло, бывший «середнячек» предстал перед публикой совершенно иным музыкантом. Нет, как уверяет историк, второй Паганини, Крейслер или Шпор из него не получился \наверное, нужен и особый дар\, однако явно - ощутимый успех был. Вспомним чуть ли не единственного и любимого ученика маэстро Паганини, малолетнего вундеркинда Камилло Сивори, творящего неимоверное на своей скрипченке, вспомним других. И если окунемся в недавнюю историю страны Советов с постоянными заботами о росте отечественных творческих кадров, то увидим, как солисты в ответ на заботы ими чтимого народа, титаническим трудом вывели советскую школу исполнительства на высшие мировые рубежи!

Конечно, в этой бесконечной жизненной карусели, роль направляющего неоценима. Рядом должен стоять не посредственный, холоднокровный учителишка, кому и буренка не доверишь, а опытный наставник, сильный, темпераментный специалист, прошедший разные трубы, проплывший многие воды и постоянно внушающий подмастерью, что: «Терпение и труд, все перетрут!» Но и подмастерье должен помнить суть другой поговорки: …на него надейся, а сам не плошай!

Мир знал, знает и до очередного пришествия будет знавать имена виртуозов, профессионально раскрывающих замыслы великих зодчих музыки. Однако, согласитесь, уйдя в мир иной, большинство из гениев инструментализма вовсе или почти ничегошеньки не оставили потомкам от своих напридуманных великих методов, вложенных в их умные головы Создателем! Поэтому, черт возьми, нам, как и нашим вчерашним предкам, приходится заново изобретать, когда-то уже изобретенное «телеговое колесо», что тут хорошего?

Что-то не так? А как? Ведь об этом столько растрезвонено, слыхано и переслыхано, что даже в ушах звенит. В своем фундаментальном труде «Школа игры на шестиструнной гитаре» испанский гитарист, музыковед и педагог Эмилио Пухоль Виларруби пишет: …во многих изданиях и издаваемых многочисленных школах подробно излагаются трудности игры на гитаре, однако отсутствует главное – описание способов их преодоления, отсутствует раскрытие «секретов» современного исполнительского искусства… Об этом же пишут и другие виртуозы - исполнители, педагоги, теоретики разных времен, стран.

Приведу еще пример, теперь уже из «семейного альбома». Отцовская семья, вернувшись из ссылки \1951 – 53 гг.\, начала восстанавливаться. До переселения отец серьезно учился игре на скрипке. И после продолжил, стал изучать творчество великих исполнителей, особенно Паганини: удлинял смычек, волос смычка натирал сухим мылом, чуть слышно играл часами, привязывал оттягивающие резинки к рукам, пальцам… вобщем много экспериментировал. Тогда казалось, что именно так можно получить «паганиниевскую» чудо-свободу игры, неимоверную легкость «диких» пассажей, мощный, непрерывающийся звук, другое. Позже понял, что скрипач попросту прятал от разных надзирателей и подсмотрщиков методы занятий, которые даже в ХХI веке не стали понятны ни армии страждущих, ни многотысячным дерзателям, ни личным историкам.

Конечно, надо учитывать, что жизнь ждет ответов не высосанных из пальца. Слишком долго теоретические построения игнорировали естественные процессы. Живая природа, частью коей мы являемся, по сей день многое скрывает от нас. Поэтому, никак не заполучим возможность по своей прихоти отменять ни одно из ее вековечных предписаний.

Продолжу, первоисточники сообщают: «…Паганини строго скрывал все, что касалось методов занятий». Видимо в его особом жизненном каламбуре армия «исторических соглядатаев» \как их величают\ или недопетрила с методой, или недоисследовала, или сам «великий возмутитель спокойствия» ничего толково-объяснимого не оставил потомкам. К тому же строго наказал единственному сынишке Ахилла: …все отдать историкам, кроме того, чего страсть как не хотел никому переадресовывать, чему были пожертвованы детство, юность, молодость и в чем была вся его жизнь. Вот, - это «все» и забрал маэстро с собой! Тогда, наверное, или видимо, было такое понимание своей ауры, жизненного кредо, своего «Я». Хотя, когда и где бывало иначе?

Не секрет, что свои неповторимые, многими за целую жизнь так и не сыгранные «24 Каприччо», Паганини долго не публиковал, следовательно, исполнял только сам. Скажу жестче, а может обиженный на Мир маэстро вообще и навсегда хотел остаться неповторимо-единственным на мировом пьедестале славы? Например, как Руставели, как Пушкин, как Шекспир, которым это здорово удалось!

Проф. Израиль Ямпольский, в своей скрупулезной монографии «Никколо Паганини», ссылаясь на первоисточники, отмечает, что …к концу жизни скрипач собрался публиковать личные методы занятий, однако, видимо, передумал и кроме богатейшего композиционного наследия, до сих пор недоопубликованного, ничего не оставил потомкам, оставил лишь невообразимые легенды о себе.*

Разве не загадка, как, коим образом творил без слуха великий Петр Чайковский все различая лишь в цветах? Как удавалось композитору Николаю Римскому-Корсакову, держа рояль с закрытой крышкой, создавать крупноблочные шедевры? Как достиг вибрации на рояле Ференц Лист? Куда пристроить реплику, брошенную великим английским драматургом Бернардом Шоу «послепаганиниевскому» уникуму, скрипачу Яше Хейфецу: …Маэстро, сыграйте несколько фальшивых нот, чтобы нам увериться, что вы – не Бог? Подобного в истории музыки много, только, как добраться до всего, ответов мало!

Блестящий скрипач Фриц Крейслер писал, что …он много работал в жизни… и считает, что надо упражняться столько, сколько нужно, чтобы пальцы были в хорошем состоянии… для концертирующего скрипача, …важнее оставаться умственно и физически свежим, быть в нужном настроении для своей работы… техническая же подготовка есть нечто само - собой разумеющееся и великое.

Хотя случай из жизни, который хочу рассказать, не ровня упомянутым титанам, все же… Во время учебы отца в консерватории, в семье деда нередко собиралась профессура, студенты: играли в шахматы, нарды, спорили, строили планы, музицировали. С отцом особенно якшался подающий большие надежды скрипач \не стоит называть фамилии, сегодня подвизается в кафе-барах Парижа\. Отец, понимая, что переселением упущено драгоценное время, все же старался нагнать судьбу – куртизанку.

Отчаявшись, в один из вечеров решил попросить друга, поделиться хоть каким – то секретом, чтобы преодолеть некоторые технические трудности финала «Цыганских напевов» Пабло Сарасате. «Друг, который, - по словам великого барда Владимира Высоцкого, - оказался и не друг, и не враг, а так…» дослушал отца, со смаком допил рог с «Цинандали», покрутил у виска пальцем и навсегда покинул дом…

Тогда было время иное, не во многом сохожее нашего. Меня, например, в детстве, в искусстве владения сложнейшим инструментом, тоже никто и ничему не учил, до многого доходила сама. Так, что же?

Хотя, извините, слегка лукавлю. Были у меня учителя, причем, - великие! Они всегда со мной. Это - боготворные: Мария Луиза Анидо, Андрес Сеговия, Джон Вильямс, Лео Брауэр, Пако де Люсия /Франсиско Санчес Гомес\, Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид, Игорь Ойстрах, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Яша Хейфец, другие великие, чьи аудио-видио записи удавалось достать, слушать, запоминать, рассчитывать, анализировать.

В отцовское время всего этого не было. Если где-что и лежало, не было информации для простых людей, средств тоже… Я, досконально проштудировала все наличное - записанное. По их советам «сбивала» постановку, устанавливала руки, подбирала репертуар, создавала свою аппликатуру для гамм, попозже, переносила все на произведения, детально анализировала темпы, ньюансировку, характер исполняемых произведений. Теперь, хоть ночью буди, все помню. Может именно эти слишком продолжительные, слишком задушевные «ночные беседы» с великими исполнителями и создателями музыки, истинное расположение, доброта ко мне, которые всегда чувствовала и чувствую, их постоянное нашептывание над ушком: «Семь футов под килем – юная коллега…». Все это, плюс неуемное лично- страстное стремление глубоко изучить, затем всячески популяризировать любимый инструмент, подсказали идею поделиться с коллегами скромным опытом и мыслями, которые поднабрала у своих наставников за годы наших общений в моей недлинной жизни на этом Шарике.*

Некоторые спросят, «why?» такая добренькая? кто скажет «thanks?» Нет, пока крыша на месте, да и «спасибо!» не жду. Просто, незачем все рассовывать по – карманам, заодно, страсть как хочется рассказать молодым «почем нам стоила кукуруза»!

гипотезой исследования предстает, что в океанообразном мире классической гитары \и не только\, при неуемном желании всегда найдутся реальные пути и методы достижения революционных рубежей развития искусства вообще и исполнительского в частности, плюс свободные поиски собственного «Я», постоянно толкающего Хомо креадо владеть полным личным правом распоряжаться собоственным трудом, как истинной автономией и многозначащей в жизни свободой созидательного творчества;

проблема в своей основе \при прочих равных условиях\, определена вытекающей из гипотезы концепцией использовать в практике выработанные основополагающие методы достижения «истинно - свободного музицирования», далеко отстоящие от бесхребетных, порочных наличных «приемов», перетасканных «суперспецами» с прошлого века в ХХI, многие из которых предстают паразитами, с истоков своей «деятельности» без стыда и зазрения совести «сепарирующие» будущих исполнителей, их нетленные души;

задачи исследования определены разработанными автором, им же апробированными практическими рекомендациями, дельными советами для скорейшего продвижениия к намеченной индивидом цели: поэтапным достижением технического мастерства, с приобретением ощущения свободы, легкости музицирования; примении разносторонних методов работы над собственным «Я», содействующим с «малой кровью» преодолевать по ходу роста мастерства возникающие разнохарактерные, разномасштабные сложности физического, физиологического, психологического, иного характера; анализировать ранее взятые на «вооружение» порочные приемы музицирования, тормозящие движение; внедрять деловой подход к самой методе работы над техникой игры, с созданием собственного Банка данных, относительно выработанных эффективных приемов игры;

цель исследования заключена в настоятельной необходимости: оказать желающему работать реальную помощь в достижении разительного роста уровня; осознанного подведения индивида к правильному разрешению уже возникших или только возникающих на тернистом пути проблем, связанных с занятиями бездумного, «механического» характера, которые «тащат» Фана к гибельной формуле «искать в темной комнате \еще и наощупь\ черную кошку»; избегать уже «ундирующих» над ухом отрицательных психофизиологических, иных негативных наслоений от прошлых «занятий», постоянно проводимых понаитию, которые рано или поздно швырнут молодого мечтателя в когорту «неудачников», навсегда похоронят юношеские мечты о большой сцене, славе, счастье. новизна работы заложена: в скрупулезных профессиональных наблюдениях, оргинальных методах исследований, на научно – практической основе выстроенных собственных домыслах, с учетом зримой осторожности подхода ко всему предлагаемому будущему концертанту, ансамблисту, концертмейстеру, педагогу, просто - желающему отлично музицировать;

информационная база основана на анализе первоисточников, научных трудов, рефератов, докладов, статей самого широкого спектра и профиля, на личных мыслях, советах, почерпнутых из бесед, споров с умными, и действующими людьми искусства, на позаимствованных у великих коллег ими же доведенных до кондиции методах \о чем указывается в сносках\.

Все отмеченное важно и потому, что за последние время не выполнено почти ни одного собирательного исследования, не опубликовано ни одной научно – познавательной работы, в которых многогранные концепции технико - динамического роста будущего виртуоза, суперспециалиста или просто хорошего исполнителя, вдумчивого педагога, рассматривались под четким призмовидением осуществления заветной мечты каждого из нас - создания «Единой школы гитарного искусства»!

Конечно, все непременно помню, что уползаемое время в своем бесконечном восходящем космосостремлений, часто рушит принятые или только принимаемые жизненные Каноны, многое доказывает, опровергает, предлагает… Однако, не смотря ни на что, всегда следует чтить великовечное Трио: «создатель-исполнитель- слушатель» и опираться на благородный итог, чему и служим…*

Не сочтите за нескромность, думаю, не такой уж - это грех, если повторюсь, что в предлежащем труде, в доступно-популярной форме преподано многое из того, что может реально помочь молодым длительно «держать спортивную форму», заиметь «аладиновское» общение с теми «джиново - хотабическими» силами, которые часто лежат рядом или около, проходим и не замечаем, пользуемся лишь общедоступной и весьма популярной формулировочкой: «Братва, сила есть? остальное, ну не надо…» Именно, подобное «ну не надо…» \здесь, поговорка имеет в виду «ум»\, словно треклятый «Бермудский треугольник», обязательно заманит, обязательно затащит, обязательно утопит хорошего! Даже на вопросик, «дядь, куда к черту тащишь, сволочь, иноземная?!» - проклятый в океании вампир даже ответом не удосужит, так запросто и загубит! Нам же, совместно с единственным и настоящим «amigo» - гитарой, во всем и постоянно ищущим трагико-драматический смысл за что жизнь положить, назло всем плохим, в оранже всегда должны светить деяния наших великих и страшносмелых «скальных глыб» в лице «пугачевых», «болотниковых», «разиных», «багратионовых», «марабделовых», которые, олицетворяя свободолюбивое величие своих народов, всего себя воплотили в исторических словах народного предводителя Емеляна Пугачева, в адрес долгожителя ворона, пригласившего Орла на трапезу с любимой для себя тухлятиной. Помните? …орел поклевал - поклевал протухшую гниль, клюнул, плюнул и оставил потомкам: «Дети Бога, не наше это дело в падальи копаться, лучше раз напейтесь живой крови…», махнул рукой и понес буйную головушку к «плахе с топорами»!

Настройка:

к десятилетиями, может более, установившимся правилам настройки \подстройки\ инструмента, что можно добавить не повторяя общеизвестного? Кажется, ни – че – го! Однако думаю полезно вспомнить о немногом старом, вроде войти в роль и помочь разобраться в редкоупотребляемом, а для некоторых и в почти неизветсном:

1-я струна «ми», зажатая на 5-м ладу, настраивается под оркестровый камертон или «ля» кокого-небудь правильно настроенного инструмента;

Зажатая на V ладу 6-я струна должна звучать в унисон с открытой 5-й;

открытая 4-я струна должна звучать в унисон с 5-й, зажатой на V ладу;

открытая 3-я струна должна звучать в унисон с 4-й, зажатой на V ладу;

открытая 2-я струна должна звучать в унисон с 3-й, зажатой на IV ладу;

открытая 1-я струна должна звучать в унисон со 2-й, зажатой на V ладу.

===================================================

Можно настроиться и гораздо сложным путем, который определенно надежнее и выдает наибольшую чистоту звучания, с меньшим количеством сопроводительных «грязных» обертонов. Путь этот особенно годен если имеешь дело с прислучае приобретенным аккордом у непорядочных, ненадежных «фирм».

открытая 6-я струна должна звучать на октаву ниже 5-й зажатой на VII ладу;

открытая 5-я струна должна звучать на октаву ниже 4-й зажатой на VII ладу;

открытая 4-я струна должна звучать на октаву ниже 3-й, зажатой на VII ладу;

открытая 3-я струна должна звучать на октаву ниже 2-й зажатой на VIII ладу;

открытая 2-я струна должна звучать на октаву ниже 1-й зажатой на VII ладу;

открытая 1-я струна должна звучать на октаву выше 5-й зажатой на VII ладу и на две октавы выше открытой 6-й струны.

==================================================

А также, чтобы проверить правильность строя, можно настроиться октавами получаемыми на двух отдаленных друг от друга струнах.

открытая 6-я струна должна звучать на октаву ниже 4-й зажатой на II ладу;

открытая 5-я струна должна звучать на октаву ниже 3-й зажатой на II ладу;

открытая 4-я струна должна звучать на октаву ниже 2-й зажатой на III ладу;

открытая 3-я струна должна звучать на октаву ниже 1-й зажатой на III ладу;

открытая 2-я струна должна звучать на октаву выше 5-й зажатой на II ладу;

открытая 1-я струна должна звучать на октаву выше 4-й зажатой на II ладу *.

Народная мудрость гудит, мол …от тюрьмы и от суммы не зарекайся! Что – то похожее есть и у нас, у гитаристов. Действительно, от некачественных струн, по – случаю и краней нужде преибретенных незадолго до концерта, а также от дурного менеджера, или от непрофессионального администратора постоялого двора, мнящего себя «шестизвездочным хлюстом», перед кем, все ваши титулы, звания – ничто, кроме подсунутой «зелененькой», или от дурного глаза, подосланного завистливым «коллегой - специалистом», которым полным - полна наша прекрасная землица, или от пятого, десятого, сколь не старайся, не отделаешся.

Думаю, уместно рассказать горьковато – смешной случай. Будучи в Санкт – Петербурге, зашли в «Гостиный двор» со стороны пр. Невского. О чудо, на витрине, никуда не убегая, преспокойно возлежал аккорд «Augustine», - мечта многих гитаристов. Предки сходу раскошелились, причем, ощутимо. Хотя, в этом красивейшем городе много играла, струны сберегла для столицы, где ждал сольный концерт. Как обычно, за три дня до выступления натянула их \если много занимаетесь и руки потеют, раньше натягивать не стоит, могут «расфальшивиться»\, к утру, они «поползли» \профи знакомы с этим выражением\, аккорд оказался обыкновенной штрафиркой.

Расскажу второй случай и тоже с подлянкой. Все было готово к началу концерта, все проверено, все расчитано – просчитано! Все, как обычно. Менеджер лишь на пару минут оставил территорию сцены, меня объявили. Пошла. Вдруг, заметила, что на сцене стоит очень низенький, неказистый стул… Пришлось придержать выступление, искать замену, нет, не мне, - стулу! Конечно, была заминка, конечно, была нервотрепка, накладка, вовсе ненужная концерту. Кто и зачем подменил стул, так и не выяснили. Это – не главное. Главным представляется, сколько нервных стрессовых ситуаций сопровождают артиста, которые, постепенно скручиваются в массивную плеть и несчадно хлестают его же.

Расскажу третий, происшедший с известным скрипачом и дирижером РФ Владимиром Спиваковым \со слов артиста\. В одной цивильной стране, скрипач исполнял «Чакону» Баха. Нежданно, к сцене подбежал человек и вылил на тело скрипача, что – то пурпурно - яркое. Не прерывая игры, маэстро подумал, что фанатик ранил его в живот. Несколько капель «крови» попали на инструмент, вглядевшись, скрипач понял, что это не кровь, а краска. Исполнение великой «Чаконы», конечно, довел до обычного финала. Но, господи, сколько мужества, железной выдержки, огромной воли требует сложная жизнь от истинного и никомунемешающего, доставляющего наслаждение артиста?!

Я много думала где выход из экстремальных ситуации, где путь к преодолению специально или случайно возникающих при репетициях, разовых выступлениях, гастролях, каверз и неувязок: то колки отпустят, то струна лопнет \ведь у некоторых исполнителей идут звуки огромной мощи\, то злой дух разшебуршится и выкинет разное, ведь и ему старому, хочется позабавиться, когда Бог отдыхает. Видимо, суть в главном: полном владении собой, просчете, взвешивании всего, что надо чувствовать и никак не теряться!

Этому здорово помогают специальные упражнения из набора тренировочного режима, именуемого автотренингом и, конечно, хороший врач – психиатр. Только не с таким назначением, как у известного писателя Жан Поля: «Хороший врач спасет если не от болезни, то хотя бы от плохого врача».

Во время выступлений, особенно на периферии, более в холодные месяцы года, температура в зале часто претерпевает ощутимые колебания. Здесь же обытают вечные сквознячки сцены, неотопленные «предбанники», холодные артистические, иное подобное, потому следует здорово беречь не только свой организм, но, что немаловажно, – организм гитары, который более других деревянных инструментов восприимчив к перепадам температуры. Не следует забывать и про дополнительные освещения сцены разнолинейными прожекторами, прямо направленными для подсветки артиста, инструмената, вспышки различных аппаратур корреспондентов, рекламистов, крутящихся рядом… все отрицательно сказывается на мощь звучания гитары, особенно, на ее строй.

Конечно, за всем идут фальши, нервозность от бессилия… что предпринять, как подправить? Гитара устроена так, что во время игры, незаметные «ползания» пальцами по струнам подобно смычковым, в надежде, найти наиболее «чистые» звуки, исключены. Лады есть лады, в которых заложены разительные различия, незаметно выправляющие звук, определяющие плюсы и минусы концертантизма! Когда струны расстраиваются по одной при больших нагрузках, силовой игре, под аккомпанимент ансамбля, тогда лафа, тогда терпимо. А если большинство струн скопом «сходят с ума» и при этом исполняйте гитарное соло как тогда? Есть метод. Опытный концертант спокойно и незаметно может подтянуть нужную струну, даже несколько. Темп снятия левой руки с ладов, быстрый переход к нужному, загодя определенному колку, плюс расчитанное насколько нужно подтягивание или опускание, затем, возвращение руки на нужное место. Конечно все это должно производиться четко и без лишней суеты.

В свое время освоению приема следует уделять порядочно времени и внимания. Вначале все разбивать на кусочки, - это путь руки от грифа до колков, затем обратно. Все проделывать очень медленно а главное осмысленно, каждое движение вымерять в отдельности, по отрезкам; после, медленно соединяла их. Надо понимать, что расстроенные струны во время концерта – нонсенс.*

Неменее важным является ваш общий вид на сцене т. е. осанка, для чего если понадбится следует часами работать у зеркала. Предлагаемое советую не игнорировать, ибо, здорово интересно видеть себя со стороны, все смотрится и все точно подмечается.

К возникающим во время выступлений неувязкам или экстремалам, разным ЧС и ЧП, слушатель редко относится снисходительно, больше неодобрительно, претенциозно. И это вполне понятно. Человек, наконец-то вырвался из повседневности, ожидает получить эстетическое нслаждение от общения с музыкой, кстати, удовольствия обещанного, а тут...

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...