Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повторите упражнение, которое следует выполнять весьма




Продуманно и очень осторожно.

==================================================

Музыкальная терапия \МТ\, для львинной доли стоящих у развилки гитаристов - современников, выглядит как новенький двухдолларовый банкнот, среди кучи старых, потрепанных «деревянных». То, что чудо - комплекс размагничивания нервишек корректен, полезен, не вызывает гипертрофических аномалий даже среди профи других проффесии и числиться эдаким бесспорным «Айболитом», - однозначно. Лишь у нас, у слуг «7-и » нот, в ходу фраза, мол «к своему доверия нету!» А зря, воздействие колосальное. Проблемы лишь в том, «кому играть, что играть, когда, где и сколько»*. Медики советуют: поудобнее устроиться в кресле, максимально освободиться от жизненных перипетии, спокойно прослушать произведения из «меню» варианта № 1; на 2-й день, при домашних хлопотах, «прогнать» весь цикл - вариант №2; на 3-й день, посетив природу, прослушать все, из варианта № 3, и все повторить подекадно.

=================================================

Специалисты психотерапии предлагают:

1. И.С. Бах - Соната G – dur, ч. I; Ф. Шопен - Соната №3, с.4;

С. Рахманинов - 1-й концерт, ч.I;

2. Ф. Шопен – Ноктюрн Es – dur, соч. 9, № 2; Ф. Шуберт - 7-я

симфония С – dur; П.Чайковский –«Времена года»,

«Февраль»;

3. Ф. Лист - Ноктюрн, № 3. А. Моцарт - 25–я симфония, ч. II.

Ф. Шопен - Вальс № 2.

За последнее время, в мир «МТ» серьезно вклинилась и библиотерапия \БТ\ - лечение нервов от желаемого и ничем неоттягощенного книгочтения. Видный американский ученый, профессопр А.Миллер, опираясь на свои репрезентативные исследования, пишет: …библиотерапия \БТ\ – использование специально отобранного для чтения материала, является важнейшим терапевтическим средством, явным достижением полного душевного равновесия, покоя, разрешения сложных проблем личного характера. Метод, несравним и «уводит» от всего ненужного, мыслей, дум… снабжает психологию творческого индивида глубокой верой в собственные силы.

Прошу не улыбаться, но, в трудные дни, мной 12 раз перечитан бессмертный роман Дн. Дефо «Приключение Робинзона Крузо», 7 раз - творение Ал. Дюма «Три мушкетера» и «Виконт де Бражелон», 5 раз – гранитный монумент Ром. Роллана «Жан Кристоф», много раз смеялась над героями шедевров О,Генри… список можно длить…

===================================================

Предлагаю специальные упражнения, рекомендованные отцу ныне покойным ученым с мировым именем, господином Авлипий Зурабашвили:

В затемненной комнате сесть на жесткий стул,

выпрямиться, ноги держать вместе, голову – прямо.

руки, с выиянутыми кистями

и вытянутыми пальцами держать на коленях; глаза закрыть, дышать ровно, спокойно, в полную грудь. При этом стараться все части тела освобождать от напряжения. Затем, медленно, шепотом и по

несколько раз повторять: «я совершенно спокойна»\ен\, «меня

ничего не беспокоит, не тревожит», «моя левая рука

становится теплее», «она уже теплая, очень теплая», «моя правая

рука тяжелая, становиться горячее»

затем, все сначала.

Подобную терапию советую проводить в недельном режиме,

Желательно в середине дня и по15 минут. Спустя с десяток

Осмысленных занятий, почувствуете «готовность» организма

выполнять ваши «заказы» и на сон, и на здоровый быт.

Следующим упражнением предлагается: вытянуть тело на жестком топчане, начать освобождаться от ненужных напряжений и шепотом повторять тест - внушение желаемого состояния: «моя голова, абсолютно чиста», «руки совершенно свободны», «освобождаются ноги», «меня ничего не беспокоит», «я свободна как птица», «хочу летать», «очень хочу летать и спать», «уже засыпаю», «сплю»…

Приводимые тесты, большей частью почерпнуты из специальной литературы ученого, соприкасающейся с психосистемой «Я - концепция», которая оказывает непосредственное влияние на всесторонее развитие и закаливание будущего солиста.

Руки:

первое, в чем можем твердо утверждаться в пользу визуального подхода к мыслям о конечностях, что они - лакмус человеческой души. Ничто так подробно, так четко не повествует о социуме индивида, как руки, кстати, ноги тоже, только те, почти всегда скрыты, посем, слегка подзабыты.

Нам бы серьезно задаться сверхвопросом: «За сознательную жизнь, много ли времени отдано незаменимым конечностям?» И почему незаменимым? потому, что настали «чудесненькие» денечки, когда человек абсолютно свободно может поменять любую части тела, кроме конечностей, и… головы. Все лишь потому, что, пока эти мехнизмы не введены в «заменочные списки» эскулапов.*

Заново не открою Индию вместо Америки \это, к сожалению, уже было\, однако, отрапортуюсь, что руки нуждаются в особом уходе, особой заботе, особом пестовании.

По издавно заведенному правилу, после долгих занятий, частых выступлений, обязательно следует проводить цикл восстановительных, освобождающих упражнении, которые необходимы для подстраховки от физических, психологических травм. Это - спецмассаж рук, кистей, на чем крепятся мышцы, фаланги. При особой усталости полезно также проводить и точечный массаж в локтевых сгибах, предплечиях, другое.

Надо утроить внимание, крайне обострить самонаблюдение, чтобы не допустить появление неконтролируемых, форсированных проблем, наносящих исполнителю труднопреодолимые неудобства, вроде слов из текста популярнейшего в 50-х годах романса про «сиреневокондукторотуманные» моления: кондуктор не спеши, кондуктор не торопись, кондуктор понимает и т. п.

Хотелось бы еще отрапортоваться, что мышечная система рук человека настолько сложна, настолько легко перекраиваема в худшую для нас с вами сторону, настолько легкоранима и трудноизлечима, что с ней следует много волондаться, часто аукаться. К отмеченному, прибавлю, что в декаду раз, иногда два, весьма полезным является прием серных, хвойных или теплых солевых морских ванн \лучше чередовать\. Строго ограничивать сладкое, соленое, горькое... Куда денешься, именно здесь особоправа старая как наш Шарик поговорка: «Искусство требует жертв!» И если не на все сто склонен организм к подобным неприятностям, длительная отсрочка психотравм от разных профболезней, предстанет твердым гарантом здоровья и полноценной творческой жизнестойкости.

Ногти:

по мне, пальцы с удлиненными ногтями и подушечками правой руки – «смычки», пальцы левой руки с укороченными ногтями и подушечками - «молоточки», подобно клавишным инструментам закрывающие струны. Сообща, весь «великолепный десяток» - цельная, особоуникальная, нейромышечная, роговая механика, вобравшая в себя все сложнейшее и мощно-энергетическое от природы, которая, в большинстве, верно служит человеку от рождения и до самой кончины, а в нашем конкретном случае, – великому инструменту. Отлично чувствуя все над ними происходящее, ногти верхние, нижние\, требуют к себе особопристального и кристального внимания, прима почтения и особопристальной заботы.

Здесь, нам, главным и без всякой «эврики» представляется, что ногти гитариста \и, не только его\, должны быть в особом ажуре, под изгибами, между подушечками и роговицами должна быть чистота, кончики, края - отполированы, смазаны «по последнему слову косметической техники». Если ногти ломкие, слоятся, их следует лечить, что при сегодняшних возможностях современной дерматологии - реальное дело.

Веду к тому, в обязательном порядке, что гитаристу - профессионалу нередко приходится подражать звучанию разных инструментов: фортепиано, фаготу, барабану, ударному инструменту, а также играть «simile», разгиадо и много подобного. Получая такие нагрузки, ногти /гитарные «смычки»/ могут часто ломаться, корежиться, неимоверно утолщаться или «таять на глазах». Поэтому, внимание и помощь обязательны.*

Что делать? Ничего особенного, просто держать дело под скрупулезным контролем. Предлагаю многими опробированное средство, идущее от бабушки со стороны отца, в свое время лучшей косметички республики, Этери Даушвили - Бетанели: 2 – 3 раза в неделю и перед сном, «творить» рецепт: взять два стакана кипятку до 75 – 80 градусов + чайную ложку пищевой соды + 15 капель йода + 5 капель лимонного сока, + 0,5 гр. салицилки, все осторожно перемешать, подогреть \не кипятить\ и слить в косметическую ванночку. Фаланги пальцев обеих рук держать в ней около 15 - 20 минут, накрыв кисти полотенцем. Затем, насухо вытереть пальцы, надеть варежки. Утром, при мягкой коже, кисти и пальцы смазать «жестким» кремом немецкого происхождения, при жесткой – «мягким» кремом французского происхождения и приступать к физическим упражнениям.

Что до конфигурации ногтей, то здесь не следует изобретать уже изобретенное. Природа сама позаботилась «налепить» человеку все нужное и куда надо. Бывая на дружеских встречах, целевых и смешанных капустниках, с удивлением отмечала, как коллеги напильниками различной частоты, ногтестригалками различных размеров и отточек, из своих ногтей и «молоточков» настырно выделывают неимоверные фигурные «па», якобы необходимые для лушего ощущения струн, более удобного соприкосновения с ними, усиления звучания, т. п. Такая художественная архитектуристика ногтей не способствует натурализму сообоюдных действий ногтей со струнами, получению особого звучания без лишних призвуков.

То, что организм един, радикален и предоставлен только самому себе, – аксиома! Однако, ухаживая за ногтями рук, повторюсь, лишь от случая к случаю беспокоимся о состоянии пальцев и ногтей ног, жизнь которых \если рядом нет мамочки\ почти пущена на самотек. Подобное никому не делает чести, не приносит добра. Из-за мизерного внимания к нижним конечностям, микозы – паразиты чаще возникают именно там и свое «цветение» ширят в объеме. Это, интенсирует излишнее потовыделение, ослабляет \размягчает\ кости, т. п. Добавим в эту корзину и неподогнанную, особотесную модельную обувь, общие полотенца, многое подобное, и разные дермоболезни уже рвутся в дом! Окрепнув, бьяки, заражают весь двигательный аппарат, где финалом уже маячат многоликие, трудноизлечимые профзаболвания.

Растяжки:

сегодня, вместе с явлениями на свет масеньких человечиков, появились ощутимые проблемы с пальцами рук. Вернее с пропорциями длины к ширине, симметрией расстановки на ладонях.

Подруги из мединститутов, родильных домов, женских консультационных о причинах таких аномалий утверждают, что в новом веке, совместно с почти повсеместно узаконившейся низкой рождаемостью, недоношенностью, идут рахитичные дети с врожденными патологиями, искривленными позвонками, несоизмерымими стопами…

Многое валят на злополучные гены, хромосомы, уйму стрессовых ситуаций, горы разных «цидов», нехватку йода, железа и черт знает еще на что, с чем спорить трудно. Это дело целой армии специалистов, не будем изымать у них куска хлеба насущного, вернемся в свою вотчину и подчеркнем нашу уверенность, что в человеке, по Божьему велению или хотению, заложены неимоверные силы к жизни. Уверена, стоит их слегка растормошить, направить в нужное русло, тогда можно вытягивать и исправлять не только конечности, кисти, пальцы \см. сериал статей: «Школа… акад. М. Елизарова»/, но и эффективно воздействовать на решение более сложной проблемы – состыковке наслаивающихся жизненных проблем индивида.

Конечно, здорово интригует проблема из еще не созданного гитарного стандарта: какой длины, какой ширины считаются пальцы годными, какие – непригодными; в каких пропорциях должны располагаться на кистях, из чего получим наибольший КПД, от каких физиологических данных человека можно при внедрении получить максимум, а от каких – минимум, годен ли вообще для профессионализма, или занятся чем-то другим?..

Широко расставленные друг от друга лады, призывают исполнителя не «ляпать» пальцы левой руки куда попало, а всеми используемыми четырьмя пальцами «седлать» в тот момент нужные четыре лада. Здесь, неудобным считаются и определенно затрудняют игру короткие, толстые пальцы, с масенькими ногтями. Вызывают большие неудобства встречающиеся укороченные \недоразвитые\ мизинцы, с примерами «мучений» некоторых известных гитаристов. Все эти, другие сложности, следует вначале же объяснить желающему учиться, а не умолкать ради грошевого заработка аж на целых червонец лет.

Согласна, не все пальцы одинаково поддаются необходимым пропорциям растяжек, необходимым удачной игре. Порой, не все «вытягиваются» в растяжечные упражнения, порой, слишком - теряя мышечную упругость, т. п. Подобное подлежит скрупулезному анализу с опытным педагогом, самого будущего солиста \если таковым себя считает\, ведь «мини – оркестр», своей «раскладкой» строя, редкими, трудноисполнимыми пассажами, антуражами… требует не только соотвестствия с физическими данными но и серьезного \как бы правильнее выразиться\ умоприложения с вечными вопросами: «почему так?» «где голова собаки..?»

Кстати, умные и дальновидные думают не только о дне насущном, но, веьма внимательно поглядывают и на с каждым мгновением приближающееся завтрашнее завтра, когда начинают накатываться на плечи тяжелые последние десятилетия, «подползает» пора, сокращения тела, укорачивания мышц, когда «садятся» кости в солевые «упаковки», куда-то исчезают упругость, реакция... отчего настоящее музицирование теряет признаки былой прелести. ·

Звукоизвлечение:

почему-то повелось, что струнно-щипковые инструменты, вместе с популярнейшей гитарой - сопроводительницы, аккомпаниаторы и более никто…

До глубины обидно, ведь на праздниках, ярмарках, свадьбах, крестинах… она постоянно верховодила. Другие все более отлично скоморошничали, крутились, вертелись, юлили и, здорово нахитрьюжив, преуспели в захвате «почетных» мест в оркестровых ямах, на сценах, в верхних эшелонах. А гитара, как была любимицей, баловницей простолюдина \коих миллионы\, так и осталась, которая, в родном – людском времяпрепровождении, все ищет лично ей преподанную Богом пристань. Что, подлянка судьбы? Невезение? Иное - пятое? Не стану детально трепаться о гитарном многообразии, общеизвестных акустико-эмоциональных дарованиях… отмечусь, что у других иных далеко не такая всенародная жизнь,и со всей ответственной могу заявить, что народ гудит набатом: «Никуда от нее, золотушки, не денемся, не уйдем! Никакая она не чужачка, издавна наша и в горе, и в радости с нами, родненькая!!» Поди, поспорь.

Не стану обсуждать детальные принципы подобной народной установки, выхода на излишнюю «шикарнизацию» феномена в нужном срезе, только скажу, что отправной точкой придерживаюсь сугубо научно-практического подхода к освещению интересующей в данный момент проблемы – звука.

Многие годы назад, друзья отца, в день его рождения, преподнесли в подарок аудио запись открытого урока Пако де Люсия, на котором маэстро отмечал следующее: «…лично, в структуризацию постановки рук не верью… многоцветия звуковой палитры гитары можно достичь и на одном месте. Конечно, достичь при всем неподражаемости гитарного многоцветия, особого тембра – хлопотное дело, стоит немалых трудов, однако, руки всегда «под - рукой» и всегда под строгим контролем».

Для того, чтобы полностью владеть в любую сторону «управляемым» звуком \от «PP P», до «FFF» \, со всех пальцев правой руки иметь одинаковые по силе звуки, легко преодолевать многогранные «перепады» ньюансировок, многого иного, гитаристу предстоит долгая дорога… причем, тернистая. Примите совет: полностью сконцентрируйте внимание на правой руке с несгорбленной свободной кистью и, правильно расставленными пальцами, защипивайте струну\ны\ движением, берущим начало с первого сустава пальца, подключая 2-й, затем 3-й. Цель - любым пальцем правой руки выработать одинаковый силый звук, строго похожий на предыдущий!

Спецыальные упражнения проигрываются на разных струнах желательно на закрытых и в особо медленном темпе \тирандо, апояндо\ пальцами: p i m a. В первый день, работа идет на 1-й струне, во второй - на 2-й, в третий - на 3-й, так в течение 6-и дней. После, все начинается заново.

Подключение к упражнениям многими «подзабытого» мизинца лично я считаю полезним, ибо если не будут развиваться мышцы данного мизерпальца, недоразовьются и связки мышц соседних пальцев, особенно безымянного. Если для немалого числа гитаристов мизинец выступит вроде «неродного» придатка, следует напомнить, что человек – самая современная махина, в которой нет ничего лишнего…

Что касается работынад двойными нотами, тоонаидет со строжайшей слежкой за одновременностью извлечения обоих звуков с одинаковой пропорцией звучания. Вообщепопарная работа пальцев правой руки \долгая\ способствует свободно и с качественным звком исполнять пассажи в тарциях, и октавах столь часто встречающихся в подвинутых произведениях. При этом надо помнить, что звуки нужно старатся извлекать как можно свободной кистью правой руки, не забывать и о левой.

Также очень полезно тренировать звукоизвлечение аккордов из 3-х, 4-х, 5-и звуков. Желательно на открытых струнах.

Замечу, что от всех отличительное гитарное звучание: особая сочность, салонность, бархатность тонов, в созвучий с разновидностью каждой струны в отдельности и, всех взятых вместе, открывают широкие возможности одолеть редчаейшие по сложности звучания, почти изъятые из учебных программ, многими подзабытые, по мне более приемлемые для церковного гитаропения, произведения старых мастеров «сладкого слога»: Сантьяго де Мурсиа, Ханса Нейзидлера, Антонио де Кабесона, Диего Ортиса, Андрея Сихры, других известных композиторов давности. Разучивание произведений этих композиторов выведут энтузиаста к истинному пониманию звучания классической гитары, к тому, чтобы верно и правильно понять ее окраску.

Произведения вышеотмеченных маэстро, присутствующие в моем концертном репертуаре, часто напоминают летучую фразу мудреца: «в простом покоится сложность бытия», а также высказывание гениального скрипача 60-х годов прошлого столетия Иегуди Менухина: «…для меня день начинается с исполнения несравнимой кантеленной части великого концерта d-moll великого Феликса Мендельсона, которую каждый раз воспринимаю как утреннюю молитву».

Постепенно исчезающие из «употребления» блики антикварной музыки на совести тех, кто слишком «увлекся» в уже сводящем с ума XXI веке слепотворящим глаза и ум «черным бизнесом». Соблазняя и заманивая в сети молодых мечтателей играть здорово, «прокатывая» родителей наигрываниями на уроках разных заморочек в виде эффектных кусочков стиля фламенко, подозрительных отрезков из «хотовских» вариации /Франсиско Эшея Тарреги\, бравируя игрой пальцами правой руки на грифе у пальцев левой, другое, «воспитатели» не хотят, да уже и не могут, помнить о главном – начинать музыкально-эстетическое воспитание Человека не с повседневной бравады, а с преподанной Богом от сотворения камерной музыки.

Молодые коллеги, что до сногсшибательных скоростей, невообразимых пассажей, феерических гитарных эффектов, страстно желаемых вами, не торопитесь, при использовании существующих правельных методах, с учетом личных умных дум они никуда от вас не денутся, ибо, суть - в заголовке книги!*

Палец «Р»:

пожалуй, этот палец со своей близняшкой, намертво вцепившиеся в кисти рук, являются наиболее важными среди своих восьми собратьев. Если большой палец левой руки - «альфа» и «омега» этой руки, то, большой палец правой руки, по кличке «Р», царит на всех струнах безраздельно, обрабатывает их, как хамусом, так и в отдельности. Конечно не вызывает сомнения, что над извлечением звука этим пальцем надо много работать.

После физзарядки, когда крутим оба пальца в одну, затем в другую стороны, до упора сгинаем - разгинаем фаланги, т. п.\об этом рассказывалось\ палец «Р» ставим на 6-ю струну и начинаем медленно извлекать звуки в порядке расположения струн: 6,-5,-4,-3,-2,-1 \по разу на каждой\, после, возвращаемся обратно: 1,-2,-3,-4,-5,-6 \ по разу на каждой \. Если палец плохо «слушается», следует проигрвыать предлагаемое по 15-20 минут в день. Извлекать звук пальцем «Р» следует и по другим вариантам упражнения без всякого напряжения на двух смежных и отделенных друг от друга струнах: 1-3, 3-5, 5-2, 4-2, 1-4, 3-1, 1-2. /цыфрами указаны струны\, по разу извлекая звук на каждой\

Предлагаю еще упражнение для развития пальца «Р»: \цифрами даны струны, на которых следует извлекать звуки по одному разу на каждой\: Р\6\ - Р\1\; - возврат- Р\1\ - Р\6\; Р\6\ - Р\2\; -возврат - Р\2 \ - Р \6\; Р\6\ - Р\3\; -возврат - Р\3\ - Р \6\, Р \6\ - Р\4\; - возвраит – Р \ 4 \ - Р \ 6 \, P\6\ - P\5\; - возврат - P\5\ - P\6\. Затем, наоборот: P\6\ - P\5\; - возврат - P\5\ - P\6\, Р \6\ - Р\4\; - возврат Р\4\ - Р\6\,Р\6\ - Р\3 \; -возврат - Р\3\ - Р \6\, Р\6\ - Р\2\; - возврат - Р\2 \ - Р \6\, Р\6\ - Р\1\; - возврат- Р\1\ - Р\6\.

Также весьма полезно проигравать гаммы только пальцем Р. Предлагаемые этапы упражнения проделываются систематически и в строгой ритмике медленно и главное осознанно. Их следует исполнять как способом тирандо так и испособом апояндо, что придает пальцу заметную эластичность, корректность, четче форсирует темп, приучает к полноценному и эффективному звукоизвлечению.

После извлечения звука, струна начинает свои извечные колебания. Именно здесь нужно особое внимание, особое старание, сноровка, терпение, чтобы палец «Р» подхватывал струну в тот момент, когда амплитуда только – только начинает затухать. При долгих стараниях, такой подхват достижим, а это значит, что звук обязательно станет непрерывным \мечта любого струнника\.

Во время работы не следует пальцем «Р» вертеть, как колесом вертит бегающий по нему хомячек т. е. под себя, хотя бы потому, что самое короткое растояние между началом движения «Р» и ее концом – прямая, но не дуга. При опускании и подымании пелец «Р» не должен проделывать лишние, ненужные движения. Кстати, при работе над этим пальцем, другие должны висеть над струнами, кисть должна быть свободной.

 

«Арпеджиато»:

Есть два варианта упражнения над этим приемом. первый вариант: палец «Р» проделывает «волны – арпеджиато» \я их так называю\, ровно и плавно «скользя» по всем струнам с 6-й до 1-й затем возвращаеться на исходное положение и снова проделывает то же самое и так в тичении 15-20 минут в день. При этом следует стараться не пропускать ни одной из шести струн или извлекать прием с неодинаковой силой звучания, именно звучания. Упражняясь, надлежит стараться вырабатывать звук ровный, похожий на накатывающиеся волны. Обязательно следует учитывать и специфичность самого инструмента: разную толщину струн \канительные, жильные\. Нужно учитывать и то, что не все струны \даже на инструментах работы хороших мастеров\ звучат с одинаковой силой и качеством. Все отмеченное должен «чувствовать» палец, что выработывается большим количеством часов и высоким качеством труда. Следует помнить, что в этом приеме главным представляется ровность каждого звука в отдельности и волнообразное слияние всех звуков вместе.

Вторым вариантом упражнения будет воспроизведение «Волн – арпеджиато» и другими пальцами \«i», «m»,«a»\, каждым в отдельности, принцып остается почти тот же т. е. исполнять прием ровно и плавно проходясь по всем струнам с 1-й до 6-й затем вернуться на исходное положение и снова проделывать то же самое. Упражняться над этим вариантом желательно ежидневно, а длительность можно регулировать по своему усматрению. Работать следует медленно, стараясь изымать из инструмента идеально ровные звуки и не «зевать» средние струны.

 

Перекидка:

для развития особой гибкости пальцев левой руки, советую серьезно заниматся аналитической работой о построений конечностей, взаимосвязи пальцев рук друг с другом, знакомится со специальной литературой. Засим лично я «набрела» на оргинальные упражнения занаменитого окультиста, ознакомилась с трудом, связанным с конечностями и создала упражнения, названные «перекидками».

Первый, второй, третий и четвертый пальцы левой руки стоят на первых четырех ладах 6-й струны. Затем, попарно подымаются и переносятся с 6-й струны на 1-ю и с 1-й на 6 - ю следующим образом: 1 - й и 4 - й пальцы стоят рядом с другими на 6 -й струне; после оба вместе подымаются, вместе переносятся и вместе опускаются 1 -. й на 6 - ю струну, 4-й на 1-ю; потом снова подымаются, вместе переносятся и также вместе ставятся 1-й на 1-ю струну,4-й на 6-ю. После - все заново.

Предлагаемое упражнение – «перекидки» следует исполнять и другими парными пальцами: 2-4, 3-4, 1-3, 2-3, 1-2. Опускаться пальцы должны медленно, касаться грифа мягко и без напряжений. Те пальцы, которые временно свободны от «работы», должны стоять на ладах 6- й струны и ждать своей очередности. При этом надо стараться по возможности не напригать руку. В начале упражнение кажется очень сложным, но оно помогает растяжке пальцев левой руки, что для гитариста очень важно.

Легато:

как известно это слово ознечает связное исполнение звуков, при котором они плавно переходят один в другой. В гитарной технике легато является основным приемом, треубующим тщательного тренажа. Есть три вида легато: восходящее, нисходящее и смешанное. Предлагаемое упраженеие помогает освоить и усовершенствовать два основных вида этого штриха. Палец правой руки извлекает звук на 6-й струне, после чего, 1-й палец левой руки, опускается (ударом) на нужный лад 6-й струны затем поочередно в хроматическом порядке все остальные пальцы проделывают тоже самое, производя этим восходящее легато, затем рука переходит и сново палецы правой руки извлекают первый звук, а пальцы левой опускаются на струну в том же порядке. Так продолжаеться до XIX лада. Обратно с XIX лада до I надо спускатся нисходящим легато. В отличии от восходящего легато здесь пальцы левой заранее расположены на лады и после извлеяения первого звука пальцем правой руки также в хроматическом порядке пальцы левой оттягивают струну «к себе», затем рука переходит и сново изначальный звук извлекает палец правой руки, а пальцы левой оттягивают струну к себе. Так продолжается до I лада. Далее все тоже самое проделывается на других струнах и желательно в разных вариантах.

Тремоло:

прием считается одним из основных показателей техники правой руки, который следует ежедневно отрабатывать на пустых струнах в пальцами: р а mi. Движение далжно брать начало от первой фаланги каждово пальца. В медленном движении, поочередно \в момент затухания амплитуды\ «поддеваються» необходимые струны. «Отработав» свое, каждый палец возвращается точно на исходную позицию \обязательное условие и в этом – вся сложность\.

В основном тремоло следует совершенствовать на произведениях «перегруженных» этим приемом, таких как «Астурия» И. Альбениса, «Воспоминания об Альгамбре» Ф. Тарреги, «Последнее тремоло» А. Барриоса-Мангоре и.т.д. Их следует играть очень медленно с больщим вниманием \без механики\ слидя за качеством каждого звука в отдельности. Также очень полезно разучиавть подобные произаедения по фразам. Это помогает тщательно выучить конкретное произведение и усовершенствовать исполнение тремоло вцелом. При заучивании подобных произведений иногда следует удваивать каждый из извлекаемых звуков. Это помогает в дальнеишем легче развивать нужную скорость. Прием тремоло нуждается в особой подготовке, ему необходимо уделять много времени.

Эмоции:

самым серьезным образом следует относится к доконцертному и послеконцертному психологическому состоянию, т. е. к личному эмоциональному барометру – страстно соотносимому к перепадам от «бурь» души, до ее «штилей», к какому-то иногда непонятному, но, обязательно нужному представлению особой трансплантации личного «Я», над каждым из индивидов, пришедших насладиться гитарной игрой.

В предконцертные дни очень полезно вести душевные беседы с педагогом о жизненных перипетиях, об композиторах чъи произведения исполняйте, о детальях концертных выступлении. Обсуждать, что сумели сделать, чего нет, не смогли, что улучшили с прошлого концерта, а что нет. Квалифицированный наставник, своей образованностью, начитанностью и главное опытом здорово обогащает психологию ученика, бодрит, старается снять с него усталость, стрессы, укрепить веру в силы.

Бесподобный скрипач Фриц Крейслер, будучи молодым, но, уже весьма искуссным мастером скрипичной игры, писал: «…очень многое кроется в анатомо-физиологических данных концертанта, что имеет огромное значение в многочисленных мученических занятиях… эмоциональном едином настрое, общем жизненном тонусе, душевном состоянии… поэтому, психоневрологические эмоции столь важны в любой жизненной ситуации концертанта, в предстоящих успехах или неудачах…»

В жизни встречала людей, которые панически боялись сцены, публики, публичности. Одни тушевались, «вяли», другие, вуалируя испуг, превращались в чрезмерно возбужденных, даже истеричных, с эдаким спекулятивным националистическим душком наглеца, мол: «нас здесь не любят», «публика ненавидит нашу нацию», «нас специально унижают, потому и играть не можем», много подобной чуши, вполне знакомой порядочным представителям любой нации и народности.

Господи, сколько не бывала в других странах, сколько не жила, от людей искусства обиды не видела. Наоборот, помогали, учили. Я, тоже всегда была рядом с ними. И фамилию не переиначивала, и спекуляцией своей нацпринадлежности не занималась. Кстати, простой народ страсть как не любит переиначенных!

Здесь же, пожалуй, расскажу и о том, что к сожелению на протяжении жизни встречаются наквалифицированные, наглые, никогда ничего стоящего не играющие, однако мнящие из себя единственных и неповторимых «незаменимые учетиля», которые кроме себя никого не признают и без всякого стыда кричат, что кроме них все посредственные. Именно они без зазрения совести, опираясь лишь на собственную безграмотность уродуют начинающих и молодых гитаристов, многие из которых так и не оправляются. Я думаю, что такие педагоги лишь позорят имя классической гитары и не только, они портят ее авторитет.

Некоторые скажут: «Не слишком ли усложняешь, коллега? Не жаль их?» Дорогие мои, а нас не жаль с такими? Вспомним общеизвестный еврейский анекдот, который бьет в самую их душу, при наличии, конечно: «Если выпивка мешает работе, брось… работу!» Пусть и бросают работу, замену найдем, ведь «Свято место пусто не бывает?»

Нет, подобных никак не жаль! Это, - мнимые профи, пустяшные спецы. Они всю жизнь лезут и лезут, еше мечтают чтобы талантливые сгинули! А они же, - без роду и племени остались бы навсегда вместо них. Однако, так все не бывает, почитайтесь, неучи!

Я бы им всем пригрозила известными словами Леопольда Троцкого \Бронштейна\: …смотрите, чтобы не пришлось сказать: «Мы рассстались с теми, кого нужно было сохранить, а сохранили тех, с кем нужно было расстаться». Огромное мерси автору тирады, стало легче на душе, хотя, толк?

А вы, мои глубокочтимые коллеги, пока корпите над инструментами, пишете, публикуете, учите, растите… г-н ехидны же скрывая незнание, которое, на русском не только порок, но еще и огромное свинство, перелезают с курса на курс, заползают на должности и уже оттуда командуют «делищами», нанося непоправимый вред искусству и будущим поколениям.

Вам, наверное, вспоминается утонченныйрассказ писателя Михаила Пришвина: «В стране непуганных зверей», в котором описывается жизнь счастливых животных, еще не заимевших «великой радости» знавать человека, еще не ведающих, «кто – есть кто» и «кто даст что»! В общем, вроде дитя, который в начале жизни ничего не боится, пока смело не шагнет со стула на пол. Только боль заставит его остерегаться заполученной «бяки»! Только острая боль…

Конечно, от стресса и без квалифицированного психоневрологического воздействия все постепенно «сцементируется», затвердеет в малюточном мозжичке, ляжет на дно, как «Титаник», например, после чего, переходя даже малую речушку по узкому мостичку, повзрослевший индивид начнет терять равновесие, бросаться к поручням, станет психовать, пугливо хвататься за что попало и вопить над ухом: «…хоть в преисподнюю, хоть куда, только не дайте упасть, братцы!»*

Некоторые думают, что в малолетстве, с вечной дилеммой для взрослых: когда оно начинается и где кончается, над ребенком следует применять лишь острые ощущения, редко другие. Это не совсем верно. Точнее, невсегда верно. Дети думают иначе. Только, старшие их неважно понимают. Приведу пример. В малолетстве, музицируя и долго «соревнуясь» с шахматными часами, думала: «Ох уж эти проклятые часики - механики, до чего нехотя шастают, как хочется увидеть эту гадкую малую стрелочку на старшими заказанной цифре – 8. Ужас, как хочу побегать, поиграть, все болит, все чешется, сгинула бы в преисподнюю, чертовка «шахматьючка», может сломаешся, а?!» Нет, не ломалась, стерьва!

Жизнь дала разобраться, что зря обижалась и на часы, и на великий инструмент, и на своих! Просто передомной ставили крупные задачи, объясняя лишь «мелкое» - выучить отсель и до сель. Думали, еще мала, вряд ли поймет суть обязательности. Поэтому никто в душу не лез, не копался в моем механизме, только отдавали приказные распоряжения. Все это красной нитью растянулось через всю мою жизнь, нанесло ощутимый эмоциональный вред. Ведь оттуда никак не сотрешь?! Однако, - это иная тема… просто было бы здорово строить формулу «учитель – ученик» совершенно в иной плоскости, совершенно в ином видении, на основе взаимного творческого паритетства.

Во всем отмеченном, самым худшим видится, что вместе со всякими историями \господи, кто нам их столько насылает, которых, коллега, и на вашу долюшку хватает?!\, прямопропорционально возрастали и самые отрицательные эмоциональные нагрузки, труднообъяснимые стресовые торможения, исходящие от ЦНС, которая выдавала нам такие психологические удары, наносила такие неврологические травмы, которых из-за незнания путей, откуда, зачем явились и как избавиться, надолго выбивали\ют\ артиста из привычной колеи творческого созидания.

Аппликатура:

многие произведения прославленных композиторов написаны очень давно, иные – давно, другие – недавно. За время бытия, шедевры меняли эпохи, переходили из рук в руки \как и сами инструменты\, терпели изменения, неимовернонасильственные переделки, даже ломку конфигураций, диапазона звучаний и т. п.

Вместе с отмеченным, плачевные итоговые последствия навеяны и от нотной литературы, сопроводимой огрехами при разномастных переизданиях, разношерстных выпусках. Здесь, причем часто, «гениями» дописывались шедевры, делались лишенные совести «оранжировки», выдумывались удобные аппликатуры, что наблюдаем и сегодня… Поэтому, многое дошло до нас, как в «крывом зеркале», с совершенно д

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...