Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I .1 Основные характеристики общественных и частных благ




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ЧАСТНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСАОсновные характеристики общественных и частных благПроблема "безбилетника" и способы предоставления общественных благ

ГЛАВА II. ПРИМЕРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ И ИХ ОСОБЕННОСТИСпецифика образования как общественного благаСпецифика медицинских услуг как общественного блага

Заключение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Роль экономических благ в настоящее время очень велика. Человек непосредственно связан с обществом и, конечно же, с миром экономических благ. Государство в условии рыночной экономики является производителем общественных товаров и услуг (блага). Общественные блага распространяются больше, чем на одного человека и поэтому их производство не выгодно частному сектору. Общественные блага служат примером внешнего эффекта, связанного с потреблением: каждый должен потреблять одно и то же количество этого блага. Люди не могут купить разные количества национальной обороны; они должны как - то договориться между собой о потреблении ее одинакового количеств. Общественные блага могут предоставляться и частным сектором, т. е. отдельными лицами и добровольными организациями, исходя из гуманистических побуждений. Наше общество принимает решения о производстве общественного товара, с помощью предельных общественных выгод, лежащие в основе коллективного спроса на него.

Целью курсовой работы является изучение спроса на частные и общественные блага.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: благо общественный частный образовательный

1. Рассмотреть основные характеристики общественных и частных благ, а так же особенности спроса на них;

.   Проанализировать проблему "безбилетника" и определить основные механизмы предоставление общественных благ;

.   Рассмотреть особенности общественного блага на примере образовательных услуг;

.   Рассмотреть особенности общественного блага на примере медицинских услуг.


Глава I. ЧАСТНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА

 

I.1 Основные характеристики общественных и частных благ

 

В экономической литературе есть множество интерпретаций определение блага. А. Маршал под благом понимал, что "все вещи, удовлетворяющие человеческие потребности". Это определение ограничивается лишь вещами и предметами, но ведь блага могут рассматриваться как полезность, которые возможно не только продукты труда, но и сама природа.

Экономические блага - это материальные и не материальные предметы, которые способны удовлетворять экономические потребности потребителя. Иногда в рыночной экономике экономические блага называются товарами и услугами, так как они продаются и покупаются.

Существует множество классификаций экономических благ:

.   Материальные и не материальные;

.   Долговременные и недолговременные блага;

.   Экономические и не экономические;

.   Прямые и косвенные блага;

.   Общественные и частные блага;

.   Настоящие и будущие блага.

На данный момент интерес представляют проблемы общественных и частных благ. Большинство благ, предоставляемых производителями и находящий спрос у потребителя, предназначены для личного потребления, или частные блага. Но есть ещё блага общественно необходимые, и помимо того выполняют важную общественную функцию. Примером общественных благ могут быть товары, предназначенные для потребления национальной обороны, высшее образование и т.д. Эти блага называются общественными, так как: во-первых, потребитель общественных товаров не платит за них, а это значит, что потребительские издержки - очень незначительны. Например, обеспечение внутренней и внешней обороны государство, которые доступны всем на территории данной страны. Во-вторых, отсутствует практическая возможность ограничить число потребителей. Большинство общественных благ требует больших затрат на их производство и распределение. Проблема бесплатного использование общественного блага возникает, когда число потребителей велико, а исключение одного из них не возможно.

 

Таблица 1.

Сравнительная характеристика экономических благ

Экономические блага

Общественные блага (государственный сектор) Государственные предприятия Частные блага (рыночный сектор) Частные предприятия
Цель - удовлетворение общественной потребности Цель - извлечение прибыли
Решения о производстве и распределении принимаются в основном политическими средствами Решения о производстве принимаются с помощью рыночного механизма
Наделяются капиталом одним собственником - государством. Инвестиции осуществляются из бюджета. Конкурирует на рынке инвестиций и капитала
Унитарное предприятие производит продукцию по госзаказу Частное - производит продукцию для рынка
Затраты (издержки) на воспроизводство общественных благ формируются в результате политических решений или на основе социальных нормативов; Издержки воспроизводства частных благ формируются под воздействием конкуренции
Стоимость оценивается с помощью потребительной стоимости Стоимость оценивается с помощью рыночного механизма ценообразования
Высокая капиталоемкость, длительные (исторические) сроки окупаемости, значительные эксплуатационные расходы Средняя и низкая капиталоемкость, реальные сроки окупаемости, минимизация эксплуатационных расходов
Трудно измерить количество и качество, конечный результат Легко измерить количество и качество, конечный результат
Потребляются совместно и одновременно многими людьми Могут потребляться только индивидуально
Отсутствует индивидуальный выбор в отношении потребления Существует индивидуальный выбор в отношении потребления
Обычно отсутствует индивидуальный выбор в отношении вида и качества благ Обычно существует индивидуальный выбор в отношении вида и качества услуг
Производство благ не связано прямо со спросом Производство благ тесно связано со спросом

 

Рассмотрим подробнее особенности частных благ.

Конкурентные и одновременно исключаемые блага, именно этими свойствами обладают частное благо. У каждого частного блага есть конкретный потребитель. На рынках происходит постоянный обмен чистых благ на деньги.

К свойствам частных благ относятся:

.   Частные блага приобретаются в индивидуальном порядке, в соответствии со вкусами и спросом конкретных потребителей;

.   Все частные блага предоставлены отдельными товарами единицами;

.   Любое частное благо имеет цену. Даже самая низкая цена делает невозможным потребление для какой-то части потенциальных потребителей;

.   Любая цена должна окупать затраты на производство блага.

Чистое частное благо - это товары и услуги, каждая единица которого может быть куплена или продана за отдельную плату. Можно сказать, что проданная единица блага приносит пользу только потребителю и не может быть использовано кем-либо ещё.

Например, человек, очень голоден, покупает себе булочку и съедает её, наслаждаясь прекрасным вкусом. Так как он заплатил за эту булочку, человек получает право на использование данного блага. И никто другой не сможет воспользоваться булочкой и получить от этого удовольствие.

Все затраты на производство чистого частного блага полностью несет продавец товара или услуги, а всю выгоду получает потребитель, а все выгоды достаются только покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переданы третьему лицу, не участвующие в сделке.

 


Рис. 1. Чистые частные блага

 

Кривая спроса на чистое частное благо - это сложение объемов спроса для каждой цены на горизонтальной оси.

Далее рассмотри особенности общественных благ.

Общественное благо - это благо, которое доступно многим потребителям. Общественные блага оплачиваются за счет налогообложения, они не покупаются отдельными предпринимателями. К общественным благам относятся: бесплатное образование, национальная оборона, посещение парков и т.д. Существует два качества общественных благ, которые отличаются их от частных - это неконкурентность в потребление и неисключимость.

Про неконкурентность можно сказать, что это случай положительного эффекта. Численность потребления общественного блага может расти при стабильном уровне производства общественного блага. Необходимо заметить, что "предельные издержки предоставления общественного блага индивидуальному потребителю равно нулю, а появление дополнительного потребителя представляет собой Парето - улучшение". Следовательно, если потребитель, хочет воспользоваться благом, но не готов за него заплатить, он может выбрать более оптимальный, которое включает предоставление ему данное благо даром.

Неисключимость значит, что у производителя нет выбора, обеспечивать благо только тем, кто платит за него или всем потребителям. Блага, обладающие свойством неисключимости, выделяются среди множества других товаров и услуг, потребляемых индивидами совместно. Совместное потребление - это например, когда пассажиры пользуются автобусом, читатели находятся в библиотеке и т. д. Если общественное благо неделимо полностью, то есть фактически невозможно его исключаемость. Затраты для достижения исключаемой общественного блага очень высоки, то потребуется много средств за контролем людей пользующиеся общественным благом, тогда исключаемость может быть экономически не целесообразно. Так, например, детская площадка, которую можно огородить, поставить охрану и сделать парковые услуги объектом потребления и пользоваться этой площадкой могут только те, кто годов заплатить за предоставленные услуги. Но возможна такая ситуация, когда плата за услуги детской площадки не сможет покрыть огромных затрат на возведение ограды вокруг парка и на содержание работников охраны и кассиров. Следовательно, достижение исключаемости общественного блага в виде отдыха на детской площадке будет экономически нецелесообразно.

Свойства общественных благ внутренне взаимосвязаны.

Когда говорим о типичных общественных благах, ограничить несоперничества фактически невозможно при реальных обстоятельствах и часто трудно передать точность фиксации. Это существенно и создает предварительные условия неисключаемости.

Чистые общественные блага имеют две главные особенности:

1. Данные блага обладают свойством неизбирательности, которое заключается в том, что потребление данного блага одним индивидом не снижает его доступа остальных индивидов;

2. При потреблении чистых общественных благ невозможно исключить потребителей, которые за него не заплатили.

Кривая спроса на чистое общественное благо получена, с помощью сложения отдельных предельных полезностей всех потребителей при каждой возможной цене, которая подразумевается суммирование отдельных кривых спроса вертикально.

 

Рис. 2. Чистые общественные блага.

 

Оптимальный объем производства чистых общественных благ выражается равенством:

 

МС=∑МВ, (1)

 

где MC - предельные общественные издержки производства единицы блага;

∑MB - сумма предельных полезностей, полученных каждым из потребителей дополнительной единицы чистого общественного блага.

Спрос на общественные блага не во всем похож на спрос на частные блага. Каждый потребитель не способен сам изменить количество используемого общественного блага. Например, все население пользуется одним и тем же количеством национальной обороной, защищая нас от нападений. Спрос на общественные блага дифференцирован, но количество чистых общественных благ, предоставляемому потребителю, не может изменяться от потребителя к потребителю. Но ведь потребитель не обязан платить всю стоимость в предоставление блага всему нашему обществу, хватит только внести вклад и быть готовым заплатить. Спрос отдельного потребителя для каждой определенной единицы общественного блага зависит от предельной выгоды, которую он получает от дополнительной единицы общественного блага. Если верить закону убывающей предельной полезности, предельная выгода является величиной убывающей, то есть последующую единицу общественного товара потребитель будет рассматривать ниже предыдущей. Чтобы получить кривую спроса коллективных общественных благ, необходимо суммировать отдельные кривые спроса всех потребителей. Кривая коллективного спроса на общественные блага будет похожа на кривую рыночного спроса для частного блага только потому, что у них обоих есть нисходящий наклон.

 

Рис.3. Определение совокупного спроса на общественные блага

 

Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом:

(Qs) = MC(Qs), (2)

 

где MSB (Qs) - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве Qs;(Qs) - предельные издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве Qs.

 


Рис. 4. Оптимальный объем общественного блага.

 

Таким образом, в данной части курсовой работы рассмотрели характеристики общественных и частных благ. Основными свойствами общественных благ являются неисключаемость в потреблении и неизбирательность в потреблении. Следует отметить, что совокупный спрос на частные блага образуется путем суммирования индивидуальных кривых спроса по горизонтали, а совокупный спрос на общественные блага - путем суммирования кривых спроса для каждого потребителя по вертикали. Эффективное распределение общественных благ в экономике определяется равенством предельной общественной полезности и предельных общественных издержек.

 

I.2 Проблема "безбилетника" и способы предоставления общественных благ

 

Достижение эффективного производства чистого общественного блага требует надежных данных о предельной выгоде всех потребителей блага. С тех пор есть тенденция потребителей уклониться от участия в финансировании общественных благ, или по крайней мере минимизировать затраты, с расчетом на то, что это сделают другие. Это явление известно как проблема "безбилетника".

Возможность бесплатно потреблять общественные блага вызывает неэффективность в производстве.

Главные проблемы "безбилетника" заключаются то, что они имеют тенденцию извлекать выгоду за счет усилий других, "зайцы" это степень, получаемой предельную полезность потребления товаров, которые приводят к уменьшению ценности общественного блага, и поэтому к более низкому, по сравнению с эффективным объемом его производства. Можно столкнуться с ситуацией, где никто не хочет заплатить, и обеспечить общественные блага. Таким образом, сущность проблемы состоит в том, что потребление общественного блага интерес для всех, но никто не хочет за него заплатить.

Поднимая "проблему безбилетника" должен быть подчеркнуто, что, наряду с отрицательными внешними эффектами существуют уверенные, побуждающие люди к поведению "безбилетника". Положительные эффекты - являются выгодой, доставшийся тому, который был вовлечен в их создание. Однако, внешняя выгода и возможность свободного использования могут стать основанием серьезных социальных противоречий, для решение которых требуется государственное регулирование.

В экономике общественные блага обеспечены государством. Возможности рынка в предоставлении общественных благ - являются способы, которые избегают принудительного участия потребителей в финансировании производства таких товаров.

Предоставление общественных благ государством не будет автоматически достигать эффективного производства общественных благ. Используя налоговый механизм, возникает много проблем, связанных с достижением эффективного объема их производства. Предоставление общественных благ всем потребителям в том же самом количестве вовлекает применение принципа равного участия в его финансировании. Введение единовременного платежа несомненно принесет правосудию. Однако, последствие его упадет ниже количества общественных благ эффективно из-за тенденции людей с низкими доходами, чтобы ограничить финансирование для их производства, чтобы уменьшить налог. Проигравшие в этом случае и граждане с высокими доходами, как общественные блага, чтобы потреблять меньше, чем Вы хотели бы. Использование различных налоговых ставок устранило бы неэффективность, вызванную сокращением производства общественных благ. Анализ перспектив частичного замены государства другими производителями общественных благ очень полезно, даже если это не основано на количественных оценках, а только приблизительно очерчивает степень, в которых удовлетворение потребностей в конкретном благе подразумевает принуждение к коллективным действиям. Кроме того, главным результатом анализа должно, как правило, становиться не само по себе решение об участии государства, а определение оптимальной меры и форм участия. Оценив, в какой мере данное благо или хотя бы некоторые существенные предпосылки его создания могут формироваться на основе предпринимательства, а также добровольной самоорганизации заинтересованных групп, можно добиться удовлетворения потребности при минимальных расходах бюджета.

Проследив связь между общественным сектором и общественными благами, следует поднять проблему об участия государства в производстве и поставке частных благ. Очевидно, оно может быть оправданным только в ситуациях недостатков рынка. Однако наличие недостатка рынка еще не говорит о том, что общественный сектор должен полностью взять на себя удовлетворение запросов потребителей.

Считается, что финансирование производства частных благ за счет налоговых фондов оправдано, если это так называемые блага, обладающие особыми достоинствами. Это такие блага, потребление которых общество в целом хотело бы сделать обязательным для своих участников. В качестве примеров можно указать услуги образования, культуры и здравоохранения, расходы на оказание которых в большинстве развитых стран покрываются за счет бюджета или обязательного страхования.

В некоторых случаях государство вмешивается в производство и распределение частных благ на основе политических или социальных целей. Например, чтобы избежать безработицы, оно может субсидировать разоряющиеся предприятия или даже их национализировать, а, чтобы обеспечить на случай войны независимость страны от внешних поставок, может инвестировать государственные средства в различные отрасли промышленности или создавать в них предприятия общественного сектора. При обосновании подобных решений во внимание принимается не столько экономическая эффективность производства частных благ, сколько потребность в таких общественных благах, как поддержание социальной стабильности или укрепление обороноспособности. Именно поэтому участие государства может иногда находить оправдание.

Однако, с точки зрения социальных целей в большинстве случаев эффективнее оказывать поддержку определенным индивидам, чем предприятиям, и имеет смысл субсидировать и скорее потребление, чем производство.

Принципы, на которых построена рыночная система, несовместимы с прямым или косвенным использованием принуждения в исключительных интересах отдельного лица. Действия, не предполагающие законного права принуждения, могут быть осуществлены без участия государства и финансирования его аппарата.

Оптимальная ситуация, когда каждый, на кого принудительно возлагается обязанность: налог, повинность и т.п., получает соответствующую полезность как потребитель общественного блага, для создания которого эта обязанность введена.

Таким образом, Возможность бесплатного потребления общественных благ вызывает неэффективность при их производстве.

Хотя рынок обладает ограниченными возможностями в обеспечении общественных благ, использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства. Государство - это поставщик общественных благ в тех случаях, когда возникающие в потреблении общественных благ положительные внешние эффекты невозможно усвоить или это связано с большими издержками, финансируя их производство за счет взимаемых в принудительном порядке налогов.

Возможности рынка в предоставлении общественных благ - это принудительное участие в способах их финансирования. Практически, это означает, что предоставление общественных благ частным сектором и финансирование их производства обеспечены, соединяя рыночный механизм. Существует несколько путей подключения.

.   Исключение "безбилетников". Данный метод заключается в том, чтобы ограничить их в доступе к потреблению блага.

Исключенные общественные блага - это тип товаров, доступ к которым ограничен, несмотря на коллективную характеристику их потребления. Введение лицензионных сборов для связи с кабельным телевидением и компьютерными сетями, продавая билеты на различные - самые поразительные примеры связи ценового механизма, чтобы решить проблему обеспечения общественных благ.

При заключении частных контактов может возникнуть эффективный механизм исключения неплательщиков общественных благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предлагают участие в потребление блага на определенных условиях. Но есть блага, которые не в постоянном пользовании потребителя и потребительский круг очень ограничен, в качестве метода исключения "зайцев" могут создаваться организации по совместному использованию этого блага.

.   Взаимообусловленное финансирование. Это ещё один метод финансирования, связанный с предоставлением потребителю неисключаемого блага вместе с исключаемым. То есть продажа в одном пакете. Финансирование общественного телевидения может осуществляться путем определенной наценки на цену телевизионных приемников.

.   Субсидирование. Добровольное пожертвование граждан и организации может осуществляться финансирование производства общественных благ, которые высоко оценивают потребители при положительном внешнем эффекте или они стремятся получить нематериальные выгоду. Пример, финансирование частными организациями программу о защите животных.

Хоть у рынка ограниченные возможности в предоставлении общественных блага, использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...