Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II .1 Специфика образования как общественного блага




 

Рынок образовательных услуг несет на себе как экономическую, так и социальную нагрузку. Большое значение при формировании рынка образовательных услуг приобретает понятие "общественное благо". Терминологически сложность в определении рынка образовательных услуг возникает в силу необходимости конкретизации блага "образовательные услуги высшего профессионального образования" как частного либо общественного.

В экономической теории общественным благом считается товар (или услуга), при предоставлении которого одному индивиду он (она) становится доступным и другим без дополнительных затрат. При этом основными характеристиками общественных благ выступают неконкурентность в потреблении (если один индивид потребляет данное благо, то это не снижает его доступности для других индивидов), неисключаемость из потребления (если благо произведено, то производитель не может препятствовать потреблению кем бы то ни было); неделимость (благо доступно в полном объеме). В ситуациях неконкурентности потребления процесс назначения цен на товар или услугу является неэффективным (по принципу Парето), потому что каждая дополнительно потребленная единица этого товара или услуги приносит выгоду потребителю без всяких затрат, в то время как установление цены сократит потребление, приведя таким образом к чистой потере полезности. Поэтому, даже в тех случаях, когда предложение общественного блага может быть осуществлено через рынок, это не приведет к достижению наилучшего или оптимального производственного уровня. Предложение общественного блага является результатом коллективного выбора. Обычно делается предположение, что государство поставляет общественное благо, которое оплачивается за счет перераспределения средств, полученных от налогообложения.

Функция спроса на общественное благо представляет собой функцию, которая показывает зависимость предельной выгоды (MB - marginal benefit), которою получает индивид, от объема потребленного блага. В данном случае предельная выгода представляет собой полезность индивида от потребления дополнительной единицы общественного блага, выраженная в денежных единицах. Предельная выгода отражает готовность индивида платить за дополнительную единицу. Линия спроса на общественное благо имеет отрицательный наклон. Это говорит о том, что предельная полезность убывает при потреблении каждой дополнительной единицы блага. Согласно свойству неконкурентности индивиды потребляют весь объем общественного блага, а не какую-то его часть (как можно в случае частного блага), поэтому цена общего спроса при каждом объеме представляет собой сумму цен индивидуального спроса.

Кривая рыночного спроса на частное благо находится путем горизонтального суммирования. Кривая совокупного спроса, напротив, находится с помощью вертикального суммирования, который заключается в суммировании цен каждого потребителя при заданном объеме блага.

Таким образом, равновесие на рынке производства общественных благ образуется путем равенства суммарной предельной выгоды (готовности платить) потребителей и цены (предельным затратам), по которой данное количество общественного блага готов предложить производитель, т.е. в общем смысле государство. Очевидно, что в точке равновесия объем произведенного общественного блага является оптимальным, так как соответствует потребностям общества. Условие равновесия определяется следующим соотношением:

 

, (1)


где  - цена блага, - количество общественного блага, - предельные общественные затраты.

Практикой подтверждается невозможность предоставления общественного блага в чистом виде, поэтому те блага, что в обычной жизни условно считаются общественными, несут на себе определяющие черты таковых, но не отвечают им полностью. Общественное благо по определению не может приносить прибыль, поскольку доступ к нему не может быть ограничен (так называемая проблема безбилетников). Затраты на исключение могут быть слишком высоки, чтобы предлагать такие блага за деньги. Поэтому, поскольку в отсутствие потребительского спроса рынок не может нормально функционировать, общественные блага обычно предоставляются государством. В этой связи, возможно, рассматривать "образование" или, точнее, комплекс предоставляемых населению образовательных услуг, в том числе высшего профессионального образования, где производителем выступает государство как общественное благо.

Принято считать, что высшее образование имеет три социально обозначенные функции: подготовка высококвалифицированного персонала (функция преподавания); производство новых знаний (исследовательская функция); оказание услуг обществу.

Высшее образование признается правом человека, а это в свою очередь влечет за собой необходимость признания его общественным благом, которое должно быть доступно всем "обладающим достаточными способностями", что подтверждает необходимость соблюдения свойства неисключаемости при распределении данного блага, характерного именно для общественных благ. Положение о необходимости постепенного перехода к бесплатному высшему образованию также свидетельствует о том, что высшее образование понимается как общественное благо. Предоставление его при условии "достаточных способностей" - единственный механизм исключительности.

Экономическая теория определяет рынок высшего образования как интеллектуально обусловленную систему, где спрос на продукт удовлетворяется высшими учебными заведениями. Появление платных форм обучения предполагает формирование рыночных отношений и определение цены подобного рода услуг, роста значимости определения образовательных услуг, в том числе, как и частного блага. Рынок высшего образования возникает вместе с реформированием иных сфер хозяйственной жизнедеятельности общества с тем, чтобы создать из образования как общественного блага коммерческий продукт или частное благо, отвечающее всем его характеристикам. Но социально значимая роль рассматриваемого продукта не может определить образование как чистый продукт рынка. Таким образом, рынок образовательных услуг высшего профессионального образования носит двойственный характер: 1) как общественное благо, где благо финансируется государством и представляется условно бесплатно для потребителя; 2) как частное благо, где его цена определяется частным механизмом, и в частности потребительским спросом, и оплачивается непосредственно потребителем.

Возможность становления блага "образовательные услуги высшего профессионального образования" как частного формируется и в связи с существующей неотделимостью системы образовательных услуг от рынка труда в качестве конечного потребителя. Тот продукт, что будет сформирован в результате прохождения через образовательные механизмы, в конечном итоге будет оценен на рынке труда потенциальным работодателем. В этой связи производность спроса на рабочую силу определяет невозможность полной оценки потенциала работника, а соответственно и оценки необходимого объема инвестирования в будущем для производства аналогичных рабочих качеств.

Высшее образование можно определить (хотя бы отчасти) как личное благо, поскольку большинство выпускников вузов пользуются преимуществами своей подготовки. Они получают согласно теории инвестиций в человеческий капитал на протяжении последующей жизни изначально более высокий доход, нежели те, кто возможности обучаться, предпочел начать трудовую деятельность и тем самым единственной, по сути дела, формой обучения для себя определил "обучение на рабочем месте".

Очевидно, что высшее образование имеет как социальные, так и индивидуальные аспекты, тесно связанные между собой. Ответственность общества является необходимым условием существования государственной системы высшего образования.

Общественная значимость образования как в большей степени общественного блага характеризуется функциями, которые возложены на данный продукт системы жизнеобеспечения общества. Государственные власти несут ответственность за высшее образование, включая структуру степеней, институциональные рамки, процедуры обеспечения качества и предоставление достоверной информации о системе в целом. Государственной политикой необходимо определять основные - рамочные условия функционирования и поддержания сектора образования как части рыночного комплекса, при этом нельзя пренебрегать образованием как продуктом, возникшим на стыке двух рынков: образовательных услуг и рынка труда.

Образовательный комплекс как "производитель" специалистов с определенной системой знаний и навыков для потенциальных потребителей на рынке труда поднимает проблемы такого рыночного функционирования, которое, как и в любой другой рыночной системе, определяется возможностью достижения равновесия, а значит, единства позиций предложения и спроса. Одним из наиболее рациональных способов достижения равновесия в кратчайшие сроки выступают интегративные формы образования, которые предполагают создание точек соответствия потребностей работодателей и возможностей работника еще на этапе формирования блага.

Предложение блага "образовательные услуги высшего профессионального образования" как частного обусловлено существующим платежеспособным спросом на него. В этой связи возникает проблема определения "образовательных услуг высшего профессионального образования" как блага, являющегося в конечном итоге элементом потребления, что обусловливает формирование цены, поскольку само благо "образовательные услуги высшего профессионального образования" есть система взаимосвязанных элементов, а именно диплома, знаний, престижа вуза и т.д., определяющих его конечную стоимость.

Итак, высшее образование обладает положительными внешними эффектами, так как потребители имеют больше шансов обеспечить себя работой, что снижает уровень преступности и повышает социальную стабильность. Кроме того, высшее образование связывают с его влиянием на темпы технологического развития общества и пр. По этой причине высшее образование часто относят к общественным благам. Однако, на наш взгляд, такой подход не совсем полон и верен, так как образование является исключаемым благом, т.е. его легко исключить из потребления кем бы то ни было, например, если индивид не заплатил за него, а также оно является объектом соперничества, что можно обосновать естественными ограничениями на поступление в вузы, связанными с имеющимися основными фондами, предоставляющими лишь определенное число мест, что не позволяет занять место новым потребителем, если оно уже кем-то занято. Данные аргументы позволяют нам утверждать, что высшее образование следует относить к частным благам. Государство же должно лишь заботиться о корректировке рынка высшего образования с целью достижения им эффективного равновесия с учетом положительных внешних эффектов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...