Порядок выполнения лабораторной работы.
Работа рассчитана на два-три занятия и состоит из нескольких этапов.
На первом этапе преподаватель вкратце напоминает теоретические основы численных методов интегрирования и раздает задания. Примерный перечень вариантов заданий представлен в приложении 1.
На втором этапе преподаватель предлагает воспользоваться математическим пакетом Mathcad для получения значения заданного определенного интеграла и первообразной от его подынтегральной функции. Для этого после вызова Mathcad выходим на панель инструментов Calculus (Вычисления). Для выхода на данную панель (в случае ее отсутствия на экране монитора) в строке меню View (Вид) выбираем подменю Toolbar (Панели инструментов), где выбираем пункт Math (Математика), который и содержит панель инструментов Calculus. Кроме этой панели для выполнения лабораторной работы желательно иметь на экране также панели Calculator (Калькулятор) и Symbolic (Символика).
появится символ. После заполнения местозаполнителей имеется возможность вычислить значение определенного интеграла либо численно, нажатием клавиши «=» на клавиатуре компьютера или панели Calculator, либо символьно, с помощью оператора символьного вывода «→», имеющегося на панелях Symbolic и Evaluation (Выражения). Примеры операторов интегрирования приведены ниже (рис.7).
Рис.7.
вычисления может быть получен только символьно с помощью оператора
символьного вывода «→» (рис.8). Рис.8. Полученные результаты записываются в рабочую тетрадь. Они будут служить эталонами для сравнения с результатами, полученными численно и аналитически в ходе выполнения лабораторной работы.
Замечания.
1. Запись некоторых функций в Mathcad имеет свои особенности. Например, вместо arctg(x) следует набирать atan(x). Полученный результат в виде ln(x)2 означает не ln x 2, а ln2 x. Помочь разобраться со встроенными функциями поможет диалоговое окно Insert Function (Вставить функцию), которое вызывается нажатием кнопки f(x) на панели инструментов Standard (Стандартная). 2. Результаты символьного вывода зачастую неоптимизированны и представляют собой довольно сложные выражения, требующими упрощений. 3. Для получения значения заданного определенного интеграла и первообразной от его подынтегральной функции можно воспользоваться также возможностями соответствующих сайтов Интернета.
Третий этап работы состоит в написании и отладке тестового варианта работы на знакомом (и доступном для рабочей ПЭВМ) языке программирования. Пример программы на PASCALе вычисления определенного интеграла
Замечания. Для получения «красивых» таблиц а) в строковых константах (в кавычках) при наборе их латиницей количество символов должно быть таким же, как и в примере, где они набраны кириллицей; б) количество пробелов в строковых константах также должно быть таким же, как и в примере. Для этого последовательность количества пределов в строковой константе представлена в комментарии.
program ivanov_oi; Var a,b,d,sp,st,ss,x1,x2,y1,y2,tr,u:real; i,n:integer; function pif(x:real):real; Begin pif:=exp(1/x)/sqr(x); end; function prv(x:real):real; Begin prv:=-exp(1/x); end; Begin writeln('введите границы a,b');
read(a,b); tr:=prv(b)-prv(a); writeln('введите число разбиений n'); read(n); writeln(' Р Е З У Л Ь Т А Т Ы'); writeln; writeln(' n прямоуг трапеции параболы'); writeln; d:=(b-a)/n; sp:=0; ss:=pif(a)+pif(b); st:=ss/2; x1:=a+d/2; x2:=a; for i:=1 to n do Begin y1:=pif(x1); y2:=pif(x2); sp:=sp+y1; if i<>1 then Begin st:=st+y2; if i mod 2 =0 then ss:=ss+4*y2 else ss:=ss+2*y2; end; x1:=x1+d; x2:=x2+d; end; sp:=sp*d; st:=st*d; ss:=ss*d/3; writeln(n:7,sp:14:6,st:12:6,ss:14:6); writeln; writeln('аналитическое решение tr=',tr:10:6); writeln; writeln('ошибка метода прямоуг трапеции параболы'); writeln('абсолютная',abs(sp-tr):30:6,abs(st-tr):12:6,abs(ss-tr):14:6); writeln('относительная',abs((sp-tr)/tr):27:6,abs((st-tr)/tr):12:6,abs((ss-tr)/tr):14:6); readln; end. Окно вывода отлаженной программы должно иметь вид:
Введите границы a,b Введите число разбиений n Р Е З У Л Ь Т А Т Ы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|