Спрос, предложение. Сущность рыночного равновесия.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Основная проблема экономики Экономика как подсистема обеспечивает производство материальных благ, необходимых человеку: чтобы есть, пить, удовлетворять другие материальные потребности, люди должны производить материальные блага, обмениваться ими, а затем потреблять их. Начальной фазой является производство - процесс изготовления полезных продуктов. Если не создан продукт, то, естественно, нечего распределять, обменивать и потреблять. Обмен - Доставшиеся от распределения блага зачастую нельзя израсходовать для личного потребления, если люди нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктами труда. Распределение - Распределению подлежит доход, образующийся в результате затрат труда и средств производства. В связи с этим выявляется доля каждого человека в созданном богатстве. Потребление в первую очередь непосредственно связано с производством. На предприятиях расходуются жизненные силы и способности работников. Используется также сырье, топливо, машины и другие вещественные условия выпуска продукции, то есть совершается производительное потребление. Вместе с тем потребление составляет особый - заключительный - этап движения продукта, когда он идет на удовлетворение личных нужд людей. Сложность обусловлена ограниченностью ресурсов, из которых человечество производит блага. Проблема экономики: выбор в мире редкости. Все, что имеет ценность, является редким — деньги, товары, время, способности человека. В то же время человеческие желания почти неограниченны. Поскольку ресурсы, необходимые для удовлетворения бесконечных потребностей в товарах и услугах, имеют предел, постольку выбор — это не теоретическое допущение, а реальность жизни.
Проблема выбора – это необходимость принимать такое решение, когда, отдавая предпочтение одному варианту развития национального производства, приходится отказываться от других вариантов. Независимо от того, на какой ступени развития находится общество, перед ним всегда стоят три фундаментальных вопроса: что, для кого и как производить. «Что производить» — проблема определения номенклатуры объема выпускаемой продукции фирмами в определенный период времени. «Как производить» — проблема способов организации производства и выбора технологии. «Для кого производи ть » — проблема определения субъектов, которые будут покупать выбранные товары и услуги, станут потребителями выпускаемой продукции.
Деньги, их функции в рыночной экономике Деньги – особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, т.е. выражающий стоимость всех других товаров. Деньги – это средство оплаты товаров и услуг, средство изменения и сохранения стоимости. Деньги стихийно выделились из массы товаров в результате развития товарообмена. На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы. Позднее в обращении появились бумажные деньги;затем кредитные деньги и электронные деньги. Виды денег: 1. Наличные: - монеты (служат в качестве разменных денег) - банковские билеты (банкноты) - казначейские билеты – те же бумажные деньги 2. Безналичные деньги – средства на счетах в банках, различные депозиты (вклады) в банках, депозитные сертификаты, государственные ценные бумаги. 3. Электронные деньги – платёжные пластиковые карточки. Функции денег: 1) Мера стоимости. Деньги используются для измерения и сравнения стоимости товаров и услуг. Цена – денежное выражение стоимости товара. 2) Средство обращения. В процессе товарного обращения Т-Д-Т деньги играют роль посредника в обмене товаров и выполняют функцию средства обращения.
3) Средство накопления (сохранения, сбережения).Деньги выступают в виде финансового актива, сохраняющегося у субъекта рыночного хозяйства после продажи им товаров и услуг. Так, можно продать товар (Т-Д), но при этом воздержаться от покупки другого товара (Д-Т). 4) Средство платежа. Когда товары продаются в кредит, т.е. в долг. С выполнением деньгами функции средства платежа связано появление кредитных денег (векселей). 5) Мировые деньги. Развитие мировой торговли обусловило то, что деньги на мировом рынке выступают в качестве мировых денег. Первоначально ими являлось только золото. На современном этапе это СКВ - валюты наиболее развитых стран. Мировые деньги могут выполнять функции: международного платежного средства; международного покупательного средства; всеобщего воплощения общественного богатства. Спрос, предложение. Сущность рыночного равновесия. Спрос — это желание и возможность потребителей приобрести определенные товары в данных экономических условиях. Величина (объем) спроса — это некоторое количество блага, которое потребитель, группа потребителей или население в целом покупает по определенной цене в единицу времени при данных условиях. Величина спроса зависит от цены данного товара. Закон спроса: при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и наоборот, чем меньше цена, тем больше величина спроса.
Если цена остается неизменной, а на спрос влияют неценовые факторы, то говорят об изменении спроса. Когда спрос снижается, на графике кривая спроса смещается влево—вниз. Когда спрос возрастает, графически это иллюстрируется смещением кривой вправо—вверх из положения. Неценовыми факторами, влияющими на спрос, являются прежде всего цены на другие блага — блага-субституты (взаимоза-меняемые) и комплементарные блага (взаимодополняемые). Другими неценовыми фактором изменения спроса являются вкусы потребителей, доход потребителей, потребительские ожидания относительно возможного изменения цен или доходов в будущем, а также количество потребителей.
Предложение — это конкретные товары и услуги, которые производители желают и могут произвести, а также реализовать в данных экономических условиях. Величина (объем) предложения — это некоторое количество благ, которое отдельный производитель (продавец) или группа производителей (продавцов) могут произвести и продать по определенной цене в единицу времени при данных условиях. Существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения. Эта зависимость отражена в законе предложения: при росте цены величина предложения растет, при снижении цены величина предложения снижается. Следует различать изменение величины предложения и изменение предложения. Первое показывает зависимость величины предложения от цены и иллюстрируется движением по кривой предложения. Второе является следствием воздействия неценовых факторов предложения и определяет сдвиг кривой предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение. Так как предложение напрямую зависит от производственных издержек, то при росте издержек предложение уменьшается, при снижении — увеличивается. Издержки могут изменяться под влиянием многих причин, в частности: технологии производства; новых цен на производственные ресурсы; поворотов в государственной политике налогообложения и дотирования; изменение цен на другие виды продукции, ожидания продавцов, сезонные колебания, налоги и дотации т.д. Постулат рыночного равновесия означает, что цены и объемы продаж на рынке будут изменяться до тех пор, пока величины предложения и спроса не уравняются. Объединим на одном графике кривые рыночного спроса и рыночного предложения. В какой-то точке Е они пересекутся, при этом величины спроса и предложения будут равны и достигнут равновесного объема производства Qе при равновесной цене Ре. Эта точка пересечения кривых спроса и предложения называется точкой статичного рыночного равновесия. Точка ниже Е – дефицит, точка выше Е – избыток. Спрос и предложение на рынке постоянно колеблются, соответственно изменяется и положение точки равновесия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|