Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды рынков. Их особенности.




 

Функционирующая на рынке фирма должна учитывать всю совокупность его рыночных качественных характеристик. Прежде всего, это – количество фирм в отрасли, вид продукта и возможность его замены, возможность появления конкурентов. В зависимости от конкурентной ситуации, складывающейся на рынке выделяют следующие рыночные структуры: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Характерные черты рыночных структур:

Совершенная конкуренция — Такаяситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однород­ными (абсолютно идентичными, недифференцированными) то­варами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Для выхода так­же не существует преград.

Совершенной конкуренции присущи следующие черты:

- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма в этом случае имеет относительно небольшой размер, поэтому объем ее производства незначителен;

- возможность свободного доступа в различные производственные секторы;

- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора;

- хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли – продажи должны знать цены на рынке, величину спроса и предложения.

Несовершенная конкуренция В условиях несовершенной конкуренции хозяйствующий субъект (продавец или покупатель), обладая экономической властью, эксплуатирует рыночный спрос и получает дополнительную прибыль.

Ее разновидности: чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия;

Абсолютная (чистая) монополия — рыночная структура, в кото­рой одна фирма, являясь продавцом продукта, заме­нители которого отсутствуют, представляет по сущес­тву всю отрасль, вхождение на рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монопо­лией. Это может быть круп­ное предприятие или объединение. Но это всегда единствен­ный производитель, который олицетворяет собой всю отрасльнационального производства. В условиях абсолютной монополии появление в отрасли новых фирм крайне затруднительно. Абсолютная монополия есть полная противопо­ложность свободной конкуренции.

Монополия производителя, основанная на дифференциации продукта, есть монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, занимающая промежуточное положение между совершенной конкуренцией и чистой монопо­лией. Монополистическая конкуренцияустанавливается на рын­ке, где функционирует множество продавцов, продающих, дифференцированный товар.

Основными признаками монополистической конкуренции являются:

1)относительно небольшая доля рынка, приходящаяся на одну фирму, а следовательно, ограниченный контроль над ценой;

2) сравнительно большое число фирм; отсюда тайный сговор с целью ограничения объема выпуска и искусственного повышения (понижения) цены практически невозможен;

3) фирмы самостоятельны в выборе производственных решений и не учитывают возможную реакцию со стороны конкурентов;

4)дифференциация продукта в различных фирмах связана со следующими аспектами:

а) качество продукта- долговечность, дизайн, мощность и т. п.;

б) услуги и условия, связанные с реализацией продукта,- сервис, послепродажное обслуживание, доставка, гарантийные обязательства и т. п.;

г) реклама, упаковка, фирменные знаки, престиж;

Олигополия характерна для рынка, на котором действуют несколько продавцов (олигопсония — несколько покупателей), производящих однородный либо дифференцированный товар. Вхождение на ры­нок затруднено, есть ограничения в областях получе­нии информации и ценообразования. Данная рыноч­ная структура типична для сталелитейной промыш­ленности, производства автомобилей.

Олигополии присущи следующие черты:

- наличие нескольких фирм, незначительное число производителей;

- контроль над ценой, ограниченный взаимной зависимостью или значительный при тайном сговоре;

- наличие существенных экономических и юридических препятствий для вступления в отрасль;

- неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

 

Максимизация прибыли фирмы в условиях чистой конкуренции

В коротком периоде.

В современной экономике не только отдельные фирмы, но и целые отрасли функционируют в условиях по принципу чистой конкуренции. Чистая конкуренция является ясным отправным пунктом для определения цены и объема производства. В современных условиях конкурентная фирма не имеет самостоятельной политики, но она приспосабливается к рыночной цене, поставляя значительное число материальных благ и услуг. Анализ условий деятельности фирмы позволяет решать вопросы максимизации прибыли или минимизации издержек валового производства.

В краткосрочный период фирма располагает неизменным оборудованием, посредством его модернизации пытается обеспечить прибыльность производства. Экономическая прибыль определяется в виде разности между валовым доходом и валовыми издержками.

Используется два дополнительных подхода для определения того уровня производства, при котором фирма получит максимальную прибыль или понесет минимальные убытки. Первый подход состоит в сравнении и сопоставлении валового дохода и валовых издержек, второй – в сравнении предельного дохода и предельных издержек.

В краткосрочный период часть валовых издержек является переменными, а часть постоянными. Постоянные оплачиваются даже тогда, когда фирма закрывается. Значит производство иногда оказывается оправданным, даже когда прибыль не обеспечивается, но достигается получение дохода, превышающего постоянные издержки производства.

 

Максимизация прибыли: прибыль фирмы максимизируется при таком объеме производства, когда валовой доход будет превышать валовые издержки на максимальную величину или фирма будет минимизировать убытки при производстве такого объема продукции, при котором валовые издержки превышают валовой доход на наименьшую величину.

При сопоставлении предельного дохода и предельных издержек, если предельный доход от каждой последующей единицы продукции превышает ее предельные издержки, такую продукцию следует производить. В равной степени, если предельные издержки единицы продукции превышают ее предельный доход, фирме следует избегать производства этой единицы продукции.

Говоря о деятельности фирмы в краткосрочный период, следует также анализировать равновесную цену. Расчет равновесной цены необходим для определения места данной фирмы относительно средних показателей производителей данной продукции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...