Анализ результатов экспериментального исследования
Для того, чтобы выявить проявление коммуникативных способностей, была применена методика КОС. Результаты теста дают возможность определить коммуникативные способности учащихся. В таблицах №1 и №2 представлены данные испытуемых по уровню коммуникативных способностей. Как видно из таблицы №1, все испытуемые разделены на четыре группы: высокий, средний, ниже среднего, низкий. Примечательным является факт отсутствия испытуемых с очень высоким уровнем коммуникативных способностей. Причем, с высоким уровнем выделено 4 испытуемых, 10 - со средним, 12 испытуемых имеют коммуникативные способности ниже среднего, у 4 - низкий уровень. В таблице №2 приведены данные количественной обработки уровней коммуникативных способностей, исходя из среднего арифметического. В таблице даны процентные показатели способности общения. Сразу можно заметить, что у подростков разные проявления коммуникативных способностей. Высоким уровнем обладают лишь 13% испытуемых, средним - 34%, ниже среднего - 40%, низким - 13%. По данным показателям видно, что у подростков школы VIII вида, довольно часто возникают трудности в общении, конфликты, поскольку подросткам приходится иметь дело не только с приятными людьми, но и с теми, с которыми не хотелось бы быть вместе, особенно это более ярко выражено у детей, проживающих в условиях интерната. Однако, учитывая условия их проживания, а также психологические особенности развития личности с интеллектуальным нарушением, диагностические показатели свидетельствуют о достаточно хорошем среднем показателе уровня развития коммуникативных навыков у данной категории умственно отсталых подростков (13% - высокий + 34% - средний = 47% положительного результата).
Однако необходимо обратить внимание на 53% подростков, имеющих уровень коммуникативных навыков ниже среднего. Такие подростки чувствуют себя неуверенно, не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, испытывают трудности в установлении контакта с окружающими. А в основе нарушения отношений подростков со сверстниками, родителями, учителями лежит, как правило, снижение дисциплины, успеваемости, возникновение аффективных переживаний. Чтобы коррекционно-развивающий процесс по формированию навыков общения у подростков не был пущен на самотек, педагогом-психологом данного учебного учреждения разработаны индивидуальные рекомендации для педагогов и родителей; план совместных общешкольных психолого-педагогических мероприятий; специальные программы для групповой («Уроки психологического развития») и индивидуальной («Жизненные навыки», «Планета эмоций», «Психология взаимоотношений юношей и девушек») работы психолога школы с подростками для преодоления барьеров в общении. По показаниям уровня тревожности испытуемых можно определить в четыре группы: с высоким, выше среднего, средним, и ниже среднего уровня (см. таблицу №4). Из таблицы видно, что в подростковом возрасте наблюдается относительное повышение тревожности. В результате обработки выяснилось, что 43% испытуемых склонны к высокой тревожности, 30% имеют тревожность выше среднего, 7% - средний уровень тревожности, 20% - уровень тревожности ниже среднего. Высокую тревожность мы связываем с физическими и психическими особенностями возраста и личности умственно отсталого подростка, наличием особенностей полового созревания, «семейный» фактор, жестко регламентируемые условия и требования проживания в интернате. У некоторых подростков явную тревожность вызывает предстоящая самостоятельная жизнь после окончания школы (на вопрос дальнейшего самоопределения «Кем быть?», а вопросы, типа «В какой город меня направят учиться дальше?», «Где мне жить?» и т.п.).
Можно предложить, что одним из источников тревожности являются возрастные гендерные взаимоотношения, а также неблагополучный социальный статус (прежде всего общение с родителями и другими взрослыми). Возрастание тревожности может обусловливаться, главным образом, сферой межличностных отношений, поскольку она непосредственно связана с тем, как человека оценивают другие. Основываясь на полученных данных, мы не можем сделать каких либо окончательных выводов о факторах, которые выступают основными источниками тревожности у учащихся старших классов школы VIII вида, однако наши выводы дают основания предполагать, что определенную роль в ее возникновении играет нарушение сферы межличностных отношений. Исходя из выше сказанного, можно сказать, что низкий уровень коммуникативных способностей связан с высокой тревожностью, что подтверждают полученные данные (см. таблицу №5). Естественно, что в зависимости от реального положения подростка с проблемами в развитии интеллекта среди, как своих, так и сверстников вообще, его успешность в общении, выявленная тревожность будет требовать различных способов коррекции. Однако необходимо констатировать, что наибольший эффект коррекции будет только тогда, когда психолого-педагогическое воздействие будет тесно взаимосвязано с медициной (психотерапевтическая и даже в более сложных случаях психиатрическая помощь) [30]. Только комплекс медико-психолого-педагогического взаимодействия может гарантировать эффективность коррекционной работы. Именно на это и направлена деятельность специалистов школьного ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|