Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программы для групповых и индивидуальных занятий по формированию коммуникативных навыков и снятию эмоциональной нестабильности




С целью формирования коммуникативных навыков в процессе конструктивного взаимодействия у подростков с нарушением интеллекта, на базе «Минусинской школы-интерната VIII вида» в течение учебного года проводилась целенаправленная коррекционная работа.

Учитывались такие направления работы, как:

·   Обеспечение благоприятной позиции каждого подростка в системе внутриколлективных отношений.

·   Развитие навыков самооценки, самоконтроля за выполняемыми действиями, и поведения в процессе коллективной деятельности.

·   Организация занятий по развитию навыков общения: умения вступать в контакт, приходить к общему мнению, отстаивать свою точку зрения, уметь уступать.

·   Снятие проявлений агрессии, тревожности, эмоционального напряжения, неуверенности в себе.

·   Совершенствование деятельности школьного ПМПк, направленное на создание комплекса мероприятий медико-психолого-педагогического взаимодействия специалистов по работе с детьми группы риска и группы сопровождения.

Педагогом - психологом были составлены программы для групповых и индивидуальных занятий.

Программы для групповых занятий «Уроки психологического развития», «Развитие коммуникативных навыков», «Конфликты и пути их разрешения», «Учимся понимать себя и друг друга» объединены в единый курс «Мир, в котором мы живем» с целью развития навыков конструктивного взаимодействия, включают в себя занятия с педагогом - психологом (1 раз в неделю). Данный курс охватывает работу с учащимися 8 - 11 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Коррекционная работа предлагает целенаправленное психологическое воздействие на воспитанников; цель - формирование необходимых личностных качеств личности для дальнейшей адаптации подростков с интеллектуальным недоразвитием в современных условиях жизни.

Теоретической основой курса «Мир, в котором мы живем» являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, ПЯ Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем и другими учеными, разрабатывающими направления об основных закономерностях развития детей в норме и патологии.

Коррекционно-развивающая направленность занятий содействует как общему психоэмоциональному развитию учащихся в целом, так и операциональному компоненту ученика в частности.

Курс «Мир, в котором мы живем» имеет свою цель:

- оказание помощи подросткам в социализации, при интеграции их в общество, развитие коммуникативных навыков учащихся.

Достижение цели предполагает решение задач:

- развитие познавательного (когнитивного) компонента;

формирование положительной «Я - концепции»;

формирование адекватной самооценки;

овладение приемами эффективного общения;

овладение навыками самоконтроля и саморегуляции;

коррекция эмоционально-волевых нарушений;

развитие навыков межличностного общения.

Данный курс рассчитан на четыре года обучения, каждый из которых имеет свое направление:

I год обучения (8 класс) - «Учимся понимать себя и друг друга».

II год обучения (9 класс) - «Учимся договариваться и решать проблемы».

III год обучения (10 класс) - «Конфликты и пути их разрешения».

IV год обучения (11 класс) - «Уроки психологического развития».

Группы (8-10 человек) формируются в начале учебного года по итогам диагностики. По итогам промежуточной диагностики (конец I полугодия) состав и количество учеников группы могут частично корректироваться.

Продолжительность занятий - 40-60 минут.

Форма проведения - групповая.

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

«Мир, в котором мы живем» может быть эффективен только при условии систематического проведения занятий.

Программы для индивидуальных занятий «Планета эмоций», «Психология взаимоотношений юношей и девушек», «Жизненные навыки», «Особый ребенок» также входят в состав курса «Мир, в котором мы живем» и направлены на снятие у подростков проявлений агрессии, тревожности, эмоционального напряжения, неуверенности в себе; формирование адекватной самооценки. Форма проведения индивидуальных занятий разнообразна: игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, часы психологической разгрузки в виде релаксаций и т.д. Инивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся с подростками, имеющими эмоциональную нестабильность 1-2 раза в неделю, в зависимости от результатов диагностического обследования и эмоционального состояния.

Работа с подростками и старшеклассниками основана на специальном оборудовании интерактивной среды (ООО «ПФК АЛЬМА»). Занятия в таком кабинете позволяют глубже проникнуть в сферу эмоциональных переживаний подростков с нарушениями в поведении, способствуют повышению фрустрационной толерантности, снижению тревожности, развитию коммуникабельности. Интерактивная среда, насыщенная необходимым оборудованием для визуальной, аудиальной, моторно-кинестетической стимуляции позволяет максимально индивидуализировать процесс психологической помощи подростку.

Общая атмосфера на занятиях психологического развития создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Со стороны педагога-психолога строго учитывается то, что для подростков это период бурного физического и полового созревания. Доминирующими потребностями подростков данного возраста являются потребность в общении со сверстниками и потребность в самоуважении, именно поэтому очень важно избегать прямых оценок личности и характера учащихся.

Сотрудничество - вот основной фактор, побуждающий учащихся к активности. Главный смысл деятельности психолога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха - это то, что способен организовать психолог, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, поверить в себя.

Кроме этого, в рамках межпредметной интеграции «педагог-психолог + учитель / воспитатель», разработан комплекс интегрированных уроков - классных и воспитательских часов.

Как показывает опыт использования данных направлений, будет наиболее результативным, если проводить занятия, завуалированные в форме организации кружков, бесед, развивающих игр, турниров, дискуссий, куда приглашаются желающие и обязательно привлекаются неконтактные подростки.

Ведущими принципами психологического воздействия на учащихся являются: объективность (ориентация на внешне проявляемые эмоциональные реакции, высказывания, жесты), поведенческая оценка (необходимость систематического проведения функционального анализа поведения подростка как в процессе непосредственной психокоррекции так и в других видах деятельности, системность (проведение коррекционной и профилактической помощи систематически в соответствии с установленным расписанием и тематическим планом) и сотрудничество, которое подразумевает активное участие всех субъектов данной деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...