Программы для групповых и индивидуальных занятий по формированию коммуникативных навыков и снятию эмоциональной нестабильности
С целью формирования коммуникативных навыков в процессе конструктивного взаимодействия у подростков с нарушением интеллекта, на базе «Минусинской школы-интерната VIII вида» в течение учебного года проводилась целенаправленная коррекционная работа. Учитывались такие направления работы, как: · Обеспечение благоприятной позиции каждого подростка в системе внутриколлективных отношений. · Развитие навыков самооценки, самоконтроля за выполняемыми действиями, и поведения в процессе коллективной деятельности. · Организация занятий по развитию навыков общения: умения вступать в контакт, приходить к общему мнению, отстаивать свою точку зрения, уметь уступать. · Снятие проявлений агрессии, тревожности, эмоционального напряжения, неуверенности в себе. · Совершенствование деятельности школьного ПМПк, направленное на создание комплекса мероприятий медико-психолого-педагогического взаимодействия специалистов по работе с детьми группы риска и группы сопровождения. Педагогом - психологом были составлены программы для групповых и индивидуальных занятий. Программы для групповых занятий «Уроки психологического развития», «Развитие коммуникативных навыков», «Конфликты и пути их разрешения», «Учимся понимать себя и друг друга» объединены в единый курс «Мир, в котором мы живем» с целью развития навыков конструктивного взаимодействия, включают в себя занятия с педагогом - психологом (1 раз в неделю). Данный курс охватывает работу с учащимися 8 - 11 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Коррекционная работа предлагает целенаправленное психологическое воздействие на воспитанников; цель - формирование необходимых личностных качеств личности для дальнейшей адаптации подростков с интеллектуальным недоразвитием в современных условиях жизни.
Теоретической основой курса «Мир, в котором мы живем» являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, ПЯ Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем и другими учеными, разрабатывающими направления об основных закономерностях развития детей в норме и патологии. Коррекционно-развивающая направленность занятий содействует как общему психоэмоциональному развитию учащихся в целом, так и операциональному компоненту ученика в частности. Курс «Мир, в котором мы живем» имеет свою цель: - оказание помощи подросткам в социализации, при интеграции их в общество, развитие коммуникативных навыков учащихся. Достижение цели предполагает решение задач: - развитие познавательного (когнитивного) компонента; формирование положительной «Я - концепции»; формирование адекватной самооценки; овладение приемами эффективного общения; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции; коррекция эмоционально-волевых нарушений; развитие навыков межличностного общения. Данный курс рассчитан на четыре года обучения, каждый из которых имеет свое направление: I год обучения (8 класс) - «Учимся понимать себя и друг друга». II год обучения (9 класс) - «Учимся договариваться и решать проблемы». III год обучения (10 класс) - «Конфликты и пути их разрешения». IV год обучения (11 класс) - «Уроки психологического развития». Группы (8-10 человек) формируются в начале учебного года по итогам диагностики. По итогам промежуточной диагностики (конец I полугодия) состав и количество учеников группы могут частично корректироваться. Продолжительность занятий - 40-60 минут. Форма проведения - групповая. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. «Мир, в котором мы живем» может быть эффективен только при условии систематического проведения занятий.
Программы для индивидуальных занятий «Планета эмоций», «Психология взаимоотношений юношей и девушек», «Жизненные навыки», «Особый ребенок» также входят в состав курса «Мир, в котором мы живем» и направлены на снятие у подростков проявлений агрессии, тревожности, эмоционального напряжения, неуверенности в себе; формирование адекватной самооценки. Форма проведения индивидуальных занятий разнообразна: игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, часы психологической разгрузки в виде релаксаций и т.д. Инивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся с подростками, имеющими эмоциональную нестабильность 1-2 раза в неделю, в зависимости от результатов диагностического обследования и эмоционального состояния. Работа с подростками и старшеклассниками основана на специальном оборудовании интерактивной среды (ООО «ПФК АЛЬМА»). Занятия в таком кабинете позволяют глубже проникнуть в сферу эмоциональных переживаний подростков с нарушениями в поведении, способствуют повышению фрустрационной толерантности, снижению тревожности, развитию коммуникабельности. Интерактивная среда, насыщенная необходимым оборудованием для визуальной, аудиальной, моторно-кинестетической стимуляции позволяет максимально индивидуализировать процесс психологической помощи подростку. Общая атмосфера на занятиях психологического развития создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Со стороны педагога-психолога строго учитывается то, что для подростков это период бурного физического и полового созревания. Доминирующими потребностями подростков данного возраста являются потребность в общении со сверстниками и потребность в самоуважении, именно поэтому очень важно избегать прямых оценок личности и характера учащихся. Сотрудничество - вот основной фактор, побуждающий учащихся к активности. Главный смысл деятельности психолога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха - это то, что способен организовать психолог, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, поверить в себя.
Кроме этого, в рамках межпредметной интеграции «педагог-психолог + учитель / воспитатель», разработан комплекс интегрированных уроков - классных и воспитательских часов. Как показывает опыт использования данных направлений, будет наиболее результативным, если проводить занятия, завуалированные в форме организации кружков, бесед, развивающих игр, турниров, дискуссий, куда приглашаются желающие и обязательно привлекаются неконтактные подростки. Ведущими принципами психологического воздействия на учащихся являются: объективность (ориентация на внешне проявляемые эмоциональные реакции, высказывания, жесты), поведенческая оценка (необходимость систематического проведения функционального анализа поведения подростка как в процессе непосредственной психокоррекции так и в других видах деятельности, системность (проведение коррекционной и профилактической помощи систематически в соответствии с установленным расписанием и тематическим планом) и сотрудничество, которое подразумевает активное участие всех субъектов данной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|