Взаимосвязь особенностей общения и уровня тревожности у детей с умственной отсталостью подросткового возраста
Согласно выдвинутой гипотезе необходимо выяснить, как влияет тревожность подростков на проявление его коммуникативных способностей, поэтому рассмотрим зависимость между коммуникативными способностями и тревожностью отдельно для учащихся с низкими коммуникативными способностями, ниже средних, средних и высоких. Подростки (2 человека) имеют высокий уровень тревожности и низкий уровень коммуникативных способностей. Дмитрий О. - невнимательный (постоянно о чем-то думает, переживает) высокая тревожность связана с семейной обстановкой, родители не могут устроиться на работу. У него в классе мало друзей, предпочитает общение со старшим братом. Предложена работа с психологом по индивидуальной программе «Планета эмоций». Ксения М. - пытается занять в классе высокое положение, является физоргом в классе для нее важнее всего общение с одноклассниками, но у нее мало друзей, с которыми с которыми она постоянно общается, обидчива, постоянно сомневается в себе, в том, что сказала. Признает, что испытывает трудности в общении с одноклассниками (живет в интернате). Включена в групповые занятия-тренинги с психологом «Уроки психологического развития». Исключение составляет Александр О., имеющий низкие коммуникативные способности и тревожность ниже среднего. Это можно объяснить тем, что у этого учащегося низкая самооценка, нежелание учиться, его не волнуют проблемы оценок, взаимоотношений с одноклассниками, устраивает то положение, которое он занимает как в классе, так и в группе (живет в интернате). Включен в групповые занятия-тренинги с психологом «Уроки психологического развития», также проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа по программе «Жизненные навыки».
Руслан Э. имеет низкий уровень коммуникативных способностей тревожность выше среднего, он так же не отличается хорошей успеваемостью, но стремится занять определенное место среди одноклассников, для него общение имеет большое значение, но у него пока не получается, что указывает на низкий уровень коммуникативных способностей, в интернате живет сравнительно недавно. Включен в групповые занятия-тренинги с психологом «Уроки психологического развития», также проводится индивидуальная коррекционно - развивающая работа по программе «Планета эмоций». Учащиеся, коммуникативные способности которых ниже среднего уровня, имеют различный уровень тревожности. Высокий уровень тревожности при коммуникативных способностях ниже среднего имеют 5 человек. Влада П. - староста класса, программу школы VIII вида усваивает успешно. Высокая тревожность связана с тем, что к девочке предъявляются высокие требования. Она боится, что не справится со своими обязанностями. Не смотря на занимаемое положение, она плохо ладит со своими сверстниками, испытывает трудности в установлении новых контактов (живет в интернате, год назад была взята в опекунскую семью, но через полгода решила возвратиться вновь в интернат). Включена в групповые занятия-тренинги с психологом «Уроки психологического развития», также проводятся индивидуальные коррекционные занятия-релаксации в темной сенсорной комнате. Вера Я. - тревожность связана с неадекватной оценкой своего поведения (завышенная самооценка) стремится к общению, но очень поверхностному, непоследовательна, сталкиваясь с трудностями в общении, не может их решить, отступает. Это создает внутренний конфликт, раздражение, обидчива (недавно из интерната была взята в опекунскую семью). Включена в групповые занятия-тренинги с психологом «Уроки психологического развития», также проводятся индивидуальные коррекционные занятия-релаксации с использованием интерактивного оборудования.
Владимир Р. - скверно чувствует себя в новой компании, испытывает трудности в установлении контактов с людьми. Отвечая на уроках теряется, запинается даже если готов. Озабочен тем, как его воспринимают, испытывает трудности в гендерных взаимоотношениях и это вызывает высокую тревожность (живет с бабушкой). Включен в групповые занятия-тренинги с психологом «Уроки психологического развития», также проводится индивидуальная коррекционно - развивающая работа по программе «Психология взаимоотношений юношей и девушек». Оксана П. - легко входит в общение, для нее характерно ярко выраженное энергичное общение, а потребность в самовыражении, раскрытии своих переживаний - выше интереса к чувствам и переживаниям другого. Обидчива, считает, что ее никто не может понять. Вместе с Владой П. год назад была взята в опекунскую семью, но через полгода решила возвратиться вновь в интернат (на данном этапе живет в интернате). Предложена работа с психологом по индивидуальной программе «Планета эмоций». Владимир Ш. - высокая тревожность связана с неадекватной оценкой своего положения в классе. Имеет завышенную самооценку, хотел бы занять позицию лидера. В классе есть группа ребят, которых он, как лидер устраивает, остальные его как лидера не воспринимают (интернат). Включен в групповые занятия-тренинги с психологом «Уроки психологического развития», также проводятся индивидуальные коррекционные занятия-релаксации с использованием интерактивного оборудования. Тревожность выше среднего и коммуникативные способности ниже среднего имеют 3 человека. Артем Л. - мягкий, стеснительный. Обидчив, для того, чтобы скрыть это выполняет роль «клоуна». Стремится к общению, но сталкивается с трудностями, предпочитает маску (живет с родителями). Включен в групповые занятия-тренинги с психологом «Уроки психологического развития», также проводится индивидуальная коррекционно - развивающая работа по программе «Планета эмоций». Вячеслав Ш. - завышенная самооценка создает трудности в общении. В конфликтных ситуациях ведет себя агрессивно. Друзей среди одноклассников почти нет, много их по месту жительства (живет с матерью и братом, который также обучается в данной школе - надомное обучение; недавно пережил смерть отца). Включен в групповые занятия-тренинги с психологом «Уроки психологического развития», также проводится индивидуальная коррекционно - развивающая работа по программе «Жизненные навыки. Вариант №2» (работа со стрессами, связанными с потерей близких людей).
Виктория К. - хорошо зная взаимоотношения в семье тревожность можно назвать следствием. Родители живут в другом городе, общения с ними как такового нет. Виктория замкнута, недоверчива. Хочет показать себя взрослой и самостоятельной, поэтому общаться со сверстниками ей не интересно. Включена в групповые занятия-тренинги с психологом «Уроки психологического развития», также проводятся индивидуальные коррекционные занятия-релаксации в темной сенсорной комнате с элементами арт-терапии (сказкотерапия). Три человека имеют низкий уровень коммуникативных способностей и ниже среднего уровень тревожности. Артем З. - постоянно ищет общения со сверстниками и малознакомыми людьми, но его не воспринимают, т.к. он физически плохо развит (маленький рост), речь слабо развита, интересы детские (живет с родителями). Включен в групповые занятия-тренинги с психологом «Развитие коммуникативных навыков». Фатима Ц. - в классе чувствует себя неуверенно, при ответах теряется, говорит тихо, невнимательна. Ее мало волнует взаимоотношения с одноклассниками, устраивает то положение в классе, которое она занимает. В школу ходит потому, что «так надо», предпочитает друзей вне школы, живет и воспитывается в семье, намного младше своих сестер. Включена в групповые занятия-тренинги с психологом «Развитие коммуникативных навыков». Алексей Л. - не отличается хорошей успеваемостью, слабые коммуникативные способности. Пытается самоутвердится в классе, испытывает трудности в гендерных взаимоотношениях; недавно взят на воспитание в опекунскую семью. Включен в групповые занятия-тренинги с психологом «Развитие коммуникативных навыков», также проводится индивидуальная коррекционно - развивающая работа по программе «Психология взаимоотношений юношей и девушек».
Среди учащихся имеющих средний уровень коммуникативных способностей преобладает высокий уровень тревожности (5 человек) и выше среднего (2 человека), учащихся со средним уровнем тревожности и средними коммуникативными способностями всего 3 человека - Раджаб К., Юрий Т., Дмитрий К. Раджаб К. - выражены черты детской непосредственности, умеет достатосно творчески мыслить. Привязан к своим близким, но недостаточное доверие и понимание с их стороны вызывает тревогу (воспитывается в семье). Включен в групповые занятия-тренинги с психологом «Учимся понимать себя и друг друга», также проводятся индивидуальные коррекционные занятия-релаксации с использованием интерактивного оборудования. Юрий Т. - стремится к общению, непосредственному выражению своих ощущений, переживаний. Поддается влиянию среды (живет в интернате). Включен в групповые занятия-тренинги с психологом «Развитие коммуникативных навыков», также проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа по программе «Я - в ситуации выбора». Дмитрий К. - хорошая успеваемость, отношения в классе нормальные. Есть друзья вне школы, испытывает трудности в гендерных взаимоотношениях. Поддерживает доверительные отношения с родителями. Систематически оказывается консультативная помощь психолога (причем инициатором встреч является сам подросток), по мере необходимости - психологическая поддержка в виде доверительных бесед, занятий-релаксаций с элементами арт-терапии, использованием интерактивного оборудования. Александр И. и Наталья П. обладают уровнем тревожности выше среднего и средними коммуникативными способностями. Они стремятся к контактам, отстаивают свое мнение, однако их потенциал не отличается высокой устойчивостью (оба из интерната). Включены в групповые занятия-тренинги с психологом «Учимся договариваться и решать проблемы», также проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа по программе «Я - в ситуации выбора», по мере необходимости - психологическая поддержка в виде доверительных бесед, занятий-релаксаций с элементами арт-терапии, использованием интерактивного оборудования. Учащиеся, обладающие средними коммуникативными способностями и высоким уровнем тревожности (5 человек) по разным причинам: большое влияние на уровень тревожности подростков оказывает уровень взаимоотношений в группе, как со сверстниками, так и с воспитателями. Михаил В., хоть и проживает в интернате, поддерживает отношения с семьей с помощью писем, телефонных разговоров; достаточно регулярно получает посылки, однако его ни разу не брали домой на каникулы, о чем подросток горячо мечтает, особенно в предканикулярный период, и сильно переживает, что его мечта в очередной раз не воплотилась в реальность. Включен в групповые занятия-тренинги с психологом «Учимся понимать себя и друг друга», также проводятся индивидуальные коррекционные занятия-релаксации с использованием интерактивного оборудования.
Анастасия Т. и Александр С. - высокий уровень тревожности связан с высокими требованиями, предъявляемыми к ним, по их мнению. Стремятся к общению, но очень критичны по отношению к другим, по отношению к себе уровень критичности снижен (оба из интерната). Александр С. подвижный, взрывной, даже агрессивный. Включены в групповые занятия-тренинги с психологом «Конфликты и пути их разрешения», также проводятся индивидуальные коррекционные занятия по программе «Планета эмоций» в сочетании с релаксационными упражнениями в темной сенсорной комнате. Показатели уровня тревожности испытуемых с высоким уровнем коммуникативных способностей имеют четверо учащихся. Александр П. имеет высокий уровень коммуникативных способностей и высокий уровень тревожности. Имеет высокую самооценку, пытается занять в классе место лидера, но одноклассники его как лидера не воспринимают. Подросток ответственный, организованный, требователен и к себе и к окружающим. Не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, стремится к расширению круга знакомств, не отказывает в помощи. С удовольствием принимает участие в общественной деятельности (живет в интернате). Высокими коммуникативными способностями и уровнем тревожности выше среднего обладают двое учащихся. Виктория Т. - тревожность связана с семейной обстановкой, трудностями в общении с родителями. Вадим К. - ярко выражено желание добиться признания сверстников, доминирование, высокая самооценка. Александр Ч. обладает высоким уровнем коммуникативных способностей и уровнем тревожности ниже среднего. Хорошо владеет речью, успеваемость средняя, любит участвовать в общественных мероприятиях и выполнять различные поручения. Лидирующего положения в классе не занимает. Взаимоотношениями с одноклассниками доволен, доверительные отношения с родителями и стабильные отношения с преподавательским коллективом. Подросткам, имеющим высокие коммуникативные способности (Александр П., Виктория Т., Александр Ч.), систематически оказывается консультативная помощь психолога (причем ученики чаще всего обращаются к психологу по собственной инициативе, озвучивая свои проблемы, по поводу которых испытывают чувство тревожности). По мере необходимости - психологическая поддержка в виде доверительных бесед, занятий-релаксаций с элементами арт-терапии, использованием интерактивного оборудования, проигрываются ситуации «Я в ситуации выбора».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|