Тема 2. Спрос и предложение. Рыночное и отраслевое равновесие.
Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос и определяющие величину спроса. Эффект замещения и эффект дохода. Изменения спроса и изменения объема спроса. Исключения из закона спроса парадокс Гиффена, эффект Веблена и эффект сноба. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение и величину предложения. Механизм взаимодействия спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена и ее функции. Отраслевое равновесие. Проблема устойчивости равновесия. Государственное регулирование рынка. Излишки потребителя и производителя. Источники: обязательные - 1-7 дополнительные – 8,10-17,19-24 Тема 3. Спрос и поведение потребителя.
Потребительские предпочтения и полезность. Аксиомы полной упорядоченности, транзитивности предпочтений и насыщаемости потребностей. Общая (совокупная) и предельная полезность. Эффект дохода и эффект замещения и их взаимодействие. Количественная (кардиналистская) и порядковая (ординалистская) полезность. Убывающая предельная полезность. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Предельная норма замещения. Равновесие потребителя.
Источники: обязательные - 1-7 дополнительные – 8-17,19,21-24
Тема 4. Спрос индивидуальный и рыночный.
Индивидуальный и рыночный спрос и их характеристика. Понятие эластичности, коэффициент эластичности. Формы эластичности спроса и предложения. Эластичность спроса по цене и по доходу. Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность предложения по цене. Источники: обязательные - 1-7 дополнительные – 8-17, 19-22
Тема 5. Производство. Издержки производства. Прибыль.
Понятие процесса производства. Массовое и мелкосерийное производство. Технология производства. Производственная функция и технический прогресс. Изокванта и изокоста. Отдача от масштаба.
Сущность и структура бухгалтерских издержек. Явные и неявные издержки. Альтернативные издержки и экономический выбор. Альтернативные издержки и эффективность производства. Взаимосвязь бухгалтерских и экономических издержек. Концепции прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормальная, балансовая и предельная прибыль. Соотношение экономической и бухгалтерской прибыли. Эффект масштаба. Постоянные, переменные и валовые (общие) издержки. Средние издержки. Предельные издержки. Трансакционные издержки: понятие, природа и классификация.
Источники: обязательные - 1-7 дополнительные – 8-17,19-24
Тема 6. Совершенная конкуренция: понятие, признаки. Концепции фирмы.
Признаки и условия совершенной конкуренции, ее достоинства и недостатки. Значение рынка совершенной конкуренции. Концепции фирмы: неоклассическая, институциональная и бихевиористская и их характеристики. Деятельность конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Открытие предприятия, мотивы поведения фирмы. Критерий целесообразности производства в краткосрочном периоде. Максимизация прибыли. Кривая предложения конкурентной фирмы. Равновесие в краткосрочном периоде. Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Нулевая экономическая прибыль.
Источники: обязательные - 1-7 дополнительные – 8-15,20-27
Тема 7. Монополистическая конкуренция. Равновесие монополистической фирмы. Понятие и особенности монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Пределы монополистического завышения цен. Выбор оптимального объёма производства в условиях монополистической конкуренции. Основные черты рынка монополистической конкуренции. Оптимизация выпуска в краткосрочном периоде. Равновесие в долгосрочном периоде.
Последствия монополистической конкуренции. Источники: обязательные - 1-7 дополнительные – 8-14, 16-21, 24 Тема 8. Олигополия. Модели олигополии. Особенности олигополистического рынка. Поведение олигополистической фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Определение цены и объема производства. Модель Курно. Роль неценовой конкуренции. Модели олигополии: модель, основанная на сговоре, модель ценового лидерства. Проблема эффективности олигополистического рынка.
Источники: обязательные - 1-7 дополнительные – 8-12,15-20,24
Тема 9. Монополия. Социальная цена монополии. Основные черты монополии. Барьеры вхождения в монополистическую отрасль. Преимущества крупного производства. Нечестная конкуренция. Индекс монопольной власти Лернера. Рыночное равновесие в условиях монополии. Ценовая дискриминация и ее разновидности. Х-эффективность. Естественная монополия и ее регулирование. Необходимость антимонопольной политики. Объективные трудности демонополизации. Регулирование деятельности отечественных монополий. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий: цели и средства. Признаки монополизации рынка: степень концентрации, переплетение ведущих фирм с конкурентами.
Источники: обязательные - 1-7 дополнительные – 8,10-19,22-24
Тема 10. Конкурентные и неконкурентные рынки факторов производства. Рынки факторов производства. Рынок труда. Рынок капитала. Рынок земли. Совершенно конкурентный рынок ресурсов. Рыночный и отраслевой спрос на ресурсы. Предельная доходность и предельные издержки производственного ресурса. Спрос фирмы на ресурсы. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Отраслевое и рыночное предложение ресурсов. Монопольная власть продавцов на ресурсы производства. Рынки ресурсов производства с монопсонической властью.
Источники: обязательные - 1-3,4,5 дополнительные – 1,9,13,14,16-24
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|