Основные направления развития законодательства об ответственности в сфере строительства
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Административная ответственность - необходимый элемент механизма административно-правового регулирования отношений в сфере государственного управления градостроительной деятельностью. От того, насколько полно в нормах действующего законодательства урегулирована административная ответственность субъектов и объектов управления, зависит состояние законности и дисциплины в сфере управления. Выше было определено, что субъектами административных правонарушений в строительстве могут быть: ) физические лица: осуществляющие индивидуальное строительство; строительство в качестве индивидуальных предпринимателей; не имеющие отношения к строительной деятельности, но нарушающие градостроительное законодательство; ) должностные лица: работники юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в строительстве; служащие органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере строительства; служащие органов местного самоуправления; ) юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в строительстве. Важным выступает вопрос об ответственности должностного лица, выдавшего разрешение на строительство на территории залегания полезных ископаемых. Статья 7.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за строительство на таких территориях без получения специального разрешения, следовательно, административное правонарушение образует строительство объекта на указанной территории при наличии разрешения на строительство, но без специального разрешения, выдаваемого другим органом. Субъектом данного правонарушения может быть застройщик. Важно выделить необходимость привлечения к административной ответственности по ст. 7.4 КоАП РФ (а также по ст. 7.8, 7.9, 7.14, 9.13 КоАП РФ) не только застройщика, но и должностное лицо органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, выдавшее в нарушение требований отраслевого (водного, лесного, о недрах и т.д.) законодательства разрешение на строительство.
Учитывая важность регулируемых правоотношений в аспекте защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства, необходимость охраны принципов и требований законности в системе государственного и муниципального управления, целесообразно, дополнить ст. 9.5 КоАП РФ пунктом 6 следующего содержания: «нарушение порядка выдачи разрешений на строительство - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда» и пунктом 7 «нарушение порядка выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда». Выдача разрешений на строительство (ввод объекта в эксплуатацию) - один этап из цикла административно-разрешительных процедур, предшествующих началу (или окончанию) строительных работ. Как указывает ч. 6 ст. 36 ГрК РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель водного фонда, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Ранее объекты строительства принимались государственной приемочной комиссией, членами которой являлись представители муниципалитета, заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, генерального проектировщика, органов государственного санитарного и пожарного надзора. Порядок, установленный ст. 55 ГрК РФ, указывает один орган, куда обращается застройщик за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, - в орган, выдавший разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - официальный документ, подтверждающий, что работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства выполнены в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, и параметры объекта соответствуют градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Статья 9.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации объекта капитального строительства, связывая нарушение установленного порядка: ) с ведением работ по строительству без получения разрешения на строительство; ) с эксплуатацией объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию. Также пробелом правового регулирования следует считать отсутствие аналогичной нормы об ответственности должностных лиц за нарушение порядка выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию/ Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, равно как и отказ в выдаче разрешения на строительство, может быть оспорен в судебном порядке. Представляется необходимым закрепить в п. 8 ст. 55 и п. 14 ст. 51 ГрК РФ возможность застройщика оспорить отказ в административном порядке. В административном порядке по сравнению с судебным есть ряд преимуществ: более упрощенная процедура обращения в вышестоящий орган; четко установленные сроки рассмотрения жалобы; профессионализм должностных лиц, рассматривающих жалобу. Учитывая, что в России не создана система административных судов, административный порядок обжалования мог бы стать альтернативой судебному. Согласно подп. 1.1 ст. 6.1 ГрК РФ в ведение субъектов РФ были переданы государственные полномочия в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. Установление в положениях о деятельности исполнительных органов субъектов РФ, уполномоченных на осуществление государственной политики в сфере градостроительной деятельности, возможности принимать решение о неправомерности отказов в выдачи разрешения на строительство (ввод объектов в эксплуатацию) с возложением обязанности выдать соответствующее разрешение способствовало бы укреплению законности и дисциплины в органах местного самоуправления, защите законных интересов застройщиков. В ситуациях, когда отказ выдается органом исполнительной власти субъекта РФ, отказ должен быть в административном порядке рассмотрен Минрегионом РФ
Из анализа норм ГрК РФ можно заключить, что государство наделило саморегулируемую организацию полномочиями по проверке кандидатов на получение свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов строительства. Аналогичными функциями были ранее наделены лицензирующие органы. Стоит заметить, что должностные лица органов, выдававших лицензии, несли ответственность за нарушение законодательства о лицензировании. Действующий КоАП РФ не устанавливает ответственность и для саморегулируемых организаций, созданных в строительном комплексе. Между тем, данные организации наделены полномочиями по выдаче свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов строительства. Следовательно, в целях правовой охраны общественных отношений в рассматриваемой сфере, должна быть установлена административная ответственность за ненадлежащее исполнение саморегулируемой организацией своих обязанностей. В связи с этим можно в КоАП РФ предусмотреть ответственность о нарушении СРО норм градостроительного законодательства в части установления требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, ниже минимально необходимых требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности. Кроме того, следует в КоАП РФ установить ответственность для саморегулируемой организации за бездействие, выразившееся в несообщении органу государственного строительного надзора сведений о фактах нарушения членом саморегулируемой организаций требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства.
Представляется перспективным увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 9.4, 9.5, 9.5.1 КоАП РФ, с 2-х месяцев до одного года, в соответствии с чем внести изменения в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Также в отношении регулирования деятельности СРО в строительстве в ГрК РФ имеется серьезный пробел, касающийся недавно созданных организаций и влияющий на вероятность появления вышеуказанного риска у СРО и ее членов. Действующее законодательство никоим образом не разграничивает в плане вступления в СРО вновь созданные организации и строительные организации, имеющие историю и опыт работы в строительной отрасли, хотя вполне очевидно, что, принимая недавно созданные организации в свои члены, СРО в строительстве рискует гораздо больше, так как в случае причинения такими организациями вреда, недавно созданная организация, скорее всего, не будет иметь средств для возмещения такого вреда и, возможно, заявит о своем банкротстве. С другой стороны, отказ в приеме в члены СРО недавно созданных компаний приведет к невозможности появления новых «игроков» в строительной отрасли, что непременно скажется на конкуренции в строительной отрасли и ее дальнейшем развитии.
Заключение
По итогам проведённого исследования можно сделать выводы: . о преимуществах и недостатках перехода к саморегулированию в строительстве. Преимущества создания СРО следующие: · предъявление единых требований и критериев к вступлению новых организаций в СРО, повышение качества отбора участников; · возможность создания компенсационного фонда; · осуществление мониторинга членов сообщества и раскрытие правонарушений; · оспаривание актов и решений органов власти, нарушающих права и законные интересы СРО или ее членов; · возможность поддерживать институциональное и организационное развитие в других сферах деятельности (поддержка развития гражданских институтов и социально направленного бизнеса). Недостатки и отрицательные стороны СРО: · возможность трансформации в картели путем завышения требований к вступлению в СРО, что ограничивает доступ на рынок новых фирм; · удорожание процесса вхождения в отрасль и непосильность членских взносов для малых предприятий; · лоббирование интересов членов только своей СРО;
· увеличение объема отчетности для участников СРО; · нежелание компаний направлять на работу в СРО своих наиболее компетентных и активных сотрудников; нехватка определенных знаний, которые важны для долгосрочной конкурентоспособности СРО на рынке. Государственным органам создание саморегулируемых организаций позволит существенно снизить затраты на регулирование деятельности ряда отраслей за счет отмены в них лицензирования и сертификации, что в конечном счете должно привести к сокращению государственного аппарата и снижению коррупции. . в отношении совершенствования ответственности СРО в целом. В отношении деятельности СРО в строительстве ГрК РФ необходимо дорабатывать и изменять в соответствии с действующими реалиями и интересами всех участников строительной отрасли. Следует расширить список документов, необходимых для приема в члены СРО, установить дополнительные способы обеспечения имущественной ответственности недавно созданных организаций, желающих вступить в СРО и получить свидетельство о допуске к работам (например, ужесточить требования по страхованию гражданской ответственности для таких организаций). Все вышеописанные предложения требуют серьезной проработки и согласования на уровне не только государственных органов, но и участников строительной отрасли, включая СРО в строительстве. Однако даже сейчас действующее законодательство позволяет создать вполне работоспособный механизм контроля за деятельностью членов СРО и квалификацией их сотрудников. Именно с помощью такого механизма СРО в строительстве могут самостоятельно минимизировать риск возникновения субсидиарной ответственности за вред, причиненный ее членом. Сейчас для СРО в строительстве главное - стремиться не только к увеличению количества своих членов, но и к созданию и совершенствованию данного механизма. . в отношении совершенствования административной ответственности в сфере строительства. КоАП РФ не обеспечивает административно-правовой охраной ряд обязательных правил, устанавливаемых Градостроительным кодексом РФ, преимущественно в части обязанностей должностных лиц уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления; Градостроительный кодекс РФ запрещает проведение в строительстве каких-либо иных государственных экспертиз кроме государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектов; проведение каких-либо иных видов государственного контроля и надзора кроме государственного строительного надзора; новелла Градостроительного кодекса РФ, регламентирующая осуществление государственного контроля за соблюдением субъектами Российской Федерации и муниципалитетами законодательства о градостроительной деятельности, оказалась не обеспеченной административно-правовой ответственностью; КоАП РФ, в основном, в составах административных правонарушений в области строительства предусматривает таких субъектов ответственности, как индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственность же должностных лиц в сфере рассматриваемых правоотношений в рамках данной главы Кодекса остается неурегулированной. В частности, из КоАП РФ исключена норма об ответственности должностных лиц за нарушение порядка выдачи разрешения на строительство, ввод объекта в эксплуатацию (как показывает судебная практика, в ряде случаев отказы в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию неправомерны). Получение таких разрешений - важный элемент в организации деятельности любого застройщика. Учитывая важность регулируемых правоотношений в аспекте защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства, необходимость охраны принципов и требований законности в системе государственного и муниципального управления, целесообразно, дополнить ст. 9.5 КоАП РФ пунктом 6 следующего содержания: «нарушение порядка выдачи разрешений на строительство - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда» и пунктом 7 «нарушение порядка выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда». Список литературы
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации (в редакции 30 августа 2008 г.) 2. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» . Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» . Федеральный закон от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» 5. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. 2002. 12 янв. 6. Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» // Российская газета. 1995. 15 марта. 7. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.06.2008 №414 «Об утверждении и введении в действие Типовой программы инспекции при проведении государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии» // Бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. 2008. 29 июня. 8. Анисимов А.П. Современные проблемы правового регулирования градостроительной деятельности: законодательство и практика // Аграрное и земельное право. - 2009. - №7. - C. 77-81 . Антонова Е.Ю. Уголовная ответственность юридических лиц: Монография / Под ред. проф. А.И. Коробеева. - Владивосток, 2005. 10. Байбурин А.Х. О разработке стандартов саморегулируемых организаций по оценке системы контроля качества строительства // Инженерно-строительный журнал. - 2010. - №3. - С. 24-26 . Басина Е.В., Викторова М.Ю., Теличенко. В.И. Саморегулирование в строительной сфере. - М.: МГСУ, - 2010. 432 с. . Бочков В.И. Доказательства и доказывание по делам об административных правонарушениях в области строительства. В сборнике «Актуальные вопросы административно-правового регулирования в современной России». 26 марта 2008 г. - Москва: ВНИИ МВД России, 2008. С. 52-54 13. Бочков В.И. Квалификация административных правонарушений в строительстве // Вестник Московского университета МВД России. 2007, №2. С. 51-54 . Бочков В.И. Повышение квалификации сотрудников ОВД: Актуальные вопросы Сборник «Актуальные проблемы профессиональной компетентности и культуры сотрудников правоохранительных органов». Материалы международной научно-практической конференции. - Брянск: Брянский филиал Московского университета МВД России, 2006. С. 297-298 . Бочков В.И. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Административная ответственность юридических лиц за нарушение установленного порядка строительства объектов // Право: теория и практика 2006, №18 (89). С. 35-38 . Бочков В.И. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Административная ответственность юридических лиц за нарушение установленного порядка строительства объектов. «Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел». Тезисы выступлений и докладов адъюнктов и соискателей Московского университета МВД России на научно-практической конференции 20 апреля 2007 г. - Москва: Московский университет МВД России, 2007. С. 31-33 . Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 2004. 18. Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. М., 2007. 19. Гудова Е.А. Частные и публичные интересы в законодательстве Российской Федерации о строительстве // Журнал российского права. 2007. №9. С. 39. 20. Епифанова Е.В. Юридическое лицо как субъект преступления // Современное право. 2003. №2 . Козлов А.П. Понятие преступления. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. С. 404 . Козлов А.П. Понятие преступления. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. . Кравец Ю.П. Об уголовной ответственности юридических лиц за преступления в сфере предпринимательской деятельности // Журнал российского права. 2004. №6. . Левин А.А. Гражданско-правовое регулирование участия физических лиц в долевом строительстве многоквартирных домов: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М.:РГБ, 2008. -21 с. 25. Малиновский А.А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. М., 2002. . Михайлов Л.М., Устинов В.Э. Актуальные проблемы развития строительной отрасли в интересах обеспечения экономической безопасности России // Научные труды преподавателей МАЭП: Выпуск №20. - М.: МАЭП, 2009. - С. 47-59 . Никифоров А.С. Юридическое лицо как субъект преступления и уголовной ответственности. М., 2002. С. 51. 28. Никифоров А. Юридическое лицо как субъект преступления // Уголовное право. 2000. №2 . Панова И.В. Некоторые вопросы административной ответственности за правонарушения в области строительства // Закон. 2008. №9. С. 29 - 38. . Романенкова Н.Д. Правовой статус застройщика по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М, 2009. -27 с. . Ситковский И. Проблемы ответственности юридических лиц в уголовном законодательстве // Уголовное право. 2002. №4. . Соболев Д.А. О «публичности» договора участия в долевом строительстве // Труды СТА. - М: Издательство СГА, 2010, №6 (34). - С. 39-45 . Соболев Д.А. Соотношение договора участия в долевом строительстве с договором строительного подряда // Юридические науки. - М.: Компания Спутник+, 2009, №2 (36). - С. 71-73. - 0,2 п.л. . Соболев Д.А. Срок передачи застройщиком объекта долевого строительства // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сборник статей. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009, 4.42 - С. 52-54- . Соболев Д.А. Цена как существенное условие договора участия в долевом строительстве // Российское правоведение: Трибуна молодого ученого: Сборник статей. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009, Вып. 9. - С. 88-89.- 36. Устинов В.Э. Концептуальные и стратегические направления повышения экономической безопасности России в аспекте развития строительной отрасли // ЭПОС. №3 (33). - 2009. - С. 35-41 . Фролкина Е.Н. Гражданско-правовая ответственность за нарушение инвестиционного договора в строительстве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2008. -25 с. 38. Харитошин И.И. Договор участия в долевом строительстве: гражданско-правовые вопросы квалификации и применения: Автореф. дис. канд. юрид. наук.-М., 2009. -31 с. . Э. Жевлаков. К вопросу об ответственности юридических лиц за совершение экологических преступлений // Уголовное право. 2002. №1. ответственность строительство юридический предприниматель
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|