Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 14. Культура архаической Греции. Религиозно-общественные празднества. Олимпийские игры и их культурное значение.




Становление греческих полисов сопровождалось формированием новой культуры, новой системы духовных ценностей, основными параметрами которой стали рационализм мышления грека, сознание ценности человеческой личности, прославление активности, смелости и умения, понятие свободы как высшей нравственной категории.

 

Условия, в которых формировалась культура архаической Греции:

a) Эффективная, рациональная экономика, сформировавшая прогрессивно мыслящий класс и активное среднее гражданство (были особо восприимчивы к новым культурным ценностям)

b) Реальная близость институтов государства и его граждан

c) Отсутствие жесткой жреческой организации, простота религиозных обрядов

d) Благоприятный климат — зелёные равнины, голубое небо, бесконечная гладь синего моря) — способствовал развитию чувства прекрасного, соразмерности и гармонии

А) Религия и религиозно-общественные празднества.

 

I. Общая характеристика греческой религии.

 

Греки разработали оригинальную религиозную систему, коренным образом отличавшуюся от древневосточных религий. Её признаки:

a) Божество подчиняется высшей силе — судьбе

b) Конечное назначение бога — помогать людям, а не использовать лишь для служения себе

c) Боги могли вступать в отношения со смертными людьми, от этих браков рождались герои[8]

d) Боги подобны людям, именно это позволяло последним возвыситься до божества

e) Боги постоянно вмешиваются в дела людей, но и люди с помощью жрецов-предсказателей узнают о божественной воле

f) Нравственное начало богов — они вершили высший суд, карали виновных и дарили милостями соблюдавших законы

g) Отсутствие в религии строгих догм и влиятельного жречества

 

Все божества делятся на:

a) Низших — демонические существа, олицетворяли собой все элементы природы (сирены[9], кентавры[10], сатиры[11], тритоны и нереиды[12])

b) Высших — жили на горе Олимп. Характерная особенность — существовало 3 поколения богов:

1) Хаос, Гея, Тартар, Эрос. Гея породила Урана, вступила с ним в брак и породила второе поколение — титанов

 

2) Титаны. Сын Урана Кронос стал во главе заговора против отца и лишил его власти. Кронос, боясь за свою власть, пожирал своих детей. Однако Зевс избежал этой участи и сверг отца

 

3) Олимпийские боги. Их 12: Помимо Зевса, Посейдон, Аид (главы морского и подземного царств соответственно), Гера (покровительствовала браку и материнству), Деметра (богиня земли и плодородия), Гестия (богиня священного домашнего очага), Афина (богиня мудрости и ремесла), Гефест (бог-кузнец), Афродита (богиня любви и красоты), Арес (бог войны), Аполлон (бог света и покровитель Муз), Артемида (его сестра, богиня-охотница), Дионис (бог виноградарства и виноделия), Гермес (бог торговли и путешествий).

 

Верховный бог всех греков — только Зевс, власть остальных богов ограничивалась рамками общины. Олимпийцы воплощали в себе идею прогресса и цивилизации (напр., Дионис покровительствовал театру, Аполлон — литературе и науке).

 

I. Религиозно-общественные празднества.

 

Начиная с 6 века, общественные празднества в честь бога-покровителя с участием всех граждан города стали обязательной частью религиозного культа.

 

Процесс: путь торжественной процессии шёл через весь город и заканчивался у главного храма божества. Ему на алтарь приносили гекатомбу [13] . Для жертвы использовали только внутренности животных, остальное — шло на пиршество. Обязательными считались различные состязания, шествия с участиями «богов», театральные представления.

 

Значение: праздник как демонстрация успеха, силы и могущества города, высший момент единения всего гражданского коллектива.

 

Виды празднеств   Олимпийские игры Пифийские Истмийские Немейские Великие Панафинеи
Место проведения Проводились в честь Зевса в Элиде, в небольшом местечке Олимпия на севере Пелопоннеса На Киррейской равнине около Дельф, в честь Аполлона Близ Коринфа в честь Посейдона В Арголиде в честь Зевса Немейского В Афинах, в честь Афины Полиады
Частота проведения 1 раз в 4 года, в первое полнолуние после летнего солнцестояния 1 раз в 4 года, в начале осени 1 раз в 2 года 1 раз в 2 года 1 раз в 4 года, в августе, в день рождения Афины
Дата первых игр 776 год до н.э. 590 г. до н.э. 582 г. до н.э. 573 год до н.э.  
Происхождение Существует несколько версий происхождения:   1) Геракл Идейский, один из 5 дактилей, охранявших младенца Зевса, организовал состязание своих братьев в беге и вручил победителю ветвь дикой маслины   2)Зевс провёл первые соревнования после победы над Кроносом   3) Пелопс, в честь своей победы в гонках на колесницах над Эномаем (получил за это власть в государстве), провёл первые Олимпийские игры   4) 3 царя (Ифит из Элиды, Ликург из Спарты и Клеосфен из Писы) заключили между собой договор о священном перемирии (экехерии), которое объявлялось на время проведения празднества, а Олимпия становилась «священной зоной мира».   Основал сам Аполлон в честь победы над драконом Пифоном.      
Программа 1-ый день: участники перед алтарём Зевса Олимпийского приносили священную клятву, что они будут соблюдать правила состязаний 2, 3, 4-е дни — проведение непосредственно соревнований (бег, борьба, кулачный бой, панкратия[14], пентатлон[15], ристания на колесницах и др.) 5-й день — торжественное закрытие игр и награждение победителей.     Атлетические, конные, музыкальные, поэтические соревнования. Атлетические, конные, музыкальные состязания Музыкальные, конные, спортивные соревнования, а также «малые» соревнования, посвящённые Афине (факельная эстафета, военные танцы, состязание кораблей и др.). Кульминация — торжественная процессия, поднимавшаяся на Акрополь, в которой Афине несли священную одежду (пеплос)
Награда победителю 752 г. до н.э. — наградой олимпионикам — победителям Олимпиады — стал венок из маслины. На родине олимпионики становились национальными героями, в их честь писали оды.   Лавровый венок Венок из сосновых веток Венок из сельдерея Панафинейская амфора, наполненная священным оливковым маслом.
Другое О времени начала празднества всех греков оповещали специальные послы — спондофоры. Спортсмены съезжались за месяц до начала игр для отборочных состязаний.   720 год до н.э. — атлеты стали соревноваться обнажёнными (до этого были в набедренных повязках)   632 год до н.э. — введение состязаний для мальчиков.   Варвары и рабы могли только наблюдать за состязаниями, женщинам же запрещено было как участвовать в играх, так и быть зрителями. Из числа граждан избирали 10 судей. Рабдохи — смотрители, вооружённые палками, обеспечивали порядок на играх.        

Б) Литература.

 

На рубеже 9—8 веков в Греции была создана более удобная алфавитная система (24 буквы, были не только согласные, но и гласные звуки — более совершенная, чем у финикийцев).

 

В 8—7 веке рождается греческая литература

Самый ранний вид — эпическая поэзия. Лучшие её образцы — «Илиада» и «Одиссея» Гомера, текст которых составлен в 8 веке до н.э. и записан в середине 6-го в. до н.э.

Эпическая поэзия включает в себя 2 вида произведений:

1) Киклические поэмы (составляющие определённый цикл, напр., цикл о Троянской войне, поэмы о правлении фиванского царя Эдипа)

2) Гомеровы гимны — торжественные песни в честь богов, приписываемые Гомеру

 

Первые авторские произведения — «Труды и дни», где идёт речь о тяжёлом труде земледельцев и пастухов и «Теогония», в которой излагаются мифы о родословных богов, даётся объяснение происхождения мира (их автор — Гесиод).

С середины 7 века новый жанр — лирическая поэзия, которая описывает чувства отдельного человека, его радости и печали. Авторы: Архилох с острова Парос, Алкея и Сафо с Лесбоса, Анакреонт; Солон из Афин и Феогнид из Мегар — политическая лирика.

Жанр торжественных гимнов — здесь творил Пиндар, прославляющий победителей Олимпийских и Пифийских игр. Эзоп работал в жанре нравоучительного рассказа (басни).

 

Таким образом, разнообразие литературных жанров, богатство содержания сделали молодую греческую литературу замечательным культурным наследием.

 

В) Архитектура и скульптура.

Архитектура переживает бурное развитие, особенно храмовое строительство. Именно в нём была разработана знаменитая ордерная система, которую характеризует:

1) Строгая соразмерность частей здания

2) Чёткое разделение несущих и несомых частей

3) Украшение храма скульптурой и живописью (храм рассматривался как жилище бога, скульптура носила сакральный характер)

4) Органическое включение здания в окружающий ландшафт

Самый ранний ордер — дорический (приземистость, массивные тяжеловесные формы). В 6 веке появляется ионический с более лёгкими и стройными формами.

 

Вырабатывается 2 господствующих образа в скульптуре:

1) мужской: обнажённый, физически здоровый, жизнерадостный человек. Такие статуи называли куросами (аполлонами)

2) женский: задрапированная женская фигура, богиня или хранительница домашнего очага, матери семейства.

Отличительная черта архаической скульптуры — её схематизм и условность.

Г) Философия.

 

 

Греческие философы архаического периода занимались в основном объяснением природы, поэтому её называют натурфилософией.

Философы, дающие материалистическое истолкование происхождения мира: Фалес (считал первовеществом воду), Анаксимен (воздух), Анаксимандр (первоматерия — бесконечно малые частицы), Гераклит из Эфеса (огонь). Последнему принадлежит учение о диалектике («Всё течёт, всё меняется»).

Пифагор считал, что не вещество, а числа определяют порядок и основу всего мира. Внёс большой вклад в математические исследования.

 

Зарождение философских концепций является показателем зрелости раннегреческой культуры

Вывод: в целом раннегреческая культура8—6 веков была глубоко оригинальным и новым историческим явлением. Она стала закономерным завершением формирующейся структуры полисного строя как специфической формы древнегреческой цивилизации


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...