Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОПРОС 1.Влияние отказов авиационной техники на безопасность полетов. Мероприятия по повышению безопасности полетов.




Безопасность полетов.

1. Влияние отказов авиационной техники на безопасность полетов. Мероприятия по повышению безопасности полетов.

2. Организация и порядок расследования авиационных происшествий и инцидентов.

3. Возможные подходы к нормированию уровня безопасности полетов.

4. Характеристика неблагоприятных внешних условий. Их влияние на безопасность полетов. Пути повышения безопасности полетов в неблагоприятных внешних условиях.

5. Цели, методы, принципы и этапы расследования и документальное оформление итогов расследования авиационного происшествия.

6. Авиационные происшествия и инциденты: определения и характеристика.

7. Факторы, влияющие на безопасность полётов. Влияние ошибок авиационного персонала на безопасность полетов.

8. Основные направления повышения безопасности полетов из-за отказов авиационной техники.

9. Основные направления повышения безопасности полетов из-за ошибок авиационного персонала.

10. Факторы, влияющие на безопасность полетов. Мероприятия по повышению безопасности полетов.

11. Показатели (критерии) безопасности полётов, их практическое применение.

 

 

 

ВОПРОС 1.Влияние отказов авиационной техники на безопасность полетов. Мероприятия по повышению безопасности полетов.

 

Безотказность – свойства объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течении некоторого времени или наработки.

Безотказность изделий авиационной техники. Проблема обеспечения в работе изделий АТ стала особенно актуальной в настоящее время вследствие усложнения конструкций ВС и их систем, состоящих из большого числа элементов, блоков и узлов, увеличения числа выполняемых ими функций и повышения напряженности режимов их работы. Анализ различных факторов, влияющих на безотказность АТ, показывает, что отказы и неисправности агрегатов и систем ВС в целом возникают из-за наличия конструктивных и производственных недостатков, малого объема испытаний после изготовления, неудовлетворительной контролепригодности ВС, а также недостаточности контроля их технического состояния в процессе обслуживания и перед полетом.

Как показывает статистика ИКАО, около 20 … 30 % всех АП происходит из-за отказов и неисправностей авиационной техники. Этот показатель может отклоняться от указанных значений в зависимости от типа ВС, его налета и времени эксплуатации, уровня подготовки личного состава и т.д. Низкая безотказность АТ, заложенная при проектировании и производстве, недостаточная проработка вопросов безопасности полетов при проектировании трудно компенсируются в эксплуатации высоким качеством технического обслуживания АТ, подготовки экипажей к действиям при возникновении отказов в полете, а также созданием самой совершенной системы организации и руководства полетами. Обеспечение безотказной работы АТ на предприятиях гражданской авиации возлагается на инженерно-технический состав АТБ, который обязан постоянно поддерживать летную годность эксплуатируемых ВС, предупреждать и устранять отказы и неисправности АСТ по причинам, зависящим от личного состава, конструктивно-производственных недостатков и низкого качества ремонта, предупреждать их появление в процессе технического обслуживания. Для обеспечения безотказности АТ в процессе эксплуатации проводятся специальные исследования технического состояния ВС с различным налетом и эксплуатирующихся в различных климатических условиях. Обеспечение безотказной работы всех систем, устройств и аппаратуры ВС в полете – важное направление работы по повышению безопасности и регулярности полетов.

Классификация отказов. В процессе эксплуатации АТ в случайные моменты времени работоспособное состояние ее систем и агрегатов может нарушаться, т.е. возникают отказы и неисправности изделий АТ. Под отказом понимается событие, заключающееся в нарушении работоспособности изделия. Под работоспособным состоянием изделия в данном случае понимается такое состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической документации. Под неисправностью или повреждением подразумевается событие, заключающееся в нарушении исправного состояния изделия, системы при сохранении работоспособного состояния.

 Отказы и неисправности можно разделить на опасные, которые приводят к возникновению в полете особых ситуаций и требуют, как правило, срочного устранения, и неопасные, которые могут быть устранены при очередных регламентных работах без перерыва в эксплуатации ВС.

Отказы классифицируют по различным признакам. В зависимости от характера изменения основного параметра изделия, системы до момента возникновения отказа они подразделяются на внезапные и постепенные. Постепенные отказы возникают в результате изменения во времени тех параметров, которые определяют момент отказа в результате старения, изнашиваемости, усталостной повреждаемости и коррозии. Внезапными называются такие отказы, на вероятность возникновения которых не влияет налет и календарная продолжительность эксплуатации АТ. Они вызываются обычно механическими повреждениями (поломками, трещинами, обрывами). Внезапные отказы характерны также для элементов радиоэлектронного оборудования.

Для анализа причин возникновения отказов с целью разработки профилактических мероприятий по их предотвращению важное значение имеет их классификация по следующим факторам: моменту обнаружения (на земле при обслуживании АТ, в полете, при испытаниях); последствиям (без последствий, приведшие к задержке рейса, вызвавшие особую ситуацию в полете); причинам (конструктивно-производственные недостатки, ошибки инженерно-технического и летного состава, внешние или случайные); способу устранения (при оперативном техническом обслуживании, периодическом техническом обслуживании, ремонте).

По последствиям и степени опасности отказы можно разделить на катастрофические, критические, граничные и безопасные. Катастрофические отказы, как правило, заканчиваются АП (разрушение конструкции самолета в воздухе, отказы, следствием которых является взрыв, и т.д.). Степень опасности таких отказов велика, h> 1. Критические отказы имеют опасный характер и могут привести к АП. Парирование таких отказов в полете связано с выполнением сложных операций в условиях высокой эмоциональной напряженности и дефицита времени. К ним можно отнести отказы двигателей, систем управления и других важнейших агрегатов и систем самолета.

Безопасные отказы не приводят к опасным последствиям, а лишь создают незначительные затруднения при выполнении полета. По данным ИКАО большая часть отказов и неисправностей (98-99 %) обнаруживается и устраняется на земле в процессе технического обслуживания инженерно-техническим составом, некоторая часть (около 1... 2 %) выявляется в воздухе и локализуется своевременными и правильными действиями экипажа и только около 0,01 % приводит к АП.

 Отказы АТ могут появляться в случайные моменты времени на различных этапах полета. В результате появления отказов начинают изменяться параметры полета ВС, т.е. развивается аварийная или катастрофическая ситуация. Обнаружив отклонение параметров полета от заданных, пилот пытается парировать последствия их появления и исключить действие аварийного фактора.

Разработка и проведение мероприятий по инженерно-авиационной службе (ИАС) — составная часть профилактической работы, проводимой в авиапредприятии. ИАС проводит единый комплекс мероприятий, направленных на повышение надежности авиационной техники и безопасности полетов.

К основным мероприятиям ИАС по повышению безопасности полетов относятся: обеспечение надежности за счет повышения эффективности и качества ТО ВС; обучение летного и инженерно-технического состава; разработка требований к промышленности по устранению недостатков и совершенствованию.

Для повышения эффективности и качества технического обслуживания в АТБ разрабатывают мероприятия, предусматривающие: совершенствование системы управления производством; внедрение прогрессивных методов организации стимулирования труда, обеспечение равномерной и ритмичной загрузки подразделений и отдельных исполнителей; совершенствование организации и технологии работ по обслуживанию и материально-техническое обеспечение технического обслуживания; улучшение системы контроля выполняемых работ, объективность оценки качества труда; повышение квалификации инженерно-технического и летного состава по эксплуатации; соблюдение личным составом ИАС трудовой, производственной и технологической дисциплины; совершенствование формы морального и материального стимулирования за высококачественный труд; проведение технических разборов с анализом работы исполнителей и подразделений за определенный период, причин отказов и неисправностей, инцидентов, задержек вылетов по техническим причинам; обобщение положительного опыта работы специалистов по обеспечению высокого качества работ; рассмотрение фактов нарушения трудовой, производственной и технологической дисциплины с анализом их причин; изучение с подчиненными вновь поступивших руководящих документов с постановкой задач на предстоящий период. Важное место в повышении надежности и безопасности полетов играет организация авиационно-технической подготовки летного и технического состава. Наряду с первоначальной профессиональной подготовкой личного состава в высших и средних учебных заведениях гражданской авиации проводится повышение квалификации инженерно - технических работников в учебно-тренировочных отрядах, средних и высших учебных заведениях, а также на предприятиях промышленности.

Авиационно-техническая подготовка ИТС проводится по типовым программам и включает: текущую техническую подготовку, при которой осуществляется оперативное изучение поступающих на предприятие документов, регламентирующих работу ИАС и эксплуатацию В. ИАС приобретает навыки по новым видам работ на В, изучает причины отказов и неисправностей В, методы их выявления, устранения, предупреждения, изучает конструктивные изменения В, бюллетени по ее доработке; подготовку к эксплуатации в сезонных условиях. Проводится 2 раза в год - к осенне-зимнему и весенне-летнему сезонам. Предусматривается изучение опыта эксплуатации ВС в аналогичных периодах в прошлые годы, правил охраны труда и техники безопасности; технические конференции и семинары, на которых ИТС изучает и обобщает опыт эксплуатации ВС, мероприятия по обеспечению надежности, новые прогрессивные формы труда, опыт по освоению отдельных видов работ по рациональному использованию средств диагностирования и наземного обслуживания; повышения квалификации технического, инженерного и руководящего инженерного состава.

Обучение проводится в УТО, на предприятиях или в учебных заведениях; стажировку летного и ИТС на АТ. Она осуществляется по заданиям, подписанным соответствующим должностным лицом. После стажировки специалисту выдается заключение об итогах стажировки; самостоятельную подготовку, которая проводится по отдельным темам в соответствии с личными планами специалистов или по индивидуальным заданиям.

Инженерному и техническому составу разрешается переучиваться в порядке самоподготовки с последующей сдачей экзаменов экстерном в УТО и оформлением допуска к техническому обслуживанию АТ.

Допуск для выполнения работ на АТ оформляется для инженеров не более чем на четырех типах ВС - при периодическом обслуживании и не более чем на шести типах - при оперативном техническом обслуживании, авиатехникам - соответственно на трех и пяти типах ВС.

Допуск к самостоятельному обслуживанию инженерам и авиатехникам АТБ, прошедшим переучивание, а также специалистам, прибывшим из учебных заведений, оформляют приказом руководителя авиапредприятия по завершению ими программы стажировки, утвержденной для ВС данного типа.

Разработка требований к промышленности осуществляется на основании исследования технического состояния В и оформления рекламационных актов. Важными в данной работе являются контроль за ходом выполнения доработок В и оценка эффективности мероприятий по БП. Оценка эффективности мероприятий, направленных на повышение безопасности полетов, может быть проведена на основании анализа информации о неблагоприятных событиях, характеризующих уровень безопасности полетов. Прослеживая динамику изменения статистических показателей по календарному времени, можно судить об эффективности проведенных мероприятий. Для авиапредприятия достаточным критерием эффективности выполненных мероприятий является отсутствие в течение определенного времени случаев повторения отказов АТ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...