ВОПРОС 6. Авиационные происшествия и инциденты: определения и характеристика
Авиационные события подразделяются на: а) авиационные происшествия; б) авиационные инциденты; в) чрезвычайные и наземные происшествия. Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на - катастрофы - аварии. Авиационные инциденты в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на: -авиационные инциденты, -серьезные авиационные инциденты -серьезные авиационные инциденты с повреждением воздушного судна.
Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее: авиационное происшествие - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна. Приложение 13[1] к Конвенции о международной гражданской авиации относит к авиационным происшествиям следующие события (здесь и далее определения из соответствующих правовых актов даются в обобщенном и сокращенном виде, только для создания общего представления об их особенностях): -когда какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или серьезное телесное повреждение в результате нахождения в воздушном судне, столкновения с какой-либо его частью (в том числе отделившейся), либо в результате воздействия реактивной струи; -когда воздушное судно получает значительные повреждения или разрушается; -когда воздушное судно пропадает без вести либо оказывается в недоступном месте.
Определения содержат ряд исключений и оговорок. Не относятся к авиационным происшествиям, в частности: -гибель или травмы безбилетных пассажиров, скрывающихся вне зон, предназначенных для пассажиров и экипажа;
-телесные повреждения, полученные в результате естественных причин, нанесенные самому себе, либо другими лицами; -определенные виды повреждений, относящихся к легко заменяемым частям или агрегатам воздушного судна. Определены также рамки понятия «использование воздушного судна»: к авиационным происшествиям относятся только события, произошедшие с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно. Таким образом, не является авиационным происшествием, например, пожар, возникший при проведении ремонтных работ. В последней редакции Приложения 13 данное определение также расширено на беспилотные воздушные суда. Определение Конвенции является одним из наиболее широких, охватывая, в частности, и гибель посторонних лиц на земле, если она вызвана непосредственным воздействием воздушного судна (например, при падении самолета). В то же время в качестве авиационного происшествия не рассматриваются опосредованные воздействия (например, гибель в результате пожара, возникшего в результате воздействия реактивной струи).
Воздушное судно считается утраченным, когда: - произошло полное разрушение воздушного судна; - местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены; -эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений; - восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно.
Решение о целесообразности эвакуации воздушного судна принимает руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).
Решение о прекращении поисков не возвратившегося из полета воздушного судна принимает Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с руководителем федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).
Решение о целесообpазности восстановления воздушного судна, получившего повpеждение в процессе эксплуатации, пpинимает руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации;
авария - авиационное происшествие без человеческих жертв; - авиационное происшествие, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.
авиационный инцидент - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием; - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием.
катастрофа - авиационное происшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного человека в течении тридцати суток с момента происшествия. -авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа. -К катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна.
наземное происшествие - событие, связанное с обслуживанием, хранением или транспортировкой воздушного судна, при котором произошла его утрата;
серьезный авиационный инцидент - авиационный инцидент, при котором здоровью хотя бы одного из лиц, находившихся на борту воздушного судна, причинен вред или обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие;
серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна - авиационный инцидент, при котором восстановление воздушного судна, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно. - авиационный инцидент, обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие. Для серьезных авиационных инцидентов характерны следующие признаки: -выход воздушного судна за пределы ожидаемых условий эксплуатации; -возникновение значительных вредных воздействий на экипаж или пассажиров (дыма, паров едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т. п.); -Значительное снижение работоспособности членов экипажа; -значительное повышение психофизиологической нагрузки на экипаж; -получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом, находящимся на воздушном судне; -значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик; -возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т. п.; -разрушение или рассоединение элементов управления; -повреждение элементов воздушного судна, не относящееся к авиационному происшествию.
К серьезным авиационным инцидентам с повреждением воздушного судна не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных руководством по технической эксплуатации воздушного судна;
чрезвычайное происшествие - не относящееся к авиационному происшествию событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, при котором наступило одно из следующих последствий: -утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в ходе террористического акта, угона или попытки угона воздушного судна;
- гибель людей, находившихся на борту воздушного судна, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома; - гибель людей либо утрата воздушного судна, находившихся на земле (палубе корабля), в pезультате авиационного происшествия с другим воздушным судном; - утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на нем, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения. Чрезвычайное происшествие - событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, но не относящееся к авиационному происшествию, при котором наступило одно из следующих последствий: -гибель кого-либо из находившихся на борту воздушного судна в результате умышленных или неосторожных действий самого пострадавшего или других лиц, не связанная с функционированием воздушного судна; -гибель какого-либо лица, самовольно проникшего на воздушное судно и скрывавшегося вне зон, куда открыт доступ пассажирам и членам экипажа; -гибель членов экипажа или пассажиров в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после вынужденной посадки воздушного судна вне аэродрома; -гибель или телесные повреждения со смертельным исходом любого лица, находящегося вне воздушного судна, в результате непосредственного контакта с воздушным судном, его элементами или газо-воздушной струей силовой установки; -разрушение или повреждение воздушного судна на земле, повлекшее нарушение прочности его конструкции или ухудшение летно-технических характеристик в результате стихийного бедствия или нарушения технологии обслуживания, правил хранения или транспортировки; -угон воздушного судна, находящегося на земле или в полете,или захват такого судна в целях угона.
Серьезное телесное повреждение - телесное повреждение, полученное лицом во время авиационного происшествия или инцидента, причинившее тяжкий или опасный вред здоровью, а также не опасный для жизни вред здоровью, являющийся тяжким поcпоследствиям, и которое: а)требует госпитализации более чем на 48 часов в течение семи дней с момента получения повреждения; б)привело к перелому любой кости (за исключением простых переломов пальцев рук, ног или носа), вывихам в крупных суставах конечностей и позвонков или сдавливанию мягких тканей с синдромом раздавливания; в)связано с разрывами биологических тканей, вызывающими сильное кровотечение, повреждение нервных стволов, мышц или сухожилий; г)привело к повреждению любого внутреннего органа, а также проникающим ранениям и ушибам глазного яблока, сопровождающимся расстройством зрения;
д)связано с получением термических,химических и других ожогов второй или третьей cтепени независимо от площади поражения, или любых ожогов, поражающих более 5 % поверхности тела или ожогов верхних дыхательных путей; с воздействием электрического тока, сопровождающимся нарушением сознания, расстройством дыхания; а также с обморожением 3 и 4-й степени или общимохлаждением организма; е)связано с подтвержденным фактом воздействия инфекционных, отравляющих веществ или проникающей радиации; ж)привело к сотрясению головного и спинного мозга средней и тяжелой степени, внутричерепным кровоизлиянием травматического характера; з)повлекло за собой прерывание беременности. Классификация авиационных событий Авиационное происшествие - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имеет место с момента, когда какое - либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого: а) какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом в результате нахождения в данном воздушном судне, за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены вследствие естественных причин, нанесены самому себе либо нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа; Примечание. Только в целях единообразия статистических данных телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как телесное повреждение со смертельным исходом. б) воздушное судно получает повреждение или происходит разрушение его конструкции, в результате чего: - нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические характеристики воздушного судна; - требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента, за исключением: случаев отказа или повреждения двигателя, когда поврежден только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, или повреждены только воздушные винты, несиловые элементы планера, обтекатели, законцовка крыла, антенны, пневматики, тормозные устройства или другие элементы, если эти повреждения не нарушают общей прочности конструкции, или в обшивке имеются небольшие вмятины или пробоины; повреждений элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, повреждений вентиляторной установки или редуктора, если эти случаи не привели к повреждениям или разрушениям силовых элементов фюзеляжа (балок); повреждений обшивки фюзеляжа (балок) без повреждения силовых элементов;65 в) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен. Примечание. Воздушное судно считается пропавшим без вести, когда были прекращены его официальные поиски и не было установлено местонахождение воздушного судна или его обломков. Решение о прекращении поиска гражданского судна, потерпевшего бедствие, принимает ГОУВТ России. Авиационные происшествия в зависимости от тяжести наступивших последствий подразделяются на: а) катастрофы (АП с человеческими жертвами); б)авиационные происшествия без человеческих жертв (АПБЧЖ); Авиационное происшествие с человеческими жертвами Катастрофа - авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа. К катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна. Авиационное происшествие без человеческих жертв Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа. Авиационный инцидент - событие, связанное с использование воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием. Существует специальный перечень событий (приложение 1 к ПРАПИ-98), подлежащих расследованию в эксплуатации в качестве инцидентов с целью разработки мероприятий по предотвращению АП Серьезный авиационный инцидент - авиационный инцидент, обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие. Для серьезных авиационных инцидентов характерны следующие признаки: - выход воздушного судна за пределы ожидаемых условий эксплуатации; - возникновение значительных вредных воздействий на экипаж или пассажиров (дыма, паров едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т.п.); - значительное снижение работоспособности членов экипажа; - значительное повышение психофизической нагрузки на экипаж; - получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом, находящимся на воздушном судне; - значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик; - возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т.п.; - разрушение или рассоединение элементов управления; - повреждение элементов воздушного судна, не относящееся к авиационному происшествию.66 Столкновение (опасное сближение) двух или нескольких ВС расследуется как одно событие, а учитывается для каждого ВС в соответствии с наступившими последствиями. Если признаки события не позволяют однозначно классифицировать событие с применением приведенных выше определений, то вопрос классификации решается органом ГОУВТ в каждом конкретном случае. Производственные происшествия подразделяются на: а) Чрезвычайное происшествие (ЧП) - событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, но не относящееся к авиационному происшествию, при котором наступило одно из следующих последствий: - гибель кого-либо из находившихся на борту воздушного судна в результате умышленных или неосторожных действий самого пострадавшего или других лиц, не связанных с функционированием воздушного судна; - гибель какого-либо лица, самовольно проникшего на воздушное судно и скрывавшегося вне зон, куда открыт доступ пассажирам и членам экипажа; - гибель членов экипажа или пассажиров в результате неблагоприятных воздействий внешней Среды после вынужденной посадки воздушного судна вне аэродрома; - гибель или телесные повреждения со смертельным исходом лица, находящегося вне воздушного судна, в результате непосредственного контакта с воздушным судном, его элементами или газо-воздушной струей силовой установки; - разрушение или повреждение воздушного судна на земле, повлекшее нарушение прочности его конструкции или ухудшение летно-технических характеристик в результате стихийного бедствия или нарушения технологии обслуживания, правил хранения или транспортировки; - угон воздушного судна, находящегося на земле или в полете, или захват такого судна в целях угона. б) Повреждение ВС на земле (ПВС) - событие, связанное с обслуживанием, хранением и транспортировкой воздушного судна, при котором судну причинены повреждения, не нарушающие его силовые элементы и не ухудшающие летно- технические характеристики, устранение которых возможно в эксплуатационных условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|