ВОПРОС 3. Возможные подходы к нормированию уровня безопасности полетов.
Нормирование уровня БП При проектировании ВС руководствуются НЛГС, которые устанавливают требования к устойчивости и управляемости, прочности и др. характеристикам ВС. При летных испытаниях выявляется соответствие характеристик ЛА нормам, а уровень БП оценивается на этапе эксплуатации. Считалось (до недавнего времени), что выполнение частных требований НЛГ – необходимое и достаточное условие обеспечения БП. Однако, АТС становится все сложнее и вопросы БП рассматриваются для системы в целом. Выполнение частных требований к отдельным характеристикам ЛА не обеспечивают высокой БП, т.к. ЛА – только часть АТС. В настоящее время в общем перечне требований, 74 предъявляемых к ВС, задается и требуемый уровень БП. Задача обеспечения БП многоплановая, включает в себя технические, экономические, моральные, социально-политические проблемы. Пример нашего времени – летаем на тех-же самолетах, что в СССР, но уровень БП ниже (гораздо). (Например: уровень безопасности полѐтов в СССР в 60-80 годах соответствовал среднему уровню по ИКАО. В начале 2000 уровню БП в РФ стал в 11 раз хуже, чем до 90 годов и в 7 раз хуже, чем средний уровень по ИКАО –Nкат =0,33) Абсолютная безопасность недостижима, поскольку требует бесконечных экономических затрат на создание ЛА и кроме того, уровень БП ограничен возможностями науки и техники. Так при Q 0 В – ∞
Уровень БП должен иметь определенный оптимум, отличный от нулевого уровня риска ( B0 -стоимость одного Л.А. при P 0 ) Как задается нормируемая величина риска? Есть два способа: а) Нормирование частот ОС в полете Особые ситуации (ОС) возникают вследствие отказов в АТС, причем отказом считается не
только отказ техники, но и ошибки персонала и неблагоприятное воздействие на ЛА внешней среды. ЛА проектируется под ожидаемые условия эксплуатации, но реальные условия с какой-то вероятностью могут выйти за пределы ожидаемых. ОС рассматривается с точки зрения опасности последствий и допустимой частоты (вероятности его возникновения). УУП – умеренно вероятные 10-5 ≤ Р <10-3 СС – маловероятные 10-7 ≤ Р <10-5 АС – крайне маловероятные 10-9 ≤ Р< 10-7 КС – практически невероятные Р <10-9 Смысл нормирования – качественное сопоставление степени опасности ситуаций с вероятностью их возникновения, чем опаснее ситуация, тем меньше допустимая частота еѐ возникновения. Указанные частоты соответствуют следующим: реальным повторениям событий: 29. повторяющиеся события (Р> 10-3) могут встретится на каждом ЛА несколько раз за период его эксплуатации; 30. умеренно-вероятные могут встречаться несколько раз на отдельных ЛА (на отдельных ЛА могут не встречаться);75 31. маловероятные могут встретиться несколько раз на всѐм парке ЛА данного типа за их общее время эксплуатации; 32. крайне маловероятные могут вообще не встретиться за время эксплуатации всего парка ЛА данного типа, но рассматриваются как возможные; 33. практически невероятные события не рассматривают как возможные. При нормировании ОС уровень БП количественно не нормируется. В этом главный недостаток такого подхода к нормированию. б) Нормирование количественных показателей БП. Уровень БП задается конкретными показателями. При проектировании ВС значение нормируемого (вероятностного или статистического) показателя выбирается из условия – уровень безопасности полетов создаваемого ЛА должен быть выше достигнутого уровня БП для ЛА аналогичного назначения, находящегося длительное время в эксплуатации (аналога).
n n+1 t ε yt y n yn+1 y Годы эксплуатации 1 2 Нормативные показатели в качестве нормируемого принимается прогнозное значение уровня БП самолета- аналога на предполагаемый момент времени ввода в эксплуатацию нового ЛА. y y e Ù = + y Ù – тренд (функция описывающая тренд) t e - параметр, характеризующий рассеяния показателя БП по годам Z-интервал прогнозирования (в годах) Чем больше прогнозируемый интервал Z в отношении к периоду наблюдений n за аналогом, тем более ошибка в прогнозе. Определение параметров тренда осуществляется известными методами аппроксимации экспериментальных данных – метод наименьших квадратов, экспоненциальное сглаживания и т.д. Например: По нормам БП Европейских стран вероятность катастрофы по причинам, связанным с летной годностью самолетов должны быть не выше 10-6 на час полета. Для самолета «Конкорд» аналогичный показатель был установлен равным 10-7 (БП значительно выше, чем на других самолетах). Показатель БП в данном случае установлен высоким так-как не было самолета-аналога и опыта эксплуатации таких самолетов.(СПС). В эксплуатации ВС согласно «Руководства по управлению безопасности полѐтов» ИКАО (РУБП) в настоящее время принята концепция приемлемого уровня безопасности полѐтов, которая выражается двумя параметрами: показателями безопасности полѐтов и заданным уровнем безопасности полѐтов. Показатели – это в данном случае мера достигнутых авиационной организацией результатов, 76 а заданный уровень – это приемлемая реальная и достижимая цель (приемлемый уровень, с которым сравниваются показатели). Естественно, что у разных сегментов отрасли (подсистем АТС) в зависимости от вида деятельности (эксплуатанты ВС, аэропорты, органы ОрВД и тд.0 показатели БП и приемлемые уровни БП будут отличаться. Например: показатель БП для эксплуатанта ВС составляет 0,5 АП на 105 час полѐта, а заданный уровень БП предусматривает снижение этого показателя на 30% в течение определѐнного периода времени (допустим за 5 лет). Или: Показатель БП предприятия -50 инцидентов, с ВС на 105 час налѐта, а заданный уровень – снижение данного коэффициента на 25% за 3 года. (Либо поддержания
имеющегося показателя (50 инцидентов на 105 час полѐта) если это считаем приемлемым. Для аэропорта: 1.0 столкновения ВС в зоне аэропорта с птицами на 1000 операций ВС со снижением данного коэффициента на 50% за 5 лет. Или: не более одного случая несанкционированного выезда на ИВПП спецтранспорта на 40 000 операций ВС в течение 12 месяцев со снижением данного коэффициента на 20% в течение года. Повышение достигнутого уровня безопасности полѐтов осуществляется через разработку и реализацию программ предотвращения АП (государственных, отраслевых, местных). Данные примеров взяты из РУБП (рекомендуются ИКАО).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|