Структурные характеристики малой группы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Психология малой группы Понятие малой группы
М алая группа — это немногочисленная по составу (3 – 30 человек), хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью, находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.
Отечественные и зарубежные исследователи (Г.М. Андреева, А.В. Петровский, М.Робер, Ф. Тильман, Д. Майерс, А.И.Донцов и др.) выделили основные особенности малой группы: § Размер группы: от 2 (3) – нижняя граница до 20-30 человек – верхняя граница (оптимальный размер группы 5-12 человек); § Непрерывный контакт и общение между членами группы на минимальной дистанции без посредников; § Общая цель и совместная деятельность; § Взаимные функциональные (деловая, инструментальная сфера) и эмоциональные (экспрессивная сфера) связи; § Осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»; § Общие нормы и ценности, правила внутри- и межгруппового поведения; § Организационная структура и система руководства (власти); § Достаточное время взаимного существования людей в группе.
2. Функции группы в обществе:
Американский социолог Н.Дж.Смелзер (Smelser, 1994) выделяет следующие функции группы: 1. Социализирующая – связана с процессом включения человека в определенную социальную среду (выражается в усвоении норм, правил поведения, ценностей определенных групп); 2. Инструментальная - состоит в осуществлении совместной деятельности людей (групповая деятельность обеспечивает более высокую результативность, чем одиночная; примеры групп: музыкальная группа, художественная, футбольная команда, экипаж самолета, команда спасателей и т.д.).
3. Экспрессивная функция – включает удовлетворение потребностей в одобрении, уважении, доверии 4. Поддерживающая функция – выполняет роль психологической поддержки, особенно в трудных ситуациях для ослабления неприятных чувств
Основные направления изучения малой группы
В качестве основных направлений изучения малых групп выделяют социометрическое, социологическое направления и школу «групповой динамики». 1) Социометрическое направление (Дж. Морено) Дж. Морено полагал, что в любом обществе (группе) можно выделить: § макроструктуру – пространственное расположение членов группы в разных формах жизнедеятельности (официальные позиции) и § микроструктуру – это психологические отношения человека с окружающими его людьми (симпатии/ антипатии). Ученый считал, что причиной всех конфликтов и разногласий является несовпадение микро- и макроструктуры, поэтому, нужно гармонизировать отношения между двумя областями. На основе данных воззрений возникла, в качестве инструмента исследования, социометрия – метод изучения структуры психологических или межличностных взаимоотношений.
2) « Социологическое направление» (Э.Мейо) Данное направление связано со знаменитыми Хоторнскими экспериментами, которые проводились на предприятиях компании «Вестерн Электрик» с 1924 по 1936 год, где исследователи изучали работу сборщиц реле (в основном условия деятельности) и искали пути увеличения производительности труда. В результате исследований Э. Мейо пришел к выводу, что на эффективность деятельности оказывает влияние такое чувство, как «социабельность» - потребность ощущать себя принадлежащим к некоторой группе (внимание исследователей к деятельности работниц привело к росту производительности труда). Также в результате проведенных экспериментов и наблюдений Э. Мейо сделал вывод о наличии двух структур: формальной и неформальной, - зародилась доктрина «человеческих отношений» (связана с гуманизацией отношений между исполнителями и предпринимателями, включает возможность использования в качестве средств повышения производительности труда групповые ценности, учитывать групповые решения, делегировать ответственность).
3) Школа «групповой динамики» - является наиболее «психологическим» направлением и связана с именем К.Левина, создавшегов 1944 году в Массачусетском технологическом институте специальный Центр изучения групповой динамики. В рамках этого направления изучаются: стили лидерства, проблемы групповых конфликтов, эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, процессы принятия групповых решений, цели, мотивы, сплоченность группы и социально – психологический климат и др.
Классификация групп (виды) Существует несколько классификаций малых групп, основываясь на различных признаках и аспектах.
1. По степени близости контактов Ч. Кули подразделяет группы на:
§ первичные – это «контактные группы», участники которых состоят в непосредственных эмоциональных отношениях (близких (интимных) и длительных); принадлежность к группе ощущается как ценность, взаимоотношения носят личный характер (примеры: семья, круг близких друзей); § вторичные – возникают на основе официальных, деловых отношений, связи между ее членами менее эмоционально насыщены, но более рациональны – главными выступают умения и навыки; взаимоотношения носят безличный характер; в таких группах определяющим является стремление к получению каких-либо выгод (примеры: коллектив организации, политические партии, студенческие группы).
2. По наличию или отсутствию формальной структуры Э. Мейо выделял следующие виды групп:
§ формальные – структура и групповые роли определяет регламент, наравне с официальными правилами, служебными инструкциями, указаниями и прочими нормативными актами; взаимодействие формализовано, связи безличны; § неформальные – образуются спонтанно на основе личных устремлений, симпатий, потребностей, интересов; взаимодействие основано обычно на неофициальных правилах и эмоциях.
3. По стпепени включенности в группу Г. Хаймен рассматривает:
§ группы членства – это действительная принадлежность человека к определенным группам (например, студенты СЗГМУ им. Мечникова) и § референтные группы (эталонные) – наиболее значимые и важные, служащие ориентиром для сравнения своего поведения с нормами, убеждениями, ценностями группы в оценке своих личностных качеств, поступков, интересов (референтная группа иногда рассматривается как «значимый круг общения»).
4. Классификация групп Г.М. Андреевой
Социальные группы могут быть следующих типов (рис. 1):
Рис. 1 Классификация групп, изучаемых в социальной психологии § условные группы: группы, объединенные по какому-либо общему признаку (например, по полу, возрасту, профессии); § реальные группы: группы, действительно существующие в некотором времени и пространстве, члены которой связаны функциональными и эмоциональными взаимоотношениями; § естественные группы: группы, образованные и существующие в реальных жизненных условиях (изучаются в естественной среде); § лабораторные группы: группы, созданные с исследовательской (экспериментальной) целью; § малые группы: могут рассматриваться с точки зрения становящихся (со складывающимися правилами, нормами, коммуникативными сетями, без четкого ценностно – ориентационного единства) и развитых (сформировавшиеся группы с высоким уровнем развития); § большие группы: разделяются на неорганизованные, стихийно возникшие (толпа, публика, аудитория) и организованные, длительно существующие (социальные классы и слои, этнические группы (нации), профессиональные и половозрастные группы).
Структурные характеристики малой группы Любая общественная группа имеет формальную и неформальную структуру, понимаемую как система отношений ее участников в официальной (деловой) и неформальной (эмоциональной) сферах.
Композиционная подструктура (состав группы) является одной из важнейших при анализе характеристик малой группы. Под композицией понимаются значимые социально - психологические особенности членов группы, такие как возрастные, профессиональные, гендерные и др. Не менее важной выступает подструктура межличностных отношений, предполагающая определенное положение человека в группе. Как правило, для выяснения места члена группы в структуре внутригрупповых отношений используются такие понятия, как: § позиция – это официальное положение в системе отношений, определяемое связями с другими участниками группы (от занимаемой позиции зависит степень влияния человека на поступки и действия других членов группы); § статус – определяется как «престиж позиции», степень реальной авторитетности члена группы для остальных (например: высокий статус подразумевает, что человек пользуется авторитетом у окружающих, вызывает уважение, доверие, оказывает психологическое влияние). Неформально – статусное положение члена группы может быть определено с помощью метода социометрии. Социометрическая структура малой группы включает: социометрический статус (положение членов группы в системе межличностных отношений), характеристики межличностных предпочтений – отклонений, позиции симпатии – антипатии, наличие внутригрупповых подсистем (микрогруппы и характер отношений между ними), степень сплоченности – разобщенности; § роль - это динамический аспект статуса, поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенную позицию в группе. Роли разделяются на формальные, связанные с должностными обязанностями, и неформальные, стихийно сложившиеся (примеры: роль лидера, новичка, шута, «козла отпущения»). Р.Бейлз выделяет в процессе группового взаимодействия роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки.
§ внутренняя установка – это субъективное восприятие личностью своего статуса в группе: положение в группе, авторитет, степень влияния, уровень доверия (действительный статус и его восприятие могут совпадать или различаться); § система «групповых ожиданий» (экспектаций) – это совокупность ожиданий, требований выполнения членом группы определенных функций, в зависимости от занимаемой позиции, роли и статуса. Регулирование этой системы осуществляется через групповые нормы (правила поведения и деятельности, опирающиеся на групповые ценности) и групповые санкции (социально – психологические средства и методы воздействия для обеспечения соблюдения норм: поощрительные и запретительные).
§ система власти и влияния в малой группе – это психологическое распределение отношений в системе «руководство – подчинение», характеризуется направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. В зависимости от формы осуществления влияния выделяют следующие виды власти: легитимная, вознаграждающая, принуждающая, экспертная, референтная.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|