Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурные характеристики малой группы




Психология малой группы

Понятие малой группы

 

М алая группа — это немногочисленная по составу (3 – 30 человек), хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью, находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

 

Отечественные и зарубежные исследователи (Г.М. Андреева, А.В. Петровский, М.Робер, Ф. Тильман, Д. Майерс, А.И.Донцов и др.) выделили основные особенности малой группы:

§ Размер группы: от 2 (3) – нижняя граница до 20-30 человек – верхняя граница (оптимальный размер группы 5-12 человек);

§ Непрерывный контакт и общение между членами группы на минимальной дистанции без посредников;

§ Общая цель и совместная деятельность;

§ Взаимные функциональные (деловая, инструментальная сфера) и эмоциональные (экспрессивная сфера) связи;

§ Осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;

§ Общие нормы и ценности, правила внутри- и межгруппового поведения;

§ Организационная структура и система руководства (власти);

§ Достаточное время взаимного существования людей в группе.

 

2. Функции группы в обществе:

 

Американский социолог Н.Дж.Смелзер (Smelser, 1994) выделяет следующие функции группы:

1. Социализирующая – связана с процессом включения человека в определенную социальную среду (выражается в усвоении норм, правил поведения, ценностей определенных групп);

2. Инструментальная - состоит в осуществлении совместной деятельности людей (групповая деятельность обеспечивает более высокую результативность, чем одиночная; примеры групп: музыкальная группа, художественная, футбольная команда, экипаж самолета, команда спасателей и т.д.).

3. Экспрессивная функция – включает удовлетворение потребностей в одобрении, уважении, доверии

4. Поддерживающая функция – выполняет роль психологической поддержки, особенно в трудных ситуациях для ослабления неприятных чувств

 

Основные направления изучения малой группы

 

В качестве основных направлений изучения малых групп выделяют социометрическое, социологическое направления и школу «групповой динамики».

1) Социометрическое направление (Дж. Морено)

Дж. Морено полагал, что в любом обществе (группе) можно выделить:

§ макроструктуру – пространственное расположение членов группы в разных формах жизнедеятельности (офи­циальные позиции) и

§ микроструктуру – это психологические отношения человека с окружающими его людьми (симпатии/ антипатии).

Ученый считал, что причиной всех конфликтов и разногласий является несовпадение микро- и макроструктуры, поэтому, нужно гармонизировать отношения между двумя областями. На основе данных воззрений возникла, в качестве инструмента исследования, социометрия – метод изучения структуры психологических или межличностных взаимоотношений.

 

2) « Социологическое направление» (Э.Мейо)

Данное направление связано со знаменитыми Хоторнскими экспериментами, которые проводились на предприятиях компании «Вестерн Электрик» с 1924 по 1936 год, где исследователи изучали работу сборщиц реле (в основном условия деятельности) и искали пути увеличения производительности труда. В результате исследований Э. Мейо пришел к выводу, что на эффективность деятельности оказывает влияние такое чувство, как «социабельность» - потребность ощущать себя принадлежащим к некоторой группе (внимание исследователей к деятельности работниц привело к росту производительности труда). Также в результате проведенных экспериментов и наблюдений Э. Мейо сделал вывод о наличии двух структур: формальной и неформальной, - зародилась доктрина «человеческих отношений» (связана с гуманизацией отношений между исполнителями и предпринимателями, включает возможность использования в качестве средств повышения производительности труда групповые ценности, учитывать групповые решения, делегировать ответственность).

 

3) Школа «групповой динамики» - является наиболее «психологическим» направлением и связана с именем К.Левина, создавшегов 1944 году в Массачусетском технологическом институте специальный Центр изучения групповой динамики. В рамках этого направления изучаются: стили лидерства, проблемы групповых конфликтов, эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, процессы принятия групповых решений, цели, мотивы, сплоченность группы и социально – психологический климат и др.

 

Классификация групп (виды)

Существует несколько классификаций малых групп, основываясь на различных признаках и аспектах.

 

1. По степени близости контактов Ч. Кули подразделяет группы на:

 

§ первичные – это «контактные группы», участники которых состоят в непосредственных эмоциональных отношениях (близких (интимных) и длительных); принадлежность к группе ощущается как ценность, взаимоотношения носят личный характер (примеры: семья, круг близких друзей);

§ вторичные – возникают на основе официальных, деловых отношений, связи между ее членами менее эмоционально насыщены, но более рациональны – главными выступают умения и навыки; взаимоотношения носят безличный характер; в таких группах определяющим является стремление к получению каких-либо выгод (примеры: коллектив организации, политические партии, студенческие группы).

 

2. По наличию или отсутствию формальной структуры Э. Мейо выделял следующие виды групп:

 

§ формальные – структура и групповые роли определяет регламент, наравне с официальными правилами, служебными инструкциями, указаниями и прочими нормативными актами; взаимодействие формализовано, связи безличны;

§ неформальные – образуются спонтанно на основе личных устремлений, симпатий, потребностей, интересов; взаимодействие основано обычно на неофициальных правилах и эмоциях.

 

3. По стпепени включенности в группу Г. Хаймен рассматривает:

 

§ группы членства – это действительная принадлежность человека к определенным группам (например, студенты СЗГМУ им. Мечникова) и

§ референтные группы (эталонные) – наиболее значимые и важные, служащие ориентиром для сравнения своего поведения с нормами, убеждениями, ценностями группы в оценке своих личностных качеств, поступков, интересов (референтная группа иногда рассматривается как «значимый круг общения»).

 

4. Классификация групп Г.М. Андреевой

 

Социальные группы могут быть следующих типов (рис. 1):

условные
лабораторные
естественные
реальные
малые
большие
устойчивые
стихийные
развитые
становящиеся
группы

 


Рис. 1 Классификация групп, изучаемых в социальной психологии

§ условные группы: группы, объединенные по какому-либо общему признаку (например, по полу, возрасту, профессии);

§ реальные группы: группы, действительно существующие в некотором времени и пространстве, члены которой связаны функциональными и эмоциональными взаимоотношениями;

§ естественные группы: группы, образованные и существующие в реальных жизненных условиях (изучаются в естественной среде);

§ лабораторные группы: группы, созданные с исследовательской (экспериментальной) целью;

§ малые группы: могут рассматриваться с точки зрения становящихся (со складывающимися правилами, нормами, коммуникативными сетями, без четкого ценностно – ориентационного единства) и развитых (сформировавшиеся группы с высоким уровнем развития);

§ большие группы: разделяются на неорганизованные, стихийно возникшие (толпа, публика, аудитория) и организованные, длительно существующие (социальные классы и слои, этнические группы (нации), профессиональные и половозрастные группы).

 

Структурные характеристики малой группы

Любая общественная группа имеет формальную и неформальную структуру, понимаемую как система отношений ее участников в официальной (деловой) и неформальной (эмоциональной) сферах.

Композиционная подструктура (состав группы) является одной из важнейших при анализе характеристик малой группы. Под композицией понимаются значимые социально - психологические особенности членов группы, такие как возрастные, профессиональные, гендерные и др.

Не менее важной выступает подструктура межличностных отношений, предполагающая определенное положение человека в группе. Как правило, для выяснения места члена группы в структуре внутригрупповых отношений используются такие понятия, как:

§ позиция – это официальное положение в системе отношений, определяемое связями с другими участниками группы (от занимаемой позиции зависит степень влияния человека на поступки и действия других членов группы);

§ статус определяется как «престиж позиции», степень реальной авторитетности члена группы для остальных (например: высокий статус подразумевает, что человек пользуется авторитетом у окружающих, вызывает уважение, доверие, оказывает психологическое влияние).

Неформально – статусное положение члена группы может быть определено с помощью метода социометрии. Социометрическая структура малой группы включает: социометрический статус (положение членов группы в системе межличностных отношений), характеристики межличностных предпочтений – отклонений, позиции симпатии – антипатии, наличие внутригрупповых подсистем (микрогруппы и характер отношений между ними), степень сплоченности – разобщенности;

§ роль - это динамический аспект статуса, поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенную позицию в группе. Роли разделяются на формальные, связанные с должностными обязанностями, и неформальные, стихийно сложившиеся (примеры: роль лидера, новичка, шута, «козла отпущения»).

Р.Бейлз выделяет в процессе группового взаимодействия роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки.

Роли, выполняющие функцию решения задач: Роли, связанные с оказанием поддержки:
инициатор, вдохновитель,
разработчик, гармонизатор,
координатор, примиритель,
контролер, диспетчер,
оценщик, нормировщик,
погонщик, ведомый.

§ внутренняя установка это субъективное восприятие личностью своего статуса в группе: положение в группе, авторитет, степень влияния, уровень доверия (действительный статус и его восприятие могут совпадать или различаться);

§ система «групповых ожиданий» (экспектаций) это совокупность ожиданий, требований выполнения членом группы определенных функций, в зависимости от занимаемой позиции, роли и статуса. Регулирование этой системы осуществляется через групповые нормы (правила поведения и деятельности, опирающиеся на групповые ценности) и групповые санкции (социально – психологические средства и методы воздействия для обеспечения соблюдения норм: поощрительные и запретительные).

§ система власти и влияния в малой группе – это психологическое распределение отношений в системе «руководство – подчинение», характеризуется направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. В зависимости от формы осуществления влияния выделяют следующие виды власти: легитимная, вознаграждающая, принуждающая, экспертная, референтная.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...