Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс принятия группового решения




Среди процессов групповой динамики одно из основных мест занимает процесс выработки и принятия группового решения (технологии совместной деятельности с целью получения определенного результата).

Базовая модель принятия решений строится на прохождении следующих этапов:

§ понимание проблемы,

§ поиск ограничений,

§ разработка альтернатив,

§ выбор оптимальной альтернативы,

§ выполнение.

Групповая дискуссия обычно предшествует принятию решения. Исследователями групповой динамики обычно описываются три формы дискуссий: совещание, «мозговой штурм» и синектика. Совещание предполагает изучение проблемы с нескольких сторон, обсуждение и нахождение сильных и слабых мест предлагаемого решения. «Мозговой штурм» («мозговая атака» или «брейнсторминг»), предложенный А. Осборном акцентирует внимание на разнообразных решениях проблемного вопроса. Суть метода – некритичность мышления, креативность, свобода выражения мысли; после того как все идеи названы, выбираются самые оптимальные и эффективные варианты. Метод синектики (соединение разнородного), разработанный У. Гордоном, предполагает выбрать оптимальный вариант, исходя из крайних противоположных сторон решаемой проблемы.

Групповые решения являются результатом группового взаимодействия (не сводятся к сумме индивидуальных решений), что отражают следующие групповые феномены:

1. феномен «сдвига риска» (Stoner, 1961) связан с возрастанием степени рискованных групповых решений по сравнению с первоначальными (или индивидуальным мнением). С возникновением данного феномена связывают:

§ гипотезу диффузии ответственности (человек испытывают меньшую ответственность за рискованные решения, так как они предлагаются всей группой; групповая дискуссия снижает тревожность в ситуации риска);

§ гипотезу риска как ценности (престижность, одобрение риска; человек выбирает более рискованный вариант с целью повысить статус в группе – «человек, способный рисковать»);

§ гипотезу лидерства (итоговая степень риска рассматривается как результат влияния лидера на группу);

2. групповая поляризация (Moscovici & Zavalloni, 1969) – в американских источниках обозначается как «сдвиг выбора», - феномен заключается в возрастании экстремальности позиций, когда в ходе групповой дискуссии противоположные мнения не сглаживаются, а определяются в крайние точки зрения (вообще всякое движение от нейтральности). Данное явление связывают с аффективными (нормативными) процессами («средние» члены группы «сдвигают» свое мнение к определенной крайней позиции во избежание неблагоприятной оценки) и как результат воздействия когнитивных информационных процессов (поиск убедительных аргументов в пользу какой – либо из альтернативных позиций);

 

3. феномен огруппления мышления (Janis, 1971, 1982) – связан с результатом внутригруппового давления, когда стремление к единомыслию становится важнее реалистической оценки вероятных вариантов правильного действия (решения). Лучше всего предпосылки, симптомы и последствия эффекта группомыслия отражает следующая таблица (табл. 1).

Предпосылки группомыслия   Симптомы группомыслия   Дефекты в процессе принятия решений
Группа очень сплоченная: группа пользуется популярностью, и люди ощущают угрозу по отношению к своей группе.   Несовершенство процедур принятия решений: не существует стандартных методов обсуждения различных точек зрения.   Иллюзия неуязвимости: группа чувствует, что она безгрешна и не может допустить никаких ошибок. Вера в моральную правоту группы: «Бог на нашей стороне».   Стереотипный взгляд на то, что находится вне группы: члены группы очень хотят быть ее членами.   Группа изолирована: альтернативные точки зрения не достигают группы.   Сильный лидер: лидер контролирует дискуссию и открыто обнаруживает свои пожелания.   Высокий стресс: оппозиционные точки зрения представляются в упрощенном, стереотипном виде.   Самоцензура: люди про себя решают не высказывать мнении, противоположных мнению группы, чтобы «не раскачивать лодку». Прямое давление на инакомыслящих с целью заставить их согласиться: если человек решается высказать не схожую с общей точку зрения, он подвергается давлению со стороны других членов группы, пытающихся заставить его или ее согласиться с большинством.   Видимость единодушия: видимость общего согласия, создаваемая, например, отстранением от обсуждения тех, кто, как заранее известно, может не согласиться.   «Стражи ума»: члены группы предохраняют лидера от возможности услышать другие точки зрения.   Неполный обзор альтернатив.   Неспособность полностью учесть все рискованные стороны избранной альтернативы.   Не используется вся необходимая информация.   Неспособность разработать план на случай непредвиденных обстоятельств.

Табл. 1 Группомыслие: предпосылки, симптомы и последствия [2;С. 312]

Групповые эффекты

Групповые эффекты — это «механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния» [6; С. 292]. Как считают ученые можно выделить две категории групповых эффектов: первая связана с реакцией и поведением человека в присутствии окружающих, вторая категория опосредует чувства принадлежности к группе.

Ко второй категории можно отнести эффект принадлежности к группе, феномен группового фаворитизма (и связанный с ним эффект группового эгоизма), эффект «мы» - «они». Данные феномены объясняются с точки зрения потребности человека принадлежать определенным группам, благоприятствовать, поддерживать участников своей группы и отстраненно (или враждебно) относится к «чужакам» (Мак Дауголл, Э. Мэйо, А. Маслоу, Г. Тэжфел, Дж. Тернер).

Рассмотрим наиболее яркие групповые феномены первой категории (связаны с реакцией и поведением человека в присутствии других людей): эффект социальной фасилитации (ингибиции), эффект социального расслабления (ленности) и эффект конформизма.

 

1. Эффект социальной фасилитации (ингибиции): Н. Триплет

Данный эффект связан с экспериментом Н. Триплета (1987) о влиянии ситуации соревнования и присутствия других людей на результаты изменения скорости велосипедиста, в сравнении с результатами, полученными в одиночной гонке. Было выявлено, что лучшие результаты (лучшее время) велогонщики показывают, соревнуясь друг с другом, нежели с секундомером. Следовательно, можно сделать вывод: присутствие других оказывает влияние на результаты действий (а именно: усиливает доминантные реакции в присутствии окружающих).

Эффект присутствия может как усилить, так и снизить мотивацию человека. Так было выявлено, что присутствие других снижает эффективность деятельности человека («эффект социальной ингибиции») при:

§ заучивании бессмысленных слогов;

§ прохождении лабиринта;

§ при нахождении решения сложных задач (присутствие других затрудняет мыслительные способности за счет переключения внимания с проблемы на окружающих и приводит к неверному решению).

Если выполняются простые задачи (например, легкие математические примеры, подчеркивание в тексте определенных букв, несложные задания на моторику) – тогда эффект присутствия повышает эффективность, - включаются реакции, являющиеся врожденными либо хорошо усвоенными (эксперименты В. Мёде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева).

По мнению Д. Майерса эффект социальной фасилитации зависит от:

§ количества, находящихся вблизи людей: чем больше численность окружающих, тем сильнее возбуждающая (мотивирующая) реакция;

§ взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;

§ степени значимости для человека окружающих людей;

§ величины пространственной близости людей - чем теснее располагаются друг к другу люди, тем выше степень социального возбуждения.

В качестве причин возникновения данного эффекта Д. Майерс считает:

§ возбуждение нервной системы в присутствии окружающих;

§ страх социальной оценки (мнение человека, что его поведение или способности оценивают, усиливает привычные, хорошо усвоенные (доминантные) реакции);

§ переключение внимания на других людей и отвлечение от решения задачи (обладает возбуждающим действием за счет напряжения когнитивной системы).

В широком смысле эффект социальной фасилитации понимают как усиление доминантных реакций, связанное с нахождением в группе людей, в узком смысле - как усиление мотивации решить задачу в присутствии окружающих.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...