Процесс принятия группового решения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Среди процессов групповой динамики одно из основных мест занимает процесс выработки и принятия группового решения (технологии совместной деятельности с целью получения определенного результата). Базовая модель принятия решений строится на прохождении следующих этапов: § понимание проблемы, § поиск ограничений, § разработка альтернатив, § выбор оптимальной альтернативы, § выполнение. Групповая дискуссия обычно предшествует принятию решения. Исследователями групповой динамики обычно описываются три формы дискуссий: совещание, «мозговой штурм» и синектика. Совещание предполагает изучение проблемы с нескольких сторон, обсуждение и нахождение сильных и слабых мест предлагаемого решения. «Мозговой штурм» («мозговая атака» или «брейнсторминг»), предложенный А. Осборном акцентирует внимание на разнообразных решениях проблемного вопроса. Суть метода – некритичность мышления, креативность, свобода выражения мысли; после того как все идеи названы, выбираются самые оптимальные и эффективные варианты. Метод синектики (соединение разнородного), разработанный У. Гордоном, предполагает выбрать оптимальный вариант, исходя из крайних противоположных сторон решаемой проблемы. Групповые решения являются результатом группового взаимодействия (не сводятся к сумме индивидуальных решений), что отражают следующие групповые феномены: 1. феномен «сдвига риска» (Stoner, 1961) – связан с возрастанием степени рискованных групповых решений по сравнению с первоначальными (или индивидуальным мнением). С возникновением данного феномена связывают: § гипотезу диффузии ответственности (человек испытывают меньшую ответственность за рискованные решения, так как они предлагаются всей группой; групповая дискуссия снижает тревожность в ситуации риска);
§ гипотезу риска как ценности (престижность, одобрение риска; человек выбирает более рискованный вариант с целью повысить статус в группе – «человек, способный рисковать»); § гипотезу лидерства (итоговая степень риска рассматривается как результат влияния лидера на группу); 2. групповая поляризация (Moscovici & Zavalloni, 1969) – в американских источниках обозначается как «сдвиг выбора», - феномен заключается в возрастании экстремальности позиций, когда в ходе групповой дискуссии противоположные мнения не сглаживаются, а определяются в крайние точки зрения (вообще всякое движение от нейтральности). Данное явление связывают с аффективными (нормативными) процессами («средние» члены группы «сдвигают» свое мнение к определенной крайней позиции во избежание неблагоприятной оценки) и как результат воздействия когнитивных информационных процессов (поиск убедительных аргументов в пользу какой – либо из альтернативных позиций);
3. феномен огруппления мышления (Janis, 1971, 1982) – связан с результатом внутригруппового давления, когда стремление к единомыслию становится важнее реалистической оценки вероятных вариантов правильного действия (решения). Лучше всего предпосылки, симптомы и последствия эффекта группомыслия отражает следующая таблица (табл. 1).
Табл. 1 Группомыслие: предпосылки, симптомы и последствия [2;С. 312]
Групповые эффекты Групповые эффекты — это «механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния» [6; С. 292]. Как считают ученые можно выделить две категории групповых эффектов: первая связана с реакцией и поведением человека в присутствии окружающих, вторая категория опосредует чувства принадлежности к группе. Ко второй категории можно отнести эффект принадлежности к группе, феномен группового фаворитизма (и связанный с ним эффект группового эгоизма), эффект «мы» - «они». Данные феномены объясняются с точки зрения потребности человека принадлежать определенным группам, благоприятствовать, поддерживать участников своей группы и отстраненно (или враждебно) относится к «чужакам» (Мак Дауголл, Э. Мэйо, А. Маслоу, Г. Тэжфел, Дж. Тернер).
Рассмотрим наиболее яркие групповые феномены первой категории (связаны с реакцией и поведением человека в присутствии других людей): эффект социальной фасилитации (ингибиции), эффект социального расслабления (ленности) и эффект конформизма.
1. Эффект социальной фасилитации (ингибиции): Н. Триплет Данный эффект связан с экспериментом Н. Триплета (1987) о влиянии ситуации соревнования и присутствия других людей на результаты изменения скорости велосипедиста, в сравнении с результатами, полученными в одиночной гонке. Было выявлено, что лучшие результаты (лучшее время) велогонщики показывают, соревнуясь друг с другом, нежели с секундомером. Следовательно, можно сделать вывод: присутствие других оказывает влияние на результаты действий (а именно: усиливает доминантные реакции в присутствии окружающих). Эффект присутствия может как усилить, так и снизить мотивацию человека. Так было выявлено, что присутствие других снижает эффективность деятельности человека («эффект социальной ингибиции») при: § заучивании бессмысленных слогов; § прохождении лабиринта; § при нахождении решения сложных задач (присутствие других затрудняет мыслительные способности за счет переключения внимания с проблемы на окружающих и приводит к неверному решению). Если выполняются простые задачи (например, легкие математические примеры, подчеркивание в тексте определенных букв, несложные задания на моторику) – тогда эффект присутствия повышает эффективность, - включаются реакции, являющиеся врожденными либо хорошо усвоенными (эксперименты В. Мёде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева). По мнению Д. Майерса эффект социальной фасилитации зависит от: § количества, находящихся вблизи людей: чем больше численность окружающих, тем сильнее возбуждающая (мотивирующая) реакция; § взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы; § степени значимости для человека окружающих людей; § величины пространственной близости людей - чем теснее располагаются друг к другу люди, тем выше степень социального возбуждения.
В качестве причин возникновения данного эффекта Д. Майерс считает: § возбуждение нервной системы в присутствии окружающих; § страх социальной оценки (мнение человека, что его поведение или способности оценивают, усиливает привычные, хорошо усвоенные (доминантные) реакции); § переключение внимания на других людей и отвлечение от решения задачи (обладает возбуждающим действием за счет напряжения когнитивной системы). В широком смысле эффект социальной фасилитации понимают как усиление доминантных реакций, связанное с нахождением в группе людей, в узком смысле - как усиление мотивации решить задачу в присутствии окружающих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|