Параметрическая модель: Л.И. Уманский, 1980
Данная модель ориентируется на социально-психологические параметры группы (являющиеся также критериями развития группы как коллектива): § характеристики нравственной направленности (содержание ценностей, целей, мотивов группы); § уровень готовности к выполнению совместной деятельности; § организационное и психологическое единство (интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, раскрывающаяся через «процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустоичивость и надежность группы в экстремальных ситуациях» Л.И. Уманский выделяет шесть уровней развития группы: 1) конгломерат; 2) номинальная группа; 3) ассоциация; 4) кооперация; 5) автономия; 6) коллектив. 1) Конгломерат ( собранный, скопившийся) – это ранее непосредственно не знакомые людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель, совместная деятельность отсутствует. Структуры группы нет или она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь, пассажиры вагона поезда, автобуса и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно, люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадется, когда каждый участник решит свои индивидуальные проблемы.
4) Кооперация (сотрудничество) – это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет успешно и эффективно: в группе определяются лидеры, способные организовать ее для решения следующих, более сложных задач. Ее структура четко обозначается. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. Структура группы кристаллизуется и четко оформляется в результате процесса конкуренции между членами группы, это способствует повышению общегрупповой активности.
На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. 1. обособленность, закрытостьот других групп. Члены группы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить». Поскольку группа является для них референтной, ее нормы, стандарты, ценностные ориентации становятся ведущими регуляторами их поведения; негативные и критикующие высказывания в адрес своей группы не допускаются; 2. внутренняя спаянность, слитность, совместимость членов группы, их лояльность друг к другу; 3. внутригрупповая мораль, требующая от каждого члена группы, во-первых, однотипного поведения: «будь как мы все», т.е. каждый должен придерживаться сложившихся ценностей, норм, стереотипов поведения, а во-вторых, действий в интересах своей группы. Член группы, нарушивший этот императив, бывает каким-либо образом, наказан (от самой жесткой меры – исключение из группы, до более мягких и гуманных способов наказания: отказ группы в рекомендации продвижения по службе, понижение в должности или неформальном статусе, отстранение от участия в разрешении групповых проблем и пр.) Группу-автономию можно охарактеризовать как группу соратников, поскольку она действует как единое целое, и это целое доминирует над каждым, в какой-то мере подавляя его индивидуальность.
Групповая сплоченность Под сплоченностью понимают особый тип внутригрупповых связей, имеющих эмоциональную основу, - это психологическая общность людей, обеспечивающая стабильность и эффективность деятельности группы. Есть несколько вариантов рассмотрения феномена групповой сплоченности: 1. сплоченность как межличностная аттракция (А. Лотт, Б. Лотт, А. Зандер, А. И Донцов, Collins&Raven) – эмоциональный феномен межличностных отношений, симпатия, притягательность группы для ее участников; в отечественных исследованиях выступает в качестве социометрического феномена в характеристиках ингрупповых (в пользу своей группы) – аутгрупповых (в пользу других групп) социометрических выборов, - это «индекс групповой сплоченности» (в социометрии: число положительных выборов к общей сумме выборов);
2. сплоченность как результат мотивации группового членства (Д. Картрайт) включает: § мотивационную основу предпочтения группы (ценности, потребности личности); § побудительные свойства группы (привлекательность членов группы, цели, программа, удовлетворенность групповой деятельностью, престиж группы, групповая атмосфера, величина группы, характер руководства и принятия решений, сходство между членами группы и своеобразие взаимосвязей между ними, структурные свойства группы); § ожидания личности (благоприятные / неблагоприятные последствия); § индивидуальный уровень сравнения пребывания человека в разных группах; 3. сплоченность как ценностно – ориентационное единство членов группы (А.В. Петровский, А.И Донцов) –сходство во мнениях, ценностях, установках, позициях по отношению к задачам, людям, идеям, событиям, особо значимым для группы (прежде всего в нравственной и деловой сферах). Лидерство и руководство Проблемы лидерства и руководства относятся к наиболее значительным феноменам управления групповым процессом. В самом общем виде под лидерством понимают управление на психологическом уровне, где в основе лежит процесс межличностного влияния, а руководство – на социальном уровне, регламентированном системой официальных (служебных) отношений и полномочий власти. Б.Д. Парыгин указывает на следующие различия лидера и руководителя:
Несмотря на разницу между лидером и руководителем, рассматриваемые стили управления сходны функционально и могут плавно перетекать друг в друга, оба феномена реализуют свое влияние в неформальных (психологических) отношениях (степень влияния может различаться), планируют, организуют и стимулируют деятельность группы. Рассмотрим некоторые теории лидерства.
1. «Теория черт» («харизматическая теория»; М. Вебер, Э. Кац, Э. Богардус, П. Лазарсфельд, К. Бэрд, Э. Дюбрин, Ш. Киркпатрик, Э. Лок, Ч.Ханди и др.) – согласно теории, лидером может стать человек, обладающий определенными врожденными и приобретенными личностными качествами и психологическими чертами. В 40 – х годах XX века американский психолог К. Бэрд предложил список из 79 черт, позже названных лидерскими. К ним относились: ум, инициативность, уверенность в себе, общительность, дружелюбие, чувство юмора, энтузиазм, сила воли и др. Несмотря на многочисленность черт списка К.Бэрда, авторами упоминается 1 раз 65% свойств, 2 раза - 16-20%, 3 раза - 4-5%, только 5% качеств называются 4 раза. Поэтому, невозможно составить стабильный перечень характеристик, присущих лидеру. Среди исследований, относящихся к проблеме лидерства, выделяется работа Р. Стогдилла «Личностные факторы, связанные с лидерством» (Personal Factors Associated with Leadership; Stogdill, 1948). К факторам восприятия человека как лидера ученый отнес экстраверсию, доминантность, честолюбие в достижение цели, ответственность, честность, уверенность, красноречие, эмоциональный контроль, бдительность, согласованность действий, дипломатичность. Многочисленность трактовок, критичное отношение к харизматической теории, и в конечном итоге, разочарование, способствовали формированию «ситуационной теории», по - новому объясняющей феномен лидерства. 2. «Ситуационная теория» (Г. Гиби, М. Форверг, Е. Хартли, Р. Стогдилл, П. Херси, К. Бланшар и др.) - рассматривает лидерство как продукт ситуации; утверждается, что конкретные обстоятельства (ситуации) детерминируют определенные черты (типы) личности. Человек, обладающих подходящими свойствами, становится лидером. Значение некоторых личностных качеств, тоже играют свою роль. Исследования, проведенные Zacсаrо, Foti & Kenny в 1991 году, связывают с внезапным лидерством такие черты как доминантность, общительность, способность завоевать престиж, эмпатию, способность контролировать собственное экспрессивное поведение, достижение через независимость и некоторые другие. На сегодняшний момент ситуационная теория достаточно популярна, что подтверждается большим количеством экспериментов внезапного лидерства в «школе групповой динамики». 3. «Системная теория лидерства » (Р. Бэйлс, Ф. Слеттер, Ф. Фидлер, Р.Л. Кричевский, М. Хьюстон, В. Штребе, Дж. М. Стефенсон и др.) - рассматривает лидера как управляющего процессами организации межличностных отношений в группе, лидер как функция малой группы, обладающий высокой степенью влияния. Р. Бейлс и Ф. Слеттер рассматривают два типа лидеров: инструментальный, ориентированный на «дело» (решение задач, достижения) и эксперессивный, направленный на межличностные отношения, создающий благоприятную атмосферу в группе. В случае с системной теорией речь может идти не столько о лидере, сколько о руководителе. Остановимся на «вероятностной модели эффективности руководства» Ф. Фидлера (Fiedler, 1978; Chemers & Ayman, 1993) (рис. 5).
Рис. 5 «Вероятностная модель эффективности руководства» по Ф. Фидлеру Модель рассматривает два типа руководителей: ориентированного на задачу и направленного на межличностные отношения. Личностно – стилевые характеристики руководителя просчитываются по специальной шкале и выражаются в оценке наименее предпочитаемого сотрудника (НПС). Также имеется критерий ситуационного контроля (СК), отражающий степень владения ситуацией руководителем группы. Эффективность деятельности руководителя оценивается по показателю продуктивности группы (успешности выполнения поставленных задач). Согласно модели, руководители, ориентированные на задачу с низкой оценкой НПС, более всего успешны в сильно и слабо контролируемых ими ситуациях (высокий и низкий СК); руководители, ориентированные на отношения с высокой оценкой НПС, эффективны в умеренно контролируемых ими ситуациях. Таким образом, связь между личностной ориентацией руководителя (оценка НПС) и эффективностью имеет вероятностный характер и зависит от степени контроля ситуации. Исследования, проведенные Ф. Фидлером в 1995 году, показали, что эффективность руководства также связана с опытом и интеллектом руководителя. Лидер характеризуется также с точки зрения приемов и способов решения, применяемых к процессам управления группой (стилями). Рассмотрим стили лидерства, предложенные К. Левиным подробнее. Экспериментальные исследования, проведенные К. Левиным, Р. Липиттом и Р. Уайтом, выявили авторитарный, демократический и попустительский стили, имеющих формальную и содержательную стороны. Авторитарный стиль характеризуется следующими особенностями: решения принимаются единолично (голос лидера - решающий), вся ответственность на лидере, инициатива не одобряется, наличие запретов, санкций, эмоции не берутся в расчет, язык четкий, нейтральный, тон неприветливый, субъективность в проявлениях похвалы и порицания, дальние цели группе не известны. Демократический стиль: ориентация на сотрудничество, дискуссию, товарищеский тон, учитываются мнения и инициатива всех членов группы, решения принимаются совместно на основе обсуждения предложений, ответственность за решения лежит на всех, мероприятия планируются группой. Попустительский стиль: позициялидера находится в стороне от группы, лидер не вмешивается в групповые процессы, дела идут «сами по себе», конвенциальный тон, отсутствует как похвала, так и порицание, лидер не указывает, а выполняет лишь функцию информирования, деятельность группы формируется из отдельных интересов членов группы (или нового лидера). Современные исследователи предлагают ввести новые определения: директивный, коллегиальный, разрешительный (либеральный), с сохранением стабильного психологического содержания стилей лидерства (А. Л. Журавлев, 1977).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|