Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития организованного товарного рынка.




Тема 1. История и тенденции развития биржевой торговли.

Вопросы:

Цель и задачи дисциплины «Основы биржевой деятельности».

Этапы развития организованного товарного рынка. Первые товарные биржи.

Производство и оптовая торговля как условия возникновения биржевой торговли.

Развитие товарных и фондовых бирж за рубежом. Рынок ценных бумаг. Фьючерсные биржи. Валютный рынок и валютные биржи. Внебиржевой валютный рынок Форекс.

Современные тенденции биржевой торговли. Крупнейшие в мире биржи (товарные, фондовые, валютные, фьючерсные и опционные).

Цель и задачи дисциплины «Основы биржевой деятельности».

Современный биржевой рынок является динамично развивающейся структурой. В связи с этим знания о возможностях и устройстве биржевого рынка представляют собой особый интерес не только для специалистов финансового профиля, эмитентов и инвесторов, но и для предпринимателей, юридических и физических лиц.

Участники биржевых процессов стремятся так организовать движение своих денежных потоков, чтобы получить значительный финансовый эффект и в результате обеспечить решение экономических и социальных задач. Биржевой рынок предоставляет такие возможности. Поэтому возникает необходимость определиться в понятиях, целях и задачах биржевой деятельности, осознать сущность протекающих процессов в рамках биржевого дела. Поэтому в целом основы биржевого дела, а также финансово-кредитных отношений, возникающих между субъектами биржевой деятельности, становятся объектом изучения и практического применения.

Целью дисциплины «Основы биржевой деятельности» является формирование теоретических знаний и практических навыков биржевой деятельности.

К основным задачам дисциплины относятся изучение и освоение:

— основ организации биржевой деятельности;

— основ биржевой логистики;

— инструментов регулирования биржевой деятельности в Российской Федерации и за рубежом;

— методов государственного регулирования и контроля биржевой деятельности в Российской Федерации;

— нормативно-правовой базы, регулирующей биржевую деятельность в Российской Федерации;

— принципов работы и технологий товарных, фондовых и валютных бирж, и особенностей их функционирования, с учетом реальных условий формирования фондового рынка Российской Федерации;

— видов, особенностей и порядка заключения биржевых сделок;

— видов и содержания биржевых операций, последовательности их осуществления;

— концепции и практики хеджирования как составной части коммерческой деятельности фирмы, выполняющей операции на бирже;

— теории фундаментального и технического анализа рынка;

— технологии формирования и применения биржевых индексов.

Понятие «биржевая деятельность».

В функциональном смысле биржевая деятельность представляет собой взаимосвязанные технологические процедуры:

• заключения сделок купли-продажи товаров, либо ценных бумаг и производных финансовых инструментов, либо валюты;

• обеспечения взаиморасчетов по совершаемым сделкам;

• перерегистрации прав собственности;

• предоставления информации о рыночной стоимости объектов сделок

и финансово-экономическом состоянии участников биржевой торговли;

• контроля за соблюдением правил работы на биржевом рынке и взаимных обязательств участников торгов.

В структурном смысле биржевая деятельность представляет собой совокупность:

• товарных, фондовых и валютных бирж;

• банков и расчетно-депозитарных организаций;

• реестродержателей;

• брокерских и дилерских компаний;

• рейтинговых, консалтинговых и аудиторских фирм;

• государственных организаций, контролирующих состояние товарных, фондовых и валютных бирж.

В технологическом смысле биржевая деятельность — это совокупность технических систем и сопряженного с ними программно-алгоритмического обеспечения, совместно обеспечивающих общепринятые правила и стандарты совершения сделок на товарных, фондовых и валютных биржах.

 

Этапы развития организованного товарного рынка. Первые товарные биржи.

На протяжении уже более четырех веков купля-продажа товаров и ценных бумаг осуществляется главным образом в коммерческих центрах под названием «биржа». К настоящему времени биржи превратились в крупные оптово-посреднические центры, стали важнейшими элементами рынков капиталов и товаров, важнейшим элементом инфраструктуры рынка.

Исторически первоначальную и основную роль в развитии биржевой торговли играли и до сих пор играют товарные и товарно-фьючерсные биржи.

Товарные биржи, прошедшие многовековой путь от локальных рынков наличного товара до высоколиквидных международных рынков срочных контрактов, представляют собой яркий пример саморазвивающегося рыночного института, ставшего неотъемлемой частью производственно-финансовых операций большого числа компаний и организаций. Поэтому современные товарные биржи — результат длительной эволюции различных форм оптовой торговли и одновременно один из видов организованного товарного рынка.

Этапы развития организованного товарного рынка.

Понятие товара как продукта труда, произведенного не для собственного потребления, а для продажи, неразрывно связано с понятиями рынка, торговли и производства.

Исторически первоначальной (примитивной) формой оптовой торговли считают караванную торговлю, которая с древности отличалась эпизодичностью, нерегулярностью проведения, отсутствием определенного места торговли и правил осуществления. В караванной торговле мы можем наблюдать простейшую форму рынка — базар. Торговый процесс был организован самым элементарным образом: сидящие продавцы ждали (и до сих пор ждут) покупателей. При таком способе спрос (покупатель) ищет предложение, а если вспомнить об эпизодичности и неорганизованности караванной торговли, то этот поиск мог идти довольно долго.

Элементы организованного рынка можно было наблюдать уже в Древней Греции и Древнем Риме, где торговая практика начала приобретать некоторые формальные признаки:

— началась фиксация времени и места торговли;

— образовались центральные рыночные заведения;

— появились контракты на поставку товаров в оговоренные сроки;

— развивались товарообменные операции и валютные системы.

Например, в Древней Греции коммерческим центром служила так называемая агора в центре Афин. В период расцвета Римской империи торговые площадки, или продажные рынки, играли роль центров реализации товаров из разных районов империи. То есть в в определенных местахпродажных рынках ("фора вендалия"), которые были центрами распределения товаров, поступавших со всех концов Римской империи в определенное время проводились собрания торговцев, которые назывались " коллегия меркаторум ". Преобладали на них бартерные операции, но заключались и сделки с денежной оплатой. Иногда заключались и договоры с отсроченным во времени окончательным расчетом. Эту практику можно сейчас наблюдать и на современных биржах.

В эпоху раннего Средневековья (6-11 века) на территории будущей Европы, в период упадка коммерческой торговли, продукты питания приобретали и продавали на обособленных местных рынках.

Новая форма оптовой торговли – ярмарочная торговля возникла в Европе в Средние века (XII-XIII вв). К ХII веку некоторые средневековые ярмарки Англии и Франции были уже весьма крупными. Постепенно по всей Европе появлялись как небольшие, так и довольно крупные ярмарки. Время и место проведения крупных ярмарок было точно обозначено и участники предварительно оповещались. Само значение слова " ярмарка", в переводе с немецкого обозначающее " ежегодный рынок ", свидетельствует о регулярности и организованности этой формы торговли. На некоторых ярмарках были разработаны стандартные требования к качеству различной продукции, а затем и введена практика торговли по образцам, а не только конкретными наличными партиями. Ярмарочная торговля того времени велась по строгим разработанным внутренним правилам. Например, английские кодексы поведения купцов регулировали порядок взаимоотношений между контрагентами сделок, устанавливали стандартные формы для товарных контрактов, векселей, складских квитанций и других документов, определяли правила поведения, приемлемые для местных властей. Формировалась практика оформления сделок, торговых счетов, фрахтовых и складских расписок и квитанций, аккредитивов, актов о передаче товара и других документов. Нарушивший кодекс и не исполнивший своих обязанностей купец мог быть исключен из торгового сообщества. Ярмарочный суд сформировался как способ решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций. Ярмарочный суд был прообразом современного арбитража.

Наиболее распространенными и обычными на ярмарках являлись сделки с расчетом на месте и немедленной поставкой товара. Однако уже в ХIII в. началась практика заключения контрактов на более позднюю поставку товаров в оговоренные сроки со стандартами качества по образцам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...