2.1 Методико-исполнительский анализ Сонаты №1
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)»
Институт «Академия имени Маймонида»
Кафедра симфонического дирижирования и струнных инструментов
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА
на тему: Соната № 1 соль-минор и Партита № 2 ре-минор для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха: Методико-исполнительский анализ
Специальность: 53. 05. 01 Искусство концертного исполнительства
Специализация: Концертные струнные инструменты (скрипка)
Выполнила студентка группы АМИКС-117 5 курса очной формы обучения
__________ Марынычева Анастасия Геннадьевна
Руководитель __________ канд. иск. Будагян Р. Р.
«Допущена к защите»
Заведующий кафедрой симфонического дирижирования и струнных инструментов ____________ проф. Понькин В. А.
Москва 2022
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………. ………….. 3 Глава 1 История создания цикла Сонат и Партит для скрипки соло И. С. Баха………………………………………………………………………........... 6 Глава 2 Методико-исполнительский анализ Сонаты №1 и Партиты № 2 И. С. Баха……………………………………………………………………………10 2. 1 Соната № 1 И. С. Баха: методико-исполнительский анализ…………25 2. 2 Партита № 2 И. С. Баха: методико-исполнительский анализ……….. 35 2. 3 Ciaccone из Партиты № 2 И. С. Баха: методико-исполнительский анализ…………………………………………………………………………38
Глава 3 Сравнительный анализ интерпретаций Сонаты № 1 и Партиты № 2 И. С. Баха……………………………………………………………………………45 Заключение…………………………………………………………………………. 55 Список источников и литературы…………………………………………………60 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Творчество И. С. Баха занимает особое значение в репертуаре каждого скрипача – как современного, так и представителя предыдущих столетий. Произведения композитора исполняются не только на начальных этапах знакомства со скрипкой (во время обучения в музыкальной школе), но и в средних и высших учебных заведениях. Наряду с тем, что изучение и исполнение различных сочинений композитора является обязательным критерием множества образовательных программ по всему миру, качественное и профессиональное исполнение произведений И. С. Баха представляет собой необходимый критерий получения различного рода премий и наград на престижных международных конкурсах. Среди них особенно хочется выделить Международный конкурс имени П. И. Чайковского (Россия, Москва), Международный конкурс скрипачей имени Генрика Венявского (Польша), Конкурс имени королевы Елизаветы (Бельгия, Брюссель), Международный конкурс имени Паганини (Италия, Генуя) и др. Актуальность изучения цикла И. С. Баха «Сонаты и партиты для скрипки соло», состоящего из шести Сонат и Партит, основывается на нескольких положениях. Во-первых, велика ценность данных произведений в концертной и учебной практике скрипача. Исполнение нескольких частей из сонаты или партиты является также обязательным условием в вопросе трудоустройства музыканта в ведущие мировые оркестры, как в России, так и за рубежом. Умение профессионально продемонстрировать свои способности на примере исполнения анализируемых произведений способствует наглядному оцениванию мастерства, а также зрелости скрипача, как музыканта. Из данного аспекта вытекают сложности технического плана (не говоря уже о серьезном философском начале сочинений), с которыми сталкиваются юные музыканты при знакомстве с шедеврами мировой скрипичной литературы. Этот факт является вторым обоснованием актуальности настоящего исследования. Освоить данный цикл с полным конгломератом технических и художественных трудностей, на наш взгляд, необходимо каждому музыканту-скрипачу. В связи с этим методико-исполнительский анализ Сонаты №1 и Партиты №2 может способствовать виртуозному исполнению и высокохудожественному пониманию цикла Сонат и Партит И. С. Баха в целом.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на широкую популярность Сонат и партит И. С. Баха в репертуаре скрипача, искусствоведы редко обращались к изучению данной тематики. Существенный вклад в развитие науки по данному вопросу внес исследователь-скрипач С. И. Нестеров. В своей научной статье «Концепция и проблема художественной целостности метацикла сонат и партит И. С. Баха для скрипки соло»[1] автор доказал идею единства цикла из 6 сонат и партит на основе тональных связей и логики драматического развития. В статье ученого «Скрипичное творчество И. С. Баха»[2] из журнала «История скрипичного искусства в трех выпусках» (выпуск 1) приводится краткий анализ каждой из Сонат и партит с точки зрения значения отдельной из частей во всем цикле. Помимо вышеперечисленных работ, автором настоящего исследования были изучены статьи из зарубежных сайтов[3][4][5]. В частности, статья с сайта Белорусской государственной филармонии «Бах И. С. Сонаты и партиты для скрипки соло, BWV 1001-1006»[6] отражает фундаментальные основы искусствоведения в области скрипичного творчества И. С. Баха[7][8][9]. Вопросы методико-исполнительского анализа Партиты №2 из цикла «Сонаты и партиты» для скрипки соло И. С. Баха ранее не затрагивались другими отечественными и зарубежными учеными, что свидетельствует об особой актуальности, а также новизне данной работы. Объектом исследования является Соната №1 g-moll и Партита №2 d-moll для скрипки соло (BWV 1004) И. С. Баха Предмет исследования — форма сочинений, их строение, музыкальный язык, трактовка и история создания, а также интерпретации произведений в творчестве ведущих отечественных и зарубежных скрипачей.
Целью данной работы является раскрытие на материале Первой сонаты и Второй партиты И. С. Баха для скрипки соло специфики исполнительского и композиторского стилей И. С. Баха, анализ музыкальной ткани Сонаты и Партиты с позиции методики обучения исполнительскому искусству. В ходе исследования будут выполнены следующие задачи: а) проанализировать историю создания цикла, а именно анализируемых Сонаты и Партиты композитора; б) провести анализ формы и стиля произведений цикла; в) обозначить основные технические трудности в процессе исполнения сочинений и предложить методические рекомендации по работе над ними; г) систематизировать и адаптировать полученные результаты согласно поставленным целям и задачам. Материалом исследования являются аудио-[10][11] и видеозаписи[12][13] анализируемых сочинений в творчестве ведущих скрипачей XX-XXI столетий, оригинальные издания И. С. Баха «Сонаты и Партиты для скрипки соло», а также ноты цикла в редакции К. Г. Мостраса[14]. Данная работа имеет особую теоретическую значимость, заключающуюся в расширении базы современного отечественного и зарубежного искусствоведения, касающейся освещения вопросов методико-исполнительского анализа цикла «Сонаты и Партиты для скрипки соло» И. С. Баха в целом, и конкретно его Первой сонаты и Второй партиты. Выводы настоящей работы способствуют разъяснению ряда вопросов об истории создания анализируемых произведений. Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения полученных результатов в процессе изучения и концертного исполнения двух из наиболее популярных сочинений цикла – Сонаты №1 и Партиты №2 в средних, а также высших учебных заведениях. Результаты исследования могут быть полезны при подготовке к различного рода международным конкурсам, фестивалям. Анализ различных интерпретаций Сонаты №1 и Партиты №2 И. С. Баха в творчестве ведущих мировых скрипачей будет содержать в себе особую практическую значимость по той причине, что у студентов появится возможность реализовать свои замыслы и идеи в процессе игры сочинения.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА СОНАТ И ПАРТИТ ДЛЯ СКРИПКИ СОЛО И. С. БАХА
По своей значимости для любого скрипача роль цикла сонат и партит И. С. Баха можно сравнить с ХТК — циклом из 48 прелюдий и фуг для фортепиано. В первой биографии Баха (автор — Иоганн Николаус Форкель), существует указание на то, что на протяжении довольно длительного временного периода сонаты и партиты считались лишь конструктивным учебным материалом. Важно отметить, что этот труд был опубликован именно в 1802 году, одновременно с публикацией первого нотного издания сонат и партит. Недооценивая музыкальное начало, современники Баха видели пользу в совершенствовании техники исполнения двойных нот и аккордов, а также в разработке разнообразных видов штрихов в правой руке. В наши дни на первый план ставится понимание и личная исполнительская оценка художественного замысла произведения, поскольку от него уже, в свою очередь, зависит формирование мастерства музыканта. Творческое наследие И. С. Баха занимает огромное значение в репертуаре каждого скрипача. Еще в XVII-XVIII вв. оно сыграло ведущую роль в становлении западноевропейской композиторской и скрипичной школ и по настоящее время сохраняет свою историческую ценность. Истоками скрипичного стиля Баха может полноправно считаться творчество Антонио Вивальди, а также таких композиторов, как И. П. Вестхоф, И. Бибер и других их современников. Следует отметить, что особое влияние на становление и развитие стиля И. С. Баха оказало самобытное народное творчество эпохи в лице бродячих артистов, музыкантов и поэтов — шпильманов. Влияние это проявляется в полифонизме, истоками которого можно считать немецкие народные танцы; в бурдонирующих струнных инструментах с их филигранным многоголосием (в частности Виола-да-гамба, пользовавшаяся чрезвычайной популярностью в Германии в XVII-XVIII вв. ). Традиции Италии, впитавшиеся с сочинениями А. Вивальди, также нашли отражение в баховском скрипичном репертуаре. Данный факт можно объяснить увлечением концертами для скрипки А. Вивальди, Б. Марчелло, транскрипции которых И. С. Бах сделал для клавира в Веймаре. В это время он служил в герцогской капелле, сначала в качестве скрипача (в 1703 г. ), а вскоре встал на высокий пост концертмейстера веймарского оркестра (в 1714 г. ). Бах уже в то время профессионально владел исполнительством на струнных инструментах — скрипке и альте, зарабатывая себе на жизнь игрой в ансамблях и оркестрах.
Время с 1717 по 1723 гг. принято считать Кётенским периодом, во время которого Бах жил в Кётене. Именно там было написано большинство произведений для скрипки и других струнных инструментов. Ввиду отсутствия органа в княжеской капелле, которую И. С. Бах возглавлял, ему оставалось играть на скрипке, альте, виоле-да-гамбе, а также на клавесине — на тех инструментах, на которых мог музицировать сам князь. Данный период символизирует расцвет камерно-инструментального направления в творчестве, а также развитие жанрово-бытовых образов, что нашло свое отражение в цикле сонат и партит для скрипки соло. Цикл из шести сонат и партит был написан в 1720 году. Скрипка заменила выдающемуся музыканту и орган, и хор, и оркестр. Она выступает как многоголосный и самостоятельный инструмент, обладающий колоссальными художественными и выразительными возможностями. Рис. 1. 1. Соната № 1 g-moll Adagio
Данный цикл, на наш взгляд, следует рассматривать как единое целое, связанное одним философским замыслом — темой человеческого бытия, жизни и смерти. В каждом из трех циклов образуется пара из сонаты и партиты, в которой происходит сопоставление религиозно-философского начала светскому. Соната, являясь в то время церковным сочинением, недавно появилась в творчестве Бибера и Пизенделя, в то время как партита была уже устоявшимся светским жанром инструментальной музыки. Замечая скрытую программность цикла, музыковеды относят пары Соната + Партита к библейским событиям. Таким образом, первая соната и первая партита связаны с историей рождества Христова, вторая соната и вторая партита посвящены крестным мукам и смерти Спасителя, третья соната и партита символизируют воскрешение и вселенскую радость. Эту теорию подтверждают множество современных искусствоведов (С. И. Нестеров[15], Т. Б. Баранова[16]), рассматривая сонаты и партиты для скрипки как некие комментарии к Евангелию. Программность цикла также подтверждается выбором тональностей каждого произведения в соотношении с их последовательностью. Единой тональности нет, но выявляется совершенно определенный и закономерный тональный план цикла (Соната g-moll, партита h-moll; Соната a-moll, партита d-moll; Соната C-dur, партита E-dur): первая и третья пары Соната-Партита написаны в тональностях терцового соотношения (g-h; C-E), вторая же — квартового (a-d). То же самое сохраняется и между крайними сонатами, а также партитами (g-С; h-Е). Особое внимание следует уделить форме сонат и партит (сюит). И. С. Бах выбрал именно эти формы для того, чтобы показать на примере различных жанров (от строгой фуги до пасторальных танцев) все разнообразие оттенков выразительности инструмента соло. Примечателен факт отсутствия аккомпанемента у всех произведений цикла. Используя естественные акустические качества скрипки, Бах обращается к тональностям открытых струн (они звучат в аккордах, как органный пункт, в бариолаже), благодаря чему необходимость в сопутствующем инструменте полностью устраняется. Предысторию соната и партита берут в XVI-XVII вв. в творчестве шпильманов — выходцев из Чехии и Польши, переселившихся в Германию. В это время у немцев скрипка являлась господствующим многоголосным инструментом, в отличии от других европейских стран, таких как Италия и Франция, трактовавших инструмент совершенно иначе. В связи с существованием дугообразных старинных смычков и плоской подставки, в Германии активно использовали звучание открытых бурдонирующих струн в органных пунктах, аккордовые фигуры и другие возможности инструмента, как сопровождение праздников и танцев. Баховская соната имеет определенные черты церковной сонаты (da chiesa). Подобно итальянским музыкантам, части сопоставимы с Adagio (Grave), Allegro, Andante (Largo), Allegro (Presto). Однако, по интерпретации для И. С. Баха этот жанр является иным, и лишь А. Корелли удалось отдаленно приблизиться к мысли немецкого композитора-гения. Медленные первые части сонат (двух первых) уже не представляют собой вступления перед быстрыми частями Allegro, а рассматриваются как мощнейшие патетические монологи. К органному звучанию их приближает ритмически-свободный декламационный склад, особенно в сочетании с драматически глубоким звучанием. В первой части третьей сонаты Adagio фактура строится на секундовом мотиве, который преобразуется из лаконичной формулы в кульминацию всей части. Густое и величественное звучание вновь напоминает орган. Арканжело Корелли написал 24 церковные трио-сонаты, а также сборник сонат для скрипки соло с басом (6 церковных и 6 камерных). В своих сочинениях он активно использует метод имитационной полифонии, сначала в форме фугато (в Сонате №1 op. 5), а затем в виде законченной фуги (Соната №6 op. 5) для скрипки с аккомпанементом. Бах стал развиваться дальше, безусловно, опираясь на опыт современника-итальянца, а также на искусство старонемецкой школы композиторского мастерства. Вероятно, в Германии господствовала традиция игры луковидным смычком, что позволяло исполнять аккорды и другие приемы полифонии на скрипке сразу по всем четырем струнам. Учитывая это, Бах создал феноменальное явление — фугу для скрипки соло. Во всех трех сонатах он включает эту форму как вторую часть (приравнивая к Allegro) и наделяя особым масштабом с множеством импровизационных интермедий. Бесспорно, ее стоит рассматривать как композиционный центр цикла сонаты. Третьи части классической сонаты Andante Бах пишет в виде резко контрастных эпизодов. Басовая фактура аккомпанирует созерцательной и неторопливой мелодии (являясь полной противоположностью стремительным фугам) воплощая в них всю лиричность и мелодичность, характерные для чувственной второй половины века. Финал также противопоставлен предыдущей части. Контрастность заключается, прежде всего, в возвращении в исходную тональность. Во-вторых, отличие его от третьей импровизационной части не просто обосновано быстрым темпом, оно кроется в самом принципе движения. В основе заключительной части баховской сонаты лежит строго ритмически организованная фигура, развивающаяся в темпе Presto (Allegro) до своего логического завершения, подобно образу вечного движения, бегу. Партиты для скрипки И. С. Баха построены на жанрово-танцевальном противопоставлении парных частей, как и в популярном в XVII-XVIII вв. жанре сюиты. Последовательность частей классической сюиты (Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига) Бах сохранил во второй партите, но видоизменил первую и третью (добавил дубли к каждому танцу в Партите №1 и заменил три части на более «легкие» в Партите №3, оставив лишь прелюдию и жигу, как обрамление). На первый взгляд, Партита №2 по строению представляет собой совершенно традиционную сюиту. Но вопреки традициям цикл завершает не жига, а монументальное самостоятельное произведение, имеющее полное право исполняться и отдельно — грандиозная Чакона. Написана она в форме больших вариаций (тридцать вариаций) на гомофонную тему, развивая девять смысловых волн с постепенным расширением диапазона и оживлением движения ритма. Этот гигант образует собственный субцикл, так как превышает по своему масштабу и объему четыре предыдущие части – Аллеманду, Куранту, Сарабанду и Жигу, являясь не только итогом партиты, но и итогом метацикла в целом. При всем прочем, располагается Чакона в самом «сердце» цикла из шести Сонат и Партит для скрипки соло. Безусловно, И. С. Бах создал уникальное явление в области скрипичной литературы, оставив нам предпосылки для размышления о системе тематических связей между частями, связанных единой логикой драматургической идеи, а также вызывающих невероятные сложности исполнения у музыкантов. Существуют мнения, что все части цикла связаны с Евангельскими событиями (как было уже сказано ранее). Олицетворением мирского быта являются партиты, а возвышенного, церковного – сонаты, сосуществуя парами, словно в диалоге. Эту теорию подтверждают слова кандидата искусствоведения, профессора Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Нестерова Сергея Игоревича: «Если сонаты – круг религиозных размышлений и созерцания истин Веры и Бытия, то партиты – внешняя реакция на них: содержание духовных поисков переводится в космогоническое движение сфер, мысленно созерцаемых ищущей душой. Партиты образуют собственную линию развития, интонационно и ритмически объединяясь с “танцевальными” частями сонат»[17]. Далее перейдем к непосредственному методико-исполнительскому анализу Сонаты № 1 g-moll и Партиты № 2 d-moll И. С. Баха.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ СОНАТЫ №1 И ПАРТИТЫ № 2 И. С. БАХА
2. 1 Методико-исполнительский анализ Сонаты №1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|