Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не менее важным видом практических занятий являются семинары.

Практические занятия в учебном процессе вуза

Основные вопросы:

1. Роль практических занятий в учебном процессе студентов

2. Виды практических занятий: упражнения, семинарские занятия, лабораторные работы.

3. Виды семинарских занятий: просеминар, собственно семинар и спецсеминар.

4. Проведение семинара в форме деловой игры, методика проведения.

5. Самостоятельная работа студентов и её организация.

 

Литература:

1. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа» №3 2002

2. Панина Т., Вавилова Л. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2007.

  1. Розман Г. Ориентация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России, 2003 - № 1 - 87с.
  2. Рыскулова М.Н. Университетская лекция: традиции и инновации // Высшее образование в России. 2011. №12. С.143-146.
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х тт. М.: Народное образование, 2006, 816 с.
  4. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 576 с.

 

 

Семинарские занятия так же, как и лекции, проводились в Древней Греции. С XVII века эта форма обучения стала широко использоваться в университетах Западной Европы, а с середины XIX века – в российских университетах. Необходимость включения в учебный процесс практических занятий была вызвана накоплением научно-технических знаний и возрастанием в связи с этим потребности в дополнении теории практическими умениями и навыками. В настоящее время практические занятия имеют огромное значение в профессиональной подготовке, в том числе в технических вузах.

На практических занятиях происходит закрепление, углубление, систематизация знаний, полученных на лекциях и во время самостоятельной работы. Студенты, под руководством преподавателя учатся применять их при решении конкретных задач, что способствует выработке умений и навыков. При этом, преподаватель имеет возможность систематически осуществлять текущий контроль уровня усвоения знаний, формирования умений и навыков. Следовательно, на практических занятиях в полной мере реализуется образовательная функция обучения.

Практические занятия имеют развивающее и воспитательное значение, связанное с профессиональным и личностным становлением будущих специалистов. На практических занятиях у студентов развивается профессиональное мышление и речь, происходит формирование познавательной мотивации, активности, творческих способностей, воспитывается ответственность, дисциплинированность.

 

Существенным достоинством практических занятий является возможность учитывать и развивать индивидуальные особенности студентов. Так, например, некоторые студенты испытывают трудности во время выступлений перед аудиторией. Активная работа на практических занятиях позволяет сформировать коммуникативные умения. На практических занятиях создаются условия для установления более тесных межличностных отношений между преподавателями и студентами, что приводит к устранению формализма в учебно-воспитательном процессе и создает благоприятный эмоционально положительный фон. Таким образом, в профессиональной подготовке нужно максимально реализовать возможности практических занятий.

Выделяют различные виды практических занятий:

Упражнения, семинарские занятия, лабораторные работы.

Упражнения – это вид практических занятий тренировочного характера, тесно связанный с лекционным материалом и часто служащий иллюстрацией к нему. Упражнения довольно часто используются на младших курсах, когда студенты только постигают основы профессиональных знаний, у них происходит постепенное формирование умений, навыков, в связи с этим, в учебном процессе еще много элементов тренировочного характера. Без упражнений невозможно обойтись при изучении математических, технических дисциплин. Студенты, выполняя упражнения, осваивают способы решения задач, учатся осуществлять расчеты, пользоваться справочной литературой, овладевают профессиональной, научной терминологией.

Не менее важным видом практических занятий являются семинары.

На семинарах организуются групповые обсуждения научных или учебных проблем.

В учебном процессе семинары представлены следующими видами:

просеминар, собственно семинар и спецсеминар.

Такое разграничение на виды условное, оно осуществляется по ряду критериев:

– по уровню психологической и теоретической подготовленности

студентов к участию в семинаре;

– по жесткости управления учебной работой студентов со стороны

преподавателя;

– по разнообразию видов деятельности студентов на занятиях;

– по уровню проблемности заданий и, в связи с этим, преобладанием

репродуктивной или творческой активности студентов и т.п.

 

Просеминары обычно проводятся на младших курсах, когда у студентов еще довольно низкий уровень теоретической и профессиональной подготовленности. Основная цель просеминара – сформировать у студентов психологическую готовность к вузовскому обучению, научить их культуре умственного труда, умению слушать, конспектировать материал. На просеминаре преподаватель жестко управляет работой студентов, предлагает им преимущественно репродуктивные задания, поэтому уровень проблемности и соответственно творчества студентов низкий.

Для участия в собственно семинаре требуется более высокая психологическая и теоретическая подготовленность студентов. Исключается жесткое управление деятельностью студентов со стороны преподавателя, им предоставляется возможность проявлять больше активности, самостоятельности, творчества. Это все позволяет планировать разнообразную деятельность студентов, например можно организовать дискуссию, обсуждение проблемных вопросов и т.п. Собственно семинары в педагогическом процессе можно проводить по-разному. Наиболее распространенными в высших учебных заведениях являются семинары-беседы. На них обсуждаются различные вопросы, повторяется, уточняется и расширяется лекционный материал, происходит дополнение этого материала сведениями из дополнительных источников, осуществляется связь теории с практикой. Преподаватель руководит обсуждением, задает вопросы, обобщает высказывания студентов. Самое главное – студенты должны быть активны во время такого семинара. Однако, семинары-беседы проводятся порой однотипно: преподаватель задает вопросы, а студенты по очереди отвечают на них. При такой организации работы активного обсуждения не наблюдается, что является существенным недостатком. Для его преодоления при подготовке к семинару-беседе надо продумать возможность включения всех студентов в активную работу, а студентам, в свою очередь, обязательно нужно предварительно подготовиться к занятию, чтобы активно включаться в работу.

Семинары можно проводить в виде конференций. Отличительная особенность в том, что студенты выступают с докладами по различным проблемам. И опять-таки основным недостатком занятия может стать отсутствие обсуждения. К сожалению, студенты с иронией отмечают, что «такой вид семинаров является самым любимым у лодырей», потому что, когда один студент читает доклад, остальные могут заниматься чем угодно, если, конечно, преподаватель не нацелит на анализ прослушанного материала. Типичными недостатками рассмотренных семинаров является отсутствие активности, творческого участия всех студентов группы.

Скорректировать их помогают проблемные семинары. На них решаются проблемные ситуации, рассматриваются различные подходы ученых, представителей научных школ по тем или иным вопросам. Для активизации студентов на семинаре необходимо предложить актуальную тему, подготовить проблемные и контрольно-проверочные вопросы. Для участия в работе проблемного семинара важное значение приобретает готовность студентов к занятию.

 

Разновидностью проблемного семинара считается семинар-дискуссия, который проводится в том случае, если по обсуждаемой проблеме нет однозначного мнения. Значение этих занятий, прежде всего, в том, что студенты учатся аргументировать свои мысли, обсуждать противоречивые проблемы, тактично отстаивать собственную позицию, соглашаться с мнением оппонентов и т.п. Достоинство семинара-дискуссии и его основное отличие от традиционного семинара-беседы в том, что студенты проявляют больше активности и заинтересованности. В итоге, каждый участник может остаться при своем мнении, главное – студенты учатся ведению научной дискуссии.

 

Можно проводить семинар-исследование, но ему предшествует длительная предварительная работа. Сту денты сначала изучают теорию проблемы, затем проводят исследование, по итогам которого оформляют материал и готовятся к обсуждению. Подобные семинары часто проводить нельзя из-за трудности и длительности подготовки к ним. Он может стать промежуточной частью при написании курсовых или выпускных квалификационных работ.

 

В настоящее время преподаватели все чаще используют формы обучения, приближенные к производству, примером является семинар - моделирование и имитация профессиональной деятельности, который обычно проводится в форме деловой игры. Деловая игра позволяет активизировать и интенсифицировать обучение за счет достаточно сильной мотивации и заинтересованности студентов. Она дает возможность воссоздать межличностные отношения в производственном или научном  коллективе, процедуры принятия решений и т.п. Деловые игры позволяют варьировать уровень проблемности, степень трудности учебного материала, гибко сочетать разнообразные методы обучения – от репродуктивных до проблемных. Участвуя в деловой игре, студенты выполняют квазипрофессиональную деятельность, которая несет в себе черты как учебной, так и будущей профессиональной. Знания в этом случае перестают быть абстрактными, они востребованы в данный момент при решении конкретных профессиональных задач. Значение деловой игры еще и в том, что студенты включаются в совместную деятельность, коллективно обсуждают вопросы, при этом, возможна взаимная поддержка, оценка различных вариантов решения проблемы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...