Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При разработке и проведении деловых игр учитываются психолого-

педагогические принципы (Вербицкий А.А.):

1. Принцип имитационной модели производства, игровой модели профессиональной деятельности;

2. Принцип проблемности, предусматривающий наличие противоречий в предлагаемых учебных заданиях;

3. Принцип совместной деятельности, проявляющийся в ролевом взаимодействии во время решения проблем;

4. Принцип диалогического общения, когда участники игры в процессе общения постепенно продвигаются к решению проблемы;

5. Принцип двуплановости, выражающийся в том, что серьезная профессиональная деятельность в учебном процессе осуществляется в несерьезной игровой форме, что позволяет участникам быть более раскрепощенными.

Важным структурным компонентом любой деловой игры является сценарий. Сценарий – это вербальная или графическая форма предметного содержания, отражающая последовательность и характер действий игроков и ведущего. Элементом сценария может стать описание конфликта или проблемы, которые могут возникать в будущей профессиональной деятельности.

В деловой игре есть роли и определены функции игроков. Роли могут быть разные, наиболее типичными являются роли ведущего, генератора идей, критика, эксперта, организатора и др. В ролевых играх могут быть предложены роли руководителя, подчиненного или любые другие профессиональные роли, которые впоследствии будут выполнять в своей профессиональной деятельности специалисты. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся такие роли, как скептик, энтузиаст.

В функциях игроков четко определяются права, обязанности и возможные действия в зависимости от принятой роли.

Необходимым компонентом являются правила игры, касающиеся определенных ограничений, регламента игровых процедур. Правила обеспечивают воспроизведение реального и делового контекста игры. Они должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями игрокам.

В деловой игре продумывается такой компонент, как система оценивания, обеспечивающая контроль и самоконтроль принимаемых решений, соревновательный характер игры, позволяющий оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп.

К проведению деловой игры должно быть подготовлено методическое обеспечение: сценарий игры, набор игровой документации, эмблем и пр. Требуется также организационно-техническое обеспечение: компьютер, видеокамера, канцелярские принадлежности. Технические средства используют в зависимости от целей, содержания игры, они выполняют те функции, без которых нельзя обойтись. Продумываются оптимальные варианты деления студенческой группы на подгруппы, обычно количественный состав команды от 3 до 7 человек.

 

Следующим видом семинаров являются спецсеминары, на них студенты включаются в научно-исследовательскую работу, это становится возможным на старших курсах, когда у студентов достаточно высокая теоретическая и профессиональная подготовка. Особенностью этих занятий является то, что преподаватель и студенты осуществляют совместную исследовательскую деятельность, таким образом исключается жесткое управление учебной деятельностью студентов, предполагаются партнерские отношения. Студенты выполняют, в основном, творческие задания.

 

В педагогической деятельности все рассмотренные виды семинаров используются в комплексе, выбор зависит от поставленных задач.

 

Важным видом практических занятий являются лабораторные работы, целью которых является овладение методами экспериментального исследования, развитие творческих исследовательских способностей, расширение возможностей использования теоретических знаний для решения профессиональных практических задач.

Для проведения лабораторных работ требуется специальное оборудование. Разнообразие практических занятий дает возможность включать студентов в различные формы работы и решать в учебно-воспитательном процессе разнобразные задачи.

Проведение практических занятий не менее сложно, чем чтение лекций. От преподавателя требуется свободное владение материалом, быстрая реакция на ответы студентов, внимание к каждому студенту, организаторские способности, т.к. нужно руководить совместной познавательной деятельностью студентов.

Каждое практическое занятие имеет следующую структуру: вступительную часть, плановую практическую часть и заключительную часть.

Во вступительной части решаются различные организационные вопросы. Преподаватель обязательно проверяет готовность студентов к занятию, выясняет, что вызвало затруднение. Во вступительной части преподаватель четко ставит цель занятия. Важно, чтобы студенты ее приняли и были заинтересованы в совместном решении. Большое значение имеет аттракция преподавателя, умение налаживать деловые отношения. Преподавателю необходимо заранее спланировать систему практических занятий, причем, они должны быть тесно связаны с лекционным материалом. Если лекции и практические занятия проводят разные преподаватели, то между ними должна быть согласованность в работе. Еще хуже, если содержание практических занятий опережает лекционный материал, что также иногда встречается. Не должно быть подмены практических занятий лекцией. Надо вовлекать студентов в обсуждение, а преподаватель должен выступать в роли участник а и ведущего, а не информатора. Поэтому еще до начала занятия преподавателю важно продумать и распределить формы участия студентов в коллективной работе.

Продумывая задания, проблемные ситуации, задачи, вопросы преподаватель должен предусмотреть возрастание их сложности, например от заданий по образцу переходить к реконструктивно-вариативным, затем к частично поисковым, а потом и к исследовательским. Усложнение заданий способствует развитию студентов, формированию учебной мотивации. Оптимальный уровень сложности заданий приводит к тому, что студенты испытывают положительные эмоции от достижения успеха.

При разработке заданий важно, чтобы все студенты были активны, заняты творческой работой, поиском правильных решений. На практических занятиях нередко отсутствует собственно практическая деятельность студентов, что негативно сказывается на успешности формирования умений и навыков. Типичным недостатком является низкая профессиональная направленность практических занятий. Из-за этого студенты порой скептически относятся к непрофильным дисциплинам. Что мешает преподавателям учитывать при изучении дисциплины особенности данной специальности? Очевидно, основной причиной является инертность преподавателей.

На практических занятиях преподаватель осуществляет индивидуальный подход к студентам, это проявляется в том, что он предлагает разные по степени сложности задания. Поэтому при разработке заданий желательно учитывать индивидуальные особенности студентов. Успех практических занятий зависит не только от подготовленности преподавателя, но и от подготовленности студентов. Не эффективны практические занятия, на которых студенты занимают пассивную позицию. Нередко можно наблюдать, когда на семинаре активно работают два – три студента, остальные скучают. Почему нет активности на занятии? Одна из причин – студенты плохо готовятся к занятиям, а преподаватель не мотивирует их к активному участию в работе на занятии.

Как можно активизировать всю группу, если готовятся к обсуждению вопросов не все, а иногда даже один человек, а это происходит порой из-за того, что в группе студенты заранее распределили между собой вопросы.

Опросы и наблюдения показывают, что нередко студенты готовятся к практическим занятиям от случая к случаю. Известно, что степень подготовленности студентов во многом зависит от требований преподавателя. Поэтому нужно объяснять студентам важность подготовки к практическим занятиям, осуществлять систематический контроль, добиваясь тем самым регулярной подготовки к занятиям.

 

При проведении практических занятий ярко проявляется механизм обратной связи. Вопросы, задания являются не только средством активизации студентов, но и способами оценки их знаний, выяснением того, в чем студенты испытывают трудности, чтобы скорректировать неточности, ошибки в их знаниях. Активность студентов во время практического занятия может зависеть и от используемой методики опроса. Преподаватель может спрашивать по вопросам, которые сам задает, он может предложить студентам определить последовательность вопросов для раскрытия проблемы или темы, можно распределить студентов на группы и предложить каждой группе задавать друг другу вопросы и оценивать ответы и т.д. Контроль, оценка, коррекция промежуточных результатов должны проводиться преподавателем совместно со студентами, это создает атмосферу взаимной ответственности, способствует формированию адекватной самооценки. Нередко на практических занятиях преподаватель осуществляет слабый текущий контроль за качеством знаний студентов. В конце занятия преподаватель обязательно подводит итог, привлекая к этому и студентов. При подведении итогов отмечается, насколько были решены поставленные задачи и как работали студенты на занятии.

 Организация самостоятельной работы студентов

В настоящее время большое значение приобретает организация самостоятельной работы студентов. Современная жизнь требует энергичных людей, имеющих профессиональную компетентность, проявляющих инициативность, творчество. Для этого, еще в студенческие годы, молодые люди должны овладеть навыками самостоятельной работы.

В последующей трудовой деятельности эти навыки помогут систематически заниматься самообразованием. Если студент не приучен к самостоятельной работе, то самообразование дается ему с трудом или он вообще к нему не приступает. Следовательно, одной из важнейших задач образования является формирование у студентов сознательного отношения к овладению теоретическими и практическими знаниями, привычки к интеллектуальному труду. Важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. необходимо научить их учиться, исключив при этом бездумное, механическое заучивание материала. Только самостоятельная работа обеспечивает наиболее полное слияние знаний, умений, навыков, направленности личности. Она предполагает разнообразные формы деятельности обучаемых, обеспечивает наиболее высокий уровень усвоения знаний, формирования умений, навыков, способствует активизации мыслительной деятельности студентов. Она является основой будущего самообразования специалиста, формирует соответствующие мотивы, что способствует реализации современной образовательной парадигмы, в основе которой выдвинуто положение о том, что обучение продолжается непрерывно в течение всей жизни.

 

Самостоятельная работа оказывает влияние на формирование у студентов различных личностных качеств, таких как аккуратность, трудолюбие, самокритичность, организованность, дисциплинированность, ответственность и др. Поскольку во время самостоятельной работы студент постоянно преодолевает препятствия различной степени трудности, то она помогает развивать волевые качества – целеустремленность, решительность, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность. У него появляется волевая саморегуляция, например настойчивость в достижении поставленной цели, готовность к длительному, неутомимому поиску решения проблемы и т.п.

Во время самостоятельной работы студент поставлен в положение организатора своей учебной работы. У него формируется познавательная мотивация, появляется потребность в достижении, успехе, он учится

планировать свою работу, контролировать ход ее выполнения, в большей или меньшей степени проявляет творчество, у него развивается самооценка, самоконтроль. В результате систематического участия в самостоятельной работе у студентов появляется положительное эмоциональное отношение к учебе. Показателями сформированности такого отношения является критичность мышления, наличие собственного мнения, умение аргументировано вести дискуссию, обосновывать свою позицию, ставить вопросы, появляется потребность в самообразовании. У студентов формируется готовность использовать полученные теоретические знания в повседневной профессиональной деятельности.

Таким образом, самостоятельная работа оказывает большое влияние на появление сознательного отношения студентов к овладению знаниями, желание заниматься напряженным интеллектуальным трудом, она также в полной мере способствует всестороннему развитию личности студента в процессе учебной деятельности и формированию самой учебной деятельности. Как известно, значение самостоятельной работы в том, что в пределах аудиторных занятий нельзя усвоить объем знаний, необходимых современному конкурентоспособному специалисту, однако, некоторые студенты уделяют недостаточно внимания организации самостоятельной работы, поэтому эта проблема является актуальной в вузовском преподавании.

Самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно- исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она может быть аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа выполняется на лекциях, практических занятиях, в период прохождения разных видов практик, т.е. непосредственно под руководством преподавателя.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает последующую работу студентов с материалами лекций, подготовку к практическим занятиям, зачетам, экзаменам, выполнение различных письменных работ. Эта работа организуется в произвольном режиме времени в удобные часы, чаще всего вне учебной аудитории, например, дома, в читальном зале, в лаборатории, на предприятии. Овладение опытом самостоятельной работы не происходит стихийно, в этом процессе проявляется механизм присвоения, сущность которого состоит в осуществлении деятельности, адекватной той, которая воплощена в присваиваемом продукте, и в том, что эта деятельность строится извне теми, кто обучает. Следовательно, должна быть организована познавательная деятельность студентов, которой руководит преподаватель.

К основным видам самостоятельной работы относятся:

– подготовка к лекциям, практическим занятиям, различным видам

практик;

– выполнение письменных работ и проектов – контрольных,

расчетно-графических, рефератов, курсовых, выпускных

квалификационных и пр.;

подготовка к сдаче зачетов, экзаменов.

В организации самостоятельной работы условно можно выделить

три блока: мотивационный, организационный и технологический.

 

Чтобы студенты изъявили желание включиться в самостоятельную работу, у них должна быть сформирована познавательная мотивация. Она формируется в результате внутреннего побуждения, понимания и принятия субъектом обучения необходимости познания, а не под давлением извне. Только в этом случае студенту интересно получать новые знания, постоянно углублять уже имеющиеся, студент учится не для получения положительной отметки, не для получения диплома, хотя они ему небезразличны, он учится потому, что ему это интересно. Причем, чем больше он узнает нового, тем больше ему хочется еще узнать, в этом случае познавательные интересы становятся ненасыщаемыми. При такой мотивации самостоятельная работа перестает быть для студента тяжелым бременем, она приносит ему ощущение удовлетворенности от творческого умственного труда. Впоследствии появляется потребность в переживании эмоций радости, удивления, удовольствия в связи с завершением определенного этапа работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...