Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сформировать познавательную мотивацию помогает преподаватель.

Он акцентирует внимание студентов на значимости самостоятельной работы. Разъясняет, что она является высшей формой учебной деятельности. Целенаправленное формирование познавательных интересов, мотивации к расширению и углублению изучаемого материала во время самостоятельной работы происходит на аудиторных занятиях. У студентов появляется потребность узнать что-то новое, нужное, важное для себя, но во время аудиторных занятий полностью удовлетворить эту потребность невозможно, они начинают понимать, что для этого надо много работать вне аудитории, самостоятельно добывая знания.

Мотивировать к приобретению новых знаний могут различные задания, направленные на поиск решения интересных проблем, а также побуждение студентов к использованию полученных знаний в практической профессиональной деятельности или в научных исследованиях.

Значение имеет сформированность у студентов мотива достижения.

Потребность в достижениях переживается человеком как стремление к успеху, проявляется в направленности на достижение дальних целей, в получении оригинальных или даже уникальных результатов как при выборе способов деятельности, так и в продуктах деятельности.  Учебная деятельность содержит много возможностей для достижения более высокого уровня: это яркие ответы на практических занятиях, зачетах, экзаменах, подготовка оригинальных письменных работ, участие в научной работе, выступления на научных студенческих конференциях.

 

Студенты с высокой потребностью в достижениях обычно с желанием занимаются самостоятельной работой, вкладывают больше усилий в учебный процесс, что приводит к более высоким результатам в учении, положительно влияет на личностный рост и овладение профессией. В процессе самообразования уже отпадает необходимость в педагогическом стимулировании познавательной деятельности, появляется внутренняя мотивация, поэтому важно, чтобы преподаватели способствовали развитию у студентов внутренних мотивов познавательной деятельности.

Таким образом, чтобы возникла потребность в самостоятельной работе, должно появиться противоречие между имеющимися у студентов знаниями, умениями, навыками и новыми условиями, в которых они должны применяться. Но одного желания заниматься самообразованием еще недостаточно, важно, чтобы у студентов были сформированы организационные умения, связанные с планированием, управлением и контролем своей учебной деятельности. Студент должен уметь организовать собственную познавательную деятельность. Однако, порой преподаватели не стимулируют студентов целенаправленно заниматься самостоятельно.

В организационном плане большое значение имеет достаточное количество времени, отводимого на самостоятельную работу. Испытанной формой рациональной организации самостоятельной работы является график учебного процесса, в котором отражены сроки всех отчетных мероприятий: промежуточная аттестация, выполнение различных письменных работ, сроки экзаменационной сессии. На младших курсах помощь в организации самостоятельной работы оказывает преподаватель, на старших курсах студенты уже сами в состоянии спланировать собственную работу.

Для эффективной организации самостоятельной работы студенты должны научиться принимать и понимать те цели и учебные задачи, которые ставит перед ними преподаватель. Поэтому при разработке заданий, преподавателю необходимо предусмотреть постепенное нарастание трудности, степени самостоятельности, проблемности, творчества. Все задания, предлагаемые для самостоятельной работы, можно разделить на теоретически направленные (на понимание, анализ, синтез, моделирование, систематизацию, классификацию и т.п.) и практически направленные (на применение, проектирование, экспериментирование и т.п.).

Разработка различных заданий для самостоятельной работы является важным условием, способствующим повышению её эффективности, это может выражаться в создании различных методических рекомендаций или другого методического материала. Для организации самостоятельной работы целесообразно обратить внимание на формирование у студентов общих и профессионально значимых умений, без которых специалист не состоится. Значение имеют общие умения, связанные с коммуникативными качествами личности. Студенты должны уметь четко формулировать мысли, выступать, объяснять, доказывать, задавать вопросы, участвовать в беседе, слушать других и пр. Кроме этого, студенты должны уметь записывать материал – делать конспекты, тезисы, выполнять письменные работы, переводить устный материал в схемы, таблицы, графики и пр. Этому способствуют аналитические умения: понять проблему, оценить ее, аргументировать, сравнивать и т.п.

У студентов должны быть сформированы:

логические умения – сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы и др.;

аналитические умения – понимать проблемы, оценивать их, аргументировать идеи, принимать решения, исходя из здравого смысла.

Кроме общих умений, выделяют такие специальные умения, как подготовка к определенным видам занятий (лекциям по тем или иным дисциплинам, например техническим и гуманитарным, практическим занятиям, практике и пр.).

Во многом успех самостоятельной работы зависит от организационных умений: планирование собственного времени, соблюдение режима занятий, гигиены умственного труда. Для проявления и развития у студентов потребности и интереса к самостоятельной учебной деятельности большое значение имеет организация совместной продуктивной деятельности преподавателя и студента. Система взаимодействия преподавателя и студента должна быть направлена на то, чтобы научить студентов самостоятельно проектировать свои жизненные планы, осуществлять их на основе достаточно высокого уровня самообразования. Для этого сначала преподаватель консультирует,

как выполнить задание, затем переходит от непосредственного инструктажа к опосредованному, например, он корректирует задачи,поставленные студентом, оценивает результат работы и т.п. Впоследствии преподаватель выступает в роли консультанта, советчика, побуждая студента к самостоятельному анализу выполненной работы. На разных этапах работы сотрудничество преподавателя и студента будет различным. В одних случаях возрастает значимость деятельности преподавателя, например в период формирования мотивации или при оценке знаний, умений, навыков на зачете, экзамене. Но, безусловно, решающая роль в организации самостоятельной работы отводится студенту.

Некоторые преподаватели полагают, что эти умения формируются у студентов сами по себе, как само собой разумеющееся, но это не так, их надо целенаправленно развивать.

Самообразование следует рассматривать как основное направление профессионального роста и как важнейшее средство цивилизованного обеспечения конкурентоспособности специалиста на рынке труда. О сформированности опыта самообразования свидетельствует:

во-первых, наличие потребности самостоятельно приобретать и постоянно совершенствовать знания, необходимые для осуществления успешной деятельности;

во-вторых, овладение современными методами и средствами использования информации;

в-третьих, умение рационально организовывать свою познавательную деятельность – планировать, осуществлять, оценивать, корректировать.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...