6.3. Рулевое устройство. Спасательные средства. Грузовое устройство
6. 3. Рулевое устройство Рулевое устройство предназначено для обеспечения управляемости судном (устойчивости на курсе и поворотливости). Общий вид рулевого устройства показан на рис. 1. 11. 3. В состав рулевого устройства входят руль, привод руля, привод управления. Рисунок 1. 11. 3. Рулевое устройство.
1 – перо руля; 2 – рудерпис; 3 – баллер; 4 – нижний подшипник; 5 – рулевая машина; 6 – гельпортовая труба. В руль входит перо руля и баллер. Основой пера руля является мощная вертикальная балка – рудерпис. С рудерписом соединены горизонтальные рѐ бра жесткости и петли. По сечению рули делятся на пластинчатые и обтекаемые. Обтекаемый руль - пустотелый в сечении имеет каплевидную форму, улучшает управляемость, увеличивает КПД винта, обладая собственной плавучестью, уменьшает нагрузку на подшипники. Из-за этих преимуществ практически все морские суда имеют обтекаемые рули. По положению оси вращения рули делятся на: небалансирные, полубалансирные и балансирные. По методу крепления к корпусу судна - обыкновенные, подвесные и полуподвесные (рис. 1. 11. 4). Рисунок 1. 11. 4 Основные типы рулей: а – обыкновенный небалансирный; б – балансирный; в – балансирный подвесной; г – полубалансирный полуподвесной.
У балансирных и полубалансирных рулей часть площади руля (до 20%) расположена в нос от оси вращения руля, что уменьшает момент и мощность, необходимую для поворота руля и нагрузку на подшипники. Баллер служит для передачи вращающего момента на перо руля и его поворота. Баллер – прямой или изогнутый стержень, который крепится одним концом к перу руля с помощью фланца или конуса, а другой конец входит через гельмпортовую трубу и сальник в корпус судна. Баллер поддерживается подшипниками, на его верхний конец насажен румпель – одноплечий или двуплечий рычаг.
Рулевой привод связывает баллер руля с рулевой машиной и состоит из румпеля и соответствующей передачи к нему от рулевой машины.
Спасательные средства Спасательные средства предназначены для спасения экипажей и пассажиров в случае аварии судна. К спасательным средствам коллективного пользования относятся спасательные шлюпки и плоты, к индивидуальным - нагрудники, жилеты, спасательные круги и гидрокостюмы. Число мест в спасательных шлюпках, находящихся на пассажирском судне, должно быть не менее числа пассажиров и экипажа, на грузовом – с каждого борта не менее 100% экипажа (на пассажирском судне безопасность в значительной мере обеспечивается непотопляемостью судна). ж) Рисунок1. 11. 5. Рабочая шлюпка: а – открытая гребная, деревянная, металлическая или пластмассовая. Спасательные шлюпки: б – закрытая моторная; в – закрытая пластмассовая; г – танкерная; д – закрытая, танкерная, моторная; е – разрез закрытой моторной шлюпки, ж– сбрасываемая шлюпка: 1 – крышки; 2 – люк сходный; 3 – люк световой; 4 –леер спасательный; 5 – рубка рулевая; 6 – вентиляционная головка; 7 – бросательный конец; 8 – подъемное устройство; 9 – рундук; 10 – двигатель.
Грузовое устройство
Грузовая стрела является одним из самых древних грузовых устройств. В настоящее время грузовые стрелы усовершенствованы и успешно конкурируют с другими видами грузовых устройств. К легким грузовым стрелам относятся стрелы грузоподъемностью неболее 10т. Стрелы имеют ряд преимуществ: просты и дѐ шевы, допускают работу малоквалифицированным персоналом, возможна работа на рейде при небольшой качке. Однако у такой стрелы есть недостатки: стрелу с грузом можно поворачивать оттяжками, но часто нельзя изменить вылет стрелы с грузом, так как на топенанте (с помощью которого изменяется вылет) нет соответствующей лебедки. Вылет стрелы можно изменять без груза с помощью турачки лебедки через канифас-блоки, поворот вручную с помощью оттяжек, подъем – лебедкой. Это приводит к тяжелой и малопроизводительной работе с грузами (цикл 4-5 мин). Поэтому такая система в настоящее время используется только для погрузки снабжения, запчастей, провизии и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|