Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование навыков говорения




№ 1. говорение форма устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание.

Речевой намерение возникает под влиянием окружающих нас предметов я явлений, чувственных переживаний. Они создают основу предречевой фразы и способствуют формированию суждения.Успешность обучения говорению зависит от индивидуально-возрастных особенностей учащихся. Выделяется 3 возраста (младший, средний и старший школьный возраст). Зависит от ситуативной обусловленности обучения говорению: наличие желание вступить в контакт, от степени владения самим языком, от владения набором речеорганизующих формул необходимых (начинать, продолжать, перехватывать инициативу).

Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения [27].

Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следую­щих коммуникативных умений:

а) понимать и порождать иноязычные высказыва­ния в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;

б) осуществлять свое речевое и неречевое пове­дение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;

в) пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совер­шенствоваться в нем.

К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как:- ученики стесняются говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике;- учащиеся не понимают речевую задачу;- у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;- учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;

Монолог – речь одного лица обращенная к другому лицу с целью передать информацию. Такая форма речи, которая выстраивается одним человеком, т.е. он определяет структуру, содержание, языковые средства.

Монолог характеризуется: целенаправленностью общения, законченностью, непрерывностью, отсутствием полемичности.

Существуют след. виды монолога: приветственная речь, похвала, поощрение, описание, характеристика, рассказ, обвинит или оправдат речь.

Есть 2 подхода к обучению говорения.

«С верху вниз» Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.

Содержание урока построенного по методу: путь «сверху вниз».

Речь идет о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд преимуществ.

Во-первых, текст достаточно полно очерчивает речевую ситу­ацию и учителю не надо придумывать хитроумные способы для ее создания на уроке. В данном случае речь идет лишь о ее использовании для порождения речевых высказываний учащихся и о частичном видоизменении с помощью речевых установок и упражнений.

Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-моноло­ги, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д.

Задания после прочтения текста предполагают более продолжительные высказывания. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств выразительности, речевых приемов, способов аргументации и т.д. Вот лишь некоторые из заданий, которые составляют содержание урока.

1. Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла про­читанного текста.

2. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.3. Выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения, тропы, с помощью которых автор выражает свое отношение к людям, событиям, природе и 4. Доказать, что...5. Определить основную идею текста.

6. Охарактеризовать...7. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.8. Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.).9. Придумать другой конец для рассказа.

Во-вторых, грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности, а значит, и предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся, способствуют реализации образовательных целей обучения

В-третьих, аутентичные тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу. Содержание урока построенного по методу: путь «снизу вверх».

В данном случае монолог строится без опоры на конкретный текст. Данный путь применяется учителем в следующих случаях:1. На начальном этапе обучения, когда ученики еще не умеют читать или когда учебные тексты для чтения вряд ли могут предложить серьезную содержательную основу для развития навыков говорения.2. На среднем и старшем этапах обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок. В данном случае предполагаемые монологи могут строиться не столько на материале одного конкретного текста, сколько на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языках. Как правило, в данном случае предполагается использовать межпредметные связи, общее понимание вопроса, его индивидуальную трактовку и т.д.3. Для того чтобы получить желаемый уровень монологической речи в данном случае, учитель должен быть уверен, что:

- у учащихся есть достаточный информационный запас по данной теме (с учетом межпредметных связей);- уровень языка (лексический и грамматический) достаточен для успешного обсуждения данной темы на иностранном языке;- в речевом репертуаре учащихся имеется необходимый запас средств реализации различных речевых функций (согласия, несогласия, передачи или запроса информации и т.д.);- учащиеся владеют речевыми умениями (способами связи различных речевых высказываний, дискурсивными приемами, композицией речи и т.д.).Этапы: 1. Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слова и сло­восочетаний - •Назвать слово, глядя на картинку.

•Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов.• Прочитать слова.

•Составить словосочетания из предложенных слов.•Заполнить пропуски в предложении.

•Найти ошибки. •Отгадать слово по его дефиниции.

2.Отработка слов науровне предложения - • Ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики.•Сформулировать вопросы к имеющимся ответам.•Заполнить пропуски/закончить предложения.•Соединить разрозненные части предложения.•Перефразировать предложения с использованием предложенных слов.

3.Работа на уровне сверхфразового единства. - •Описать картинку.•Использование различных языковых и речевых игр (на отгадывание, описание; командные соревнования и

Диалог – процесс речевого общения характеризующийся поочередно сменяющимся репликами 2 лиц. Процесс, когда собеседники поочередно становятся и говорящими и слушающими. Характеризуется свободными от строгих норм оформлением высказываний. В диалоге широко используются невербальные средства. Виды диалога: свободные – беседы, дискуссии, интервью, т.е. те формы речевого взаимодействия, когда не закреплены социальные роли; стандартные – за участниками четко закреплены определенные соц. Роли.

Пути обучения: Сверху вниз – самый оптимальный для обучения стандартным типовым диалогам.

Этапы работы с диалогом образцом:1 этап: Снятие лексико-грамматических трудностей. Ознакомление с лингво-соц-культурными особенностями. Прочитать, либо предъявить фонограмму диалога. Отработка диалога. Заучивание, вопроизведение. Диалог образец используется для далбнейших трансформаций.

Опорами для составления собственных диалогов в данном слу­чае могут служить:

- сами тексты диалогов-моделей;- содержание речевой установки учителя на составление видоиз­мененных диалогов;- описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;- картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.

Снизу вверх – нет диалога-образца. (учащиеся не умеют читать, уровень знания позволяет обойтись без опоры) Данный тип предполагает формиование: умений задавать вопросы, логично отвечать на вопросы, умение употреблять вводные реплики.

В основе диалога лежит коммуникативная ситуация. Выделяют естественные и учебные ситуации.

№ 4. Формирование навыков чтения. Рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие, понимание, и применение информации содержащейся в тексте.

Чтение развивается на основе устной речи – процесс узнавания в графике языкового материала уже известного в устной речи. К речевым умениям относят владение различными технологиями извлечения информации из текста. Выделяют 2 формы чтения: про себя, вслух. Чтение про себя монологично, вслух-диалогично, цель передача информации другому лицу. На начальном этапе предпочтительней чтение вслух т.к. обеспечивает само контроль. На среднем этапе, как средство, чтобы не потерять навыки чтения. Старший этап для формирования умений причинно-следственных связей.

Техника чтения. Начинается с движения глаз по строке. И скорость восприятия текста. Так как быстрое чтение развивает целостность восприятия текста. Для увеличения скорости необходима регулярность чтения и наличие интересных легких текстов в период формирования навыков. На начальном этапе для развития техники чтения могут использоваться упражнения: чтение вслух, заучивание пословиц, диалогов, заполнение пропусков буквами, подбор эквивалентов. На среднем и старшем этапах: Осуществляется коррекция и усовершенствование.

Виды чтения: изучающее - Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. Изучающее чтение является, прежде всего, самостоятельной целью обучения чтению, так как в жизни читатель часто может попасть в положение, когда ему нужна точная информация, например при чтении научно-технических текстов. Изучающее чтение одновременно является средством обучения чтению, ибо оно представляет собой максимально развернутую форму чтения, при которой оттачиваются все приемы чтения, развивается «бдительность» ко всем сигналам, исходящим от текста; оно практикуется обычно на небольших по объему текстах определенной степени трудности, так как главная задача - качественная сторона чтения, полнота и точность понимания. Ознакомительное - При ознакомительном чтении целью является извлечение основной информации (приблизительно 70%), при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому, частично восполняется смысл текста. Для ознакомительного чтения подбираются большие по объему тексты и тогда вступает в силу языковая избыточность. Навыки, приобретенные при изучающем чтении, используются при ознакомительном чтении. Просмотровое - Просмотровое чтение, в результате которого читатель получает самое общее представление о содержательно-смысловом плане текста: о чем идет в нем речь. К просмотровому чтению прибегают в профессиональной и бытовой сферах жизни, например при чтении газет и т. д. Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения, развитую способность к обоснованному предвосхищению по скупым языковым и неязыковым средствам, большую скорость восприятия. В школьном курсе чтения на иностранном языке просмотровое чтение используется лишь как предварительная фаза изучающего и ознакомительного видов чтения для определения общей темы и уменьшения тем самым меры неопределенности. К просмотровому чтению учащихся следует приобщать при чтении газет.

В зарубежной литературе: skimming – определение основной идеи идеи текста

Scanning – поиск конкретной информации

Reading for detail, global reading – получить основное представление о тексте. Чтение декодирование – установление фонемико-графических соответствий. Чтение прогнозирование.

В соответствии с фонетическим подходом обучение чтению начинается с согласных, которым соответствует 1 звук (d-t), Затем 2 и более (с,g). Сочетания (bl, cl, pl). Диграфы (ch,sh). Гласные вводятся (СV, CVC, CVVC)

Этапы работы с текстом:

Предтекстовый, Текстовый, Послетекстовый.

 

Формирование навыков письма. Письмо – продуктивная деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста. При письме, как и при чтении, устанавливаются графемно-фонемные связи. Цель обучения письму научить уча-ся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек пишет на родном языке. Выделяют след.тексты которым нужно обучать: составление писем, резюме, биографии, рецензии, аннотации. Эссе. В данных типа уделяется внимание структуре содержания текста. Автору нужно помнить о назначении данного письменного текста.

1 этап формирования письменной речи заключается в формировании графических навыков. (научить узнавать буквы, правильно писать, продвижение от написания буквы к слову).

Обучении графике проводится в след.последовательности. (показ буквы, предъявление ее графич и звуковой формы, медленное изображение, вторичное написание, требуя повторения движений за учителем, написание в тетрадях). Упражнения (найти лишнюю букву tttdttt, найти указанную букву. При обучении орфографии используется списывание. Важно при списывании вырабатывать привычку не срисовывать букву за буквой, а осмысленно запоминать буквенный состав слова. Это помогает развивать зрительную орфографию. Письменная речь требует перехода от написания буквы до предложений.

Эффективный ср-во формирования орфограф навыков является диктант. Он может быть подготовительный – учитель читает предложения, записывает их на доске, затем повторяется со всем классом, стирает слово, и весь класс записывает под диктовку, Привинтивный диктант – учитель зачитывает предложения которые зачитываются классом, затем еще раз зачитывается. Один пишет у доски, класс записывает в тетради; объяснительный – один ученик пишет у доски, проверяется всем классом. Самодикант – предварительно выученные наизусть стихи. Контрольный диктант – учитель подбирает текст по теме.

Сочинение – выражение собственных мыслей на ин.яз. в связи с предложенной ситуацией. Составление плана: Introduction, main part, conclusion.

Techniques for getting started – мозговой штурм – групповая работа, создается банк идей.

Listening – листинг – индивидуальная работа, составить как можно более длинный список идей по данной теме.

Clustening – определение ключевого слова, которое записывается в центре, вокруг него располагаются ассоциации.

Free writing – учител дает задание в течение определенного времени писать не отрывая руки по заданной теме, если не знаю что то писать I can’t think what to say.

 

Метод проекта

Проект самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа в кот реч. общение вплетено интеллектуально-эмоц. контекст другой деят-ти (игра, приготовление плакатов)

Эффективность обеспечивается интеллект-эмоц содержательностью включенных в обучение тем. Занимаясь проектом ученик общается с собеседниками своего круга, говорит с ними о проблемах на языке свойственном данной группе.

Каждый проект соотносится и определенной темой и разрабатывается в теч. нескольких уроков.

Классификация:

доминирующий в проекте метод и вид д-ти.:

- исследовательский

- творческий (не имеет детально разработанной структуры)

- ролево-игровой (распределение уч-ся ролей, персонажей

- информационный (сбор инфы об объекте, результат – доклад, статья)

- предметно-ориентированный (требует четкой структуры, сценария д-ти всех участников)

- игровые (разыгрывание фрагментов, драматизация)

- сценарные

- творческие (сочинения, переводы)

Предметно содержательные

- монопроект – проводится в рамках 1учебн предмета при этом выбирается наиболее сложные разделы

- межпредметный – выполняется во вне урочн. время, требует координацию преподавателя, согласованной работы творческ. групп, хорошо проработанной формы промежут. и итоговой презентации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...