Билет № 5. Теоцентризм философии Средних веков
Средневековая философия – это философия феодального общества с господством религии и церкви во всех сферах социального бытия. Отсюда и основная особенность философии этого периода – теоцентризм (от греческого ueoz - бог); главными объектами философского познания становятся не космос и природа (как в Античной философии), а бог и человеческая душа. Девиз религиозной философии изложен в трех коротких лапидарных суждениях Августина: Хочу понять Бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего. Философия этого периода либо подчинена теологии, либо отождествляется с ней. Теология (богословие, учение о боге) определяется как совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенных в форме идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. В Средние века на смену языческим, политеистическим (политеизм - многобожие) религиям приходят монотеистические (монотеизм - единобожие) религии (буддизм, христианство, ислам). Европейская, византийская и славянская философии развились в христианской традиции. Христианство (от греч. crisoz - помазанник, мессия) монотеистическая религия, возникшая в I веке в Палестине в рамках иудаизма и широко распространившаяся по всему свету благодаря космополитизму (объявляется равенство всех перед Богом, независимо от социальной и национальной принадлежности) и универсализму христианского мировоззрения - идея всемогущества единого Бога - творца и два основных догмата: догмат триединства. Троица – Бог – Отец – (безначальное первоначало), Бог – Сын или Логос (смысловой или оформляющий принцип), Бог – Святой Дух (животворящий принцип), догмат Боговоплощения - Иисус Христос - богочеловек, принявший страдания и смерть ради искупления людских грехов и воскресший после смерти. Эти и другие особенности христианской доктрины оказали значительное влияние на философские идеи средневековья, а философия того времени много сделала для обоснования и систематизации религиозных догматов.
В истории средневековой философии выделяются два периода: патристика и схоластика. 1. Патристика (от греч. patris - отец) - II-VII вв. – деятельность отцов церкви, философское обоснование догматов христианской религии, борьба против ересей и язычества. Для философии периода патристики характерна связь с идеями Платона и неоплатонизма.
Во II-VI-ом вв. в Римской империи и Византии сосуществовали две культурных философских традиции: с одной стороны до VI в. продолжается античная культурная традиция, с другой – развивается и укрепляется христианская. Причем, если Римская империя была завоевана варварами, то в Византии античная культурная традиция не прерывалась. Именно византийские мыслители, например, Псевдо-Дионисий Ареопагит (V в.), интерпретировали христианское учение в терминах неоплатонизма. Византийская и Западноевропейская философия в средние века развивалась в рамках христианской традиции, были тесно связаны и испытывали сильное взаимовлияние. Патристика в свою очередь делится на три периода. (1). Апологетика (от апологет - защитник) – II-III в. – защита христианской религии, первые попытки построить философскую систему на основе христианских догматов. Среди апологетов выделяется фигура – Оригена (ок. 185-253 или 254 гг.), который разрабатывает доктрины о трех смыслах библии - “телесном” (буквальном) (моральном) и “духовном” (философски-мистическом); учение об апокатастасисе - неизбежности полного “спасения”, просветителя и соединения с богом всех душ и духов; у Оригена впервые встречается термин “богочеловек”. Во время очередной волны антихристианских репрессий Ориген был брошен в тюрьму и подвержен пыткам, от которых вскоре умер.
(2). Второй период патристики – IV-V вв. –характеризуется систематизацией доктрины христианской религии на основе идеалистического умозаключения. Наиболее известные философы этого периода.
Василий Великий Кесарийский (ок. 330-379 гг.) - глава каппадокийского кружка в Византии, куда входили Григорий Богослов, Григорий Нисский. Василий известен как автор “Шестоднева” - толкование библейской книги Бытие о шести днях творения. В православной традиции - один из трех главных “святителей” церкви (наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом). Григорий Богослов. Григорий Назианзин (ок. 330-ок. 390 г.) известен способами адекватного описания христианской концепции ступеней познания бога в терминах философии, автобиографические поэмы “О смысле жизни”, “О моей судьбе” и “О страданиях моей души” отличаются глубоким психологизмом и культурой самоанализа. Григорий Нисский (ок. 335-ок. 394 г.) – под влиянием идей Платона и Оригена тяготел к неортодоксальной позиции, например, в учении о человеке исходил не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого (плерома), некоей коллективной личности, сущность которой усматривается в интеллекте. Августин Аврелий, Блаженный (354-430 гг.) известен разработкой двух новых проблем: динамики человеческой личности - “Исповедь” и динамики человеческой истории – “О граде Божием”, написанном под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 г. Августин выделял два вида человеческой общности: “град земной”, государственность, которая основана “на любви к себе, доведенной до презрения к богу” и “град божий” – духовная общность, которая основана “на любви к богу, доведенной до презрения к себе”. (3). Третий период патристики - VI-VIII вв. – характеризуется стабилизацией доктрины, подчинением теологии всех наук влиянием аристотелизма. Большой вклад в систематизацию догматов внесли: Боэций (ок. 480-425 гг.) – известен как переводчик и комментатор Аристотеля, оказал влияние на формирование схоластики; сочинение “Утешение философией”, написанное в тюрьме и посвященное теме свободы духа среди текучей видимости житейских дел, было одним из самых читаемых произведений в течение целого тысячелетия.
Иоанн Дамаскин (ок. 675-умер до 753 г.) – византийский философ, решал задачу упорядочивания наук под эгидой теологии и на основе аристотелевской логики, создал основы схоластического метода. Труды Дамаскина были первыми философскими сочинениями, переведенными на старославянский язык и, оказали большое влияние на формирование философии восточных славян.
2. Схоластика[25] (от school - школа) - XI-XIV вв. – тип религиозной философии, подчиненной теологии, для которой характерны связь догматов с рационалистическим объяснением и особый интерес к формально-логической проблематики. В схоластике выделяются также три периода: ранняя, зрелая и поздняя. (1). Ранняя схоластика - IX-XII вв. – сложилась в условиях подъема феодализма и папской власти, под влиянием августиновского платонизма. В этот период впервые выявляются противоположные позиции в споре об универсалиях: реализм – номинализм. Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.) – теолог, архиепископ Кентерберийский понимал веру как предпосылку рационального знания: “Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь”, развивал онтологическое доказательство бога, выводящее его бытие из самого понятия бога как наисовершенной сущности; в трактате “Почему бог вочеловечился?” пытался логически доказать необходимость воплощения бога в человеке. Пьер Абеляр (1079-1142) - ученик Росцелина и Гильома из Шампо, выступая против крайнего реализма и номинализма, создал собственное учение - концептуализм (подробнее смотри: в §4 настоящей главы); считал разум предварительным условием веры; “понимаю чтобы верить”; в сочинении “Да и нет” разрабатывает схоластический метод как логический анализ противоположных мнений по какому-либо вопросу. Михаил Пселл (1018-90-е гг. XI в.) - византийский писатель, философ, историк, ученый - энциклопедист, стремился к созданию синтеза античного и христианского воззрений, включал в него оккультизм неоплатоновского типа, хотя в тоже время подвергал рационалистической критике представления о чудесном.
(2). Зрелая схоластика - XII - XIII вв. – развивалась в средневековых университетах (общеевропейским центром был парижский университет); платонизм постепенно вытесняется аристотелизмом. Идеи философии Аристотеля пришли в Европу через арабскую философию и были по-разному истолкованы: в духе аверроизма[26] – Сигер Брабантский (ок. 1235-ок. 1282 гг.) и в ортодоксальном направлении – Альберт Великий (ок. 1193-1280 гг.) и Фома Аквинский. Фома Аквинский. Томас Аквинат (1225 или 1226 - 1247) – систематизатор средневековой схоластики, основатель томизма, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1657 году признан пятым учителем церкви. В XIX - XX в. учение Фомы Аквинского становится основой неотомизма. В основных трудах “Сумма теологии” и “Сумма против язычников” подведены итоги теологическо-рационалистических поисков зрелой схоластики. (3). Поздняя схоластика - XIII-XIV вв. - испытала воздействие противоречивого развитого феодализма. Иоанн Дунс Скот (ок. 1266-1308 гг.) противопоставил интеллектуализму системы Фомы Аквинского свой волюнтаризм, отказ от завершенной системы и острый интерес к индивидуальному бытию. Уильям Оккам (ок. 1285-1349) – английский философ, логик, политический деятель; представитель номинализма, отстаивал теорию двойственной истины, приоритет воли над разумом, предвосхитил некоторые идеи Реформации и эмпиризма как методологии опытного знания. Сравните два небольших фрагмента текста Августина Аврелия и Фомы Аквинского. Чем отличаются рассуждения о Боге у этих двух философов? Еще раз обратите внимание на то, чем отличаются два основных периода средневековой философии: патристика и схоластика? Августин Аврелий Исповедь “Поздно полюбил я Тебя, Красота, такая древняя и такая юная, поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я - был во внешним и там искал Тебя, в этот благообразный мир, Тобой созданный, вламывался я, безобразный! Со мной Ты, с тобой я не был. Вдали от тебя держал меня мир, которого бы не было, не будь он в тебе. Ты позвал, крикнул и прорвал глухоту мою; Ты сверкнул, засиял и прогнал слепоту мою; Ты разлил благоуханье свое, Я вдохнул и задыхаюсь без тебя. Я отведал Тебя и Тебя алчу и жажду; Ты коснулся меня, и я загорелся о мире Твоем”. (Августин. Исповедь // Антология мировой философии. – Киев: УМК ВО, 1991. – Т.1. – Ч.1. – С.180). Фома Аквинский Сумма теологии “... Бог есть первопричина всех вещей как их образец. Дабы это стало очевидным, следует иметь в виду, что для продуцирования какой-либо вещи необходим образец, т.е. поскольку, продукт должен следовать определенной форме. В самом деле, мастер продуцирует в материи определенную форму в соответствии с наблюдаемым им образцом, будь то внешний созерцаемый им образец или же такой, который зачат в недрах его ума. Между тем, очевидно, что все природные порождения следует определенным формам. Но эту определенность форм должно возвести как к своему первоначалу к божественной премудрости, замыслившей миропорядок, состоящей в различности вещей. И потому должно сказать, что в божественной премудрости пребывают предначертание всех вещей, каковы мы назвали идеями, или образцовыми формами в уме бога... Итак, сам бог есть первичный образец всего. - Однако же и среди сотворенных вещей некоторые могут именоваться образцами других в соответствии с тем, что одни из них следуют подобию либо в силу принадлежности к тому же роду, либо в силу аналогии некоторого подражания”.
(Фома Аквинский. Сумма теологии // Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., Мысль, 1975. – С.153). Отдельно следует сказать о специфике Арабской философии.[27] Учение Аристотеля, послужившее методологическим обоснованием средневековой схоластики, Западная Европа восприняла вначале в интерпретации Авиценны, Аверроэса, Александра Афрадизийского. Давида Динантского. Арабская средневековая философия развивалась в тесной связи с наукой (философы были и математиками, и астрономами, и врачами) и поэтому в ней выражены материалистические тенденции. Назовем некоторых самых известных философов. Аль-Кинди (800-879) - первый арабский философ интерпретатор Аристотеля, признавал отечественные закономерности мира, считая бога лишь “отдельной причиной всех явлений”; разрабатывая проблемы логики и гносеологии, в частности логического обоснования догматов веры. Известна его схема трех степеней познания: математика и логика – естественные науки – философия.
Ибн-Сина (Авиценна ок. 980-1037) - выдающийся ученый-энциклопедист, философ, врач – отрицал сотворенность мира во времени, объясняя его как временную эманацию бога – “первой причины”, в дальнейшем природа развивается по принципу самодвижения.
Ибн-Рушд (Аверроэс, 1126-1198) - его рационалистические комментарии Аристотеля оказали большое влияние на Европейскую философию, образовав целое направление в ней – Аверроизм. Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, понимание сотворенность богом в том смысле, что бог совечный миру превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Высказанное им разграничение рациональной и образно-аллегорической религии явилось одним из источников теории двойственной истины. Вся средневековая философия и схоластика, в частности, есть философствование в форме интерпретации текста (либо божественного откровения - священных книг, либо сочинений Аристотеля, канонизированного теологией) - в этом она противоположна новоевропейской философии, стремящейся открыть истину через анализ опыта, а также мистике с ее попыткой узреть истину в состоянии экстатического созерцания. Средневековая философия, будучи “служанкой богословия”, отказавшись от изучения природы, противопоставив себя науке, тем не менее, сохранила интеллектуальную преемственность разработкой рациональных методов познания, развитием логики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|